ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-30224/19 от 26.08.2020 АС Самарской области


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45


www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

02 сентября2020 года                                                                          Дело № А55-30224/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено  02 сентября 2020 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корастелева В.А., Бажана П.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Нугаевой А.Н.,

приучастии:

от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области – представителя Рудомакиной О.П. (доверенность № 28-07/132 от 25.12.2019),

от Общества с ограниченной ответственностью «Самарская экспертиза транспортной безопасности» - представителя Новенькова О.А. (лично),

от третьих лиц -  представители не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2020 года по делу № А55-30224/2019 (судья Гордеева С.Д.),

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Самарская экспертиза транспортной безопасности», г. Самара,

к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, 2) Министерства транспорта Российской Федерации,

о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Самарская экспертиза транспортной безопасности» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в выдаче подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, выраженного в письме от 24.06.2019 № 28/4951 и обязании Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области незамедлительно выдать подтвержденную степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организация предполагает проводить работы, связанные с использованием таких сведений.

К участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: 1) Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, 2) Министерство транспорта Российской Федерации (далее - третьи лица).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2020 года заявленные требования удовлетворены полностью, признан полностью незаконным отказ Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в выдаче подтверждения степени секретности сведений составляющих государственную тайну, выраженный в письме от 24.06.2019 № 28/4951. Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области по вступлении в законную силу настоящего решения вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи в установленном законодательством порядке Обществу с ограниченной ответственностью «Самарская экспертиза транспортной безопасности» подтверждения степени секретности сведений на основании обращения от 19.06.2019 № 33/01.

В апелляционной жалобе Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2020 года по делу № А55-30224/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на законность оспариваемого отказа  Министерства в выдаче подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, выраженного в письме от 24.06.2019 № 28/4951.

В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Директор Общества с ограниченной ответственностью «Самарская экспертиза транспортной безопасности» (лично, паспорт) в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Третьи лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, общество 19.06.2019 повторно обратилось в Министерство с заявлением (исх. № 33/01, вх. № 6380) о выдачи ему подтверждения степени секретности сведений, с которыми организация предполагает проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в том числе работы по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Самарской области.

Министерство письмом от 24.06.2019 исх. № 28/4951 отказало обществу в выдаче подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, ссылаясь на то, что не является органом, имеющим право выдавать подтверждения степени секретности сведений, а также в связи с тем, что сведения с которыми намеревается работать заявитель не являются секретными.

Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В заявлении от 19.06.2019 (исх. № 33/01, вх. № 6380) общество указывает на то, что предполагает проведение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и, следовательно, предполагающих использование сведений, указанных в п. 47 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон № 16-ФЗ) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора (часть 2 статьи 5 Закона № 16-ФЗ).

 Работа по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства включена в Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. № 1653-р.

Министерством транспорта Российской Федерации приказом от 12 апреля 2010 года № 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка оценка уязвимости проводится организациями, определенными частью 2 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и с применением модели нарушителя.

В соответствии с п. 2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (утв. Приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87) оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно п. 3 Порядка в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется: изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования). Результатом является описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства. Изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства. Результатом является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (модель нарушителя). Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 г. № 289 утверждены Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Правила аккредитации).

Из пп. 5.4.14 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374, следует, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) осуществляет аккредитацию специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон, Закон о транспортной безопасности) специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Процедура аккредитация юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлена Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 289 "Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (далее - Правила), а также приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2012 N 209 "Об утверждении административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности" (далее - Административный регламент).

В силу п. 47 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" сведения, раскрывающие мероприятия по использованию объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства, специальные меры по обеспечению безопасности перевозок или сохранности грузов, объемы воинских перевозок или маршруты транспортировки вооружения, военной техники, отнесены к государственной тайне.

Согласно пункту 1 Положения от 15.04.1995 № 333, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, лицензия по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях данного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации. Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) и ее территориальные органы.

