ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2021 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе публичного акционерного общества «Т Плюс»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 апреля 2021 года по делу № А55-2647/2020 (судья Рагуля Ю.Н.),
по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс»
к Государственной жилищной инспекции Самарской области
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс»
2) ФИО1
3) Общества с ограниченной ответственностью УК «Приволжское производственное жилищно-ремонтное управление»
о признании недействительным предписания,
в судебное заседание явились:
от публичного акционерного общества «Т Плюс» - представитель ФИО2 (доверенность от 13.04.2020),
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Предприятие тепловых сетей» (далее - заявитель, АО «ПТС») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - административный орган, инспекция) о признании недействительным Предписания № СПр-83331 от 11.11.2019.
В связи с реорганизацией АО «ПТС» в форме присоединения к ПАО «Т Плюс» (ИНН <***>) и внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности АО «ПТС», своим определением от 16.02.2021 произвел замену заявителя АО «ПТС» по настоящему делу на ПАО «Т Плюс».
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, поскольку считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значения для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам; решение вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Податель жалобы отмечает, что не согласен с Предписанием № СПр-83331 от 11.11.2019г. в части:
- объема тепловой энергии ОДПУ в многоквартирном доме (МКД), расположенном по адресу: <...>, за октябрь 2018г., предлагаемого к учету ГЖИ при расчете корректировки (152,385 Гкал) с отсечением части количества дней за расчетный период октябрь 2018 г. в соответствии с числом дней отопительного периода. Изначально АО «ПТС» при расчете годовой корректировки был принят объем тепловой энергии ОДПУ за октябрь 2018г. -383,6167 Гкал.
В расчетном периоде февраль 2020г. был произведен перерасчет годовой корректировки по отоплению за 2018г. в соответствии с фактическими показаниями тепловой энергии ОДПУ за октябрь 2018г. - 184,533 Гкал.
- объема тепловой энергии на подогрев горячей воды (ГВС), который подлежит вычитанию из общего объема ОДПУ в текущем расчетном периоде при проведении годовой корректировки. Позиция ГЖИ предполагает использование в расчетах значений тепловой энергии на подогрев горячей воды в объеме, соответствующем показаниям объема ГВС с ОДПУ (5 878,2 м3*0,0611=359,158 Гкал). АО «ЭнергосбыТ Плюс» считает, что объем тепловой энергии, вычитаемый с ОДПУ, должен соответствовать фактически начисленному на МКД за расчетный период (исходя из поданных показаний, либо норматива, либо среднего, если Клиент не предоставил показания).
В апелляционной жалобе указывает на то, что Предписание ГЖИ, в обжалуемой части, неправомерно, как не соответствующее пункту 42 (1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 20.04.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО «Т Плюс» поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав явившегося представителя, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Самарской области на основании обращения (вх. № 34266-ц от 07.10.2019, л.д.23 т.2) в соответствии с распоряжением органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица № СПр-83331 от 14.10.2019г. (л.д.19-20 т.2) проведена внеплановая проверка АО «Предприятие тепловых сетей». Проверка проводилась по вопросу правомерности начисления платы за отопление: корректировка за 2018 год, выставление среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за 2018 год, собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>.
Из представленной АО «Предприятие тепловых сетей» информации исх. № 71100- 13/2-10140 от 29.10.2019г. следует, что многоквартирный дом по адресу: <...> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, который учитывает общее количество тепловой энергии на горячее водоснабжение и отопление.
Внеплановая документарная проверка проведена в рамках осуществления жилищного надзора на территории Самарской области.
В соответствии с нормами действующего законодательства РФ на юридический адрес АО «Предприятие тепловых сетей» (443110, <...>) была направлена копия распоряжения № СПр-83331 от 14.10.2019г. и запрос № СПр-83331 от 14.10.2019г. о предоставлении в жилищную инспекцию необходимых для проведения проверки информации и документов. Указанное распоряжение и запрос получены АО «Предприятие тепловых сетей» 18.10.2019г.
