ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-27980/19 от 21.10.2020 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности определения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2020 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» - представитель Белоусова Наталья Анатольевна (доверенность от 03.02.2020г.),

от Межрайонной ИФНС № 19 по Самарской области - представитель Комкова Инна Талгатовна (доверенность от 28.08.2020г.),

от УФНС России по Самарской области - представитель Комкова Инна Талгатовна (доверенность от 17.09.2020г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2020 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС № 19 по Самарской области, УФНС России по Самарской области

на определение Арбитражного суда Самарской области от 24 июля 2020 года об отказе в пересмотре решения Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2019 года по вновь открывшимся обстоятельствам по делу № А55-27980/2019 (судья Агеенко С.В.),

в рамках дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Русская Катанка», Самарская область, г. Тольятти,

к Межрайонной ИФНС № 19 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – УФНС России по Самарской области, г. Самара,

о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИНФС № 19 по Самарской области (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительным Решения Межрайонной ИНФС № 19 по Самарской области от 06.06.2019 года № 6240 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления страховых взносов в размере 1 417 820 рублей     07 коп., пеней в размере 99 382 рубля 15 коп., штрафа по ст. 122 НК РФ в размере 283 564 рубля 01 коп.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2020 года указанные судебные акты оставлены без изменения.

26.06.2020 года УФНС России по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2019 года по вновь открывшимся обстоятельствам.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 24 июля 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС № 19 по Самарской области, УФНС России по Самарской области просят определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции обжалуемое определение принято без учета всех обстоятельств по делу, при неправильном применении норм материального права и нарушении норм процессуального права, при этом, полагает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доказательствам, заявленным налоговым органом в качестве вновь открывшихся.

Общество с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании 23 сентября 2020  представитель Межрайонной ИФНС № 19 по Самарской области, от УФНС России по Самарской области доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 23 сентября 2020  на 21 октября 2020.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 21 октября 2020 представитель Межрайонной ИФНС № 19 по Самарской области, от УФНС России по Самарской области доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что  общество с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИНФС № 19 по Самарской области (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительным Решения Межрайонной ИНФС № 19 по Самарской области от 06.06.2019 года № 6240 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления страховых взносов в размере 1 417 820 рублей     07 коп., пеней в размере 99 382 рубля 15 коп., штрафа по ст. 122 НК РФ в размере 283 564 рубля 01 коп.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2020 года указанные судебные акты оставлены без изменения.

26.06.2020 года УФНС России по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2019 года по вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии со ст. 309 АПК РФ арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в настоящей главе.

В силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 311 АПК РФ основаниями пересмотра судебных актов по правилам настоящей главы являются:

       1) вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части 2 настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу;

       2) новые обстоятельства - указанные в части 3 настоящей статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.

Вновь открывшимися обстоятельствами являются:

       1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

        2) установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;

        3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела.

Согласно доводам налогового органа Письмом от 18.03.2020 № 2401/1 (вх. № 01-39/031273 от 25.03.2020) Администрацией городского округа Тольятти Самарской области направлены материалы, предоставленные ООО «РусКат» в рамках исполнения п. 3.5. Соглашения № 1 от 03.09.2018г. об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти», заключенного ООО «Тольяттинский литейно-механический завод» (предыдущее наименование  ООО «РусКат») с Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Администрацией городского округа Тольятти Самарской области, согласно которому ООО «РусКат» ежеквартально представлялась отчетная информация о выполнении обязательств Соглашения по форме согласно приложению 6 к Порядку заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего развития «Тольятти» с приложением подтверждающих документов. В части количества рабочих мест, созданных резидентом ТОСЭР представлены следующие сведения:

- в 3 кв. 2018г.: за отчетный период создано - 1 раб.место (планируемое значение 37), нарастающим итогом - 1 раб. место (планируемоелначение 37);

- в 4 кв. 2018г.: за отчетный период создано - 90 раб.мест (планируемое значение 37), нарастающим итогом - 91 раб. мест (планируемое значение 37);

- в 1 кв. 2019г.: за отчетный период создано - 3 раб.места (планируемое значение 23), нарастающим итогом - 94 раб. мест (планируемое значение 60).