Согласно положениям п. 5 названного Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 333 для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявление о выдаче лицензии с указанием, в том числе, степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает осуществлять работы, подтвержденной органом государственной власти или организацией, наделенными полномочиями по распоряжению указанными сведениями.

Таким образом, осуществление деятельности по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возможно лишь при наличии действующей лицензии по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной органами ФСБ.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, в том числе, подтвержденной в установленном порядке степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы.

Постановлением Правительства РФ от 23.08.2018 № 984 утверждены Правила подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Правила подтверждения степени секретности, Правила).

Согласно Правилам подтверждения степени секретности подтверждение степени секретности сведений, составляющих гостайну, с которыми организации предполагают проводить работы, связанные с использованием таких сведений, выдается негосударственной организации, участвующей на основании заключенного контракта в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну, с федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта РФ, иным государственным органом, являющимся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих гостайну, - федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта РФ или иным государственным органом (п.4 Правил).

В силу п. 6 Правил основанием для отказа в выдаче подтверждения может служить лишь предоставление неполной или недостоверной информации, указанной в пункте 3 настоящих Правил.

Как следует из содержания оспариваемого отказа, основанием для отказа не было указано предоставление неполной или недостоверной информации.

В ходе рассмотрения дела, Министерством не представлены доказательства того, что обществом при обращении к заинтересованному лицу за получением подтверждения степени секретности были представлены неполные или недостоверные сведения.

Довод Министерства о том, что оно не является уполномоченным органом, имеющим право выдачи подтверждения степени секретности, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Министерство транспорта Российской Федерации в своем отзыве также ссылается на то, что заинтересованное лицо имело надлежащие полномочия и всю необходимую информацию для выдачи обществу подтверждения степени секретности сведений.

Правила подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2018 № 984 (далее — Правила).

В соответствии с Правилами органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеют право выдачи подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну (далее — подтверждение), на основании действующего в этом органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим свою деятельность в сфере транспорта.

Для руководства при осуществлении своей деятельности с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области был направлен Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, утвержденного приказом Минтранса России от 25.10.2013 № 327дсп, в редакции приказа Минтранса России от 05.08.2016 № 233дсп.

Новый Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, утвержденный приказом Минтранса России от 22.08.2019 № 6, также был направлен в Правительство Самарской области.

Учитывая изложенное, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области является полномочным органом для принятия положительного решения по обращению ООО «Самарская экспертиза транспортной безопасности».

В соответствии с п. 6 Правил предоставление неполной или недостоверной информации является единственным основанием для отказа в выдаче подтверждения.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что отказ в выдаче подтверждения по причине отсутствия необходимости использования в деятельности Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области информации, содержащей сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральным органом исполнительной власти, противоречит Правилам, является законным и обоснованным.

Оценивая обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ является незаконным, препятствующим обществу в осуществлении предпринимательской деятельности по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы ответчика были предметом подробного исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Основания оспариваемого отказа Министерством  транспорта и автомобильных дорог Самарской области не подтверждены.

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим свою деятельность в сфере транспорта. Ответчик осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти; организует обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности (Положение о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области", утвержденное постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 89).

Судом установлено, что ответчик является уполномоченным органом, имеющим право выдачи подтверждения степени секретности.

Министерство транспорта Российской Федерации в своем отзыве  ( т.1 л.д. 137-139) также подтвердило, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области является полномочным органом для принятия положительного решения по обращению ООО «Самарская экспертиза транспортной безопасности».   Отказ в выдаче подтверждения по причине отсутствия необходимости использования в деятельности Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области информации, содержащей сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральным органом исполнительной власти, противоречит нормам Правил подтверждения степени секретности №984 от 23.08.2018.

Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба Министерства не содержит.

Выводы арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя и признания оспариваемого отказа незаконным соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2020 года по делу № А55-30224/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                Е.Г.Попова

Судьи                                                                                                   В.А. Корастелев

П.В. Бажан