По результатам проверки государственной жилищной инспекцией Самарской области 11.11.2019 был составлен акт проверки № СПр-83331 в отношении АО «Предприятие тепловых сетей» (л.д.15-17 т.2). По факту выявленного нарушения АО «Предприятие тепловых сетей» было выдано предписание № СПр-83331 от 11.11.2019 в срок до 14.02.2020г. устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, представить в государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно: произвести перерасчет корректировки платы за отопление за 2018 год, отраженной в платежном документе за май 2019 года, собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, в соответствии с требованиями пункта 42(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (л.д.13-14 т.2).
Заявитель, не согласившись с данным предписанием, считая его неправомерным и нарушающим права и законные интересы Общества, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на следующие обстоятельства.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно п. 42 Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течении отопительного периода, либо равномерно в течении календарного года.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства № 603 от 29.06.2016г. правом принятия решения о выборе способа оплаты отопления обладает исключительно орган государственной власти Субъекта РФ.
Согласно изменениям, внесенным Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 01.10.2015г. № 237, в Приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 13.09.2012г. № 207, при расчете гражданам за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в муниципальных образованиях Самарской области, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в МКД, в котором используется коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, принято решение о внесении платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В расчетном периоде май 2019 года проведена годовая корректировка по отоплению за 2018 год в многоквартирных домах (МКД), оборудованных общедомовыми приборами учета и рассчитываемых по ставке 1/12 (круглогодично).
Для определения корректировки отопления при общем приборе следует вычесть из итогового значения на дом за каждый месяц количество Гкал, потребовавшихся на подогрев выставленного жителям к оплате в расчетном месяце объема ГВС (определяется как произведение объема ГВС и норматива 0,0611 для данного дома):
Показа-ния | Январь, Гкал | Февраль, Гкал | Март, Гкал | Апрель, Гкал | ||||||||
Отоп+Гвс | ГВС | Отоп | Отоп+Гвс | ГВС | Отоп | Отоп+ Гвс | ГВС | Отоп | Отоп+Гвс | ГВС | Отоп | |
342,182 | 975,9343*0,0611 =59,629 | 282,5524 | 479,399 | 917,3963*0,0611 =56,0529 | 423,3461 | 494,30 2 | 899,0463*0,0611 =54,9317 | 439,3703 | 458,973 | 871,7767*0,0611 = 53,2655 | 405,7074 | |
ИТОГО на дом | НА ОТОПЛЕНИЕ 1 550,9762 |
II полугодие
Показа-ния | Октябрь, Гкал | Ноябрь, Гкал | Декабрь, Гкал | ||||||
Отоп+Гвс | ГВС | Отоп | Отоп+Гвс | ГВС | Отоп | Отоп+ Гвс | ГВС | Отоп | |
184,533 | 383,6167*0,0611 =23,4389 | 161,0940 | 354,355 | 839,0624*0,0611=51,2667 | 303,0883 | 590,393 | 605,8921*0,0611=37,02 | 553,373 | |
ИТОГО на дом | НА ОТОПЛЕНИЕ 1 017,5553 |
Тариф для дома в I полугодии 2018 г. на отопление составлял 1 552,88 руб./Гкал.
Тариф для дома во II полугодии 2018 г. на отопление составлял 1 605,98 руб./Гкал.
При этом Заявитель не оспаривает предписание № СПр-83331 в части коррекции объемов тепловой энергии общедомового прибора учета (ОДПУ) за апрель 2018 года, декабрь 2018 года, применяемых при расчете корректировки по отоплению за 2018 год.
Между тем, Заявитель не согласен с оспариваемым предписанием № СПр-83331 от 11.11.2019г. в части объема тепловой энергии ОДПУ в многоквартирном доме (МКД), расположенном по адресу: <...>, за октябрь 2018г., предлагаемого к учету ГЖИ при расчете корректировки (152,385 Гкал) с отсечением части количества дней за расчетный период октябрь 2018 г. в соответствии с числом дней отопительного периода.
Изначально АО «ПТС» при расчете годовой корректировки был принят объем тепловой энергии ОДПУ за октябрь 2018г. - 383,6167 Гкал.
В расчетном периоде февраль 2020г. был произведен перерасчет годовой корректировки по отоплению за 2018г. в соответствии с фактическими показаниями тепловой энергии ОДПУ за октябрь 2018г. - 184,533 Гкал.