        Таким образом, по мнению налогового органа исходя из представленных               ООО «РусКат» в Администрацию городского округа Тольятти Самарой сведениям налогоплательщиком спорные рабочие места не отнесены к новым рабочим местам, закрепленным в ст. 427 НК РФ.

Также, указанные сведения соответствуют документам, представленным                    ООО «РусКат» при заключении Соглашения № 61 от 03.09.2018г., а именно: п. 3.5.4 Соглашения № 61, согласно которому ООО «РусКат» в рамках реализации Бизнес-плана от 2018г. обязался обеспечить создание не менее 60 (шестидесяти) новых рабочих мест, в том числе не менее 57 (пятидесяти семи) новых рабочих мест в течение первого года с даты включения Резидента в Реестр. Других сведений и обязательств в части количественных показателей создания новых рабочих мест в Соглашении № 61 не предусмотрено. Указанные показатели также согласуются со сведениями, отраженными ООО «РусКат» в приложении «Целевые показатели инвестиционного проекта «Строительство завода по производству медной катанки»» к Соглашению № 61, согласно которому создание новых рабочих мест с начала реализации инвестиционного проекта (нарастающим итогом) за 9 мес. 2018г. не предусмотрено, а за 12 мес. 2018г. предусмотрено в количестве 37 единиц.

Таким образом, сведения, представленные Администрацией городского округа  Тольятти Самарской области письмом от 18.03.2020 № 2401/1 (вх. № 01-39/031273 от 25.03.2020), являются существенными, так как Арбитражный суд Самарской области при вынесении решения от 20.11.2019г. по делу № А55-27980/2019 руководствовался положением ст. 427 НК о самостоятельном определении ООО «РусКат» новых рабочих мест, а вышеуказанные сведения и являются выражением такого волеизъявления, но подтверждают позицию именно налогового органа.

С учетом вышеизложенного, сведения, полученные налоговым органом из Администрации городского округа Тольятти Самарской области являются существенными для рассмотрения дела № А55-27980/2019 и подтверждают вывод налогового органа, что ООО «РусКат» не отнесены рабочие места по спорным физическим лицам к новым и не дают возможности игнорирования обязательных условий, закрепленных в ст. 427 НК РФ, ввиду того, что столь расширительное толкование нормы закона (ст. 427 НК РФ) ущемляет права иных налогоплательщиков, определяющих свои налоговые обязательства строго в рамках норм и отдельных положений налогового законодательства и дает простор для необоснованной манипуляции нормами закона, что напрямую противоречит не только нормам действующего законодательства, но и основополагающим принципам законности и равноправия.

Данные доводы налогового органа суд первой инстанции верно счел необоснованными.

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 г. №БС-4-11/10247@ Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью:

- заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР;

- соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР;

- Бизнес-плана,    представляемого   для   заключения   соглашения   об   осуществлении деятельности в качестве резидента ТОСЭР.

Судом установлено, что заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР была составлена ООО «РусКат» 29.06.2018 и подана в Администрацию городского округа Тольятти Самарской области 29.06.2018 г. (вх. №7021-вх/1). Бизнес-план инвестиционного проекта был приложен к заявке на заключение соглашения от 29.06.2018 года. К бизнес-плану прилагаются приложения, в том числе Приложение 8 «График ввода должностей в штатное расписание с 2018 по 2027 год».

        Срок реализации проекта согласно Бизнес-плану разделен на 2 этапа:

- 1 этап - с декабря 2016 г. - по 1 квартал 2018 г. - связан с приобретением основного технологического оборудования, помещений, монтажом, проектированием, СМР, приемом новых сотрудников с целью своевременного обучения основным производственным процессам и участия в производственном цикле холодного пуска завода;

2 этап - со 2 квартала 2018 г. - связан с получением статуса ТОСЭР Тольятти, строительством и вводом в эксплуатацию производственно-складских площадей, выходом на проектную мощность линии, приемом дополнительного персонала для обслуживания предприятия.

