ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-26046/20 от 31.05.2021 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  31 мая 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено   03 июня 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Корастелева В.А.,

судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Отрадный Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской областиот 01 апреля 2021 года по делу №А55-26046/2020 (судья Черномырдина Е.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГОТЭ», Самарская область, г. Отрадный,

к Администрации городского округа Отрадный Самарской области, г. Отрадный,

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Управления жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения городского округа Отрадный Самарской области,

Комитета по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области,

Акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация»,

Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области,

Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная сервисная компания» городского округа Отрадный,

о признании незаконным постановления в части,

в судебное заседание явились:

от общества с ограниченной ответственностью «ГОТЭ» - до и после перерыва представитель ФИО1 (доверенность от 30.12.2020), генеральный директор ФИО2 (паспорт),

от Администрации городского округа Отрадный Самарской областидо и после перерыва представители ФИО3 (доверенность от 11.01.2021), ФИО4 (доверенность от 11.01.2021),

от Акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация» - до и после перерыва представитель ФИО5 (доверенность от 25.11.2020),

от Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная сервисная компания» городского округа Отрадный – до и после перерыва представитель ФИО6 (доверенность от 13.01.2021),

в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ГОТЭ» (далее - истец, ООО «ГОТЭ») обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Администрации городского округа Отрадный Самарской области (далее - ответчик, администрация) с заявлением с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором просило:

1.1) Признать недействительным Постановление Администрации городского округа Отрадный Самарской области №632 от 29.06.2020 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035г.» в части нарушения прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, а также ООО «ГОТЭ», препятствующих осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно разделы:

-  раздел 11 «Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии».

И главы обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения, а именно:

-  часть 1 «Функциональная структура теплоснабжения» и часть 4 «Зоны действия

источников тепловой энергии» главы 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», согласно которым расчетно-нормативная нагрузка ООО «ГОТЭ» подключенных абонентов стала составлять по жилым домам - 0,00 Гкал/ч, по прочим потребителям - 7,717 Гкал/ч.

1.2) Обязать Муниципальное образование г. Отрадный Самарской области в лице Администрации городского округа Отрадный Самарской области устранить последствия совершенного нарушения при утверждении (актуализации/корректировке) схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035гг - и восстановить нарушенные права и законные интересы ООО «ГОТЭ» путем возврата ООО «ГОТЭ» расчетно-нормативной нагрузки подключенных абонентов по жилым домам -28,438 Гкал/ч, прочим потребителям - 7,717 Гкал/ч.

2) Признать недействительным Постановление Администрации городского округа Отрадный Самарской области №632 от 29.06.2020 года «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035г.» в части нарушения прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, а также ООО «ГОТЭ», препятствующих осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно часть 3 «Тепловые сети, сооружения на них» главы 1 обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», в которой содержится информация о выводе из эксплуатации участка тепловой сети Ду 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК 60 Мвт, протяженностью 1079м в целях её ликвидации или консервации на срок более 1 года.

2.1) Обязать Муниципальное образование г. Отрадный Самарской области в лице Администрации городского округа Отрадный Самарской области как собственника недвижимого имущества - участка тепловой сети Ду 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК 60 Мвт, протяженностью 1079 м исполнить требования законодательства, а именно:

восстановить целостность тепловой сети и привести сети в техническое исправное состояние, пригодное для эксплуатации в соответствии с установленными техническими регламентами и правилами технической эксплуатации для возможности транспортировки теплоносителя от источника тепловой энергии - котельной ООО «ГОТЭ» к потребителям тепловой энергии: жилым домам и прочим потребителям.

3) Обратить решение Арбитражного суда Самарской области к немедленному исполнению.

Также заявителем было заявлено ходатайство о частичном отказе от заявленных требований, а именно:

1. Признать недействительным пункт 2 Постановления Администрации городского округа Отрадный Самарской области от 29.06.2020г №632 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на период с 2020г до 2035 года» о сохранении статуса единой теплоснабжающей организации за ООО «Коммунальная сервисная компания города Отрадного»,

и раздел 10 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации» Схемы теплоснабжения, утвержденной данным постановлением, в части которой за ООО «КСК г. Отрадного» сохранен статус единой теплоснабжающей организации городского округа Отрадный.

