ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-27347/17 от 23.07.2018 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 июля 2018 года                                                                                        Дело №А55-27347/2017

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2018 года

 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

при участии:

от акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация» - представителя ФИО1 (доверенность от 06.07.2018),

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Самарская Лука» – представитель не явился, извещен,

от третьего лица - представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2018 года по делу № А55-27347/2017 (судья Гордеева С.Д.),

по заявлению акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Самарская область, г. Самара,

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Самарская Лука», Самарская область, г. Жигулевск,

третье лицо: администрация муниципального района Волжский Самарской области, Самарская область, г. Самара,

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Самарская региональная энергетическая корпорация» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным вынесенного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк «Самарская Лука» постановления от 02.10.2017 №23 о назначении административного наказания, которым общество на основании статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 300000 руб.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация муниципального района Волжский Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2018 по делу №А55-27347/2017 признано незаконным и изменено в части назначения наказания вынесенное Федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк «Самарская Лука» постановление от 02.10.2017 №23 о назначении административного наказания которым общество на основании статьи 8.39 КоАП РФ привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 300000 руб. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 руб.

Общество в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

Рассмотрение дела было отложено с 21.05.2018 на 27.06.2018.

Рассмотрение дела было отложено с 27.06.2018 на 23.07.2018.

В связи с нахождением судьи Юдкина А.А. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 27.06.2018, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 произведена замена судьи Юдкина А.А. на судью Кувшинова В.Е.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после замены судьи рассмотрение дела произведено с самого начала.

В связи с нахождением судей Кувшинова В.Е. и Драгоценновой И.С. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 23.07.2018, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 произведена замена судьи Кувшинова В.Е. на судью Юдкина А.А.; судьи Драгоценновой И.С. на судью Филиппову Е.Г.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после замены судей рассмотрение дела произведено с самого начала.

В судебном заседании представитель общества поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 28.07.2017 в 12 час 15 мин, по адресу: Самарская область. Волжский район, с.Рождествено инспекторским составом национального парка «Самарская Лука» проведен осмотр территории национального парка «Самарская Лука». В результате осмотра установлено, что обществом в с. Рождествено осуществлена прокладка газопровода высокого и низкого давления для газоснабжения, а также возле каждого дома выведен стояк. Сведения о разрешении на проведение строительных работ по прокладке газопровода высокого и низкого давления для газоснабжения согласованных с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» отсутствуют, что является нарушением пункта «д» части 2 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также статьи 10 Положения о Национальном парке «Самарская лука», утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 №69.

Данные действия расценены административным органом  как правонарушение, административная ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.39 КоАП РФ  «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях».

По данному факту участковым государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО2 составлен протокол от 28.09.2017 №23 об административном правонарушении, по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.39 КоАП РФ.

На основании постановления от 02.10.2017 №23 о назначении административного наказания, вынесенного заместителем государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Самарская Лука», общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.

Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб.

Указанное постановление общество обжаловало в судебном порядке.

Статьей 8.39 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

В соответствии со статьей 12 Закона об особо охраняемых природных территориях национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Согласно пункту «д» части 2 статьи 15 Закона об особо охраняемых природных территориях на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в частности, строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 данной статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов. 

С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон (пункт 4 статьи 15 Закона об особо охраняемых природных территориях).

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 №2055-р национальный парк «Самарская Лука» находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

 Пункт 18 Положения о национальном парке «Самарская Лука» (утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2015 №69) гласит: «На территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства, допускаются по разрешениям, выдаваемым Минприроды России в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 №1219 предусмотрено, что Минприроды России выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 5.17).

Из материалов дела следует, что перед началом строительства газопровода общество провело предварительную работу: постановка земельных участков на государственный кадастровый учет; заключены договоры аренды земельных участков между Администрацией муниципального  района Волжский Самарской области и обществом; получено разрешение на строительство газопровода, выданное Администрацией муниципального  района Волжский Самарской области.

Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 №161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука». В соответствии с пунктом 1 данного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка были включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Общая площадь национального парка должна была составлять 134 тыс. га.

Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР, в ведение которого был передан национальный парк, было поручено уточнить границы национального парка.

Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 №333 установлены границы национального природного парка «Самарская Лука».

