ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-25452/18 от 20.11.2019 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

25 ноября 2019 года                                                                            Дело №А55-25452/2018

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена              20 ноября 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено               25 ноября 2019 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Бажана П.В. и Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Центурион» - не явились,

от Департамента градостроительства городского округа Самара – Попова М.Н., доверенность от 16.01.2019г.,

от Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - не явились,

от Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации - не явились,

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явились,

от Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации - не явились,

от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - не явились,

от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - не явились,

от Главы городского округа Самара - не явились,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центурион» на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2019 по делу №А55-25452/2018 (судья Гордеева С.Д.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центурион»,

к Департаменту градостроительства городского округа Самара,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов,

2) Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации,

3) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,

4) Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации,

5) Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации,

6) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,

7) Главы городского округа Самара,

8) Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области,

о признании незаконным распоряжения № РД-1250 от 10.08.2018 года,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Центурион» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным отказа Департамента градостроительства г.о. Самара выраженного в Распоряжении от 10.08.2018 № РД-1250, в предоставлении земельного участка площадью 211 кв.м., по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, в районе жилого дома № 9, с кадастровым номером 63:01:0411005:540 в аренду без проведения торгов и обязании Департамента градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней с момента вступления судебного акта по делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Центурион» путем подготовки и направления в адрес ООО «Центурион» договора аренды земельного участка площадью 211 кв.м., по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, в районе жилого дома № 9, с кадастровым номером 63:01:0411005:540.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2019 в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Центурион» просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В материалы дела поступил отзыв Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что действия Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившиеся в принятии Распоряжения №РД-1250 от 10.08.2018 об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка , не свидетельствуют о наступлении последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

В судебном заседании представитель Департамента градостроительства городского округа Самара, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.  Представители в судебное заседание не явились.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью «Центурион» 18 июля 2018 года в адрес Департамента градостроительства городского округа Самара пода­но Заявление СП-9/3419 о предоставлении земельного участка, государственная собствен­ность на который нё разграничена, без проведения торгов по форме, установленной Админи­стративным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земель­ных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным кате­гориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденным постановле­нием Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 № 171, о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адре­су: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, в районе жилого дома № 9, с кадастро­вым номером 63:01:0411005:540, цель использования «под объект связи» (п. 3.1 таблицы п. 4 ст. 30 Правил застройки и землепользования г.о. Самара, утвержденных Решением Самар­ской городской думы от 26.04.2001 года № 61, а именно "Коммунальное обслуживание).

Распоряжением от 10.08.2018 № РД-1250 Департамент градостроительства г.о. Самара отказал заявителю в предоставлении земельного участка в аренду на основании п. 14 ст. 39.16, п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и пп. 14 п. 2.14 Административного регламента в связи с несоответствием вида разрешенно­го использования земельного участка целям использования, указанным в заявлении о предоставлении.

Считая отказ департамента нарушающим права и законные интересы общества в экономической сфере, заявитель обратился в арбитражный суд.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что спорный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0411005:540 находится в зоне Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» по карте правового зонирова­ния г.о. Самара.

Земельный участок необходим обществу для осуществления вида деятельности, установленного п. 3.1 таблицы п. 4 ст. 30 Правил застройки и землепользования г.о. Самара, утвержденными Решением Самарской городской думы от 26.04.2001 года № 61, а именно «Коммунальное обслуживание: размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: постав­ки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных со­оружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и иной техники, а также зданий или помещений, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг)».

По утверждению общества, данный вид разрешенного использования является основным для зоны Ж-1, т.е. строительный регламент допускает в рассматриваемой территориальной зоне использование земельных участков под размещение объектов связи без каких-либо дополнительных согла­сований.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 63:01:0411005:540 имеет вид разрешенного использования «под временный клуб специализированного назначения (клуб байдарочников)».

Заявитель утверждает, что указанный вид разрешенного использования не может являться препятстви­ем для предоставления земельного участка в аренду, поскольку после приобретения права аренды, заявитель не лишен возможности избрать разрешенный вид использования с учетом вида законно осуществляемой им деятельности, для которой испрашивается участок.

В обоснование возражений на заявление заинтересованное лицо указало, что в качестве основания для предоставления земельного участка без проведения торгов заявителем указано: для размещения объектов, предназначенных для обеспечения связи (подпункт 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).

Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 №1 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент наделен полномочиями по подготовке, подписанию и направлению заявителям соответствующих распорядительных актов департамент, наделен полномочиями по подготовке, подписанию и направлению заявителям соответствующих распорядительных актов департамента о предоставлении, об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов.

Оспариваемым распоряжением Департамента от 10.08.2018 № РД-1250 «Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» (далее - распоряжение) заявителю было отказано в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 14 статьи 39.16, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктом 14 пункта 2.14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 № 171.

В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктом 14 пункта 2.14 Административного регламента уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны, в пределах которой он расположен.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Виды и состав территориальных зон устанавливаются статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

- основные виды разрешенного использования;

- условно разрешенные виды использования;

- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в
качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного
использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые
совместно с ними.

При этом изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

- фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны,

- возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

- функциональных зон и характеристик их планируемого развития,
определенных документами территориального планирования муниципальных
образований;

- видов территориальных зон;

- требований охраны объектов культурного наследия, а также особо
охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Цель использования испрашиваемого земельного участка «под объект связи», указанная в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков градостроительного регламента зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), установленным Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, для территории, на которой расположен данный земельный участок.

