ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2022 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «ДЖКХ»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2021 года по делу № А55-26027/2021 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДЖКХ», Самарская область, г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным Постановления о привлечении к административной ответственности,
в судебное заседание явились:
от общества с ограниченной ответственностью «ДЖКХ» - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Государственной жилищной инспекции Самарской области- представитель ФИО1 (доверенность от 09.09.2020),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ДЖКХ» (далее - заявитель, общество, ООО «ДЖКХ») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным постановления № ТАвз-93703 от 09.03.2021 о назначении административного наказания по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт, производство по делу прекратить, а в случае, если судом будет усмотрена вина ООО «ДЖКХ», административное правонарушение признать малозначительным и ограничиться устным замечанием, либо заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Жалоба мотивирована тем, что в результате оказания коммунальных услуг гражданам прибыль, как один из существенных признаков предпринимательской деятельности, у исполнителя коммунальных услуг не образуется.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что поскольку ООО «ДЖКХ» осуществляет функции управляющей организации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, то единственным источником доходов предприятия являются денежные средства, вносимые собственниками жилых помещений по оплате за коммунальные услуги.
Податель жалобы отмечает, что в апреле 2021 г., задолженность за спорный период перед АО «ТЕВИС» оплачена, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями.
В апелляционной жалобе также указывает на то, имеются основания для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ и необходимо ограничиться устным замечанием.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 30.11.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель общества в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав представителя инспекции, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Автозаводского района города Тольятти Самарской области проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по поручению прокуратуры г. Тольятти Самарской области № 07-15-2020 от 12.11.2020 в части образования задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.
Так, согласно справке АО «ТЕВИС» по договору № 1170в от 09.11.2017 с июня 2018 года по март 2020 года заявителю предъявлена к оплате сумма в размере 1 367 981,18 рубль.
Среднемесячной величиной обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному между заявителем и АО «ТЕВИС» является сумма в размере 62180,96 рублей.
Таким образом, 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения составляли сумму в размере 124 361,93 рубля.
В ходе проверки установлено, что общая взысканная сумма по решению Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-19522/2020 от 28.09.2020 составляет 206 148,71 рублей и превышает 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения № 1170в от 09.11.2017, чем нарушены ч. 6.2 ст. 155, п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 3, п. 5, п. 6, п.7 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 №253 (далее - Требования №253), п. 3 подп. «б», п. 4 (1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение № 1110), п. 4 подп. «д» Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), вследствие чего в соответствии с требованиями ст.ст. 25.11, 28.1, 28.4, 28.8 КоАП РФ, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 №2202-1 прокуратурой Автозаводского района г.Тольятти Самарской области вынесено постановление в отношении юридического лица - ООО «ДЖКХ» об административном правонарушении, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
09.03.2021 административным органом в отношении заявителя вынесено Постановление № ТАвз-93703 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей (т. л.д. 11-12).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 №253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (далее - Требование № 253) установлено, что платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Вместе с тем, в п. 3 Требований № 253 закреплено, что расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирном доме, осуществляются в соответствии с настоящим документом, если иное не определено в договоре ресурсоснабжения.
Согласно п. 6 Требований № 253, вступившего в силу 01.09.2012, платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю. При этом согласно п. 7, размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой ресурсоснабжающей организации, определяется исполнителем путем суммирования платежей исполнителя, исчисленных в порядке, предусмотренном п. 5 настоящего документа, из поступивших в течение этого дня платежей потребителей. В случае если ежедневный размер платежа, определенный в соответствии с настоящим пунктом, составляет - менее 5 тыс. рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу ресурсоснабжающей организации, превысит 5 тыс. рублей. Договором ресурсоснабжения может быть предусмотрен иной размер минимального ежедневного совокупного платежа и (или) иная периодичность перечисления денежных средств.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 г. №1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (1) (далее - Положение № 1110) к грубым нарушениям относятся, в том числе, нарушения лицензионного требования, предусмотренного пунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающим 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователем помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.
В ходе проведенной проверки установлено, что в целях реализации требований жилищного законодательства ООО «ДЖКХ» с ОАО «ТЕВИС» заключило договор холодного водоснабжения и водоотведения № 1170в от 09.11.2017.
В соответствии с п. 3.4 Договора, плата по настоящему договору производится абонентом в следующем порядке:
- 50 процентов стоимости объема воды (сточных вод), потребленной (сброшенных) абонентом за предыдущий месяц, до 18-го числа текущего месяца, за который осуществляется оплата;
- за фактически поданную в истекшем месяце холодную (питьевую) воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную (питьевую) воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, по платежным требованиям (с приложением акта оказанных услуг и счета-фактуры).