1.1 Выбрать в качестве единой теплоснабжающей организации ООО «ГОТЭ» и внести сведения об этом в пункт 2 постановления Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 29.06.2020г. №632 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на период с 2020г до 2035 года» и раздел 10 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации» Схемы теплоснабжения.

2. 3 Признать незаконными действия Администрации городского округа Отрадный Самарской области и ООО «КСК г. Отрадного» по выводу участка тепловой сети Ду 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК-60 Мвт из эксплуатации.

3.1 Признать незаконными бездействие Администрации г.о. Отрадный Самарской области и ООО «КСК г. Отрадного», связанное с непринятием мер по организации ремонта (реконструкции) участка тепловой сети Ду 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК-60 Мвт, где в настоящее время установлены запорное оборудование (заглушки во фланцевых соединениях) отсекающее поток теплоносителя от тепловой сети.

3.3 В случае неисполнения решения суда в течении 30 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта взыскать с Администрации г.о. Отрадный Самарской области и ООО «КСК г. Отрадного» солидарно в пользу ООО «ГОТЭ» судебную неустойку в порядке п.1 ст.308,3 ГК РФ в размере 300.000,00 рублей ежемесячно (менее 0,23% от суммы 134 010 188,00 рублей средней годовой выручки общества за три последних года) по момент фактического исполнения судебного акта.

Обжалуемым решением Арбитражного суда Самарской областиот 01.04.2021 принят отказ истца от требований в части признания недействительным пункта 2 Постановления Администрации городского округа Отрадный Самарской области от 29.06.2020г №632 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на период с 2020г до 2035 года» о сохранении статуса единой теплоснабжающей организации за ООО «Коммунальная сервисная компания города Отрадного», и раздела 10 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации» Схемы теплоснабжения, утвержденной данным постановлением, в части которой за ООО «КСК г. Отрадного» сохранен статус единой теплоснабжающей организации городского округа Отрадный, выбрать в качестве единой теплоснабжающей организации ООО «ГОТЭ» и внести сведения об этом в пункт 2 постановления Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 29.06.2020г. №632 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на период с 2020г до 2035 года» и раздел 10 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации» Схемы теплоснабжения, признания незаконными действий Администрации городского округа Отрадный Самарской области и ООО «КСК г. Отрадного» по выводу участка тепловой сети Ду 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК-60 Мвт из эксплуатации, признания незаконным бездействия Администрации г.о. Отрадный Самарской области и ООО «КСК г. Отрадного», связанного с непринятием мер по организации ремонта (реконструкции) участка тепловой сети Ду 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК-60 Мвт, где в настоящее время установлены запорное оборудование (заглушки во фланцевых соединениях) отсекающее поток теплоносителя от тепловой сети; в случае неисполнения решения суда в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта взыскать с Администрации г.о. Отрадный Самарской области и ООО «КСК г. Отрадного» солидарно в пользу ООО «ГОТЭ» судебную неустойку в порядке п.1 ст.308,3 ГК РФ в размере 300.000,00 рублей ежемесячно (менее 0,23% от суммы 134 010 188,00 рублей средней годовой выручки общества за три последних года) по момент фактического исполнения судебного акта. Производство по делу в этой части прекращено.

Суд признал недействительным Постановление Администрации городского округа Отрадный Самарской области №632 от 29.06.2020 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035г.» в части раздела 11 «Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии» и главы обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения, а именно: часть 1 «Функциональная структура теплоснабжения» и часть 4 «Зоны действия источников тепловой энергии» главы 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», согласно которым расчетно-нормативная нагрузка ООО «ГОТЭ» подключенных абонентов стала составлять по жилым домам - 0,00 Гкал/ч, по прочим потребителям - 7,717 Гкал/ч, часть 3 «Тепловые сети, сооружения на них» главы 1 обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», в которой содержится информация о выводе из эксплуатации участка тепловой сети Ду 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК 60 Мвт, протяженностью 1079м.