- объема тепловой энергии на подогрев горячей воды (ГВС), который подлежит вычитанию из общего объема ОДПУ в текущем расчетном периоде при проведении годовой корректировки. Позиция ГЖИ предполагает использование в расчетах значений тепловой энергии на подогрев горячей воды в объеме, соответствующем показаниям объема ГВС с ОдПу (5 878,2 м3*0,0611=359,158 Гкал). АО «ЭнергосбыТ Плюс» считает, что объем тепловой энергии, вычитаемый с ОДПУ, должен соответствовать фактически начисленному на МКД за расчетный период (исходя из поданных показаний, либо норматива, либо среднего, если Клиент не предоставил показания).
В пункте 42(1) Правил № 354 указано, что в расчет принимается объем воды, потребленной в помещениях МКД и на ОДН, чем является объем с ИПУ либо по нормативу (при отсутствии ИПУ), про объем с ОДПУ не сказано.
Пункт 31 (е) Правил № 354 гласит, что Исполнитель обязан: при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23 -го по 25 -е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом.
Таким образом, расчетный период имеет продолжительность - месяц, отсчет которого начинается с даты съема показаний за предыдущий месяц.
АО «ПТС» из анализа тепловых отчетов ОДПУ за каждый месяц 2018г. установлено, что многоквартирным домом потреблено 2 904,1370 Гкал тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения. В расчете корректировки фигурирует объем тепловой энергии, использованный на подогрев горячей воды, который РСО выставила на оплату за расчетный период 2018 г. на МКД (исходя из поданных показаний, либо норматива, либо среднего, если Клиент не предоставил показания), потреблено 5 492,7249 м3 горячей воды. На подогрев 5 492,7249 м3 горячей воды затрачено 335,605 Гкал тепловой энергии. МКД на отопление потреблено 2 568,532 Гкал тепловой энергии.
Жилищная инспекция указала, что многоквартирным домом потреблено 2 870,989 Гкал тепловой энергии тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения. Однако Заявитель с этими данными не согласен.
Из тепловых отчетов установлено, что потреблено 5 878,2 м3 горячей воды. На подогрев 5 878,2 м3 теплоносителя затрачено 359,158 Гкал тепловой энергии. МКД на отопление потреблено 2 511,831 Гкал тепловой энергии.
Сумма затрат на отопление по фактическому потреблению на дом по мнению ГЖИ составляет:
2 443 807,63 руб. = 1573,726 * 1 552,88
1 506 577,87 руб. = 938,105 * 1 605,98
950 385,5 руб. = 2 443 807,63 + 1 506 577,87
Из имеющейся суммы следует вычесть затраты на СОИ ГВС - 54 193,09 руб. По МКД начислено за отопление в 2018 г. 3 229 805,03 руб.
ГЖИ приводит расчет корректировки, с которым АО «ПТС» несогласно (критерии и суммы указаны ниже): 666 387,38 = 3 950 385,5 - 3 229 805,03 - 54 193,09 Сумма корректировки на м2, руб./м2: 70,2 = 666 387,38 /9493.
Таким образом, по мнению Заявителя, выводы в предписании противоречат фактическим данным и действующему законодательству.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно п. 42(1) Правил № 354, расчет платы за отопление производится двумя способами:
- способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
- способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к Правилам № 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно: при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год. При этом исполнитель обязан в I квартале года, следующего за расчетным годом, произвести корректировку платы исходя из показаний общедомового прибора учета за предыдущий год в сторону уменьшения или увеличения платы, что отражается в платежных документах.
Как уже указывалось судом выше, многоквартирный дом по адресу: <...> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, который учитывает общее количество тепловой энергии на горячее водоснабжение и отопление.
При начислении платы за горячее водоснабжение потребителям коммунальных услуг в доме в 2018 году применялся норматив потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение, утвержденный постановлением Главы городского округа Самара от 18.12.2007 г. № 1153 «Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара» в размере 0,0611 Гкал/м3.
Площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: <...> составляет 9 493 м2.
Суд первой инстанции верно указал на то, что начисление платы за отопление потребителям коммунальных услуг в доме в 2018 и 2019 году производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
Отопительный сезон 2017-2018 гг.
- начало 30.09.2017 г. (Постановление Администрации г.о. Самара от 28.09.2017 г. № 874);
- окончание 27.04.2018 г. (Постановление Администрации г.о. Самара от 27.04.2018 г. № 326);
Отопительный сезон 2018-2019 гг.
