ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-26329/2017 от 21.03.2018 АС Самарской области

804/2018-25096(1)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу

Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года  Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2018 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Корнилова А.Б., 

судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,  с участием: 

от Самарской таможни – Михалева Н.А., доверенность от 29.12.2017г., Кулаков С.В.,  доверенность от 29.12.2017г., Иванов С.С., доверенность от 15.01.2018г., 

от акционерного общества "ТЯЖМАШ" – Кузнецова В.И., доверенность от 19.01.2018г.,  Шаронова Е.М., доверенность от 25.01.2018г., Хаустов С.А., доверенность от 17.11.2017г.,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Самарской таможни  на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2017 года по делу   № А55-26329/2017 (Степанова И.К.) 

по заявлению акционерного общества "ТЯЖМАШ",
к Самарской таможне,

об оспаривании решений от 14.07.2017 № РКТ-10412000-17/000282, № РКТ-10412000- 17/000283, № РКТ-10412000-17/000284, № РКТ-10412000-17/000285, № РКТ-10412000- 17/000286, требований об уплате таможенных платежей от 18.07.2017 № 419, № 420, № 421,   № 422, 

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "ТЯЖМАШ" обратилось в Арбитражный суд Самарской  области с заявлением в котором просило о признании недействительными решений  Самарской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 14.07.2017 № РКТ- 10412000-17/000282, № РКТ-10412000-17/000283, № РКТ-10412000-17/000284, № РКТ- 10412000-17/000285, № РКТ-10412000-17/000286 и требований Самарской таможни об  уплате таможенных платежей от 18.07.2017 № 419, № 420, № 421, № 422. 

Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2017 года  заявленные требования были удовлетворены. 

В апелляционной жалобе, таможня просит суд апелляционной инстанции решение  суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в  удовлетворении требований заявителя. 


В материалы дела поступил отзыв (письменные пояснения) Исполнительного  комитета муниципального образования г.Казани на апелляционную жалобу, в котором он  просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения,  апелляционную жалобу без удовлетворения. 

В судебном заседании представители подателя жалобы доводы, в ней изложенные  поддержали, просили решение суда отменить, ссылаясь на правомерность решений о  классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. 

Представители заявителя против удовлетворения жалобы возражали, ссылаясь на то,  что товары при декларировании правомерно отнесены к заявленным в декларации кодам  ТН ВЭД. 

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке  главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав  доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не  усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены  обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, на основании положений права евразийского  Экономического союза (далее - ЕАЭС) в период с 20 марта 2017 г. по 14 июля 2017 г.  таможня, руководствуясь положениями статьи 131 ТК ТС, провела камеральную  таможенную проверку общества по вопросу контроля достоверности заявления кода ТН  ВЭД ЕАЭС товаров продекларированных по ДТ № 10412110/210716/0007292,   № 10412113/121015/0000408, № 10412113/210715/0000295, № 10412113/220715/0000298,   № 10412113/240714/0000291. 

В ходе данной проверки таможенным органом проведен анализ таможенного  декларирования, товаров, помещенных обществом под таможенную процедуру выпуск  для внутреннего потребления, декларируемого в зоне деятельности таможни, и  заявляемого в ДТ как «колесо рабочее в сборе, для гидравлической турбины» за период с  марта 2014 г. по 20 марта 2017 г. 

Согласно договорам, заключенным обществом 09 апреля 2014 г. № 104-2014/16,  19 июня 2013 г. № 104-2013/12, 28 января 2013 г. № 620751, 2 августа 2012 г. № 620739,  поставщиком товара является компания CKD BLANSKO HOLDING (Чешская  республика). 

В соответствии с указанными договорами обществом на Тольяттинском  таможенном посту Самарской таможни продекларированы следующие товары: 

ввозной таможенной пошлины 5%), № 7 «отводы крутоизогнутые ...» (заявленный  код ТН ВЭД ЕАЭС 7307993000, ставка ввозной таможенной пошлины 10%), № 8 «фланцы  стальные ...» (заявленный код ТН ЗЭД ЕАЭС 7307910000, ставка ввозной таможенной  пошлины 10%), № 9 аппарат направляющий (1 шт.)...2, уплотнение вала черт.  ТН.120.06.-0 (1 шт.)...3. ограждение вала турбины ТН.120.19.-0 (1 шт.)...» (заявленный код  ТН ВЭД ЕАЭС 8410900009, ставка ввозной таможенной пошлины 15%). 


8410900009, ставка ввозной таможенной пошлины 15%), № 3 «вал и фланцевое  соединение турбины № 3 (1 шт.) ...» заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 8483109500, ставка  ввозной таможенной пошлины 5%). 

ТН ВЭД ЕАЭС 7308909900, ставка ввозной таможенной пошлины 11,5%), № 8  «ограждения вала турбины ...» (заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 7308909900, ставка  ввозной таможенной пошлины 11,5%), № 9 «техническая документация гидротурбинной  установки для Усть-Хантайской ГЭС (1 К-Т 5 экземпляров) ...» (заявленный код ТН ВЭД  ЕАЭС 4911910000, ставка ввозной таможенной пошлины 0%), № 10 «отводы  крутоизогнутые ...» (заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 7307993000, ставка ввозной  таможенной пошлины 13,3%), № 11 «фланцы стальные плоские ...» (заявленный код ТН  ВЭД ЕАЭС 7307910000, ставка ввозной таможенной пошлины 13,3%). 

Заявитель считает несоответствующим действительности вывод таможни о том, что  продекларированные по ДТ 10412110/210716/0007292 (товар №№ 1-9), ДТ   № 10412113/210715/0000295 (товар №№ 1-10) товары обладают основным свойством  радиально-осевой турбины мощностью 71700 КВт в комплектном виде, представленной в  разобранном виде, поскольку согласно спецификации изделия (ТН. 120-0), поскольку  помимо указанных в декларациях узлов в состав гидротурбины входят и другие узлы, в 


т.ч. и такие, без которых работа гидротурбины невозможна в принципе, например,  фундаментные части, подшипник турбины, система автоматического управления и др. 

В обоснование своей позиции таможня ссылается на следующие обстоятельства. 

В оспариваемых решениях таможня указывает, что в соответствии с ОПИ 2а и 6  классификация вышеуказанных товаров должна осуществляться в общей подсубпозиции  8410 13 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. 

При классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС по ДТ № 10412110/210716/0007292  (товар №№ 1 -9) и ДТ № 10412113/210715/0000295 (товар №№ 1-10) позиция таможни  заключается в следующем. 

Согласно тексту товарной позиции 8410 ТН ВЭД ЕАЭС в данную позицию  включаются гидротурбины и водные колеса, самостоятельно преобразующие в движущую  силу энергии движущихся или находящихся под давлением жидкостей. Такие двигатели  или моторы приводятся в действие потоком воды, направляемым на лопасти, лопатки или  геликоидные элементы колеса. Таможня по результатам анализа представленных  обществом в ходе проведения таможенной проверки документов с техническим  описанием проверяемого товара пришла к выводу о необходимости проведения  таможенной экспертизы. 

В свои выводы таможенные орган основывает на заключении таможенного эксперта  от 23 июня 2017г. № 12404004/0018003, согласно которого товары, продекларированные  по ДТ № 10412110/210716/0007292 (товар №№ 1-9), № 10412113/210715/0000295 (товар   №№ 1-10), обладают основным свойством радиально - осевой турбины мощностью 71700  КВт в комплектном виде, представленной в разобранном виде. 

В соответствии со статьей 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК  ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД  (часть 1); проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные  органы (часть 2); в случае выявления неверной классификации товаров таможенный  орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по  классификации товаров (часть 3); коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих,  транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных  пунктом 4 статьи 180 ТК ТС, а также в заключениях, справках, актах экспертиз,  выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации  товаров (часть 4); в целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД на основании  предложений таможенных органов Комиссия Таможенного союза принимает и публикует  решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров (часть 7). 

Согласно Единому таможенному тарифу Таможенного союза, утвержденному  Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54,  классификация товаров ТН ВЭД осуществляется по Основным правилам интерпретации  ТН ВЭД (далее - ОПИ). 

ОПИ 2 а предусмотрено, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на  какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном  или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или  незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или  завершенного товара, а также должна осматриваться как ссылка на комплектный или  завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как  комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном  или собранном виде. 


Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в  соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к  субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь  субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6). 

С учетом изложенных ОПИ 2а и п. 6 классификация данных товаров, по мнению  таможни, должна осуществляться в подсубпозиции 8410 13 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка  ввозной таможенной пошлины 13%). 

Таможня отмечает, что согласно документу - приложение № 1 к дополнительному  соглашению № 2 к контракту № 104-2014/16 от 9 апреля 2014 г. в п. 1 поименован товар -  Турбина гидравлическая с разложением на компоненты ее составляющие. Аналогичная  информация указана в приложении № 1 к дополнительному соглашению № 1 к контракту   № 104-2013/12 от 19 июня 2013 г.; в приложении № 1 к дополнительному соглашению № 5  к контракту № 104-2013/12 от 19 июня 2013 г.; в приложении № 1 к контракту № 620751 от  28 января 2013 г.; в приложении № 1 к дополнительному соглашению № 3 к контракту   № 620751 от 28 января 2013 г.; в приложении № 1 к дополнительному соглашению № 7 к  контракту № 620751 от 28 января 2013 г. Таможня обращает внимание на то, что  впоследствии, осуществляя таможенное декларирование аналогичных товаров, общество в  ДТ 10412060/070817/0011602 в графе 31 заявляет товар - радиально-осевая  гидравлическая турбина, в графе 32 ДТ код товара 8410120000. Поэтому, по мнению  таможни, сведения, заявленные в данной ДТ, согласуются с оспариваемыми решениями  таможенного органа. 

Заявитель не согласен с тем, что исследование таможенного специалиста  подготовлено путем исследования объекта по фотокопиям представленных таможней  документов, то есть без визуального осмотра товара, при этом для целей правильного  определения классификационного кода ТН ВЭД ЗС необходимо установление основных  свойств и характеристик товара, позволяющих определить возможность его  самостоятельного использования, выполнения самостоятельных функций. 

Таможенный орган считает, что таможенная экспертиза проведена в соответствии с  нормами, установленными Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О  государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ   № 73- ФЗ), с учетом положений ст. 10 ФЗ № 73-ФЗ объектами исследований могут  являться, кроме прочего и документы. 

Согласно 138 ТК ТС таможенная экспертиза назначается в случаях, если для  разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются  специальные познания. 

Таможня считает, что обязательное проведение осмотра, изучения и испытания  товаров для установления его характеристик действующим законодательством не  предусмотрено, а проведение исследования товара по относящимся к нему документам  аналитическим, документальным методом не запрещено. 

В соответствии с п. 3 ст. 52 ТК ТС в случае выявления неверной классификации  товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и  принимает решение по классификации товаров по форме, определенной  законодательством государств-членов таможенного союза. 

Ссылаясь на заключение таможенного эксперта, таможня обращает внимание на то,  что эксперт определил основные технические характеристики и свойства товара, в том  числе на основании которых таможенный орган самостоятельно осуществил  классификацию товаров. 

Заявитель считает несостоятельными выводы таможенного эксперта и выводы  таможни о том, что товары, продекларированные по ДТ № 10412113/121015/0000408, ДТ №  10412113/220715/0000298, ДТ № 10412113/240714/0000291, представляют собой единый  узел, этот единый узел не является литой деталью. 


В обоснование своей позиции таможня указывает на то, что при принятии решений  по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10412000-17/000285, № РКТ-10412000- 17/000284, № РКТ-10412000-17/000282 от 14 июля 2017 г. исходила из следующих  обстоятельств. В соответствии с заключением таможенного эксперта от 23 июня 2017 г.   № 12404004/0018003 товары, продекларированные по ДТ №№ 10412113/121015/0000408,  10412113/220715/0000298, 10412113/240714/0000291, распознаются как конструктивные  элементы гидравлической турбины, в тоже время не обладают основным свойством  гидравлической турбины в некомплектном или незавершенном виде (либо комплектном и  завершенном). Таким образом, данные элементы турбин должны классифицироваться в  соответствии с положениями примечания 2 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, а именно: 

а. Части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных  позиций групп 84 и 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503,  8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных  для них товарных позициях. 