Суд обязал Администрацию городского округа Отрадный Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ГОТЭ» при утверждении (актуализации/корректировке) схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035гг путем установления расчетно-нормативной нагрузки подключенных абонентов по жилым домам -28,438 Гкал/ч, прочим потребителям - 7,717 Гкал/ч., восстановления эксплуатации тепловой сети для возможности транспортировки теплоносителя от источника тепловой энергии - котельной ООО «ГОТЭ» к потребителям тепловой энергии: жилым домам и прочим потребителям.

Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт, которым требования ООО «ГОТЭ» оставить без удовлетворения, поскольку решение суда принято по неполно выясненным и исследованным обстоятельствам с нарушением норм процессуального права, предъявляемых к оценке доказательств, что привело к неправильному определению обстоятельств, имеющих существенное значение для рассматриваемого спора; выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Кроме того, спорное решение основано на неправильном применении и толковании норм материального права.

Податель жалобы отмечает, что судом не обосновано не принято во внимание, что схема теплоснабжения полностью не исключает заявителя из перечня поставщиков тепловой энергии промзоны г. Отрадного до 2035 года.

В апелляционной жалобе указывает на то, что ООО «ГОТЭ» оставалась в схеме теплоснабжения города на период до 2035 года, но с отопительного сезона 2019-2020гг. расчетно-нормативная тепловая нагрузка подключенных абонентов уменьшалась за счет перевода жилых домов и объектов социальной сферы на отопление от котельной БМК-60МВт.

Рассмотрение законности предупреждения УФАС от 21.08.2019 № 9813/5 в Арбитражном суде Самарской области не носит для данного дела преюдициального значения, так как факты (обстоятельства), установленные по ранее рассмотренному делу с участием одних лиц, не имеют преюдициального значения для других лиц, участвующих в новом деле. При этом, в делах различен предмет, существо спора и лица, принимавшие в них участие.

Податель жалобы считает, что преюдициальное значение для данного имеет дело № А55-1711/2019, а в спорном решении содержаться прямо противоположные выводы, при том, что содержание схемы теплоснабжения на отопительный сезон 2020-2021 годы не изменилась по отношению к предыдущему отопительному сезону.

В апелляционной жалобе также указывает, что обстоятельства, оцененные УФАС по Самарской области как признаки нарушения ст. 15 Закона "О защите конкуренции", приведенные в предупреждении УФАС от 21.08.2019, фактически были устранены Администрацией при проведении на конкурентной основе процедуры актуализации схемы теплоснабжения на 2020-2021 годы. Администрацией представлены доказательства невозможности ООО "ГОТЭ" оказывать услуги топлоснабжения в отопительном периоде 2019-2020, но суд этому не дал оценки. Участок тепловой сети диаметром 600 мм был отсечен по заявлению самого ООО "ГОТЭ".

Податель жалобы считает, что в силу п. 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации в случае, если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, такой статус присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью. Заявки были поданы и от ООО «КСК г. Отрадного» и от ООО «ГОТЭ». Таким образом Администрация обосновано присвоила статус единой теплоснабжающей организации ООО «КСК г. Отрадного».

В апелляционной жалобе и в дополнении к ней указывает на то, что в ходе публичных слушаний замечания ООО «ГОТЭ» были выслушаны, им дана оценка и обоснованные ответы на них, таким образом, процедура утверждения схемы теплоснабжения не была нарушена, проведена в полном соответствии с законодательством. Суд сделал вывод по вопросу, требующему специальных технических знаний без привлечения соответствующих специалистов. Суд поменяет полномочия органа местного самоуправления по распределению тепловой нагрузки.

УФАС по Самарской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором какая-либо определенная позиция не выражена.

От Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная сервисная компания» городского округа Отрадный и от Акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация» поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят апелляционную жалобу удовлетворить.