- начало 01.10.2018 г. (Постановление Администрации г.о. Самара от 26.09.2018 г. № 773);
- окончание 23.04.2019 г. (Постановление Администрации г.о. Самара от 19.04.2019 г. № 251).
В обжалуемом решении верно учтено, что обратного суду не представлено.
Из анализа тепловых отчетов за каждый месяц 2018 года установлено, что многоквартирным домом по адресу: <...> в 2018 году потреблено 2 870,989 Гкал тепловой энергии (январь - 342,182 Гкал, февраль - 494,302 Гкал, март - 479,399 Гкал, апрель - 457,973 Гкал, октябрь - 152,385 Гкал, ноябрь - 354,355 Гкал, декабрь - 590,393 Гкал).
Из анализа тепловых отчетов за каждый месяц 2018 года установлено, что многоквартирным домом по адресу: <...> в 2018 году потреблено 5 878,2 м3горячей воды (январь - 541,75 м3, февраль - 709,55 м3, март - 679,45 м3, апрель - 1344,7 м3, октябрь - 623,61 м3, ноябрь - 836,11 м3, декабрь - 1143,04 м3).
На подогрев 5 878,2 м3 теплоносителя затрачено 359,158 Гкал тепловой энергии (5 878,2 м3х0,0611 Гкал/м3=359,158 Гкал).
Многоквартирным домом по адресу: <...> в 2018 году на отопление потреблено 2 511,831 Гкал тепловой энергии (2 870,989 Гкал - 359,158 Гкал = 2 511,831 Гкал).
2018 год | Гкал общие | ГВС м3 | Норматив Гкал на м3 ГВС | ГВС Гкал | Отопление Гкал | Тариф отопление |
январь | 342,182 | 541,75 | 0,0611 | 33,1 | 309,082 | 1552,88 |
февраль | 494,302 | 709,55 | 0,0611 | 43,353 | 450,949 | 1552,88 |
март | 479,399 | 679,45 | 0,0611 | 41,514 | 437,885 | 1552,88 |
апрель | 457,973 | 1344,7 | 0,0611 | 82,161 | 375,812 | 1552,88 |
май | - | - | 0,0611 | - | - | 1552,88 |
июнь | - | - | 0,0611 | - | - | 1552,88 |
июль | - | - | 0,0611 | - | - | 1605,98 |
август | - | - | 0,0611 | - | - | 1605,98 |
сентябрь | - | - | 0,0611 | - | - | 1605,98 |
октябрь | 152,385 | 623,61 | 0,0611 | 38,102 | 114,283 | 1605,98 |
ноябрь | 354,355 | 836,11 | 0,0611 | 51,086 | 303,269 | 1605,98 |
декабрь | 590,393 | 1143,04 | 0,0611 | 69,839 | 520,554 | 1605,98 |
Итого: | 2 870,989 | 5 878,2 | 359,158 | 2 511,831 |
Размер платы, начисленной собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> за тепловую энергию на отопление, потребленную в 2018 году (согласно информации АО «ПТС»), составил 3 229 805,03 руб.
Размер платы за тепловую энергию на отопление, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета составил 3 896 192,4 руб.
1 573,726 Гкал*1 552,88 руб./Гкал+938,105 Гкал*1 605,98 руб./Гкал-54 193,09 руб. на СОИ ГВС=3 896 192,4 руб.
Корректировка размера платы за 2018 год должна составить 666 387,37 руб.
3 896 192,4 руб. - 3 229 805,03 руб. = 666 387,37 руб.
К доначислению по 70,20 руб. с 1 м2 общей площади занимаемого помещения 666 387,37 руб./ 9 493 м2 = 70,20 руб./м2
Судом первой инстанции принято во внимание, что из имеющихся в материалах дела документах, корректировка платы по отоплению за 2018 год для собственников помещений в многоквартирном доме, отраженная в платежных документах, выставленных потребителям АО «ПТС» за май 2019 года составила 926 251,54 руб. (к доначислению по 98,37 руб. с 1 м2 общей площади занимаемого потребителем помещения).
С учетом изложенного суд первой инстанции верно согласился с выводом жилищной инспекции о том, что корректировка платы за отопление собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> произведена с нарушением требований пункта 42(1) Правил № 354.
