ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-27227/2017 от 16.05.2018 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

22 мая 2018 года                                                                                     Дело А55-27227/2017

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено  22 мая 2018 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

при участии:

индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ольхова Николая Александровича – (паспорт),

от муниципального казенного учреждения «Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области» – представителя Кокоша Ю.А. (доверенность от 23.04.2018),

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области - представителя Гришиной Н.В. (доверенность от 09.01.2018 № 2-16/08-11),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ольхова Николая Александровича

на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2018 года по делу № А55-27227/2017 (судья Медведев А.А.),

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ольхова Николая Александровича (ИНН 636101014126, ОГРН 313637703600044), Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка,

к муниципальному казенному учреждению «Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области», Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка,

к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Самарская область, г. Самара,

о взыскании,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Ольхов Николай Александрович (далее - истец) обратился в суд с заявлением о взыскании с Муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области" и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - ответчики) субсидии в размере 61 864 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе истец, с учетом представленных в судебном заседании 16.05.2018 г. письменных дополнений к апелляционной жалобе, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2018 года по делу № А55-27227/2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на обоснованность заявленных требований.

В материалы дела поступили отзывы ответчиков на апелляционную жалобу истца, в которых ответчики просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2018 года по делу № А55-27227/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ИП глава КФХ Ольхов Н.А. (лично) апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представители ответчиков в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу, просили суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2018 года оставить без изменения.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ИП глава КФХ Ольхов Н.А. обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области с заявлением о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области рас­тениеводства от 02.05.2017 № 825-с с приложением документов в соответствии с Порядком предоставления субсидии за счёт средств областного бюджета сель­скохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвер­жденным постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 № 30 (далее - Порядок), в размере 141 636 рублей.

Рассмотрев документы, ответчиком было за­ключено соглашение с индивидуальным предпринимателем главой кре­стьянского фермерского хозяйства Ольховым Николаем Александровичем о предоставлении субсидии из бюджета Самарской области в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расхо­дов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства от 12.05.2017 № 485. Платежным поручением от 18.05.2017 № 3732 (имеется в ма­териалах дела) субсидия в размере 141 636 рублей была перечислена ИП главе КФХ Ольхову Н.А. В этой связи обязательства Министерства исполнены.

В Министерство также поступило от ИП главы КФХ Ольхова Н.А. заяв­ление о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства от 05.06.2017 № 1411-е с приложением документов в соответ­ствии с Порядком, в размере 61 864 рублей.

Министерством письмом от 27.06.2017 г. № МСХ-2-5-7/13127 в предоставлении субсидии отказано.

Основанием для отказа являлось недостаточность лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения главы КФХ Ольховым Н.А. в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

В ходе судебного разбирательства суду представлены претензия истца, направленная ответчику и ответ Министерства на претензию истца.

Принимая обжалуемый  судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Законом Самарской области от 24.03.2009 № 41-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» (в редакции от 13.06.2017г. № 66-1Д) органам местного самоуправления муниципальных районов Самарской области было передано государственное полномочие «проверка правильности составления документов, представляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющими свою деятельность на территории Самарской области, в целях получения субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, подтверждение достоверности содержащихся в них сведений» (далее - Закон 41-ГД).

Постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 г. № 30 «О мерах, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства за счёт средств областного бюджета, в том числе формируемых за счёт по­ступающих в областной бюджет средств федерального бюджета» утвержден Порядок предоставления субсидий за счёт средств областного бюджета сель­скохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - Порядок).

Пунктом 11 Порядка в целях подтверждения органом местного самоуправления правильности составления документов, производители представляют в орган местного самоуправления следующие документы, актуальные на дату обращения производителей:

а) копии документов, подтверждающих понесённые материальные затраты на производство продукции растениеводства урожая текущего финансового года (за исключением производителей, осуществляющих деятельность на территории трёх и более муниципальных районов Самарской области):

договоров, заверенных производителем;

товарных накладных и (или) унифицированных передаточных документов, заверенных производителем;

платёжных поручений, заверенных кредитной организацией и производителем;

б) справку о применении минеральных удобрений под урожай года, предшествующего текущему финансовому году, согласно приложению 11 к настоящему Порядку (за исключением производителей, не внёсших минеральные удобрения в году, предшествующем текущему финансовому году);

в) копию акта об использовании минеральных, органических и бакте­риальных удобрений по форме № 420-АПК, утверждённой приказом Мин- сельхоза России от 16.05.2003 № 750, заверенную производителем (за ис­ключением производителей, не внёсших минеральные удобрения в году, предшествующем текущему финансовому году);

г) справку о валовом сборе подсолнечника урожая года, предшествующего текущему финансовому году, и его реализации перерабатывающим предприятиям Самарской области согласно приложению 12 к настоящему Порядку (если производитель реализовал подсолнечник перерабатывающим предприятиям Самарской области);

