ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-24826/2017 от 09.07.2018 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

13 июля 2018 года                                                                                        Дело № А 55-24826/2017

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2018 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Кувшинова В.Е., Засыпкиной Т.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Романенко А.А., рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2018 года по делу №А55-24826/2017, судья Черномырдина Е.В., по заявлению акционерного общества «Тольяттисинтез», Самарская область, г. Тольятти, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства строительства Самарской области, администрации городского округа Тольятти Самарской области, о признании незаконным решения,

с участием в судебном заседании:

от акционерного общества «Тольяттисинтез» - представителя Марченковой Ю.Н. (доверенность от 01.01.2018),

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – представителя Аладина В.Ю. (доверенность от 28.12.2017),

от администрации городского округа Тольятти Самарской области – представителя Безруковой И.В. (доверенность от 10.01.2018),

от Министерства строительства Самарской области - представители не явились, извещено,

установил:

акционерное общество «Тольяттисинтез» (далее - общество, АО «Тольяттисинтез») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 06.07.2017 № 63-0-1-61/3201/2017-507 об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении сооружения (подъездные пути к цеху Д-1-И-1 цеха 22, железнодорожный путь к складу 156 цеха 22, железнодорожные пути цеха 22) с кадастровым номером 63:09:0301140:2379, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный р-н, ул. Новозаводская, д. 8, и обязать Управление Росреестра по Самарской области произвести государственный учет изменений в отношении объекта недвижимости - сооружения (подъездные пути к цеху Д-1-И-1 цеха 22, железнодорожный путь к складу 156 цеха 22, железнодорожные пути цеха 22).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Министерство строительства Самарской области, администрация городского округа Тольятти Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2018 года заявленные требования удовлетворены, решение Управления Росреестра по Самарской области от 06.07.2017 № 63-0-1-61/3201/2017-507 об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении сооружения (Подъездные пути к цеху Д-1-И-1 цеха 22, железнодорожный путь к складу 156 цеха 22, железнодорожные пути цеха 22) с кадастровым номером 63:09:0301140:2379, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный р-н, ул. Новозаводская, д. 8, признано незаконным. Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Тольяттисинтез» путем осуществления государственного учета изменений в отношении объекта недвижимости - сооружения (подъездные пути к цеху Д-1-И-1 цеха 22, железнодорожный путь к складу 156 цеха 22, железнодорожные пути цеха 22).

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Оспаривая законность принятого по делу судебного акта заявитель в апелляционной жалобе указывает, что отказ в осуществления кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости – сооружения (подъездные пути к цеху Д-1-И-1 цеха 22, железнодорожный путь к складу 156 цеха 22, железнодорожные пути цеха 22) с кадастровым номером 63:09:0301140:2379, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный р-н, ул. Новозаводская, д. 8, является законным и обоснованным, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя. По мнению Управления Росреестра по Самарской области, не обращение общества в апелляционную комиссию об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, исключает возможность признания незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении спорного сооружения.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие Министерства строительства Самарской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель Управление Росреестра по Самарской области в судебном заседании поддержал свою позицию по данному делу, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представители АО «Тольяттисинтез» и администрации городского округа Тольятти Самарской области возражали против доводов Управление Росреестра по Самарской области, полагают принятое по делу решение законным и обоснованным.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО «Тольяттисинтез» является собственником сооружения (подъездные пути к цеху Д-1-И-1 цеха 22, железнодорожный путь к складу 156 цеха 22, железнодорожные пути цеха 22), общая длина участка 1998,95 м, назначение: транспортное сооружение, с кадастровым номером 63:09:0301140:2379 (далее - сооружение), расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.05.2008 серия 63-АВ №865131.

С целью определения местоположения контура сооружения на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0302053:2076 АО «Тольяттисинтез» обратилось к кадастровому инженеру ООО «Право.Изыскания.Кадастр.» для проведения работ по технической инвентаризации сооружения.

В результате технической инвентаризации сооружения, оформленной актом от 18.10.2016 ООО «Право.Изыскания.Кадастр.» выявлено, что протяженность сооружения уточнилась (уменьшилась) по сравнению с указанной в техническом паспорте (1998,95 м), в связи с частичным демонтажем железнодорожных путей, составляющих сооружение, и составила 1831,84 м. При этом, в оставшейся части сооружения конструктивные элементы сооружения (рельсы, шпалы, балластный слой) сохранились и находятся в пригодном для эксплуатации состоянии.

31.03.2017 АО «Тольяттисинтез» обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственном учете изменений в отношении объекта недвижимости - сооружения с кадастровым номером 63:09:0301140:2379, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, 8, в том числе, в части изменения основной характеристики вышеуказанного сооружения - протяженности с приложением технического плана сооружения от 21.03.2017.

Уведомлением от 06.04.2017 №63-0-1-61/3201/2017-507 Управление Росреестра по Самарской области сообщило о приостановлении кадастрового учета, в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно - не представлены документы, свидетельствующие, что для проведенной реконструкции сооружения не требуется разрешение на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Заявление об обжаловании приостановления кадастрового учета в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по Самарской области заявителем в порядке статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» не подавалось.

