443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
30 августа2022 года Дело № А55-3036/2022
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2022 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Николаевой С.Ю., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
приучастии:
от О МВД России по г. Новокуйбышевску – представителя ФИО1 (доверенность от 22.07.2022 № 23),
от общества с ограниченной ответственностью "Самараавтотранс-2000" – представителя ФИО2 (доверенность от 29.03.2022 № 1/29-03/22),
от ООО «СЛК» - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу О МВД России по г. Новокуйбышевску
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2022 года по делу № А55-3036/2022 (судья Степанова И.К.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самараавтотранс-2000"
к О МВД России по г. Новокуйбышевску,
с участием третьего лица - ООО «СЛК»
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самараавтотранс-2000" (далее -заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа О МВД России по г. Новокуйбышевску (далее - заинтересованное лицо, отдел) в регистрации транспортного средства полуприцепа-цистерны ALI RIZA USTA, государственный регистрационный номер <***> и просит обязать О МВД России по г. Новокуйбышевску произвести постановку на учет полуприцепа-цистерны ALI RIZA USTA, государственный регистрационный номер <***>.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено ООО «СЛК» (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2022 года признан незаконным отказ О МВД России по г. Новокуйбышевску в регистрации транспортного средства полуприцепа-цистерны ALI RIZA USTA, государственный регистрационный номер <***>. Суд обязал О МВД России по г. Новокуйбышевску в десятидневный срок по вступлении решения суда в законную силу произвести постановку на учет полуприцепа-цистерны ALI RIZA USTA, государственный регистрационный номер <***> с нанесением дополнительной маркировки.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2022 года по делу № А55-3036/2022 и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором ООО "Самараавтотранс-2000" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2022 года по делу № А55-3036/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заинтересованного лица апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 02.07.2020 обществом было подано заявление на регистрацию транспортного средства полуприцепа ALI RIZA USTA, государственный регистрационный знак <***>.
В ходе осмотра государственным инспектором РЭО ГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску было установлено отсутствие идентификационного номера, нанесенного на шасси, в районе заднего правого колеса. В процессе эксплуатации от внешних естественных воздействий данный идентификационный номер был подвержен коррозии и иным пагубным воздействиям, в результате чего стал нечитаемым.
Полуприцеп-цистерна ALI RIZA USTA, государственный регистрационный номер <***> 16.07.2020 была направлена на исследование в ЭКЦ ГУ МВД России по Самарской области для установления подлинности идентификационных номеров прицепа.
20.07.2020 из ЭКЦ ГУ МВД России по Самарской области была получена справка об исследовании № 4/1376 от 20.07.2020, из которой следует, что произведенным исследованием имеющихся идентификационных маркировок транспортного средства ALI RIZA USTA, государственный регистрационный номер <***>, было установлено, что: знаки номера шасси (идентификационного номера), наносимые с правой стороны ТС, могли быть утрачены за эксплуатационный период в результате воздействия коррозии; заводская табличка с дублирующим обозначением идентификационного номера подвергалась демонтажу и устанавливалась на данное ТС в кустарных условиях. Определить ее принадлежность данному ТС экспертным путем не представляется возможным. В связи с этим, определить первоначальное содержание идентификационного номера ТС, представленного на исследование, экспертным путем в данном случае не представляется возможным.
Вышеуказанное ТС было изъято 30.07.2020 в ходе проведения осмотра места происшествия.
18.11.2020 общество обратилось с заявлением в Самарскую лабораторию судебной экспертизы МЮ РФ о предоставлении на исследование полуприцепа-цистерны ALI RIZA USTA, со снятыми г.р.з., в результате исследования требовалось установить: «Имело ли место изменение идентификационного номера на представленном полуприцепе-цистерны?»
В результате проведенного экспертного исследования были сделаны следующие выводы:
Идентификационный номер «<***>» представленного на исследование полуприцепа-цистерны ALI RIZA USTA, со снятыми г.р.з., на котором имеется табличка собственника «ООО Самараавтотранс-2000»...», с указанием на ней года выпуска и VIN ТС «2006» «<***>», не изменялся.
Рельефная идентификация маркировка «<***>», справа по ходу движения, над опорным устройством представленного полуприцепа-цистерны является первичной, нанесена заводским способом и изменению содержания не подвергалась. На момент исследования, знаки рельефной маркировки «<***>» разрушены процессом естественной коррозии, эксплуатационных воздействий, в том числе работ по очистке поверхности от коррозии и старых покрытий. Восстановленные в процессе исследования фрагменты знаков рельефной идентификационной маркировки «<***>» могли просматриваться только при нанесении на поверхность площадки специального раствора, подвержены дальнейшему разрушению».
