ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-27002/15 от 27.06.2016 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

30 июня 2016 года                                                                             Дело № А55-27002/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     27 июня 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено      30 июня 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,

с участием:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевской железной дороги – не явился, извещен,

от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – Садчикова М.С.(доверенность от 23.11.2015г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевской железной дороги на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2016 года по делу №А55-27002/2015 (судья Матюхина Т.М.),

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевской железной дороги,

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,

об оспаривании постановления №СМ 64-15 от 20.10.2015 по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", в лице филиала Куйбышевской железной дороги обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления № СМ 64-15 от 20.10.2015.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевской железной дороги просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2016 года по делу № А55-27002/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В материалы дела поступил отзыв Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Куйбышевской железной дороги о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в период с 01 по 28 сентября 2015 г. УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, на основании Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей управлениями центрального аппарата и территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2015 год и распоряжения от 13.08.2015 №1026 СВ. Осинской - врио начальника Управления, проведена плановая документарная проверка ОАО «РЖД» (в отношении объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) - железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга - Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД»), по результатам которой составлен акт проверки от 28.09.2015 №СМ-77ЖД/15, выявлено 18 различных нарушений требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и выдано 2 инспекторских предписания с требованием устранения выявленных нарушений, в т.ч. следующих:

1.В нарушение п. 3, п. 4, п. 5.5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 №43 (далее -Требований). ОАО «РЖД» не образованы (сформированы) и не привлечены подразделения транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства ОТИ -железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга - Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.

2.В нарушение п.2 ст. 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 Ж6-ФЗ "О транспортной безопасности", п.5.13 Требований, ОАО «РЖД» не предоставило информацию о наличии обязательной аттестации у сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ - железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга - Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».

3.В нарушение п. 3. п. 4. п. 5.6.10 Требований. ОАО «РЖД» не указан номер факса и адрес электронной почты дежурно-диспетчерского отдела УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора в разработанном «Порядке информирования компетентного органа в области ОТБ и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ. федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ»; данный Порядок не исполняется в связи отсутствием дежурного пункта ОТБ в штате.

4.В нарушение п. 3, п. 4, п. 5.9 Требований. ОАО «РЖД» не разработан, не утвержден и не реализован порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ - железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга - Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД» и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

5.В нарушение п.З, п.4, п.5.15 Требований. ОАО «РЖД» не проводились учения и тренировки в 2015 году как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией с периодичностью не менее двух раз в год для ОТИ первой категории - железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга

Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (отсутствует план учений и тренировок по защите от АНВ на год).

6.В нарушение п. 3, п. 4, п. 5.22 Требований. ОАО «РЖД» не оснащены посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ - железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга - Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и ТС, с которьми имеется технологическое взаимодействие.

7.В нарушение п. 3, п. 4. п. 5.24 Требований. ОАО «РЖД» не обеспечило видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ - железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга

Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».

8.           В нарушение п. 3, п. 4, п. 5.25.2 Требований. ОАО «РЖД» не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ – железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга - Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты), а также критических элементов данных ОТИ.

9.В нарушение п. 3, п. 4, п. 5.25.5 Требований. ОАО «РЖД» не установлена в целях обеспечения транспортной безопасности схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и ее секторов, критических элементов ОТИ - железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга - Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД», а также зоны свободного доступа данных ОТИ.

10.В нарушение п. 3, п. 4, п. 5.30.2 Требований, ОАО «РЖД» разработало постоянные пропуска физических лиц, не соответствующие требованиям законодательства по обеспечению транспортной безопасности, так как они не содержат следующую информацию: наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, срок и временной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец.

11.В нарушение п. 3, п. 4, п. 5.30.5 Требований, ОАО «РЖД» разработало разовые пропуска физических лиц, не соответствующие требованиям законодательства по обеспечению транспортной безопасности, так как они не содержат следующую информацию: наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, срок и временной интервал действия пропуска, секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец.