От ООО "ГОТЭ" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители администрация просили отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.

Представители заявителя просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Представители Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная сервисная компания» городского округа Отрадный и Акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация» просили апелляционную жалобу удовлетворить, поддержали доводы, изложенные в их отзывах на апелляционную жалобу.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав явившихся представителей, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, во исполнение областной целевой энергетической программы на 2011 -2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 №536, государственной программы Самарской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014-2020 годы утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 №702, АО «СамРЭК» были предусмотрены инвестиции на проектирование и строительство модульной котельной мощностью 60 МВт в г.о. Отрадный (далее БМК-60) в размере 286 780 790 руб. 10 коп.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» администрацией городского округа Отрадный проведена актуализация схемы теплоснабжения города, в которую включен объект БМК-60.

13.11.2018 главой Администрации г.о. Отрадный Самарской области ФИО7 утверждено Постановление №1541 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на период до 2025 года», впоследствии Постановление от 27.06.2019 №835 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на период с 2019-2035 года» с аналогичным распределением тепловой нагрузки в системе теплоснабжения как и в Постановлении от 13.11.2018 №1541.

В связи с наличием в действиях Администрации г.о. Отрадный признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в создании дискриминационных условий, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции 21.08.2019 вынесено главе городского округа Отрадный предупреждение от 21.08.2019 №9813/5 о необходимости прекращения в срок до 01 октября 2019 года указанных действий (бездействия) путем распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии в утвержденной схеме теплоснабжения в соответствии с установленным порядком с учетом выводов, изложенных в предупреждении. В данном предупреждении указано также на необходимость сообщить в Управление о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Основанием для вынесения Предупреждения явилось наличие в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно нарушения при распределении тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, при исполнении Администрацией обязанности, предусмотренной статьей 18 Федерального закона Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2020 по делу №А55-34391/2019 Администрации городского округа Отрадный Самарской области отказано в удовлетворении требований о признании недействительным предупреждения (л.д.35-45 т.1).

29.06.2020 Администрацией городского округа Отрадный Самарской области издано постановление №632 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035гг» (л.д.108 т.1).

14.09.2020 УФАС России по Самарской области принято решение №11642/5 о признании Администрации городского округа Отрадный Самарской области нарушившей пункты 2,8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (л.д.50-61 т.1).

16.11.2020 УФАС России по Самарской области в отношении Главы городского округа Отрадный Самарской области ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении №063/04/14.9-793/2020 по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ (л.д.174-196 т.2), на основании которого он привлечен к административной ответственности.

25.09.2020 ООО «ГОТЭ» обратилось в УФАС России по Самарской области с заявлением на действия (бездействие) Администрации городского округа Отрадный Самарской области, в котором просило признать нарушающим положения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» постановления №632 от 29.06.2020.

Аналогичным образом 25.09.2020 ООО «ГОТЭ» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации городского округа Отрадный Самарской области №632 от 29.06.2020 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035г.» в части раздела 11 «Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии» и главы обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения, а именно: часть 1 «Функциональная структура теплоснабжения» и часть 4 «Зоны действия источников тепловой энергии» главы 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», согласно которым расчетно-нормативная нагрузка ООО «ГОТЭ» подключенных абонентов стала составлять по жилым домам - 0,00 Гкал/ч, по прочим потребителям - 7,717 Гкал/ч, часть 3 «Тепловые сети, сооружения на них» главы 1 обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», в которой содержится информация о выводе из эксплуатации участка тепловой сети Ду 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК 60 Мвт, протяженностью 1079м.

При принятии обжалуемого судебного акта суд исходил из следующего.

В соответствии с ч. 11 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управление отложило принятие решения по заявлению ООО «ГОТЭ» до принятия и вступления в законную силу решения суда по делу №А55-26046/2020.

В силу с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон №131-ФЗ).

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 указанного закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательном Российской Федерации.