д) копии товарных накладных и (или) копии унифицированных передаточных документов, подтверждающих реализацию перерабатывающим предприятиям Самарской области в году, предшествующем текущему финансовому году, валового сбора (в весе после доработки) подсолнечника урожая года, предшествующего текущему финансовому году, заверенные производителем (если производитель реализовал подсолнечник перерабатывающим предприятиям Самарской области);

е) справку о проведении агрохимического обследования полей на всей площади пашни, за исключением площади многолетних трав, посева прошлых лет, проведенного в срок не позднее 5 лет, предшествующих текущему финансовому году, заверенную специализированной организацией, в случае, если производитель проводил данное обследование.

Проверка органами местного самоуправления документов, проводится в порядке и сроки, определенные муниципальным правовым актом органа местного самоуправления.

Пунктом 9 Порядка в целях получения субсидии производитель в срок до 1 декабря текущего финансового года представляет в министерство документы:

заявление о предоставлении субсидии (далее - заявление) по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку;

справку-расчёт о причитающейся субсидии за счёт средств областного бюджета, за исключением поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку;

справку-расчёт о причитающейся субсидии за счёт средств областного бюджета, формируемых за счёт поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку;

выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если производитель является индивидуальным предпринимателем), выданную не позднее чем за 30 дней до даты обращения производителя в министерство для предоставления субсидии;

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (если производитель является юридическим лицом), выданную не позднее чем за 30 дней до даты обращения производителя в министерство для предоставления субсидии;

справку уполномоченного органа, подтверждающую исполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (если производитель обратился в министерство для предоставления субсидии до 1 июля 2017 года);

справки уполномоченных органов, подтверждающие отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации (если

производитель зарегистрирован в указанных государственных внебюджетных фондах), исполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (если производитель обратился в министерство для предоставления субсидии после 1 июля 2017 года);

письмо, подтверждающее, что производитель не зарегистрирован в Фонде социального страхования Российской Федерации, подписанное производителем (если производитель не представил в министерство справку Фонда социального страхования Российской Федерации об отсутствии у производителя просроченной задолженности по обязательным платежам и если производитель обратился в министерство для предоставления субсидии после 1 июля 2017 года);

копии документов, подтверждающих понесённые материальные затраты на производство продукции растениеводства урожая текущего финансового года (для получателей, осуществляющих деятельность на территории трёх и более муниципальных районов Самарской области): договоров, заверенных производителем;

товарных накладных и (или) унифицированных передаточных документов, заверенных производителем;

платежных поручений, заверенных кредитной организацией и производителем.

Если производитель обратился в министерство для предоставления субсидии с 1-го по 15-е число текущего месяца, документы, указанные в абзацах с седьмого по девятый настоящего пункта, должны подтверждать соответствие производителя требованиям, указанным в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу его обращения в министерство для предоставления субсидии.

Если производитель обратился в министерство для предоставления субсидии после 15-го числа текущего месяца, документы, указанные в абзацах с седьмого по девятый настоящего пункта, должны подтверждать соответствие производителя требованиям, указанным в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, по состоянию на 1-е число месяца его обращения в министерство для предоставления субсидии.

В случае если документы, указанные в абзацах пятом и шестом настоящего пункта не представлены производителем по собственной инициативе, министерство использует сведения, полученные с электронного сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) о конкретном юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) в формате электронного документа» официального сайта Федеральной налоговой службы (ФНС России) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.nalog.ru.».

Согласно пункту 12 Порядка в целях предоставления субсидий министерство осуществляет:

регистрацию заявлений или справок-перерасчетов в порядке их поступления в программном продукте АИС ДД "LotusNotes";

рассмотрение документов, предусмотренных пунктами 9, 9.1, 10 настоящего Порядка; (в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.04.2017 N 243)

 проверку соответствия производителя требованиям, установленным настоящим Порядком, в том числе посредством взаимодействия с органами исполнительной власти Самарской области;

 принятие решения о предоставлении получателю субсидии или отказе в ее предоставлении в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении субсидии;

заключение соглашения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении получателю субсидии.

Решение о предоставлении субсидии (отказе в предоставлении субсидии) принимается комиссией, состав и положение о которой утверждаются министерством, и оформляется в виде реестра получателей субсидии (реестра производителей, которым отказано в предоставлении субсидии), подписываемого министром сельского хозяйства и продовольствия Самарской области или уполномоченным им должностным лицом.

Предоставление субсидии осуществляется на основании реестра получателей субсидии в течение 10 рабочих дней со дня его подписания путем перечисления суммы субсидии на счет, открытый получателю в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях и указанный в соглашении.