б. Другие части, предназначенные для использования исключительно или главным  образом с одним типом машин или с рядом машин той же товарной позиции (включая  машины товарной позиции 8479 или 8543), должны классифицироваться вместе с этими  машинами или в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538  соответственно. Однако части, которые равно пригодны для использования главным  образом с товарами товарных позиций 8517 и 8525 - 8528, классифицируются в товарной  позиции 8517. 

в. Все прочие части классифицируются в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466,  8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно или, помимо этого, в товарной позиции  8487 или 8548. 

По ДТ №№ 10412113/121015/0000408, 10412113/220715/0000298 заявителем  продекларированы: колесо рабочее в сборе ЧЕРТ. ТН. 114.03-0 (товар № 1), обтекатель  колеса рабочего ЧЕРТ.ТН. 114.03.02-0 (товар № 2), вал и фланцевое соединение ЧЕРТ.  ТН.114.04-0 (товар № 3). С учетом позиции таможенных экспертов, изложенной в  названном заключении, составные части товара № 1 - обод, ступица, 17 лопастей. 

Исходя из представленных таможне сведений, изложенных в технической  документации на товар, в ступице колеса выполнены отверстия для присоединения к валу  турбины, обтекатель колеса является его частью и предназначен для направления потока  воды, крепится к ступице рабочего колеса, т.е. вал через нижний фланец соединяется с  рабочим колесом. Сведения о совместном использовании товаров, по мнению таможни,  подтверждаются представленным сборочным чертежом (ТН.114-0, позиции 5, 6), а также  по принципу действия и способу соединения корреспондируются с положениями ГОСТ Р  55260.3.1 - 2013. 

По ДТ № 10412113/240714/0000291 продекларированы колесо рабочее в сборе  ЧЕРТ. ТН.120.03-0 (товар № 1), вал и фланцевое соединение ЧЕРТ. ЧЕРТ. ТН.120.04-0  (товар № 2). С учетом позиции таможенных экспертов, изложенной в названном  заключении, составные части товара № 1 - обод, ступица, 15 лопастей, кожух, в  соответствии с имеющейся в распоряжении таможни информации в ступице колеса  выполнены отверстия для присоединения к валу турбины, вал через нижний фланец  соединяется с рабочим колесом. Сведения о совместном использовании товаров, по  мнению таможни, подтверждаются представленным сборочным чертежом (ТН.120.03-0  МЧ), а также по принципу действия и способу соединения корреспондируются с  положениями ГОСТ Р 55260.3.1 -2013. 

Исходя из этого, таможня приходит к выводу о том, что продекларированные  заявителем по ДТ № 10412113/121015/0000408 (товар №№ 1-3),   № 10412113/220715/0000298 (товар №№ 1-3), № 10412113/240714/0000291 (товар №№ 1, 2)  представляют собой колесо турбины в комплекте с валом турбины, представленными в 


разобранном виде и предназначенным для преобразования потока энергии воды в  крутящий момент, который через вал гидротурбины передается ротору генератора. 

Таможня с учетом примечаний 26 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, данный товар  относит к товарной позиции 8410 ТН ВЭД ЕАЭС. 

В соответствии с п. 6 ОПИ для отнесения к подсубпозиции 8410 90 000 1 ТН ВЭД  ЕАЭС товар должен быть чугунным литым, либо стальным литым, фактически  декларируемый элемент гидротурбины таможня считает сборкой из колеса рабочего,  обтекателя (ДТ №№ 10412113/121015/0000408, 10412113/220715/0000298) и вала турбины. 

Таможня обращает внимание на то, что пунктом 1 ОПИ названия разделов, групп и  подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических  целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных  позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами  не предусмотрено иное. 

В соответствии с ОПИ 2а и 6 данный товар таможня относит к подсубпозиции 8410  90 009 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 15%). Таможня считает  правомерными принятые оспариваемые решения по классификации товаров по ТН ВЭД  ЕАЭС о классификации товаров по ДТ №№ 10412113/121015/0000408 (1 -3),  10412113/220715/0000298 (1-3), ДТ 10412113/240714/0000291 (1, 2) в подсубпозиции 8410  90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (решения от 14.07.2017 №№ РКТ-10412000-17/000282, 284, 285), а  также товаров по ДТ № 10412110/210716/0007292 (1-9), ДТ № 10412113/210715/0000295  (1-10) в подсубпозиции 8410 13 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (решения от 14.07.2017 №№ РКТ- 10412000-17/000286, 283). 

Ссылку заявителя на заключение № 7/4512 от 31 августа 2017 г. ОАО «Научно- производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического  оборудования им. И.И.Ползунова» и заключение по вопросу комплектующих изделий для  АО «ТЯЖМАШ» № 1/68 Научно-образовательного инжинирингового центра  «Прецизионное метрологическое обеспечение машиностроения» Московского  государственного технического университета им. Н.Э. Баумана таможня считает  необоснованной, поскольку эти заключения содержат мнение специалистов  субъективного характера, выводы, изложенные в данных заключениях, основаны только  на обозрении наименований, ввезенных обществом, и не являются заключениями  специалистов, основанными на полном и всестороннем исследовании вопросов,  требующих специальных познаний. 

Оспариваемые требования об уплате таможенных платежей от 18 июля 2017 г.   № 419, № 420, № 421, № 422 таможня считает выставленными в полном соответствии с  правом ЕАЭС и таможенным законодательством Российской Федерации о таможенном  деле, т.к. на основании оспариваемых решений таможней обнаружен факт неполной  уплаты таможенных платежей в отношении товаров, задекларированных заявителем по  ДТ № 10412110/210716/0007292, № 10412113/121015/0000408, № 10412113/210715/0000295, 

 № 10412113/220715/0000298, № 10412113/240714/0000291. Таможня обращает  внимание на то, что оспариваемые требования таможенного органа исполнены обществом  в добровольном порядке. 

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из  следующих обстоятельств. 

Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного  законодательства" обоснованность классификационного решения проверяется судом  исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств,  подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого  товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД. При  этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а  также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Кодекса 


решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной  власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных  видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару. 

Согласно Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и  кодирования товаров от 14.06.1983, классификация товаров по Товарной номенклатуре  внешнеэкономической деятельности, в основу которой положена Гармонизированная  система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных  правил интерпретации, являющихся неотъемлемой частью Товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности. 