Основными видами разрешенного использования для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) является индивидуальное жилищное строительство, блокированная жилая застройка, коммунальное обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, обеспечение внутреннего правопорядка, историко-культурная деятельность, общее пользование водными объектами, специальное пользование водными объектами, гидротехнические сооружения, земельные участки (территории) общего пользования, ведение огородничества, ведение садоводства.

При этом вид использования испрашиваемого земельного участка, указанный в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.07.2018 № 63/01/01/2018-199956: «под временный клуб специализированного назначения (клуб байдарочников)», не соответствует цели использования земельного участка «под объект связи», указанной в заявлении о предоставлении земельного участка

Указанный в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.07.2018 № 63/01/01/2018-199956 вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка: «под временный клуб специализированного назначения (клуб байдарочников)», не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков градостроительного регламента зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), установленным Правилами застройки; и землепользования, что в соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Опровергая доводы заинтересованного лица, заявитель указал, что согласно Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, установленных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. № 61, одним из основных видов разрешенного использования зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) является «Коммунальное обслуживание».

Код 3.1 таблицы пункта 4 статьи 30 Правил застройки и землепользования в.городе Самаре указывает, что под коммунальным обслуживанием понимается размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц комму­нальными услугами, в частности, поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставле­ния услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и иной техники, а также зданий или помещений, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг).

Вместе с тем код 6.8 таблицы пункта 4 статьи 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре устанавливает вид разрешенного использования «Связь» под которым понимается размещения объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, ан­тенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутнико­вой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 3.1.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объек­тов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований техниче­ских регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объек­тов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государствен­ных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополни­тельных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 ГрК РФ).

Часть 2 статьи 7 ЗК РФ указывает, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Заявитель утверждает, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием терри­торий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур со­гласования со ссылкой на ч. 2 ст. 7 ЗК РФ.

Согласно статье 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обяза­тельны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Заявитель также указал, что пункт 4 статьи 85 ЗК РФ также гласит, что указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использовать­ся без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регла­ментом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья лю­дей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

По утверждению общества, опасности использования для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памят­ников истории и культуры спорного земельного участка не установлено.

ООО «Центурион» полагает, что указанный вид разрешенного использования спорного земельного участка – «под временный клуб специализированного назначения (клуб бай­дарочников)» не может являться препятствием для предоставления земельного участка в аренду, поскольку после приобретения права аренды, заявитель не лишен возможности из­брать разрешенный вид его использования, для которой испрошен участок.

Земельный кодекс допускает предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка для размещения объектов связи (пп. 4 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Рос­сийской Федерации).

Вместе с тем действующим земельным и водным законодательством не установлен запрет на предоставление в аренду земельных участков, расположенных в пределах берего­вых полос водных объектов с учетом ограничения, установленных водным и земельным за­конодательством. Запрет распространяется лишь на приватизацию таких земельных участ­ков.

Как указало в пояснениях общество, спорный земельный участок будет использоваться для обеспечения фи­зических и юридических лиц коммунальными услугами связи, то есть неустановленный круг лиц будет иметь беспрепятственный доступ к объекту и территории, на которой он располо­жен.

Между тем, заявителем не учтено следующее.

Спорный земельный участок подлежит использованию в соответствии с ограничениями, установленными водным и земельным законодательством.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок расположен в границах водоохранной зоны и береговой полосы протоки Сухая Самарка Саратовского водохранилища.

Не оспаривается ООО «Центурион» то обстоятельство, что спорный земельный участок необходим для осуществления вида деятельности, установленного пунктом 3.1 таблицы пункта 4 статьи 30 Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных решением Самарской городской думы от 26.04.2001 № 61: «Коммунальное обслуживание: размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и иной техники, а также зданий или помещений, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением коммунальных услуг)».

В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В силу части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации пункта в границах водоохранных зон запрещаются:

-  использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

-  размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

-  осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

-  размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

-  сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

-  разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

На основании части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды

Таким образом, Водным кодексом Российской Федерации установлен особый правовой режим использования земельных участков, расположенных в границах водоохраной зоны водного объекта.

Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

В силу части 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Соответственно, земельные участки в пределах береговой полосы водных объектов общего пользования не подлежат приватизации.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Таким образом, спорный земельный участок подлежит использованию в соответствии с ограничениями, установленными водным и земельным законодательством.

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пункт 8 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются, в том числе территориальные зоны и градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки.

В силу пункта 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации 6 в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе береговые полосы водных объектов общего пользования.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как указывалось ранее, основными видами разрешенного использования для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) является индивидуальное жилищное строительство, блокированная жилая застройка, коммунальное обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, обеспечение внутреннего правопорядка, историко-культурная деятельность, общее пользование водными объектами, специальное пользование водными объектами, гидротехнические сооружения, земельные участки (территории) общего пользования, ведение огородничества, ведение садоводства.

При этом вид использования испрашиваемого земельного участка, указанный в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.07.2018 № 63/01/01/2018-199956: «под временный клуб специализированного назначения (клуб байдарочников)», не соответствует цели использования земельного участка «под объект связи», указанной в заявлении о предоставлении земельного участка

Указанный в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.07.2018 № 63/01/01/2018-199956 вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка: «под временный клуб специализированного назначения (клуб байдарочников)», не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков градостроительного регламента зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), установленным Правилами застройки; и землепользования, что в соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Таким образом, земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, установленному для территориальной зоны, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования, установленных для соответствующей территориальной зоны.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ департамента является законным и обоснованным.

На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было правомерно отказано.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Поскольку, за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачена не была, с общества с ограниченной ответственностью «Центурион» следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 сентября 2019 года по делу №А55-25452/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Центурион» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                               П.В. Бажан

                                                                                                                          Е.Г. Филиппова