Судом первой инстанции верно учтено, что в случае, если объем фактического потребления холодной (питьевой) воды и (или) оказанной услуги водоотведения за истекший месяц, определенный в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации окажется меньше объема воды (сточных вод), за который абонентом была произведена оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет последующего платежа за следующий месяц.
Расчёты по настоящему договору производятся в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утверждённым Банком России от 19.06.2012 № 383-П.
Если дата расчета приходится на выходные или праздничные дни, то расчетным является день, следующий за ними. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации.
Из материалов дела следует, что Общество является исполнителем коммунальной услуги по предоставлению холодного водоснабжения и водоотведения, поставляемой в многоквартирные дома, находящиеся в его управлении, и обязано производить ее оплату АО «ТЕВИС».
Задолженность ООО «ДЖКХ» перед АО «ТЕВИС» подтверждается вступившим в силу решением Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-19522/2020 от 28.09.2020 о взыскании с ООО «ДЖКХ» задолженности в размере 206 148,71 рублей по договору холодного водоснабжения и водоотведения № 1170в от 09.11.2017 за июль -декабрь 2018, апрель, октябрь, ноябрь 2019, январь, март 2020 года.
Согласно справке АО «ТЕВИС» по договору № 1170в от 09.11.2017 с июня 2018 года по март 2020 года предъявлена к оплате сумма в размере 1 367 981,18 рубль.
Среднемесячной величиной обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения является сумма в размере 62180,96 рублей.
Таким образом, 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения составляли сумму в размере 124 361,93 рубля.
Общая взысканная сумма по решению суда составляет 206 148,71 руб. и превышает 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения №1170в от 09.11.2017.
Вместе с тем, неисполнение ООО «ДЖКХ» обязанности по оплате получаемых ресурсов на основании предъявленных АО «ТЕВИС» платежных требований нарушает п. 3 Требований № 253, ч. 6.2 ст. 155 ЖКРФ.
В соответствии с п.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В подп. «д» п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Правила № 416) установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности),- теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Подпунктом «ж» п. 4 Правил № 416 регламентировано, что организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что ООО «ДЖКХ» допущено грубое нарушение лицензионных требований по управлению многоквартирными домами - п. 4 (1) Положения № 1110.
Несвоевременная оплата коммунальных ресурсов создает условия для введения ограничений, в результате которых могут пострадать граждане, надлежащим образом оплачивающие потребленные коммунальные услуги.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что в деянии ООО «ДЖКХ» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
09.03.2021 административным органом в отношении заявителя вынесено оспариваемое Постановление № ТАвз-93703 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей (т. л.д. 11-12).
Анализ причин, выявленного нарушения и условий ему способствующих свидетельствует о ненадлежащем исполнении требований жилищного законодательства управляющей организацией ООО «ДЖКХ», что приводит к ущемлению прав и интересов граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории Российской Федерации прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Принимая во внимание представленные на рассмотрение дела об административном правонарушении представителем ООО «ДЖКХ» документы о затруднительном финансовом положении, административным органом назначено заявителю наказание менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности от 09.03.2021 вынесено с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, поскольку указанное правонарушение является длящимся, днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.02.2021).
Иное исчисление срока давности привлечения к административной ответственности (как невыполнение установленной правовым актом обязанности к определенному сроку) противоречит сути понятия грубого нарушения и момента его фиксации.
Применяемый судом апелляционной инстанции подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2020 по делу № А55-29283/2019, от 12.10.2020 по делу № А06-13862/2019, постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного круга от 17.08.2020 по делу №А05-14102/2019, от 12.02.2021 по делу №А56-41144/2020.
Довод заявителя о том, что наличие задолженности перед ресурсоснабжающей организацией обусловлено несвоевременной оплатой гражданами поставленных коммунальных ресурсов, суд первой инстанции верно отклонил, поскольку несвоевременная оплата гражданами поставленных коммунальных ресурсов и отсутствие денежных средств не освобождает заявителя от исполнения обязательств перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс.
С учетом изложенного выше суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.
Суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению в спорных правоотношениях сторон.
Суд правомерно не установил исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения ООО «ДЖКХ» от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, а также совокупности условий для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не соглашаться с такими выводами суда первой инстанции.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2021 года по делу № А55-26027/2021оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий В.А. Корастелев
Судьи И.С. Драгоценнова
Н.В. Сергеева