12.В нарушение п. 3, п. 4, п. 5.30.23 Требований, ОАО «РЖД» не согласовало образцы пропусков всех видов с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних  дел,  и  компетентным  органом  в  области  обеспечения транспортной безопасности.

13.В нарушение п. 3, п. 4, п. 5.33 Требований, ОАО «РЖД» не обеспечило защиту инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ -железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга - Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных.

14.В нарушение п. 3. п. 4, п. 6.3.6 Требований. ОАО «РЖД» не обеспечило хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение одного месяца.

15.В нарушение п. 3, п. 4, п. 6.3.10 Требований, ОАО «РЖД» не обеспечило оснащение ОТИ - железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга - Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими принятие решения о соответствии постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ.

16.В нарушение п. 3, п. 4, п. 6.4 Требований. ОАО «РЖД» не обеспечило необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ -железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга - Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов (далее - объекты досмотра).

17. В нарушение п. 3, п. 4, п. 6.6 Требований, ОАО «РЖД» не обеспечило необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ -железнодорожные мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга - Обшаровка Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности, у всех объектов досмотра, попадающих в технологический сектор зоны транспортной безопасности.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с п. 10, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 № 16 -ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон), транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а обеспечение транспортной безопасности -это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством РФ.

Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Объекты транспортной инфраструктуры, согласно п/п «а.ж, з» п.5 ст.1 Федерального закона, - это технологический комплекс, включающий в себя:

а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;

в) тоннели, эстакады, мосты.

Подразделения транспортной безопасности, согласно п.7.1 ст.1 Федерального закона, - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Силы обеспечения транспортной безопасности, согласно п.7.2 ст.1 Федерального закона. - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств

Согласно п.2 ст. 12.1 Федерального закона, силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Дистанция инженерных сооружений является структурным подразделением Куйбышевской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД». Согласно «Положения о дистанции инженерных сооружений -структурном подразделении Куйбышевской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», утвержденного 30.12.2013 начальником Куйбышевской дирекции инфраструктуры, основной задачей дистанции инженерных сооружений является выполнение работ по содержанию, ремонту и реконструкции искусственных сооружений на современном организационном, техническом и технологическом уровне, позволяющем обеспечить их эксплуатационную надежность и долговечность, в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов.

В перечне основных средств дистанции инженерных сооружений среди прочего и железнодорожные (металлические) мосты через реку Самара по 1 и 2 пути на 1096 км перегона Самара Кряж, железнодорожные мосты через реку Волга по 1 и 2 пути на 985 км перегона Правая Волга - Обшаровка, которым присвоена 1 категория.

Приказом от 24 декабря 2012 №КБШДИ-132 «О назначении работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах Куйбышевской дирекции инфраструктуры» ответственным за обеспечение транспортной безопасности дистанции инженерных сооружений назначен начальник дистанции инженерных сооружений В.Г.Полозюк.

Следовательно, юридическое лицо - ОАО «РЖД», используя на законных основаниях ОТИ - железнодорожные мосты, в соответствии с п.9 ст.1 Федерального закона, является субъектом транспортной инфраструктуры, и, в силу ч.1 ст.4 Федерального закона, на Общество возложено обеспечение транспортной безопасности.

Приказом Министерства транспорта РФ (Минтранс России) от 08.02.2011 №43 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее-Требования), которые разработаны в соответствии со ст.8 Федерального закона, и, в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона, являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

В силу п.п.3,4, Требования применяются в отношении ОТИ и ТС эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) на территории РФ, и являются обязательными для исполнения всеми СТИ и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

В целях охраны объектов, ОАО «РЖД» заключило Договор №1073 от 25.12.2014 «На оказание услуг по охране объектов ОАО «РЖД»» заключённый с государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФГП ВО ЖДТ России) в лице генерального директора Харитонова А.Ю. Документы по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности не представлены. На территории проверяемых ОТИ ОАО «РЖД» осуществляют деятельность также и другие подразделения ОАО РЖД». Порядки взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и ТС с которыми имеется технологическое взаимодействие отсутствуют.

Согласно п.5.5 Требований, СТИ обязан образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и ТС, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.