Судом первой инстанции верно отмечено, что в соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом №190-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 43 Закона №131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении, Закон №190-ФЗ), который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Закон о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункты 1, 4 статьи 6 Закона №190-ФЗ).

Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон №190-ФЗ) схема теплоснабжения -документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 18 Закона о теплоснабжении распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.

Для распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии теплоснабжающие организации, владеющие источниками тепловой энергии в данной системе теплоснабжения, обязаны представить в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, заявку, содержащую сведения:

1) о количестве тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поставлять потребителям и теплоснабжающим организациям в данной системе теплоснабжения;

2) об объеме мощности источников тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поддерживать;

3) о действующих тарифах в сфере теплоснабжения и прогнозных удельных переменных расходах на производство тепловой энергии, теплоносителя и поддержание мощности.

Часть 3 статьи 23 Закона №190-ФЗ возлагает на уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы обязанность осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, которые определяют также требования к порядку актуализации схем теплоснабжения.

В силу пункта 23 Требований актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Согласно пункту 24 Требований (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154, действующей на момент возникновения спорных отношений) уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.

Судом первой инстанции верно отмечено, что указанные Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения в указанный период предусматривали возможность рассмотрения иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения.

Вместе с тем, для внесения изменений в схему и перераспределения нагрузок необходимы с учетом положений ст. 18 Федерального закона №190-ФЗ объективные данные, представляемые теплоснабжающими организациями, владеющими источниками тепловой энергии.

В обжалуемом решении правильно указано на то, что исходя из указанных выше нормативных актов и п. 1 ст. 18 Федерального закона №190-ФЗ органы местного самоуправления обязаны ежегодно актуализировать схему теплоснабжения, однако системное толкование п. 1 ст. 18 Федерального закона №190-ФЗ и п. 2 той же статьи позволили суду прийти к выводу о том, что актуализация схемы теплоснабжения может производится и путем утверждения схемы в прежнем виде, без изменения (тем более в отсутствие предусмотренных законом заявок теплоснабжающих организаций), при этом изменения в распределение тепловых нагрузок должно производится на конкурентной основе именно с учетом заявок теплоснабжающих организаций, владеющих источниками тепловой энергии, а не произвольно органом местного самоуправления в отсутствие заявок указанных организаций.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что ООО «ГОТЭ» является теплоснабжающей организацией, которая осуществляла продажу потребителям и теплоснабжающей организации произведенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности источником тепловой энергии - котельной, расположенной по адресу: Самарская область, <...>, посредством которой осуществлялось теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Котельная, расположенная по адресу: Самарская область, <...>, передана в собственность ООО «ГОТЭ» 02.02.2010, свидетельства о праве собственности на здание котельной с дымовой трубой и сооружение внеплощадочных сетей теплоснабжения выданы 16.02.2010 (л.д.46 т.1).

Из пояснений представителей заявителя и материалов дела следует, что в целях осуществления деятельности по продаже потребителям и теплоснабжающей организации произведенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя ООО «ГОТЭ» были заключены договоры на поставку тепловой энергии в горячей воде от ООО «ГОТЭ» в 2010г. (договор №1/11 от 01.12.2010г. с ООО «КСК г. Отрадного»; договор №2/11 от 27.12.2010г. с ООО «Технолайн»; договор №3/11 от 27.12.2010г. с ОАО «Отрадненский завод нефтяного машиностроения»; договор №4/11 от 27.12.2010г. с ООО МЕХОВАЯ

КОМПАНИЯ «ОТРАДА»; договор №5/11 от 27.12.2010г. с ООО «Самаранефтехимавтоматика»; договор №6/11 от 27.12.2010г. с ООО «ГСИ СНЭМА»; договор №7/11 от 27.12.2010г. с ООО «Нефтехимсервис-Самара»).

Для осуществления деятельности теплоснабжающей организации ООО «ГОТЭ» установлены тарифы в сфере теплоснабжения Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 560 от 29.11.2018 (л.д.81, 82 т.1).