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54  утверждены и введены в действие с 23.08.2012 единая Товарная номенклатура  внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф  Таможенного союза, которым предусмотрены Основные правила интерпретации (ОПИ ТН  ВЭД). 

В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Положения о порядке применения единой  Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при  классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от  28.01.2011 N 522 (далее - Положение), ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения  однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной  группировке, кодированной на необходимом уровне. 

Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется по правилам 1, 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3  (б), 3 (в), 4, 5 (а), 5 (б) и 6. 

Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков  декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и  достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих  либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации  товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН  ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД. 

Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя  из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. 

Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в  соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к  субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на  одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения Правил также могут  применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не  оговорено иное (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС). 

При классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция,  затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих  примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются  также примечания к субпозициям (ОПИ 6). 

В то же время пунктом 6 Положения о порядке применения единой Товарной  номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при  классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от  28.01.2011 N 522, предусмотрено, что ОПИ применяются единообразно при  классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь;  ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ  1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с  ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в  соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после  применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода  субпозиции (подсубпозиции). 


При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае  невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а. При применении ОПИ 3  сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации  товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации  товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б. 

Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара  необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального  назначения. 

Согласно спецификации изделия (ТН.120-0) (т.2 л.д.13-53), помимо указанных в  декларациях узлов в состав гидротурбины входят и другие узлы, в т.ч. такие, без которых  работа гидротурбины невозможна. Например, фундаментные части, подшипник турбины,  система автоматического управления и др. Поэтому вывод таможни о комплектности  ввезенного товара суд находит несостоятельным. 

Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание сведения, которые нашли  свое отражение в заключении таможенных экспертов. Из материалов дела следует, что  исследование таможенными экспертами Беловой Н.Н. и Кокиным А.С. (заключение  таможенных экспертов от 23 июня 2017г. № 12404004/0018003 – т.2 л.д.106-113)  подготовлено путем исследования спорного объекта по фотокопиям представленных  таможней документов, то есть выводы о классификации спорных товаров, в т.ч. о  комплектности товара сделаны без его осмотра. 

В письме о направлении заключения таможенных экспертов (от 28.06.2017 № 04- 05/2738 – т.2 л.д.105) имеется ссылка на то, что объекты исследования не предоставлялись  и в процессе проведения таможенной экспертизы видоизменению не подвергались. 

Допрошенный в заседании суда первой инстанции таможенный эксперт Кокин А.С.,  пояснил, что ему для исследования осмотра товаров (образцов) не требовалось,  представленных документов (конструктивных, схем, деклараций, контракта со  спецификацией и т.д.) было достаточно для выводов, положенных в основу заключения,  тем более, что исследование только по документам допускается законом о таможенной  деле. 

Вместе с тем, таможенные эксперты в ходе исследования устанавливают основные  свойства и характеристики товара и не учитывают, например, то, что согласно  таможенной декларации в качестве литой части оборудования указано только «колесо  рабочее в сборе» (ТН.114.03.01-0). Рабочее колесо согласно спецификации ТН.114.03.01-0  и чертежа ТН. 114.03.01-0 СБ выполняется из отдельных литых частей, соединенных в  единую неразборную конструкцию. Согласно ТН ВЭД ЕАЭС к коду 8410 90 0001  отнесены «части гидротурбин чугунные или стальные литые для турбин  гидравлических...». При этом нет никаких оговорок, что на данном изделии в  обязательном порядке должна отсутствовать какая-либо обработка. Тогда как в случае,  если необходимо выделить необработанные изделия, ТН ВЭД ЕАЭС специально  оговаривает (например, код 7326 «Изделия кованые и штампованные, но без дальнейшей  обработки»). 

Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара  необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального  назначения, позволяющих определить возможность его самостоятельного использования,  выполнения им самостоятельных функций, что в рассматриваемом случае требует  непосредственного осмотра объекта (образцов). Поэтому суд находит выводы,  изложенные в заключении таможенных экспертов от 23 июня 2017г. № 12404004/0018003,  некорректными, основанными на предположениях. 

Согласно ГОСТ 55260.3.1-2013 "Гидротурбины. Технические требования к  поставке", являющемуся нормативным техническим документом и предназначенному для  применения в процессе проектирования, производства, заказа, поставки и приемки в  эксплуатацию гидротурбинных установок для гидроэлектростанций, "рабочее колесо 


гидротурбины представляет собой рабочий орган гидротурбины, преобразующий энергию  потока воды в механическую энергию вращения турбины". Соответственно, рабочее  колесо является неотъемлемой частью гидротурбины, а не гидротурбиной. 

В соответствии с пояснениями к товарной позиции 8410 ТН ВЭД ТС в нее  включаются гидротурбины и водяные колеса, самостоятельно преобразующие в  движущую силу энергию движущихся или находящихся под давлением жидкостей  (например, течение воды или водопад; давление воды, масла или специальных  жидкостей). Такие двигатели или моторы приводятся в действие потоком воды,  направляемым на лопасти, лопатки или геликоидные элементы колеса. Гидравлические  турбины состоят из ротора, помещенного в статор, который направляет струи воды на  лопатки и т. п. ротора. Ротор турбины состоит из колеса с множеством ковшей,  расположенных радиально по его периметру. Статор представляет собой прочный кожух с  одной или более форсунками, направляющими воду на ковши по касательной. 

Водяные колеса, классифицируемые в товарной позиции 8410 ТН ВЭД ТС,  представляют собой простейшие двигатели, состоящие из большого колеса с  установленными по периметру плоскими или желобчатыми деревянными или  металлическими лопатками, ось колеса обычно соединена с мультипликатором.  Получаемая механическая энергия обычно находит непосредственное применение в  небольших мастерских, пилорамах, мукомольных мельницах и т.д. 

Таким образом, конструктивно и в соответствии с выполняемой функцией рабочее  колесо турбины не может рассматриваться как самостоятельный простейший двигатель -  водяное колесо и само по себе не является турбиной гидравлической. 

Из текста подсубпозиции 8410 90 000 1 ТН ВЭД ТС, следует, что в ней  классифицируются чугунные литые или стальные литые части турбин гидравлических  мощностью более 25000 кВт. Все прочие части турбин гидравлических, части колес  водяных и регуляторы к ним классифицируются в подсубпозиции 8410 90 000 9. 