Уведомлением Росреестра по Самарской области от 06.07.2017 №63-0-1-61/3201/2017-507 АО «Тольяттисинтез» отказано в осуществлении кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Посчитав данное решение Управления Росреестра по Самарской области от 06.07.2017 №63-0-1-61/3201/2017-507 незаконным, АО «Тольяттисинтез» обратилось в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственном кадастровом учете послужило то обстоятельство, что в отношении спорного сооружения проведена реконструкция, в связи с чем на государственную регистрацию внесения изменений требуется представление разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, а также документов, свидетельствующих о том, что изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), не повлекло за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других), или при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Положением статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется, в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что к заявлению от 31.03.2017 №63-0-1-61/3201/2017-507 обществом приложен технический план сооружения от 21.03.2017, подготовленный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При этом представление иных документов для осуществления кадастрового учета в связи с изменениями основных характеристик объекта недвижимости законом не предусмотрено.

По ходатайству АО «Тольяттисинтез» судом первой инстанции назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено эксперту Союз «Торгово-промышленной палаты г.о. Тольятти» Бондаренко А.С.

Согласно экспертному заключению от 05.03.2018 №077-07-00068 эксперт «Торгово-промышленной палаты г.о. Тольятти» пришел к выводам о том, что с конструктивной точки зрения, после демонтажа части железной дороги, примыкавшей к зданию склада 156 цеха 22, класс, категория, показатели функционирования оставшейся части объекта экспертизы (мощность, грузоподъемность и другие) не изменились; изменения в сторону увеличения границ охранных зон вследствие изменения протяженности железнодорожных путей заказчика, в связи с произведенным демонтажем, не требуется, так как железнодорожных путей, которые требуется охранять, стало меньше, а остальные пути остались без изменений; в связи с демонтажем части железной дороги конструктивные и иные удельные характеристики надежности и безопасности оставшейся части железнодорожных путей не изменились.

Заключение экспертизы в силу статьи 64, 68, 82, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами, в связи с чем суд первой инстанции правомерно принял во внимание выводы, изложенные в заключении.

Из имеющихся в деле доказательств также следует, что о АО «Тольяттисинтез» письмом №270/9/ТС от 13.02.2017 обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выдаче заключения об отсутствии необходимости получения разрешения на реконструкцию сооружения.

В письме на обращение №3/1075 от 03.03.2017 Министерство строительства Самарской области сообщило, что не осуществляет полномочия по выдаче заключений о наличии (отсутствии) оснований для выдачи разрешений на строительство (реконструкцию).

Из заключения кадастрового инженера, изложенного в техническом плане от 21.03.2017 следует, что произошедшее уменьшение протяженности сооружения из-за частичного демонтажа составной части сооружения, в соответствии с определением реконструкции линейных объектов, предусмотренным п. 14.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, нельзя квалифицировать как реконструкцию сооружения, требующую разрешение на строительство (реконструкцию), а, следовательно, и на ввод в эксплуатацию после реконструкции. В случае частичного демонтажа одного их составных элементов сооружения не меняется качество (класс, категория, грузоподъемность) железнодорожного пути, не изменяется его колейность, не изменяется (расширяется или сужается) полоса отвода или охранная зона, а уточняется лишь количественная характеристика сооружения, то есть протяженность в метрах. Также, частичный демонтаж одного их составных элементов сооружения, который составляет менее 10 % общей протяженности сооружения, при котором демонтированная часть сооружения прекратила свое существование и не образовала отдельное сооружение, не может быть квалифицирован как раздел сооружения, что квалифицируется правоприменительной практикой как реконструкция.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что с учетом выводов, изложенных в заключении кадастрового инженера, у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали достаточные основания полагать, что собственником объекта проведена реконструкция сооружения - подъездные пути к цеху Д-1-И-1 цеха 22, железнодорожный путь к складу 156 цеха 22, железнодорожные пути цеха 22.

Таким образом, общество документально подтвердило отсутствие необходимости представлять разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, а Управление Росреестра по Самарской области не обосновало истребование документов надлежащими доказательствами.

Суд первой инстанции правомерно признал необоснованными возражения Управления Росреестра по Самарской области о несоблюдении обществом установленного порядка обжалования решения о приостановлении кадастрового учета, поскольку действующим законодательством не установлена процедура досудебного оспаривания решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Управления Росреестра по Самарской области от 06.07.2017 №63-0-1-61/3201/2017-507 об отказе в учете изменений объекта о недвижимости - сооружения (подъездные пути к цеху Д-1-И-1 цеха 22, железнодорожный путь к складу 156 цеха 22, железнодорожные пути цеха 22), не соответствуют действующему законодательству, а также нарушают права и законные интересы общества.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области от 06.07.2017 №63-0-1-61/3201/2017-507 об отказе в учете изменений объекта о недвижимости - сооружения (подъездные пути к цеху Д-1-И-1 цеха 22, железнодорожный путь к складу 156 цеха 22, железнодорожные пути цеха 22).

Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки данных выводов.

На основании изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.

Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

На основании изложенного решение Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2018 года по делу №А55-24826/2017 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2018 года по делу №А55-24826/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                              А.А. Юдкин

Судьи                                                                                                             Т.С. Засыпкина

                                                                                                                        В.Е. Кувшинов