Судом первой инстанции установлено, что при распределении тепловой нагрузки, Администрация г о. Отрадный не учла, что у ООО «ГОТЭ» были действующие договоры теплоснабжения, в том числе, с ООО «КСК г.о. Отрадный».

Администрация г.о.Отрадный Самарской области не приняла во внимание невозможность производить тепловую энергию только промышленным потребителям в связи с техническими особенностями котельной ООО «ГОТЭ».

Суд пришел к выводу о том, что у Администрации г.о. Отрадный Самарской области отсутствовали правовые основания по распределению тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения г.о. Отрадный между котельной ООО «ГОТЭ» и котельной БМК-60 Мвт. Из пояснений представителей заявителя следует, что Материалами дела установлено, что ООО «ГОТЭ» было вынуждено фактически прекратить свою деятельность.

Из материалов дела следует, что 21 октября 2010 года между Администрацией г.о. Отрадный и ООО «КСК г.Отрадного» заключено концессионное соглашение №1, согласно которому все котельные и тепловые сети, принадлежащие муниципальному образованию перешли во владение и пользование коммерческой организации. Также во владение и пользование перешел спорный участок тепловой сети Ду 600 мм, на котором ООО «КСК г. Отрадного» установило запорное оборудование, перекрывающее поток теплоносителя на участке тепловой сети присоединения источника тепловой энергии - ООО «ГОТЭ», чем фактически отсоединило котельную заявителя от тепловой сети.

Судом первой инстанции принято во внимание, что 01 июня 2020 года ООО «ГОТЭ» направило в адрес Администрации г.о. Отрадный, ООО «КСК г. Отрадного» заявление с требованием о введении данного участка тепловой сети в эксплуатацию, которое оставлено без удовлетворения.

Комитет по управлению имуществом г.о.Отрадный Самарской области в письме №186/05-02 от 10.02.2020 года (в новом отопительном сезоне) выдал заключение, согласно которому сообщил, что мероприятия по выводу из эксплуатации указанного участка тепловой сети протяженностью 1079 м не ухудшают плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей этих систем и (или) объектов.

Дополнительно, письмом от 03.07.2020 №1095/05-02 Комитет по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области сообщил, что отсеченный участок тепловой сети диаметром 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК 60 Мвт ввести в эксплуатацию не представляется возможным ввиду технической неисправности, установленной по результатам технического диагностирования со ссылкой на отчет ООО «Самарская экспертиза №1/20 -ДТС- 1 от 12.05.2020.

Однако отчет ООО «Самарская экспертиза №1/20 -ДТС- 1 от 12.05.2020 суд первой инстанции обоснованно не признал надлежащим доказательством по делу, достоверно подтверждающим отсутствие возможности эксплуатировать тепловую сеть так как техническое диагностирование проводилось после того, когда трубопровод был отсоединен от теплоносителя и с него было снято технологическое оборудование, что исключило возможность проведения гидравлических испытаний, в то время как без их проведения не представляется возможным подготовить заключение о непригодности к дальнейшей эксплуатации- тепловой сети в целом (т.е. всего участка тепловой сети Ду 600 мм).

Отраженные в отчете от 12.05.2020 выявленные неисправности (на трубопроводе отсутствует теплоизоляция на протяжении более 60% от общей протяженности трубопровода; обнаружена очаговая язвенная коррозия; на поверхности задвижки обнаружена сквозная трещина; в сварном шве обнаружена трещина при варке фланца задвижки №4 в трубе; значительная деформация и разрушение строительных конструкций эстакады при переходе трубопровода через автодорогу (ул.Железнодорожная)) свидетельствуют о ненадлежащем содержании имущества собственником. В связи с чем отчет от 12.05.2020, подготовленный ООО «Самарская экспертиза», достоверно не подтверждает невозможность восстановления и эксплуатации и необходимость демонтажа участка тепловой сети.

В этой связи суд первой инстанции признал обоснованным довод заявителя о том, что составление отчета №1/20-ДТС-1 от 12 мая 2020 года без проведения гидравлических испытаний не позволяет достоверно определить работоспособность или неработоспособность участка тепловой сети Ду 600 мм в целом.