Исходя из описания товара в графе 31 спорных ДТ (т.1. л.д.129-136, 143-165) товар  представляет собой колесо рабочее в сборе с крепежом (ТН.120.03-0), состоит из обода,  ступицы и 15 лопастей, все эти детали получают литьем из конструкционной  легированной стали и механически обрабатываются окончательно. 

Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что таможней не  опровергнут заявленный обществом в ДТ классификационный код спорного товара в  подсубпозиции 8410 90 000 1 ТН ВЭД ТС. 

По вопросу применения ОПИ ТН ВЭД. Правило 2 расширяет содержание любой  товарной позиции, к которой относится конкретный товар, для включения в нее не только  комплектного изделия, но и этого изделия в некомплектном и незавершенном виде, при  условии, что в представленном виде это изделие обладает основным свойством  комплектного или готового изделия. Однако правило 2 ОПИ подлежало применению, если  бы ввозилась сама гидротурбина в некомплектном или незавершенном виде (в данном  случае ввезена ее часть) и невозможно было бы применить правило 1 ОПИ. 

Правила 3а ОПИ применяется, если в силу правил 2 (б) или по каким-либо другим  причинам имеется, prima fasie, возможность отнесения товаров к двум и более товарным  позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее  конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим  описанием. 

Как видно из материалов дела, предметом рассматриваемого дела, являются не  товарные позиции, а подсубпозиции 8410 90 000 1 и 8410 90 000 9 в одной товарной  позиции 8410 ТН ВЭД ТС. 

На основании оспариваемых решений таможней был обнаружен факт неполной  уплаты таможенных платежей в отношении товаров, задекларированных заявителем по  ДТ № 10412110/210716/0007292, № 10412113/121015/0000408, № 10412113/210715/0000295, 


№ 10412113/220715/0000298, № 10412113/240714/0000291 в связи с недостоверной  классификацией товара. 

В связи с тем, что суд пришел к выводу о неправомерности решений по  классификации товаров, правовых оснований для направления (выставления) заявителю  требований об уплате таможенных платежей от 18.07.2017 № 419 на сумму 9 581 115,57  руб., № 420 на сумму 6 638 118,43 руб., № 421 на сумму 9 285 329,21 руб., № 422 на сумму  5 119 952,88 руб. не имеется. 

В силу положений частей 2, 8 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о  признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий  (бездействия) незаконными. 

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным  ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его  положения не подлежат применению. 

Признание оспариваемого ненормативного акта недействительным означает  одновременно признание этого акта не порождающим правовые последствия с момента  принятия. 

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о  несоответствии закону решений Самарской таможни по классификации товара по ТН  ВЭД ЕАЭС от 14.07.2017 № РКТ-10412000-17/000282, № РКТ-10412000-17/000283, № РКТ- 10412000-17/000284, № РКТ-10412000-17/000285, № РКТ-10412000-17/000286, требований  Самарской таможни об уплате таможенных платежей от 18.07.2017 № 419, № 420, № 421,   № 422. 

В основу апелляционной жалобы положены доводы, которые послужили  основанием для принятия решений о классификации товаров. В частности о том, что  продекларированные заявителем комплектующие части, в совокупности представляют  собой гидротурбину, а также о том, что рабочее колесо и вал турбины для ГЭС Alluriquin  представляют собой единую сборочную единицу – ротор гидротурбины. 

Указанные доводы не соответствуют обстоятельствам дела и не могут по этой  причине являться основанием для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой  инстанции. 

Предметом внешнеторговых контрактов, в том числе в соответствии с  приложениями к данным контрактам, являлась Продукция - узлы для гидравлических  турбин (гидротурбин), которые были продекларированы по ДТ   №№ 10412113/210715/0000295, 10412110/210716/0007292, а не гидротурбины. 

Согласно п. 1 Спецификации Приложение № 2 к Контрактам эта Продукция  именовалась - «Узлы гидротурины Усть-Хантайской ГЭС для ПК-1 (Приложение № 1)», а  в Приложении № 1 к Контракту были конкретизированы узлы турбины гидравлической  для изготовления CKD Blansko Holding. 

Кроме того, дополнительными соглашениями к Контрактам отдельные узлы были  дополнительно исключены из перечня узлов, указанного в приложении № 1. 

Техническая документация по Контракту № 620751 от 28.01.2013 года  разрабатывалась CKD Blansko Holding не только для поставляемых ей узлов  гидротурбины, но и для изготавливаемых АО «ТЯЖМАШ». Перечень данной  технической документации, разрабатываемой CKD Blansko Holding, передавался в  таможенный орган, т.к. она декларировалась. 

Согласно ГОСТ 2.102-2013 (общедоступный источник) п. 5.2 основным и  единственным конструкторским документом, в соответствии с которым производится 


изготовление и поставка оборудования, является головная спецификация изделия. В  данном случае - головная спецификация изделия ТН.120-0, которая: 

не является спецификацией Продукции - узлов, поставляемых CKD Blansko Holding  по Контрактам для АО «ТЯЖМАШ». Спецификация Продукции к Контрактам в  рассматриваемом случае маленькая и несущественная часть спецификации изделия  ТН.120-0). 

является спецификацией головного изделия - узлов гидротурбины, которые  поставляются АО «ТЯЖМАШ» для Усть-Хантайской ГЭС, в том числе поставляемые  CKD Blansko Holding, 

- и не содержит полный перечень всех узлов гидротурбины Усть-Хантайской ГЭС.  Из Спецификации ТН.120-0 & сравнении со спецификацией к Контракту видно, что  поставляемые CKD Blansko Holding по Контрактам для АО «ТЯЖМАШ» узлы: 

- не обладают основным свойством гидротурбины,

- при своей совокупности согласно спецификации к Контракту не является  комплектной гидротурбиной даже в разобранном виде. 

АО «Тяжмаш» в рамках декларирования узлов передал таможенным органам  комплект документов на узлы, подлежащие декларированию. Передача головной  спецификации изделия ТН. 120-0 во время таможенной экспертизы не производилась,  поскольку непосредственно не относится к декларируемым узлам. Рассматривая вопрос о  комплектности поставки оборудования, таможенный орган или эксперт должны были в  первую очередь, запросить эту спецификацию (ТН. 120-0), что не было сделано, хотя  такая возможность имелась. Таможенная экспертиза ограничилась «сопоставлениями» с  абстрактными «общедоступными источниками», некорректным толкованием  спецификаций к Контрактам, что привело к неправильным выводам. 