АО «Предприятие тепловых сетей» приводит два основных аспекта своей позиции: общий объем тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом по показаниям общедомового прибора учета за октябрь 2018 года; объем тепловой энергии на подогрев горячей воды, участвующий в расчетах.
Вместе с тем, Заявителем не учтено следующее.
При расчете корректировки платы за отопление за 2018 год АО «Предприятие тепловых сетей» включило объем тепловой энергии, поставленной до начала отопительного периода. В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 26.09.2018г. № 773 отопительный сезон 2018-2019 гг. начался с 01.10.2018г. Государственная жилищная инспекция Самарской области при расчетах учитывала объем тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом с даты начала отопительного периода - с 01.10.2018 г. (из анализа тепловых отчетов установлено, что многоквартирным домом по адресу: <...> в октябре 2018 года потреблено 152,385 Гкал тепловой энергии). Однако, АО «Предприятие тепловых сетей» при расчетах учитывало объем тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом не с даты начала отопительного периода (01.10.2018 г.), а с 21.09.2018 г. (по данным ресурсоснабжающей организации многоквартирным домом в октябре 2018 года потреблено 184,533 Гкал тепловой энергии).
При этом не может быть возложена на потребителей обязанность оплаты услуги, которая им не должна была быть предоставлена.
Потребители в многоквартирных домах не могут самостоятельно влиять на прекращение подачи отопления в дом, в связи с чем ответственность за непрекращение поставки отопления в дом лежит на исполнителе коммунальной услуги - ПАО «Т Плюс».
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что потребители не должны оплачивать предоставление коммунальной услуги, которую они не заказывали у исполнителя ввиду не начавшегося отопительного периода.
Судом первой инстанции правомерно учтена аналогичная правоприменительная позиция, получившая отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 12.02.2020 г. № 307-ЭС19-27709.
Что касается доводов об определении объема тепловой энергии на подогрев горячей воды, участвующего в расчетах, суд первой инстанции верно отметил следующее.
При расчете корректировки платы за отопление за 2018 год АО «Предприятие тепловых сетей» использует фактически начисленный к оплате потребителям многоквартирного дома объем теплоносителя (м3 холодной воды, предназначенной для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению).
Государственная жилищная инспекция Самарской области при расчетах учитывала объем теплоносителя, потребленный многоквартирным домом в соответствии с показаниями общедомового прибора учета (в соответствии с тепловыми отчетами), исходя из требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, где сказано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также части 1 и 2 статьи 13 Федерального Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, где сказано, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В обжалуемом решении правильно указано на то, что применение приборов учета признается в качестве приоритетного способа определения фактически принятого количества энергии, поскольку расчетные способы определения объема энергоресурсов не позволяют достигать степени точности, доступной для способов, определенных по приборам учета.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду с использованием компонента на теплоноситель (м3) и компонента на тепловую энергию (Гкал).
Теплоноситель - это пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.
Тепловая энергия - это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
В соответствии с пунктами 38 и 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Кроме того, в соответствии с частями 9.1 и 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1)исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2)исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, объем горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома, должен определяться исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, а объем горячей воды, начисленной к оплате собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома не может превышать объем, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (все объемы воды, начисленные сверх показаний общедомового прибора учета или все недоначисленные объемы воды будут перераспределены на потребителей в виде платы за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1)выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2)принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
При проведении проверки ГЖИ Самарской области руководствовалось требованиями Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 г. № 150 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области».
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ни нормами Жилищного законодательства, ни Правительством Российской Федерации не установлена возможность ресурсоснабжающим организациям, либо иным исполнителям коммунальных услуг выставлять свыше показаний объемов, определенных исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что предписание в оспариваемой его части соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создает препятствий для осуществления деятельности, а потому обоснованно отказал ПАО «Т Плюс» в удовлетворении заявленных требований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2021 года по делу N А55-4584/2020, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021 по делу N А55-3057/2020.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, верно установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Каких-либо обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы и материалов дела не усматривается.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
РешениеАрбитражного суда Самарской области от 20 апреля 2021 года по делу № А55-2647/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий В.А. Корастелев
Судьи И.С. Драгоценнова
Н.В. Сергеева