ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-2542/2021 от 14.09.2021 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения

не вступившего в законную силу

г. Самара                                                                                              Дело №А55-2542/2021

15.09.2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2021

Полный текст постановления изготовлен 15.09.2021

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.В. Барковской, судей: С.А. Кузнецова, О.И. Буртасовой, 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,

с участием в судебном заседании:

от  общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" – Краснопольского  К.В., представителя  по доверенности от 01.07.2019,

от  общества с ограниченной ответственностью "Завод высокоточного машиностроения "ПРОМОРДЕР" – Денисовой О.В., представителя  по доверенности от 22.01.2021,

            рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод высокоточного машиностроения "ПРОМОРДЕР" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2021 по делу № А55-2542/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Завод высокоточного машиностроения "ПРОМОРДЕР" (ОГРН 1026301979780, ИНН 63233029551) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) об урегулировании разногласий при заключении договора,

установил:

            общество с ограниченной ответственностью "Завод высокоточного машиностроения "ПРОМОРДЕР" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2021 по делу № А55-2542/2021 урегулированы разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью "Завод высокоточного машиностроения "ПРОМОРДЕР" и обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс", при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № ТКО-12900 от 05.11.2019.

Приложение №1 к договору изложено в следующей в редакции:

пункт 1.

 Место нахождения объекта недвижимости - 445007, Самарская обл., г. Тольятти, проезд Енисейский, д.54, 63:09:0301137:1292;

Наименование объекта недвижимости - производственно-административное здание, пристрой-склад;

Порядок коммерческого учета ТКО - расчетным путем исходя из норматива накопления ТКО,

Норматив накопления ТКО, мЗ в год-1,16;

Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО - 1 сотрудник;

Количество расчетных единиц - 8;

Место (площадка) накопления ТКО/КГО - в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области;

Периодичность вывоза ТКО - в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88;

Период оказания услуг по вывозу ТКО - 01.01.2019 - 31.12.2019;

Объем принимаемых ТКО в мес, мЗ - 0,774;

Пункт 2.

Место нахождения объекта недвижимости - 445007, Самарская обл., г. Тольятти, проезд Енисейский, д.54, 63:09:0301137:1292;

Наименование объекта недвижимости - производственно-административное здание, пристрой-склад;

Порядок коммерческого учета ТКО - расчетным путем исходя из норматива накопления ТКО,

Норматив накопления ТКО, мЗ в год-0,18;

Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО - 1 кв.м. общей площади;

Количество расчетных единиц - 1001;

Место (площадка) накопления ТКО/КГО - в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области;

Периодичность вывоза ТКО - в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88;

Период оказания услуг по вывозу ТКО - 01.01.2019 - 31.12.2019;

Объем принимаемых ТКО в мес, мЗ - 15,015;

В остальной части Приложение №1 к договору принято в редакции, первоначально направленной обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" в адрес общества с ограниченной ответственностью "Завод высокоточного машиностроения "ПРОМОРДЕР".

            Не согласившись с решением суда, общество с ограниченной ответственностью "Завод высокоточного машиностроения "ПРОМОРДЕР" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить в части, урегулировать разногласия ООО "ЗВМ "ПромОрдер" и ООО "ЭкоСтройРесурс" путем исключения полностью пункта 2 из приложения №1 к договору.

            В апелляционной жалобе ссылается на то, что на территории производственно-складского помещения не образуются твердые коммунальные отходы.

            Считает, что решение Самарского областного суда от 17.01.2018 по делу №3а - 108/2018 не содержит выводов о занятости значительной части здания складскими помещениями.

            Указывает на отсутствие в Приказе №804 нормативов накопления твердых коммунальных отходов исходя из площади производственных предприятий.

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц подержали свои правовые позиции.

Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 5 статьи 268 Кодекса о проверке законности и обоснованности в части урегулирования спора по пункту 2 приложения № 1 к договору.

При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 01 января 2019 года ответчик осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Самарской области.

Истец является владельцем объекта недвижимости - производственно-административное здание, пристрой-склад, расположенного по адресу  Самарская обл., г. Тольятти, проезд Енисейский, д.54.

25.09.2019 ООО «ЗВМ «ПромОрдер» направило в ООО «ЭкоСтройРесурс» заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

27.11.2019 истцом получен у ответчика договор №ТКО-12900 от 05.11.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

10.12.2019 истец направил письмо о несогласии с расчетом объема отходов.

05.05.2020 истец направил ответчику договор №ТКО-12900 от 05.11.2019, подписанный с протоколом разногласий от 25.05.2020.

25.06.2020 ответчик, частично изменив расчет объема отходов, направил в ООО «ЗВМ «ПромОрдер» протокол рассмотрения разногласий от 17.06.2020.

30.07.2020 истец, не согласившись с редакцией ответчика договора № ТКО-12900 от 05.11.2019г, направил протокол разногласий № 2.

26.08.2020 ответчик вернул протокол разногласий № 2 без согласования, не согласившись с редакцией истца.