Гидротурбина согласно ГОСТ 2.102-2013 включает более 35 узлов, головная  спецификации изделия ТН. 120-0 - 32 узла гидротурбины (поскольку выполнялись работы  по реконструкции и не все узлы гидротурбины подлежали замене), из них только около 10  позиций (узлов) поставлялись из CKD Blansko Holding, иные узлы были изготовлены на  АО «ТЯЖМАШ», например, фундаментные части (масса 11851 кг, под ними для  радиально-осевых турбин понимаются фундаментное кольцо и сопрягающий пояс,  изготовленные из углеродистой и нержавеющей стали (аналог камеры рабочего колеса  для существующих на ГЭС поворотно-лопастных турбин), подшипник турбины (его масса  составляет 2.840 кг, изготовленный из углеродистой стали), либо закуплены у иных  поставщиков. 

Кроме того, поскольку АО «ТЯЖМАШ» выполнялись работы по реконструкции и  не все узлы гидротурбины подлежали замене, некоторые узлы оставались от прежней  (старой) гидротурбины Усть-Хантайской ГЭС и не были включены Заказчиком в объем  поставки АО «ТЯЖМАШ», и, соответственно, в головную спецификацию изделия ТН.  120-0, как например, статор (масса 29.374 кг), спиральная камера (масса 101.750 кг) и  отсасывающая труба (только масса облицовки её конуса составляет 133000 кг), которые  являются существенным и значимыми частями гидротурбины. 

Поэтому, вывод таможенного органа о комплектности ввезенных товаров следует  признать необоснованным. 

Таможенный органом смешиваются понятия «гидротурбина» и «гидротурбинная  установка». 

Так, таможенный орган (в пояснениях таможенного эксперта на стр. 2 и в судебном  заседании) настаивал, что «...фундаментные части, система автоматического управления  входят именно в состав гидротурбинной установки, а не в состав гидротурбины». 

ГОСТ 55260.3.1-2013 «Гидротурбины. Технические требования к поставке»,  являющийся нормативным техническим документом и предназначенный для применения  в процессе проектирования, производства, заказа, поставки и приемки в эксплуатацию  гидротурбинных установок для гидроэлектростанций, разделом 6.2 регламентирует 


«Требования к конструкции гидротурбины и ее проточной части», в. т. ч. подразделами  6.2.1 ...6.2.12 требования к ее составным частям. При этом подраздел 6.2.5 прямо  называется «Требования к закладным и фундаментным частям», а подраздел 6.2.12  называется «Требования к вспомогательным механизмам турбины». 

Обязательным приложением Б к этому же ГОСТ 55260.3.1-2013 оговаривается  комплектность поставки гидротурбины. Разделом 2.1 этого приложения приведен  комплект поставки радиально-осевой гидротурбины. В составе комплекта поставки,  например, прямо указаны в числе прочих фундаментные части. Кроме того, в составе  комплекта поставки, присутствует ряд позиций проигнорированных таможенным  органом, но без которых гидротурбина не может считаться комплектной. 

На основании вышеизложенного, сделанный в «Пояснениях таможенного эксперта»  (стр. 5) вывод о том, что в декларациях «...присутствуют все основные составные части  турбины в комплектном и несобранном виде» или «...большая часть основных составных  частей турбины в несобранном виде» не соответствует действительности, а изготовленное  и поставленные CKD Blansko Holding отдельные узлы не обладают основным свойством  гидротурбины при своей совокупности согласно спецификации к Контракту не является  комплектной гидротурбиной даже в разобранном виде. 

Таким образом, утверждения таможенного органа (в «пояснениях таможенного  эксперта» на стр. 3) со ссылкой на ГОСТ 55260.3.1-2013, что «...фундаментные части,  система автоматического управления входят именно в состав гидротурбинной установки,  а не в состав гидротурбины», нельзя признать правомерным. 

Вывод о том, фундаментные части «входят в состав гидротурбинной установки, а не  в состав гидравлической турбины» прямо противоречит положениям ГОСТ 55260.3.1- 2013. 

Кроме того, АО «ТЯЖМАШ», как поставщик (Генподрядчик) для Заказчика, в  поставке узлов гидротурбины для Усть-Хантайской ГЭС поставляет не только  фундаментные части, но и узлы рабочих механизмов, не изготавливавшихся и не  поставлявшихся CKD Blansko Holding, которые также отнесены, согласно пояснениям  таможенного органа и в противоречии ГОСТ, к гидротурбинной установке, а не к  гидротурбине. 

CKD Blansko Holding для турбин Усть-Хантайской ГЭС предоставило в составе  комплекта эксплуатационной документации паспорт на гидротурбину ТН. 120-0 ПС, в  котором в заключении указывается на комплектную поставку турбины. 

Согласно ЕСКД (ГОСТ 2.601-2013 «Эксплуатационные документы», таблица 1) в  состав эксплуатационной документации включается либо паспорт, либо формуляр на это  изделие. ГОСТ 2.601-2013 определяет паспорт как «документ, содержащий сведения,  удостоверяющий гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик  изделия...». Формуляр дополнительно содержит «...сведения, которые вносят в период  эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и др.  данные)...». 

Заявитель указывает, что в практике отечественного гидротурбостроения в состав  эксплуатационной документации, как правило, включается типовой формуляр. 

В соответствии с договоренностью между АО «ТЯЖМАШ» и CKD Blansko Holding,  CKD Blansko Holding, как указывалось выше, разрабатывало полный комплект  документации на гидротурбину для Усть-Хантайской ГЭС. 

В состав эксплуатационной документации на гидротурбину CKD Blansko Holding  ошибочно включила паспорт. Информация, содержащаяся в паспорте, разработанным  CKD Blansko Holding, относится ко всей гидротурбине, а не только к изготовленным на  CKD Blansko Holding узлам. В паспорт включены чертежи и схемы по всей турбине и  отсутствуют упоминания об отдельных узлах, изготовленных CKD Blansko Holding.  Паспорт имеет номер, соответствующий полнокомплектной турбине и ссылку на контракт 


между АО «ТЯЖМАШ» и заказчиком, с которым CKD Blansko Holding прямых  отношений не имеет. 