В положениях раздела 4.6. Бизнес-плана отражено, что ООО «ТЛМЗ» действующее предприятие. Среднесписочная численность работников за период 2015,2016,2017 годы составляет 12 человек, среднесписочная численность работников за период с 01.06.2015 г. по 01.06.2018 составляет 57 человек.

В рамках реализации всего проекта планируется создание не менее 188 рабочих мест, из них уже создано в 2017 г. 59 рабочих мест, а в 2018 г. до регистрации проекта в ТОСЭР создано 69 рабочих мест, после получения статуса резидента ТОСЭР планируется создать 60 рабочих мест.

Из представленных ООО «РусКат» документов усматривается, что на дату вступления в ТОСЭР в ООО «РусКат» числится 128 работников, занятых деятельностью по исполнению реализации проекта «Строительство завода по производству медной катанки».

Соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР подписано 03.09.2018 года за № 61 (далее - Соглашение № 61) между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Администрацией городского округа Тольятти Самарской области и ООО «ТЛМЗ» (прежнее наименование ООО «РусКат»). Подписание вышеназванного Соглашения указывает на согласование целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест на момент вступления в ТОСЭР и целесообразность создания планируемого количества рабочих мест после получения статуса резидента ТОСЭР.

В разделе 1 Соглашения № 61 указано, что резидент обязуется реализовать инвестиционный проект в соответствии с представленной им заявкой на заключение соглашения.

Согласно п. 3.4 раздела 3 Соглашения № 61 Министерство и Администрация вправе в целях осуществления контроля за выполнением резидентом условий соглашения запрашивать у резидента информацию о ходе исполнения условий, предусмотренных соглашением, с приложением подтверждающих документов.

В силу положений п. 3.5.4 раздела 3 Соглашения № 61 резидент обязуется обеспечить создание в ходе реализации проекта не менее 60 новых рабочих мест, том числе не менее 57 новых рабочих мест в течение первого года с даты включения резидента в реестр.

В соответствии с п. 3.5.5 раздела 3 Соглашения № 61 резидент обязуется представлять в Администрацию:

- до 30.09.2019 г. информацию о выполнении обязательств соглашения по итогам первого года после включения резидента в Реестр (то есть с 21.09.2018 по 20.09.2019) с приложением подтверждающих документов (копии штатного расписания и расчетной ведомости по начислению заработной платы);

- ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчетную информацию о выполнении обязательств соглашения по форме согласно приложения 6 к порядку заключения соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР с приложением первичных документов и обосновывающих материалов (к отчетной информации за 4 квартал дополнительно предоставляют копию формы «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год», копию штатного расписания и справку об отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 6.1. соглашения).

Таким образом, ООО «РусКат» при подаче документации для включения в реестр резидентов ТОСЭР уже заявило о создании 128 рабочих мест (Приложение 8 к Бизнес-плану График ввода должностей в штатное расписание - Приложение № 1 к настоящему заявлению) в рамках реализации проекта. По обязательствам возложенным на резидента Соглашением № 61 последний обязан отчитываться об исполнении условий Соглашения № 61, в котором резидент обязался создать не менее 60 новых рабочих мест.

В связи с этим ООО «РусКат» ежеквартально подает Отчет о целевых показателях в Администрацию городского округа Тольятти Самарской области об исполнении заявленных обязательств (к отчету прилагаются трудовые договоры за прошедший квартал и изменения в штатном расписание, если такие имели место быть).

Характер сведений, представленных Администрацией городского округа Тольятти Самарской области налоговому органу, позволяет суду сделать вывод о том, что на момент рассмотрения судебного дела в первой инстанции у налоговой инспекции и у УФНС России по Самарской области не было объективных препятствий к получению вышеуказанных сведений.

