ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-2592/2008 от 19.06.2008 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань Дело № А55-2592/2008

"19" июня 2008 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего Кормакова Г. А.,

судей Моисеева В. А., Александрова В. В.,

с участием представителей сторон:

от истца: Валитов Р. Р., удостоверение № 138979,

от ответчика: без участия,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу   Администрации городского округа Самара, г. Самара,

на решение   от «23» апреля 2008 года (председательствующий Мальцев Н. А., судьи Исаев А. В., Медведев А. А.) Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-2592/2008,

по заявлению   Заместителя прокурора Самарской области к Администрации городского округа Самара, г. Самара, с участием третьего лица: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области, г. Самара, о признании частично недействующим распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Самарской области (далее – Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учётом уточнения) к Администрации городского округа Самара (далее – Администрация) о признании недействующими подпункта 1.2 распоряжения Главы администрации г. Самары от 09.12.2005 № 314-р «Об утверждении норм накопления твёрдых бытовых отходов» и пункта 2 в части введения указанных норм для применения жилищными организациями различных форм собственности, прочими организациями и учреждениями распоряжения Главы администрации г. Самары от 09.12.2005 № 314-р «Об утверждении норм накопления твёрдых бытовых отходов».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2008 заявленные требования удовлетворены. Подпункт 1.2 Распоряжения Главы администрации г. Самары от 09.12.2005, № 314-р «Об утверждении норм накопления твёрдых бытовых отходов» и пункт 2 в части введения указанных норм для применения жилищными организациями различных форм собственности, прочими организациями и учреждениями Распоряжения Главы администрации г. Самары от 09.12.2005, № 314-р «Об утверждении норм накопления твёрдых бытовых отходов» признаны не соответствующими статьям 5, 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» и статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и недействующими.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение арбитражного суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом ссылается на нарушение судом части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которое выразилось в принятии заявления Прокурора, не содержащего ссылок на конкретные законы и иные нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, которым не соответствуют оспариваемые положения нормативного акта. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд в нарушение статей 4 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышел за пределы заявленных требований, установив по собственной инициативе указанные законы и нормативные акты. Администрация также не согласна с оценкой суда оспариваемых положений нормативного акта как нарушающих права учреждений и предприятий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В отзыве на кассационную жалобу Прокурор просит оставить судебное решение без изменения, считая его законным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя Прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установил суд и видно из материалов дела, Администрация г. Самары издала распоряжение от 09.12.2005 № 314-р «Об утверждении норм накопления твёрдых бытовых отходов», согласно которому утверждены нормы накопления твёрдых бытовых отходов.

Распоряжение было опубликовано в «Самарской газете» (№14 (3311) за 27.01.2006.

Подпунктом 1.2 пункта 1 названного распоряжения утверждены нормы накопления твёрдых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности учреждений социальной сферы, бытовых, торговых и прочих предприятий, согласно приложению, а пунктом 2 - указанные нормы введены для применения жилищными организациями различных форм собственности, прочими организациями и учреждениями.

Удовлетворяя заявления Прокурора о признании недействующими названных положения нормативного правового акта, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со статьями 5, 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» и пунктами 3, 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывают индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 461 от 16.06.2000 утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Правила).

Согласно пункту 4 Правил, индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы министерства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, пунктом 5.2.13. которого установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов.

В пункте 10 Правил, территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящих Правил заявления и документов, принимают решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Из приведенных норм судом сделан правильный вывод о том, что Администрация, издав вышеуказанный акт, превысила свои полномочия, поскольку разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение входит в компетенцию органов федеральной власти, в данном случае разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов входит в компетенцию Территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Кроме того, суд обоснованно установил, что нормативный правовой акт в оспариваемой части с нарушением прав и законных интересов, указанных в Приложении хозяйствующих субъектов, связанным с лишением их возможности принимать участие в разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанным нормативным актом устанавливаются единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции.

Таким образом, правильно установив фактические обстоятельства дела арбитражный суд правомерно признал подпункт 1.2 пункта 1 и пункт 2 распоряжения в части введения указанных норм для применения жилищными организациями различных форм собственности, прочими организациями и учреждениями Распоряжения Главы администрации г. Самары от 09.12.2005, № 314-р «Об утверждении норм накопления твёрдых бытовых отходов» недействующими как не соответствующими статьям 5, 19 Федерального Закона «Об охране окружающей природной среды» и статье 18 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления».

Доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм процессуального права судебная коллегия считает необоснованными.

Как видно из заявления Прокурора в нем содержатся указания на Федеральные законы «Об охране окружающей природной среды» и «Об отходах производства и потребления», которым, по его мнению, не соответствует оспариваемая часть распоряжения Администрации.

Кроме того, в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 194 этого же Кодекса, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23 апреля 2008 года Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-2592/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Г. А. КОРМАКОВ

Судьи В. А. МОИСЕЕВ

В. В. АЛЕКСАНДРОВ