Обнаружив данную ошибку паспорт признан недействительным, кроме того в  исправление этой ошибки АО «ТЯЖМАШ», как организация владелец контракта с  Заказчиком, предоставил последнему заполненный экземпляр формуляра, включенный в  состав эксплуатационной документации. 

АО «ТЯЖМАШ» не декларировал рабочие колеса как гидротурбину либо как  водяное колесо, а декларировал как «части гидротурбин чугунные или стальные литые для  турбин гидравлических...», т.к. рабочие колеса для ГЭС Alluriquin и Усть-Хантайской ГЭС  являются литыми узлами гидротурбины, выполненные из одного материала сталь  ASTMA743CA6NM. Метод получения рабочих колес - отливка с последующей  механической обработкой. Рабочее колесо согласно спецификации ТН.114.03.01-0 и  чертежа ТН.114.03.01-0 СБ выполняется из отдельных литых частей соединенных в  единую неразборную конструкцию. 

В практике машиностроения термин «литое изделие» относится к способу  получения заготовки для этого изделия. Прямым следствием получения заготовки  методом литья является специфическая структура металла заготовки, резко отличающаяся  от прочих заготовок и не изменяющаяся в процессе дальнейшей обработки этой  заготовки. Изделие не перестает быть литым, если в нем выполняются отверстия для  соединения с другими частями, добавляются незначительные элементы, полируются его  поверхности, наносятся покрытие (окраска) и т. д. Его свойства как «литого изделия» не  меняются. Для литых изделий, не подвергающихся дальнейшей обработке, в практике  машиностроения применяется термин «заготовка» или «отливка». 

Согласно ТН ВЭД ЕАЭС к коду 8410900001 отнесены «части гидротурбин чугунные  или стальные литые для турбин гидравлических...». При этом нет никаких оговорок, что  на данном изделии в обязательном порядке должна отсутствовать какая-либо обработка. 

В случае если необходимости выделить необработанные изделия ТН ВЭД ЕАЭС  специально оговаривает это (например, код 7326 «Изделия кованые и штампованные, но  без дальнейшей обработки»). 

На основании этого обоснованным является отнесение изделия «Колесо рабочее в  сборе» (ТН.114.03.01-0) к коду 8410900001 «части гидротурбин чугунные или стальные  литые для турбин гидравлических...». 

Таможенный орган указывает, что радиально-осевые турбины должны состоять из  двух основных компонентов - ротора с большими неподвижно закрепленными  геликоидными лопастями, и статора, который обеспечивает радиальный поток воды по  всему периметру ротора, и осевым выпускным отверстием. 

Между тем в комплекте узлов, задекларированных по ДТ №№  10412113/210715/0000295 и 1042110/2107/0007292, ни ротора, ни статора, ни  спиралевидного трубопровода (спиральной камеры) нет. 

Так, по ДТ 10412110/210716/0007292 задекларированы следующие товары:

колесо рабочее в сборе (код ТН ВЭД ЕАЭС 8410900001, ставка ввозной таможенной  пошлины 5%); 

вал турбины в сборе (код ТН ВЭД ЕАЭС 8483109500, ставка ввозной таможенной  пошлины 5%); 

рукава гибкие низкого давления (код ТН ВЭД ЕАЭС 4009320000, ставка ввозной  таможенной пошлины 3%); 

трубопроводы с соединительными элементами (код ТН ВЭД ЕАЭС 7304399209,  ставка ввозной таможенной пошлины 7,5%); 

площадки и лестница в шахте турбины (код ТН ВЭД ЕАЭС 7308909900, ставка  ввозной таможенной пошлины 6%); 

установка монорельса (код ТН ВЭД ЕАЭС 8425190009, ставка ввозной таможенной  пошлины 5%); 


отводы крутоизогнутые (код ТН ВЭД ЕАЭС 7307993000, ставка ввозной  таможенной пошлины 10%); 

фланцы стальные (код ТН ВЭД ЕАЭС 7307910000, ставка ввозной таможенной  пошлины 10%); 

аппарат направляющий (1 шт.), уплотнение вала (1 шт.), ограждение вала турбины  (1 шт.) (код ТН ВЭД ЕАЭС 8410900009, ставка ввозной таможенной пошлины 15%). 

По ДТ № 10412113/210715/0000295 задекларировано (см. Рисунок 3 на стр.8,  Рисунок 4 на стр.9 и Рисунок 5 на стр.10-12); 

колесо рабочее в сборе (код ТН ВЭД ЕАЭС 8410900001, ставка ввозной таможенной  пошлины 7,5%); 

вал турбины (код ТН ВЭД ЕАЭС 8483109500, ставка ввозной таможенной пошлины  5%); 

рукава гибкие низкого давления (код ТН ВЭД ЕАЭС 4009320000, ставка ввозной  таможенной пошлины 3%); 

насос самовсасывающий (код ТН ВЭД ЕАЭС 8413708100, ставка ввозной  таможенной пошлины 0%) 

трубопроводы с соединительными элементами (код ТН ВЭД ЕАЭС 7304399209,  ставка ввозной таможенной пошлины 10%); 

площадки и лестница в шахте турбины (код ТН ВЭД ЕАЭС 7308909900, ставка  ввозной таможенной пошлины 8%); 

установка монорельса (код ТН ВЭД ЕАЭС 8425190009, ставка ввозной таможенной  пошлины 5%); 

отводы крутоизогнутые (код ТН ВЭД ЕАЭС 7307993000, ставка ввозной  таможенной пошлины 11,7%); 

фланцы стальные (код ТН ВЭД ЕАЭС 7307910000, ставка ввозной таможенной  пошлины п,7%); 

аппарат направляющий (1 шт.), уплотнение вала (1 шт.), ограждение вала турбины  (1 шт.) (код ТН ВЭД ЕАЭС 8410900009, ставка ввозной таможенной пошлины 15%). 

Определение «статора гидротурбины» из Большой Советской Энциклопедии: статор  гидротурбины «фундаментная часть гидротурбины, предназначенная для передачи  нагрузки от массы гидроагрегата и давления воды на здание ГЭС. Статор гидротурбины  устанавливается внутри спиральной камеры гидротурбины...» 