Ссылаясь на не достижение сторонами соглашения при урегулировании разногласий при заключении договора, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Предметом апелляционного обжалования являются условия пункта 2 приложения № 1 к договору, регулирующие параметры и объемы вывоза ТКО, в остальной части решение не пересматривается и не проверяется.

Основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Согласно пунктам 8(4) - 8(5), 8(10) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству РФ.

В соответствии с пунктом 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся объем и места (площадки) накопления; планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.

Применительно к правоотношениям сторон по настоящему спору, проект договора разрабатывался и направлялся ответчиком (региональным оператором) на основании заявки потребителя.

В адрес регионального оператора истцом направлена заявка от 29.09.2019 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, к которой приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Енисейский проезд, № 54, имеющим наименование - производственно-административное здание, пристрой-склад, принадлежащим на праве собственности ООО «ЗВМ «ПромОрдер»», а также акт осмотра недвижимого имущества от 20.11.2017, за подписью директора Нестеровой Л.Е., заверенные печатью общества, согласно которым общая площадь склада составляет 1001 м2.

Согласно выписке из ЕГРН от 22.11.2017, здание с кадастровым номером 63:09:0301137:1292 является производственно-административным, имеет пристрой-склад. В соответствии с техническим паспортом здания, назначение пристроя - склад, площадь пристроя- 1001 кв.м.

Согласно выписке из ЕГРН от 23.11.2017, земельный участок, на котором расположено здание, имеет вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы.

Основным видом деятельности ООО «ЗВМ «ПромОрдер» является механическая обработка металлических изделий, код по ОКВЭД 25.62.

В соответствии с актом осмотра объекта недвижимого имущества от 20.11.2017, предоставленного ответчику письмом № 23 от 05.10.2020, пристрой используется как производственное помещение.

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области утвержден Приказ от 19.12.2016 N 804, в приложении к которому утверждены нормативы накопления ТКО в домовладениях, а также для объектов общественного назначения. Для такой категории объектов как "оптовые базы, склады продовольственных и промышленных товаров" приказом установлен норматив накопления, равный 0,18 куб. м/год за 1 кв. м общей площади.

Доводы истца о неверном определении категории спорного объекта и применении к объекту производственного значения иных нормативов, утвержденных указанным Приказом от 19.12.2016 N 804, не основаны на положениях действующего законодательства.

Не принимается во внимание и довод истца об отсутствии накопления ТКО на территории спорного объекта в связи со следующим.

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ, ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Из анализа действующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по обращению с ТКО, следует, что законодательство исходит из презумпции образования ТКО, в том числе при осуществлении предпринимательской/коммерческой деятельности.

Как указывалось выше, объект недвижимости истца отнесен к категориям объектов: оптовые базы, склады, продовольственных и промышленных товаров, следовательно, накопление ТКО при производственной деятельности предполагается.

Ссылка истца на решение Самарского областного суда от 17.01.2018 по делу № 3а - 108/2018, которым признан недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 и 2018 год» не может быть принята судом, так как не имеет преюдициального значения к настоящему спору применительно к положениям статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку обращение в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части нормативно-правовых актов имело целью для ООО «ЗВМ «ПромОрдер» уменьшение налоговой нагрузки на предприятие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Тем не менее, стоит отметить, что согласно решению от 17.01.2018 объект недвижимости ООО «ЗВМ ПромОрдер» относится к категории объектов производственного и складского назначения, 90% общей площади здания занимают производственные, складские, вспомогательные и подвальные помещения, а 10% - кабинеты и кладовка.

Таким образом, довод истца о том, что все складские помещения фактически представляют собой производственные помещения решением от 17.01.2018 не подтверждается.

В связи с вышеизложенным, даже в случае отнесения «пристроя-склада» истца к категории производственных помещений, а также осуществления производственной деятельности в таком помещении, не отменяет объективного факта образования ТКО на указанном объекте недвижимости.

   Более того, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов к типу отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» отнесен также тип отходов «Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным» (код 73390000000), что в принципе предполагает факт образования на производстве ТКО, не отнесенного к прочим подгруппам и типам ТКО имеющих собственные коды.

Довод истца о том, что Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства не утверждены нормативы накопления ТКО для объектов производственного назначения не принимается, поскольку согласно письму Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № 24-01/2253 от 13.05.2019 расчет платы за обращение с ТКО может осуществляться исходя из нормативов, в том числе и для объектов, не выделенных в приказе Министерства от 19.12.2016 № 804, но подходящих под указанные категории.

Отказ в иске по приведенным истцом основаниям невозможен, поскольку такой довод противоречит положениям статей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11, в соответствии с которыми отказ в иске при разрешении разногласий не допускается.    

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2021 по делу № А55-2542/2021 оставить  изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

           Председательствующий                                                                  О.В. Барковская 

            Судьи                                                                                                С.А. Кузнецов

                                                                                                                        О.И. Буртасова