В отчете №1/20-ДТС-1 от 12.05.2020 отсутствуют сведения также об интенсивности коррозийного процесса.

Суд первой инстанции согласился с доводом заявителя о том, что отчет №1/20-ДТС 1 по техническому диагностированию не подтверждает невозможность дальнейшей эксплуатации участка тепловой сети Ду 600 мм, а указывает лишь на наличие неисправности не всего оборудования входящего в указанный участок, а только его части, и не может являться основанием для вывода данного участка тепловой сети из эксплуатации.

В свою очередь, в мотивировочной части решения Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-34391/2019 от 19 июня 2020 года установлено, что 23.09.2019 ООО «КСК г. Отрадный» в действиях по установлению «заглушек» в участок тепловой сети, к которой присоединена котельная ООО «ГОТЭ», были усмотрены целенаправленные действия по выводу котельной ООО «ГОТЭ» из эксплуатации, то есть фактическому устранению конкуренции. В решении указано, что ООО «ГОТЭ» было вынуждено фактически прекратить свою деятельность не в результате естественных рыночных условий и конкурсных процедур, а в результате вмешательства Администрации г.о. Отрадный, распределившей тепловые нагрузки в схеме теплоснабжения в пользу ООО «КСК г. Отрадный».

Довод заинтересованного лица о том, что ООО «ГОТЭ» не утверждены действующие тарифы в сфере теплоснабжения и прогнозных удельных переменных расходах на производство тепловой энергии, теплоносителя и поддерживание мощности суд первой инстанции верно отклонил как не нашедшие подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области №560 от 29.11.2018 установлены тарифы в сфере теплоснабжения ООО «ГОТЭ» с 01.01.2019 по 31.12.2023 (л.д.81-82 т.1).

Ссылка Администрации на то, что права заявителя оспариваемым в части постановлением не нарушаются обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, так как исполнение в обжалуемой части постановления фактически препятствует ООО «ГОТЭ» восстановить нарушенные права в связи с выводом из эксплуатации участка тепловой сети.

На основании установленных по рассматриваемому спору обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое в части постановление не соответствует требованиям ст. 18 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и создает препятствия заявителю для осуществления предпринимательской деятельности, что в силу ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его недействительным в части раздела 11 «Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии» и главы обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения, а именно: часть 1 «Функциональная структура теплоснабжения» и часть 4 «Зоны действия источников тепловой энергии» главы 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», согласно которым расчетно-нормативная нагрузка ООО «ГОТЭ» подключенных абонентов стала составлять по жилым домам - 0,00 Гкал/ч, по прочим потребителям - 7,717 Гкал/ч, части 3 «Тепловые сети, сооружения на них» главы 1 обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», в которой содержится информация о выводе из эксплуатации участка тепловой сети Ду 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК 60 Мвт, протяженностью 1079м., в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные ООО «ГОТЭ» требования.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны тем доводам, которые заявлялись Администрацией при рассмотрении дела судом первой инстанции, были исследованы судом с надлежащей их правовой оценкой. Следовательно, данные доводы не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.

Довод Администрации о том, что суд первой инстанции не дал оценку всем доказательствам, не нашел подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы. При этом неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 №305-КГ17-13690).

Дело № А55-1711/2019, на преюдициальность которого ссылается Администрация, предметом рассмотрения в вышестоящих инстанциях не являлось и рассмотрено по иному предмету спора, иным периодам правоотношений сторон и иным фактическим обстоятельствам.

Суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению к ним.

Оснований не соглашаться с выводами, сделанными судом первой инстанции, судебная коллегия апелляционного суда не усматривает.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта. Доводы жалобы опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и установленных обстоятельств дела, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.

С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

РешениеАрбитражного суда Самарской областиот 01 апреля 2021 года по делу №А55-26046/2020оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             В.А. Корастелев

Судьи                                                                                                           И.С. Драгоценнова

                                                                                                                      Н.В. Сергеева