Согласно приложению №1 к данному решению границы национального парка соответствуют естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, с востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением собственно г. Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг. Согласно приложению №2 в число землепользователей, входящих в состав Государственного природного национального парка без изъятия из хозяйственной деятельности, вошло село Рождествено.

Границы Государственного природного национального парка «Самарская Лука» были установлены решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 №333 и уточнены в проекте районной планировки ГПНП, утвержденного решением Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 21.06.1989.

В 1995 году Центральным государственным лесоустроительным предприятием «Центрлеспроект», находящемся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России, проведено лесоустройство и уточнение фактических границ национального парка. Согласно проекту организации и развития лесного хозяйства государственного лесного фонда национального парка «Самарская Лука» общая площадь национального парка составила 127 186 га. Приведенная площадь национального парка с 1995 года остается неизменной.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.03.2004 №259 было утверждено Положение о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Самарская Лука». В приложении 1 к данному Положению приведены границы функциональных зон с указанием кварталов, а также прилегающих земель сельскохозяйственного назначения. Функциональное зонирование территории национального парка, утвержденное данным Положением, осуществлялось на основании материалов лесоустройства 1995 года. В настоящий момент действует положение о национальном парке «Самарская Лука», утвержденное приказом Минприроды России от 25.02.2015 №69.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, является лесохозяйственный регламент (статья 87 Лесного кодекса РФ). Лесохозяйственный регламент лесничества «Национальный парк «Самарская Лука», утвержденный Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России 16.04.2010, определяет общую площадь и границы национального парка.

Указанные обстоятельства были предметом исследования и установлены решением Верховного суда Российской Федерации от 02.09.2015 по делу №АКПИ15-681.

При этом какие-либо нормативные акты, изменяющие границы Национального парка «Самарская Лука», уполномоченным органом власти впоследствии не принимались, т.е. границы парка и его зоны охраны остаются неизменными с 1995 года и установлены до введения в действие ФЗ-221 от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости».

Национальный парк есть совокупность земельных участков разных собственников, на которые распространяется режим особой охраны, не является обособленным объектом недвижимости, в связи с чем постановка его на государственный кадастровый учет как обособленного объекта недвижимости - единого земельного участка - действующим законодательством не предусмотрена.

Исходя из положений части 2 статьи 1 Закона о кадастре и статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, сведения об особо охраняемых природных территориях вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном частью 1 статьи 15 Закона о кадастре, т.е. на основании документов, предоставленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении такой зоны (Определение Верховного суда Российской Федерации от 20.07.2015 №232-ПЭК15).

Статья 51 ГрК РФ регламентирует выдачу разрешений на строительство. В части 4 данной статьи указано, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. В данной редакции часть 4 статьи 51 ГрК РФ вступила в силу в 2011 году (Федеральный закон от 18.11.2011 №224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пункт 6 части 5 статьи 51 ГрК РФ указывает, что разрешение на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов) выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.

Из анализа указанных норм следует, что обществу следовало обратиться в Министерство природных ресурсов Российской Федерации за получением разрешения на строительство на территории населенного пункта Рождествено, входящего в границы национального парка «Самарская Лука» на основании решения Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 №333.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления, установив наличие соответствующих полномочий органа, принявшего оспариваемое  постановление, законность оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдение порядка привлечения к ответственности и срока давности привлечения к административной ответственности, обоснованно пришел  к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, поскольку АО «СамРЭК» в нарушение вышеуказанных норм права не обращалось для согласования строительство на территории населенного пункта Рождествено, входящего в границы национального парка «Самарская Лука» в Министерство природных ресурсов РФ, в ведении которого, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 №2055-р, находится Национальный парк «Самарская Лука».

Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в частности протоколом об административном правонарушении от 28.09.2017 №23.

Суд апелляционной  инстанции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции о снижении размера административного штрафа до 150 000 руб., поскольку газопровод в с. Рождествено Волжского района Самарской области является социально значимым объектом, а строительство осуществлялось по заявке Администрации Волжского района для нужд нaceлeния. Наличие каких-либо отягчающих вину обстоятельств не подтверждено соответствующими доказательствами.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы Общества выводов суда не опровергают и не свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и  согласуются с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.07.2018 года при рассмотрении аналогичного дела №А55-27345/2017, в котором участвовали те же лица, что и в настоящем деле.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2018 года по делу № А55-27347/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                           Е.Г. Попова

Судьи                                                                                                          А.А. Юдкин

                                                                                                                    Е.Г. Филиппова