Поэтому, исходя из определения радиально-осевой турбины, содержащегося в  Пояснениях к товарной позиции 8410 ТН ВЭД ЕАЭС, основанными на  Гармонизированной Системе, на которое неоднократно ссылается таможенный орган, в  целях классификации по ТН ВЭД ЕАЭС, наличие в составе гидротурбины товарной  позиции 8410 ТН ВЭД ЕАЭС фундаментных частей, к которым относится статор  гидротурбины, является обязательным условием для отнесения ее к данной товарной  позиции. 

Таможенный орган называет сборку рабочего колеса и вала - ротором  гидротурбины, поставляемым в разобранном виде и состоящим из рабочего колеса в сборе  с валом и обтекателем (данное объединение не было предметом таможенной экспертизы). 

Именно этот узел, называемый таможенным органом «ротор», он рассматривает как  не являющимся литым и классифицирует по подсубпозиции 8410 90 0009 ТН ВЭД ЕАЭС  («прочие» части турбины гидравлической) со ставкой 15%. 

Однако, как следует из пояснений заявителя, «ротор гидротурбины» как единая  сборочная единица, включающая в себя рабочее колесо и вал, в практике  гидротурбостроения не используется и не существует. Конструкторский документ на  сборочную единицу «Ротор гидротурбины» или аналогичную ей по смыслу отсутствует. 

ГОСТ Р 55260.3.1-2013 (разделом 6 и приложением «Б») оговаривающем  комплектность гидротурбины, в качестве узлов поставки приведены по отдельности: 


«Колесо рабочее» и «Вал гидротурбины», а понятие «ротор» в ГОСТ Р 55260.3.1-2013  относится исключительно к ротору всего гидроагрегата, либо к ротору генератора. 

Вывод о наличии единой сборочной единицы, включающей в себя только рабочее  колесо и вал турбины, прямо противоречит как нормативным документам, так и  разработанной в соответствии с этими нормативными документами конструкторской  документации. 

Рабочее колесо и вал, являясь узлами одной радиально-осевой гидротурбины, как и  любые иные узлы одной гидротурбины, совместно используются в ней и ее узлы  соединяются между собой, в том числе и те, которые не были в объеме поставки CKD  BLANSKO HOLDFNG, а оставались от прежней гидротурбины. Так, например, вал  турбины соединяется с рабочим колесом и фланцем вала генератора болтами (которого  также нет в поставке CKD BLANSKO HOLDING), это отдельные узлы гидроагрегата не  являющиеся единой сборочной единицей с определённым названием. 

Таким образом, осуществляется совместное использование в гидротурбине рабочего  колеса и вала, так как это узлы одной гидротурбины, к ним присоединяются еще иные  узлы, но доводы таможенного органа об объединении рабочего колеса и вала в единый  узел «ротор турбины» некорректны. 

Кроме того, таможенный орган делает ссылку в апелляционной жалобе на  пояснения к 8410 ТН ВЭД, что радиально-осевые турбины «состоят из цельнолитого  стального ротора». При этом таможенный орган классифицирует как ротор, который  должен быть цельнолитым - сборку рабочего колеса и вала, которая не может быть  цельнолитой, т.к. это сборка. Указанное противоречие объясняется подменой понятий  таможенным органом. 

Например в «Большой Российской энциклопедии» определение ротора следующее:  «РОТОР (rotor, сокр. форма от лат. rotator - вращатель, от roto - вращать), вращающаяся  часть двигателей и рабочих машин, на которой расположены органы, получающие  энергию от рабочего тела (напр., Ротор Ванкеля двигателя) или отдающие её рабочему  телу (напр., Ротор роторного насоса); выполняется в виде барабанов, дисков, колёс. Ротор  двигателей связан с рабочим валом. Ротор рабочих машин - с приводным валом. Ротор в  паровых турбинах является барабан или ряд дисков, насаженных на рабочем валу для  преобразования энергии пара в механич. работу. Ротор буровой - механизм, являющийся  многофункциональным оборудованием буровой установки для вращения бурильных труб  и поддержания колонны бурильных или обсадных труб при свинчивании и развинчивании  в процессе спуско-подъёмных операций, при поисковом бурении и капитальном ремонте  скважин. Ротор электрической машины обычно состоит из шихтованного (набранного из  листовой стали) насаженного на вал магнитного сердечника (магнитопровода), в пазах  которого расположена обмотка в виде металлических (напр., медных) стержней или  изолированных проводников.» 

Таким образом, согласно этому определению, приводимый во вращение вал, не  входит в состав ротора. 

Правильным способом деления изделия на составные части, является использование  терминов и определений, принятых в соответствующей отрасти и прямо оговоренных в  нормативных документах. 

Если формально подходить к абсолютному соответствию ТН ВЭД ЕАЭС  заявленные узлы вообще не подпадают под определение радиально-осевой гидротурбины:  вместо единого цельнолитого ротора в наличии отдельные детали: рабочее колесо и вал,  лопасти рабочего колеса имеют не геликоидный, а гораздо более сложный профиль,  спиралевидный трубопровод (спиральная камера), статор и осевое выпускное отверстие  (отсасывающая труба) отсутствуют в перечне поставляемых/декларируемых. 

На основании изложенного, следует признать выводы таможенного органа о том,  что декларированные товары являются комплектными гидротурбинами, не  соответствующими обстоятельствам дела. 


Основное назначение радиально-осевой гидротурбины заключается в  преобразовании кинетической энергии потока воды в механическую энергию вращения и  передачу этой энергии вращения на генератор. Для выполнения данного назначения  необходимы части (узлы) гидротурбины, которые отсутствуют в объеме поставки. 

Таким образом, вывод Самарской таможни о комплектности или завершенности  данной поставки, представленной в несобранном или разобранном виде не соответствует  обстоятельствам дела. 

Декларированные товары не обладают основным свойством, характеристиками,  функциональным назначением радиально-осевой гидротурбины.  

Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют  доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и  основаны на правильном применении норм права. 

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. 

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого  судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется. 

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2017 года по делу   № А55-26329/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд  первой инстанции. 

Председательствующий А.Б. Корнилов 

Судьи П.В. Бажан

 В.В. Кузнецов