ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2021 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корнилова А.Б., Корастелева В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июля 2021 года по делу № А55-24838/2020 (судья Коршикова О.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергобытобслуживание» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Самара
к Департаменту градостроительства городского округа Самара
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Управления Росреестра по Самарской области, г.Самара
- Главы г.о. Самара
- СНТ «Старая Жила, г.Самара
- ФИО1, г.Самара
- ФИО2, г.Самара
- ФИО3, г.Самара
о признании недействительным распоряжения,
с участием в судебном заседании:
от Департамента градостроительства городского округа Самара – представителя ФИО4 (доверенность от 03.08.2021),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Энергобытобслуживание» (далее – ООО «Энергобытобслуживание», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара (далее – Департамент) № РД-1047 от 03.09.2020 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи ООО «Энергобытобслуживание» разрешения на использование земель площадью 418 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута по заявлению заявителя исх. № 431 от 19.08.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление Росреестра по Самарской области, Глава г.о. Самара, СНТ «Старая Жила, ФИО1, ФИО2, ФИО3.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2021 по делу № А55-24838/2020 заявленные требования удовлетворены.
Распоряжение Департамента № РД-1047 от 03.09.2020 «Об отказе ООО «Энергобытобслуживание» в выдаче разрешения на использование земель площадью 418 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута» признано недействительным.
На Департамент возложена обязанность в месячный срок по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи ООО «Энергобытобслуживание» разрешения на использование земель площадью 418 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута по заявлению заявителя исх. № 431 от 19.08.2020.
Не согласившись с выводами суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд первой инстанции принял незаконное и необоснованное решение.
Апеллянт полагает, что вывод суда о том, что основания, по которым Департамент отказал ООО «Энергобытобслуживание» в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена не соответствуют ни основаниям для отказа предусмотренными пунктом 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута», утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 13.02.2017 № 63 (далее - Административный регламент), ни основаниям, предусмотренным пунктом 9 Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244 (далее - Правила № 1244), является незаконным.
Департамент также указывает, что суд первой инстанции необоснованно применил к данным правоотношениям Административный регламент и Порядок № 1244.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ООО «Энергобытобслуживание» и третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, по указанным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя Департамента в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.08.2020 общество обратилось к Главе городского округа Самара с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута о выдаче разрешения для размещения линии электропередач классом напряжения до 35 кВ включительно (ВЛИ-0,4 кВ по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. 41 км, СНТ «Старая Жила») в связи с новым технологическим присоединением.
ООО «Энергобытобслуживание» просило выдать разрешение на использование части земельного участка площадью 418 кв.м.
В приложении к заявлению общество представило схему границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане, схему границ планируемого к размещению линейного объекта, а также технические условия к договору на технологическое присоединение № 06/17 от 17.02.2017, № 31/17 от 06.06.2017.
В соответствии с вышеуказанными техническими условиями, ООО «Энергобытобслуживание» обязано осуществить технологическое присоединение следующих энергопринимающих устройств: дачный дом по адресу: г. Самара, <...> км СНТ «Старая Жила», участок № 8 и дачный дом по адресу: г. Самара, <...> км СНТ «Старая Жила», участок № 58.
Для выполнения технологического присоединения вышеуказанных энергопринимающих устройств требуется осуществить монтаж КТПС-160-6/0,4 кВ и монтаж ЛЭП-6 кВ от точки присоединения до проектируемой КТПС-160-6/0,4 кВ, монтаж ВЛИ-0,4 кВ. Площадь земельного участка необходимого для размещения данных объектов 418 кв.м.
Главой городского округа Самара заявление общества было направлено на рассмотрение в соответствии с его компетенцией Департаменту градостроительства городского округа Самара.
По итогам рассмотрения вышеуказанного заявления Департамент распоряжением № РД-1047 от 02.09.2020 отказал обществу в выдаче разрешения на размещение испрашиваемых объектов на земельных участках без его предоставления и установления сервитута.
