ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
28 июня 2018 года Дело № А55-2466/2018
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,
рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тимашевская птицефабрика»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2018 года по делу № А55-2466/2018 (судья Степанова И.К.),
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тимашевская птицефабрика»,
к Самарской таможне,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10412000-1306/2017 от 12.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Тимашевская птицефабрика» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Самарской таможне (далее – административный орган), о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10412000-1306/2017 от 12.01.2018.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью «Тимашевская птицефабрика» подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2018 г. по делу № А5 5-2466/2018, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе ссылается на допущенные таможней процессуальные нарушения, ненадлежащее извещение о дате, времени и месте составления протокола.
Самарская таможня апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, статистическая форма с системным номером 1300171127-10174885 за отчетный месяц - март 2017 года направлена обществом с ограниченной ответственностью «Тимашевская птицефабрика» на бумажном носителе в Отрадненский таможенный пост Самарской таможни 7 декабря 2017 г., что подтверждается регистрацией на входящем письме от 7 декабря 2017 г. № 668. Статистическая форма зарегистрирована с присвоением регистрационного номера 10412050/071217/C109761.
Вместо установленного срока - не позднее 12 апреля 2017 года (не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад), статистическая форма за отгрузку товаров, осуществленную в марте 2017 года, представлена 07 декабря 2017 года.
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом таможенного органа 18 декабря 2017 года в отношении общества составлен протокол №10412000-1306/2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества ФИО1, полномочия которой надлежащим образом подтверждены, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, указанному лицу разъяснены, о чем свидетельствует подпись данного лица в протоколе (л.д.15-17).
По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении 12 января 2018 года административным органом вынесено оспариваемое постановление №10412000-1306/2017 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (л.д.121-122).
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на допущенные таможенным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальные нарушения: нарушение срока направления оспариваемого постановления; в протоколе не указано время составления протокола, время совершения правонарушения; отсутствие полномочий у защитника общества; нарушение срока составления протокола.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Исходя из сведений, указанных в статистической форме, по договору № 12-01/17ТП от 10 февраля 2017 г., счету – фактуре (инвойс) № 913 от 13 марта 2017 г., счету - фактуре (инвойс) №1114 от 29 марта 2017 г. ООО «Тимашевская птицефабрика» отправило товар в адрес покупателя Сары-Бас (<...>) в марте 2017 года.
Согласно Выписки из ЕГРЮЛ ООО «Тимашевская птицефабрика» (ИНН <***>, КПП 637201001, адрес регистрации: 446332, Самарская область, Кинель-Черкасский район, п. Садгород) относится к региону деятельности Самарской таможни.
Согласно ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона и постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2015 г. № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» утверждена статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения.
В соответствии с п. 4 Правил, ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 525.
Статистика взаимной торговли государств - членов Таможенного союза включает в себя сбор статистических форм, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Статистическая форма заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, установленными приложением № 2 к Правилам ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Пунктом 5 Правил установлено, что российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
В соответствии с п. 6 Правил, статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Пунктом 7 Правил определено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно п. 10 Правил, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ устанавливается ответственность для должностных и юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Из представленных обществом документов следует, что товар, указанный в статистической форме с системным номером 1300171127-10174885, регистрационный номер 10412050/071217/С109761, общество отправило в адрес покупателя в марте 2017 года.
Следовательно, статистическую форму на товар, отгруженный в марте 2017 года, общество должно было представить в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада, т.е. до 12 апреля 2017 года включительно.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данная норма корреспондируется с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П, согласно которому лицо должно знать не только о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правонарушений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Суд верно указал, что административное правонарушение, совершенное ООО «Тимашевская птицефабрика» не вызвано объективно непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля общества, и оно должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, что свидетельствует о наличии вины в действиях ООО «Тимашевская птицефабрика».
Судом правомерно отклонен довод заявителя о необходимости квалифицировать совершенное правонарушение как малозначительное, поскольку доказательств исключительности рассматриваемого случая обществом не представлено, из материалов дела не усматривается.
В рассматриваемом случае существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям закона, отсутствии должного контроля со стороны руководства заявителя за действиями ответственных лиц.
Основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ также отсутствуют.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.
Соответственно, сам по себе факт отсутствия негативных материальных последствий, не является обстоятельством, свидетельствующим о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение.
Наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. назначено административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного обществом правонарушения.
Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2018 по делу № А65-31391/2017, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 по делу № А65-31390/2017, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 по делу № А65-31386/2017, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 по делу № А65-31388/2017.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о законности оспариваемого постановления, поскольку факт административного правонарушения материалами дела подтверждается, установленный порядок привлечения к административной ответственности таможенным органом соблюден, существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, наказание назначено таможенным органом в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о неизвещении законного представителя о дате, времени и месте составления протокола опровергаются имеющимся в материалах дела письмом Отрадненского таможенного поста от 07 декабря 2017г. № 07-07/0047, которым законному представителю ООО «Тимашевская птицефабрика» разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законный представитель приглашен на составление протокола на 18 декабря 2017г. (т.1, л.д.79-82).
В материалах дела имеется ответ ООО «Тимашевская птицефабрика» от 13 декабря 2017г. исх. № 680 на письмо таможни от 07 декабря 2017г. № 07-07/0047, что подтверждает извещение руководителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола (т.1, л.д.84-85).
Присутствовавшая при составлении протокола
об административном правонарушении, защитник ООО «Тимашевская
птицефабрика» ФИО1 имела доверенность, выданную 12.12.2017
генеральным директором ООО «Тимашевская птицефабрика» ФИО2, на право представлять интересы Общества в Самарской таможне при производстве по делам об АП.
Таким образом, доводы изложенные ООО «Тимашевская птицефабрика в апелляционной жалобе не нашли своего подтверждения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Самарской таможней учтена тяжесть административных правонарушений. Учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства (совершение административного правонарушения впервые), отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, Самарской таможней в соответствии ч. 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП России было назначено наказание в виде административного штрафа в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 19.7.13 КоАП России, а именно - в размере двадцати тысяч рублей.
Указанная мера административной ответственности в рассматриваемой ситуации способна привести к обеспечению, целей административной ответственности в правовом государстве, установленных статьями 1.2; 3.1 КоАП России.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2018 года по делу № А55-2466/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.С.Драгоценнова