Кроме того, анализ содержаний вышеуказанных сведений свидетельствует о том, что  обстоятельства и информация, отраженные в них, не только не имеют существенного значение для дела и не могли повлиять на исход дела, но и подтверждают выводы судов, изложенные в судебных актах, принятых по данному спору.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о пересмотре решения Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2019 года по вновь открывшимся обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что заявителем не предоставлены доказательства выполнения спорными физическими лицами трудовых обязанностей, связанных с исполнением соглашения, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, так как они не имеют правового значения, поскольку налоговая инспекция не лишена возможности запросить и проверить в рамках налоговых проверок трудовые договоры и иные документы. Кроме того, трудовые договоры, сведения о среднесписочной численности, расчеты по страховым взносам были предоставлены в налоговую инспекцию в рамках камеральной проверки.

Доводы апелляционной жалобы в части не предоставления доказательств ведения раздельного учета рабочего времени спорных физических лиц, судом апелляционной инстанции отклоняются,  поскольку раздельный учет рабочего времени участник ТОСЭР должен вести в случаях, если резидент ТОСЭР помимо деятельности на ТОСЭР осуществляет и иную деятельность. ООО «РусКат» иной деятельности не ведет, все работники ООО «РусКат» осуществляют свои трудовые функции в соответствии с Бизнес-планом.

Воспользоваться пониженными тарифами страховых взносов можно при соблюдении следующих требований (п. 10.1. ст.427 НК РФ):

- наличие статуса резидента ТОСЭР

- пониженные тарифы страховых взносов должны быть применены в отношении физических лиц занятых на новых рабочих местах.

Довод налоговой инспекции о том, что исходя из представленных ООО «РусКат» в Администрацию г.о. Тольятти сведений следует, что спорные рабочие места не отнесены обществом к новым рабочим местам, закрепленным в ст. 427 НК РФ, судом апелляционной инстанции также не принимается во внимание по следующим основаниям.

 В соответствии с соглашением №61 (п.3.5.5) резидент обязуется представлять в Администрацию г.Тольятти:

- до 30.09.2019 г. информацию о выполнении обязательств соглашения по итогам первого года после включения резидента в Реестр (т.е. с 21.09.2018 по 20.09.2019) с приложением подтверждающих документов (копии штатного расписания и расчетной ведомости по начислению заработной платы):

- ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ОТЧЕТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ о выполнении обязательств соглашения по форме согласно приложению 6 к порядку заключения соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР с приложением первичных документов и обосновывающих материалов (к отчетной информации за 4 квартал дополнительно предоставляют копию формы «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год», копию штатного расписания и справку об отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 6.1. соглашения).

Соответственно, ООО «РусКат» при подаче документации для включения в реестр резидентов ТОСЭР уже заявило о создании 128 рабочих мест10 в рамках реализации проекта. По обязательствам, возложенным на резидента Соглашением №61, последний обязан отчитываться об исполнении условий Соглашения №61, в котором резидент обязался создать еще дополнительно не менее 60 новых рабочих мест (п. 3.5.4 раздела 3 Соглашения №61).

В связи с этим ООО «РусКат» ежеквартально подает Отчет о целевых показателях в Администрацию г.о. Тольятти об исполнении заявленных обязательств (к отчету прилагаются трудовые договоры за прошедший квартал и изменения в штатном расписание, если такие имели место быть).

Сведения, которые может предоставить Администрация г.о. Тольятти предоставляются на основании Отчетов о целевых показателях ООО «РусКат».

Сведения, о которых заявляет УФНС России по Самарской области (в 3 кв. 2018: за отчетный период создано 1 раб.место (план 37), нарастающим итогом - 1 раб.место (план 37); в 4 кв. 2018: за отчетный период создано 90 раб.мест (план 37), нарастающим итогом - 91 раб.место (план 37), в 1 кв. 2019: за отчетный период создано 3 раб.места (план 23), нарастающим итогом - 94 раб.место (план 60)) лишь указывают на тот факт, что ООО «РусКат» добросовестно исполняет свою обязанность по созданию трудовых мест и по своевременному отчету о своей деятельности, о соблюдении заявленных показателей.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Обжалуемое определение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

Определение Арбитражного суда Самарской области от 24 июля 2020 года по делу № А55-27980/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Н.В. Сергеева