Считая указанный отказ Департамента незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы общества, ООО «Энергобытобслуживание» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ООО «Энергобытобслуживание».
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ определены виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1, 2 статьи 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1300 от 03.12.2014 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
К таким объектам в силу п.5 Перечня отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 № 595 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Постановление № 595).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5 Постановления № 595 без проведения аукциона и без взимания платы размещаются линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Таким образом, в силу норм федерального земельного законодательства и нормативного правового акта Самарской области допускается выдача разрешений на временное использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенных для осуществления передачи электрической энергии оборудования, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Как установлено судом первой инстанции, обжалуемый отказ Департамента мотивирован следующими основаниями:
1) неуказание в заявлении реквизитов выданного заявителю разрешения на
строительство объекта капитального строительства, который обеспечивается объектом
электросетевого хозяйства, согласно пункту 3 части 1 статьи 3.1. Закона Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», далее - Закон № 90-ГД и (или) уведомления о планируем строительстве параметров объекта ИЖС;
2) указанный в заявлении объект в силу пункта 1 Положения № 595 не может быть объектом, входящим в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, поскольку:
- в отношении объекта ИЖС или садового дома, с кадастровым номером 63:01:0303001:544 уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома не поступало и уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров вышеуказанного объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта не выдавалось;
- в отношении объекта ИЖС или садового дома, с кадастровым номером 63:01:0304003:10 уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома не поступало и уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров вышеуказанного объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта не выдавалось;
3) Из представленной схемы границ планируемого к размещению линейного сооружения (линейного объекта) следует, что планируемая к строительству линия электропередач не имеет место присоединения к домам, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами: 63:01:0303001:544, 63:01:0304003:10;
4) Заявителем предоставлены недостоверные сведения: согласно техническим условиям для присоединения к электрическим сетям, являющимися приложением к договору от 17.02.2017 № 06/17, приложением № 1 к договору от 06.06.2017 № 31/17, основным источником питания является проектируемая КТПН-160-6/0,4 кВ.
Вместе с тем из заявления следует, что планируется размещение линии электропередач классом напряжения 35 кВ включительно (ВЛИ-0,4 кВ по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. 41 км, СНТ "Старая Жила") в связи с новым технологическим присоединением.
Для размещения линейных объектов не требуется разрешение на строительство. Опоры электропередач - являются линейными сооружениями, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, так как опора не является объектом капитального строительства.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в пункте 2 дано определение "энергопринимающие устройства потребителя" - находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
Также в пункте 10 Правил технологического присоединения указан исчерпывающий перечень документов, которые потребитель обязан приложить к заявке на технологическое присоединение.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном перечне отсутствует обязанность предоставления такого документа как разрешение на строительство или уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома.
Кроме того, заявитель имеет право для заключения договора технологического присоединения предоставить копию документа, подтверждающего право собственности на земельный участок или на энергопринимающее устройство.
Таким образом, присоединяться к электрической сети сетевой организации имеют право не только владельцы объектов капитального строительства и ИЖС, но и владельцы земельных участков, хозяйственных построек, сараев и других энергопринимающих устройств.
С учетом изложенного, требование Департамента предоставить разрешение на строительство объекта капитального строительства или уведомления о планируемом строительстве ИЖС противоречит Правилам технологического присоединения, в той части, что правом на технологическое присоединение обладают не только объекты капитального строительства и ИЖС, но и другие объекты, в том числе земельные участки.
Кроме того, в соответствии с Постановлением № 595 в целях размещения объектов, предусмотренных пунктом 5 настоящих порядка и условий, заявитель предоставляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в котором должны быть указаны реквизиты выданного заявителю при наличии уведомления о соответствии указанных уведомлений о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, реквизиты указываются при их наличии.