Основаниями для отказа в предоставлении производителю субсидии являются, в том числе:

отсутствие или использование министерством в полном объеме лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утверждаемых в установленном порядке министерству;

превышение суммы субсидии, указанной производителем в справке-расчете (справке-перерасчете), над остатком объема лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утверждаемых в установленном порядке министерству (с учетом порядка регистрации заявлений или справок-перерасчетов в программном продукте АИС ДД "LotusNotes").

Как следует из материалов дела, в Министерство 05.06.2017 года поступило от ИП главы КФХ Ольхова Н.А. заяв­ление о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства от 05.06.2017 № 1411-е с приложением документов в соответ­ствии с Порядком, в размере 61 864 рублей.

Министерством письмом от 27.06.2017 г. № МСХ-2-5-7/13127 в предоставлении субсидии отказано.

Из материалов дела также следует, что остаток лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утверждаемых в установленном порядке министерству, на 13.06.2017 составил 60 157, 00 рублей (информация об остатках средств по состоянию на 13.06.2017 представлена ответчиком в дело).

Одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является пре­вышение суммы, указанной сельскохозяйственным товаропроизводителем в справке - перерасчете о причитающейся субсидии, над остатком объема лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утверждаемых в уста­новленном порядке министерству (пункт 12 Порядка).

В связи с тем, что сумма, указанная ИП главой КФХ Ольховым Н.А. в справ­ке - перерасчете о причитающейся субсидии, превышала остаток объема лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утверждаемых в установленном порядке министерству (лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий было недостаточно), действуя в соответствии с По­рядком, ИП глава КФХ Ольхов Н.А. был включен в реестр сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей № 04 от 13.06.2017, которым отказано в предостав­лении субсидии в 2017 году на оказание несвязанной поддержки в области рас­тениеводства, о чем истец был уведомлен письмом об отка­зе в предоставлении субсидий от 27.06.2017 № МСХ 2-5-7/3127.

Как указывает Министерство, по аналогичному основанию было отказано 168 сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые подали заявления на предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства ранее ИП главы КФХ Ольхова Н.А.

ИП глава КФХ Ольхов Н.А. в своем заявлении указал на то, что был утвержден реестр результатов проведения комиссии № 22 от 29.05.2017 по суб­сидированию в сфере АПК.

Между тем, Порядок предусматривает не пропорциональное (на всех обратившихся заявителей) предоставление субсидий, а предоставление субсидий в порядке поступления заявлений и регистрации в программном про­дукте АИС «LotusNotes».

При этом заявление от ИП глава КФХ Ольхов Н.А. поступило 05.06.2017 № 1411-е, т.е. позже срока заседания комиссии по субсидированию в сфере аг­ропромышленного комплекса, состоявшейся 29.05.2017. В этой связи заявления от ИП главы КФХ Бугаева B.C. (вх. № 1167-е от 26.05.2017), ООО «К.Х. Про­гресс» (вх. № 1170-е от 26.05.2017), ООО «Авангард» (вх. № 1177-е от 26.05.2017) поданы ранее заявления ИП главы КФХ Оль­хова Н.А. от 05.06.2017 № 1411-е.

Письмо Министерства от 27.06.2017 № МСХ-2-5-7/13127 об отказе в предоставлении субсидии ИП главой КФХ Ольховым Н.А. не оспаривалось.

Рассматривая настоящее заявление, суд первой инстанции указал, что ИП глава КФХ Ольхов Н.А. заявил требования о взыскании субсидии  в порядке искового производства, не оспаривая решения ответчика об отказе в предоставлении субсидии.

В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу, что у ответчиков отсутствует обязанность по доказыванию соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия).

Как установлено судом, решения о предоставлении истцу субсидии  в размере 61 864 руб. Министерством не принималось,  соглашение о выделении истцу субсидии, не заключалось и не подписывалось.

Предъявляя требование о взыскании субсидии в размере 61 864 руб., истец не привел нормативно-правового обоснования предъявленных требований о взыскании субсидии и не представил доказательств возникновения у ответчиков обязанности по выплате истцу субсидии в размере 61 864 руб.

С позиции изложенных  обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности отказа суда первой инстанции в удовлетворении заявленных истцом требований.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе истца не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Поскольку определением суда апелляционной инстанции от 29.03.2017 г. истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обращении в суд апелляционной инстанции, и отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, с истца в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину за обращение в суд апелляционной инстанции в размере 3 000 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2018 года по делу № А55-27227/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ольхова Николая Александровича (ИНН 636101014126, ОГРН 313637703600044), Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, в доход федерального бюджета государственную пошлину за обращение в суд апелляционной инстанции в размере 3 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                           Е.Г. Попова

Судьи                                                                                                          А.А. Юдкин

                                                                                                                       И.С. Драгоценнова