В силу п.п. 3.4, 5.13 Требований, СТИ обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности аттестованных в соответствии с законодательством РФ.

В силу п.п. 3, 4, 5.9, Требований СТИ обязан разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

Обществом представлены «Порядки информирования уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности РФ», утвержденные начальником Дистанции инженерных сооружений В.Г. Полозюком от 14.08.2015, в которых отсутствуют номера телефонов, факсимильной и электронной связи дежурно-диспетчерского отдела УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора. Ответственными за информирование, согласно Порядка, назначены дежурные пунктов по каждому мосту управления обеспечения транспортной безопасности, должностные инструкции которых не представлены.

В силу п.п. 3, 4, 5.6.10 Требований. СТИ обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС: порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС.

В процессе проверки ОАО «РЖД» не предоставлены материалы о проведении учений и тренировок на ОТИ в 2015 году, планы учений и тренировок на 2015 год также отсутствуют.

В силу п.п. 3, 4, 5.15 Требований, СТИ обязан проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности с периодичностью не реже одного раза в год для ОТИ и ТС третьей и четвертой категорий и не менее двух раз в год для ОТИ и ТС первой и второй категорий.

В силу п.п. 3, 4, 5.22 Требований СТИ обязан создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

В силу п.п. 3. 4. 5.24 Требований, СТИ обязан обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС.

В силу п.п. 3, 4, 5.25 Требований, СТИ обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности:

-согласно п.5.25.2 конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС;

-согласно п.5.25.5 схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ.

ОАО «РЖД» представлены «Правила пропуска на охраняемые территории объектов и предприятий Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», утвержденные приказом начальника Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 30.06.2011 №Н/429, с приложением образцов пропусков без срока и временного интервала действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец, и с отсутствием согласования с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу п.п. 3. 4, 5.30 Требований, СТИ обязан установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком:

- согласно п.5.30.2 постоянные пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, машиносчитываемую и биометричес: часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, мест работы (службы), должность, фамилию, имя. отчество и фотографию владельца, срок ивременной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, к которой допущен владелец;

-согласно п.5.30.5, разовые пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, срок и временной интервал действия пропуска, секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец;

-согласно п. 5.30.23, образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу п.п. 3. 4, 5.33 Требований. СТИ обязан обеспечить защиту инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных.

В силу п.п. 3, 4, 6.3 Требований. СТИ обязан оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:

согласно п.6.3.6, хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение одного месяца;

-    согласно п.6.3.10, принятие решения о соответствии постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ.

В силу п.п. 3, 4, 6.4 Требований. СТИ обязан обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем исредств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов (далее - объекты досмотра).

В силу п.п. 3, 4, 6.6 Требований. СТИ обязан обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем исредств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности у всех объектов досмотра, попадающих в технологический сектор зоны транспортной безопасности.

Надзорным органом выводы о допущении обществом вышеуказанных нарушении сделаны непосредственно при изучении представленных обществом документов, так как сама проверка была документарной.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что доводы общества в своем заявлении, в частности, что ему вменено нарушение в виде отсутствия утвержденного плана ОТБ ОТИ, несостоятельны, так как такое нарушение и в акте, и в выданном предписании отсутствует.

Тем самым, суд первой инстанции  правомерно посчитал, что надзорным органом обоснованно сделан вывод о том, что юридическим лицом - ОАО «РЖД» допущено административное правонарушение, заключающееся в отсутствии: утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ; подразделений транспортной безопасности; информации о наличии обязательной аттестации у сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ; номера факса и адреса электронной почты ДЦО УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора в разработанном «Порядке информирования»; порядка взаимодействия; учений и тренировок в 2015 году; оснащенности постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи; видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ; конфигурации и границ территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ; схемы размещения и состава оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов); в пропусках наименования субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, срока и временного интервала действия пропуска и секторов зон транспортной безопасности, в которые допущен владелец; согласования образцов пропусков всех видов: защиты инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных: хранения в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение одного месяца; оснащения техническими средствами ОТБ. обеспечивающими принятие решения о соответствии постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ: обеспечения необходимым количественным и качественным составом, а также схемой размещения технических систем и средств досмотра для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов (далее -объекты досмотра), а также для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности, у всех объектов досмотра, попадающих в технологический сектор зоны транспортной безопасности.