В соответствии с пунктом 16 (3) Правил технологического присоединения сетевая организация выполняет мероприятия по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств. В соответствии с пунктом 25(1) вышеуказанных Правил точка присоединения может располагаться на расстоянии до 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Таким образом, общество указало границы участка в пределах которых выполняет мероприятия по технологическому присоединению.
Доводы Департамента о том, что обществом предоставлены недостоверные сведения, поскольку согласно техническим условиям для присоединения к электрическим сетям, являющимися приложением к договору от 17.02.2017 № 06/17, приложением № 1 к договору от 06.06.2017 №31/17, основным источником питания является проектируемая КТПН-160-6/0,4 кВ, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Из заявления следует, что планируется размещение линии электропередач классом напряжения 35 кВ включительно (ВЛИ-0,4 кВ по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. 41 км, СНТ "Старая Жила") в связи с новым технологическим присоединением.
В заявлении (исх. № 431 от 19.08.2020) указано назначение земельного участка планируемого для размещения линии электропередач ВЛИ-0,4 кВ, так как техническими условиями к договору от 17.02.2017 № 06/17, и к договору от 06.06.2017 № 31/17, предусмотрена обязанность ООО «Энергобытобслуживание» кроме монтажа КТПН-160-6/0,4 кВ и ЛЭП-бкВ, осуществить монтаж ВЛИ-0,4 кВ в границах земельного участка СНТ "Старая Жила".
Именно под размещение ВЛИ-0,4 кВ в границах земельного участка СНТ "Старая Жила" было и подано заявление исх. № 431 от 19.08.2020 Размещение КТПН-160-6/0,4 кВ и ЛЭП-6 кВ будет осуществляться на другом участке. И заявления о выдаче разрешения на использование земельных участков для размещения вышеуказанных объектов также было подано в Департамент (исх. № 432 от 19.08.2020).
Доводы Департамента о том, что из технических условий следует, что предполагается присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт, что не предполагает технологическое присоединение к строящимся (реконструируемым) объектам, расположенным на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно техническим условиям для присоединения к электрическим сетям, являющихся приложениям № 1 к договорам от 06.06.2017 № 31/17, от 17.02.2017 № 06/17, от 17.02.2017 предусмотрено, что размещение ВЛИ-0,4 кВ необходимо для технологического присоединения дачных домов, принадлежащих физическим лицам: ФИО1 и ФИО2
Таким образом, технологическое присоединение требуется для объектов, расположенных на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и для строительства которых не требуется разрешение на строительство.
Доводы Департамента о том, что из представленной схемы планируемого к размещению линейного сооружения следует, что планируемая к строительству линия электропередач не имеет место присоединения к домам, расположенным на земельных участках, также правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 16 (3) Правил технологического присоединения сетевая организация выполняет мероприятия по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств. В соответствии с пунктом 25(1)
вышеуказанных Правил точка присоединения может располагаться на расстоянии до 15
метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут
располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Таким образом, общество указало границы участка в пределах которых выполняет мероприятия по технологическому присоединению. И не обязано в представленной схеме указывать линию электропередач до места присоединения к домам, так как у ресурсоснабжающей организации отсутствует обязанность строительства электрической сети непосредственно в границах земельных участков, принадлежащих физическим лицам, а только до точки присоединения.
Аналогичная позиция изложена в Определение Верховного Суда РФ от 13.05.2020 N 306-ЭС20-5378 по делу N А55-9190/2019.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному и мотивированному выводу о незаконности распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара № РД-1047 от 03.09.2020 «Об отказе ООО «Энергобытобслуживание» в выдаче разрешения на использование земель площадью 418 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута».
Доводы Департамента о том, что к спорным отношениям не подлежат применению нормы Административного регламента и Порядка № 1244 не привели к принятию неправильного решения.
Повторно проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа Департамента.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие Департамента с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июля 2021 года по делу № А55-24838/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий | О.А. Лихоманенко |
Судьи | А.Б. Корнилов В.А. Корастелев |