Таким образом, своими действиями (бездействием) юридическое лицо - ОАО «РЖД» допустило неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Правонарушение выявлено в ходе проверки и зафиксировано в акте проверки от 28.09.2015 №СМ-77ЖД/15. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (п.2 ст.2.2 КоАП РФ).

Каких-либо нарушений при ведении административного дела должностным лицом не допущено.

О месте и времени составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо - ОАО «РЖД» уведомлено надлежащим образом, путем отправления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении извещения о составлении протокола об административном правонарушении (исх. №6-3771 от 28.09.2015), которое вручено, согласно сведениям официального сайта «Почта России» - «Отслеживание почтовых отправлений», ОАО «РЖД» 05.10.2015. На процедуру составления протокола об административном правонарушении прибыли: по доверенности от 22.07.2015 №НЮ-46/101 - Садомский В.В. - заместитель начальника отдела применения законодательства и исполнительного производства юридической службы Филиала: в присутствии Чайки О.Е.  - начальника Кузнецкой дистанции пути.  Протокол об административном правонарушении серии AAA №6/69-15 был составлен 09.10.2015 государственным транспортным инспектором (государственным инспектором отдела НОТЕ УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора) Османкиной И.Г. На процедуре составления протокола об административном правонарушении присутствовали представитель юридического лица по доверенности от 22.07.2015 №НЮ- 46/101 Садомский В.В. - заместитель начальника отдела применения законодательства и исполнительного производства юридической службы Филиала. Чайка О.Е. - начальник Кузнецкой дистанции пути с предъявлением служебного удостоверения №0009943 и паспорта.

Копии протокола и определения №96/15 от 09.10.2015 о назначении места и времени рассмотрения дела были вручены представителю юридического лица по доверенности В.В. Садомскому и также в обязательном порядке направлены в адрес юридического лица заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (сопроводительное письмо исх. №6-3911 от 09.10.2015г.), которое получено адресатом, согласно сведений с официального сайта «Почта России» - «Отслеживание почтовых отправлений». 13.10.2015.

Таким образом, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо - ОАО «РЖД» извещено надлежащим образом. 19.10.2015г. в Управление (вх.№3456 от 19.10.2015) поступили письменные возражения от имени первого заместителя начальника Дирекции инфраструктуры Н.З.Хадыева по доверенности №НЮ-46/209 на вышеназванный протокол (исх.№5625 КБШ ДЧ). В которых Дирекция отрицает наличие вмененных нарушений в части и просит прекратить производство по делу по основаниям, предусмотренным ст.2.9, п.п. 1.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. Данные возражения были изучены должностным лицом и приобщены к материалам дела, о чем отражено в оспариваемом постановлении. Кроме этого было вынесено определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства о прекращении дела (содержащегося в тексте возражений), которое было вручено представителю по доверенности (сами возражения были поданы также представителем по доверенности). Данное определение было вручено представителю Общества непосредственно перед началом процедуры рассмотрения дела, на котором присутствовал представитель юридического лица по доверенности №НЮ-46/183 начальник дистанции пути Кольцов Е.А.. в присутствии Садомского В.В. по доверенности от 22.07.2015 №НЮ-46/101.

Также в соответствии с п. 12 ст.9 гл.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки субъект транспортной инфраструктуры был извещен заблаговременно.

Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если: будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае общество обязано было и имело возможность надлежащим образом совершить все необходимые действия по соблюдению установленных требований.

Доказательства невозможности выполнения установленных требований обществом в материалы дела не представлены.

Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оснований для  применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае не имеется исходя из следующего.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 № 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным.

На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2016 года по делу №А55-27002/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.

Председательствующий                                                                                       А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                                     В.Е. Кувшинов

                                                                                                                                С.Т. Холодная