Как указывает истец, для проведения регистрации через официальный сайт «Госуслуги», общество дважды подавало заявку на выполнение регистрационных действий согласно уведомлениям с электронной почты и электронным билетам с оплатой государственной пошлины за услуги. Регистрация не была произведена, т.к. сотрудниками происходит аннулирование заявления со ссылкой на то, что первоначально было отказано в проведении регистрации ТС.
Общество обратилось письменно ( письмо исх. от 25.11.2021 года №03/251121) в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением, в котором просило возобновить процедуру государственного учета указанного транспортного средства полуприцепа ALI RIZA USTA, государственный регистрационный знак <***>. с нанесением дополнительной маркировки или предоставить мотивировочный отказ в проведении данных действий, для возможного оспаривания в судебном порядке.
Отделом МВД России по г. Новокуйбышевску на указанное обращение истца направлено письмо от 17.12.2021 ( т.1 л.д. 30-32) в котором, со ссылками на Справку об исследовании маркировочных обозначений ТС от 20.07.2020 №11/4-1376И, на пункт 59 постановления Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", пункт 135 приказа МВД России от 21.12.2019 № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств», пункт 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указывает, что государственный учет транспортного средства ALI RIZA USTA, идентификационный номер <***>, зарегистрированный за ООО «Самараавтортранс-2000», прекращен. Также в названном письме указано, что ранее при обращении 02.07.2020 в РЭО ОГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску представителя ООО «СЛК» (ИНН <***>) ФИО3 было сформировано заявление №54903305 от 02.07.22020 по которому было вынесено решение в виде отказа в проведении регистрационных действий с транспортным средством ALI RIZA USTA, идентификационный номер <***>, на основании п.1 с.1 и п.1 ч.5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также п.92.1 Административного регламента утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 № 950.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Разрешая заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции установил, что отказ РЭО ГИБДД О МВД России по гор. Новокуйбышевску в регистрации спорного транспортного средства с нанесением дополнительной маркировки нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и не соответствует действующему законодательству РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
По смыслу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации транспортное средство является источником повышенной опасности. Реализация права собственности в отношении автомобиля при его использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой правового режима транспортного средства, связанной с его техническими параметрами как предмета, представляющего повышенную опасность для жизни, здоровья и имущества третьих лиц.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.03.2014 № 607-О следует, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обуславливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 21 части 1 статьи 13 Закона № 3-ФЗ для выполнения возложенных обязанностей полиции предоставлено право запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах.
Указанные полномочия фактически реализуются Госавтоинспекцией, которая на основании подпункта «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 входит в состав полиции и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711.
В силу пункта 2 Положения № 711 решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от форм собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Пунктом 11 названного Положения на Госавтоинспекцию возложена обязанность по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, следует из Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ), которым определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и порядок регистрации транспортных средств.
Статьей 15 Закона № 196-ФЗ определяются основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона № 196-ФЗ транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с техническими параметрами предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц. В этой связи регистрация транспортных средств является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования их в дорожном движении.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств.
В соответствии со ст. 4 Закона № 283-ФЗ государственная регистрация транспортного средства - совокупность регистрационных действий и иных действий в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Идентификация транспортного средства - проводимое без разборки транспортного средства установление тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства).
В соответствии со статьей 11 Закона № 283-ФЗ регистрационные данные транспортного средства - данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы; к регистрационным данным транспортного средства, кроме прочего, относится идентификационный номер транспортного средства либо идентификационный номер основного компонента транспортного средства в случае, если транспортное средство не имеет идентификационного номера транспортного средства.
Согласно статье 12 Закона № 283-ФЗ идентификационный номер - комбинация цифровых и (или) буквенных обозначений, присваиваемая изготовителем транспортному средству или его основным компонентам в целях идентификации транспортного средства или его основных компонентов; маркировка транспортного средства - идентификационный номер транспортного средства, нанесенный на основной компонент транспортного средства, а также размещенный на табличке изготовителя; маркировка основного компонента транспортного средства - идентификационный номер основного компонента транспортного средства, нанесенный на соответствующий основной компонент транспортного средства, а также размещенный на табличке изготовителя; дополнительная маркировка транспортного средства (основного компонента транспортного средства) - идентификационный номер транспортного средства (основного компонента транспортного средства), дополнительно нанесенный на основной компонент транспортного средства в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
К документам, идентифицирующим транспортное средство, статьей 14 Закона № 283-ФЗ отнесены: паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства); регистрационный документ; регистрационными документами являются: свидетельство о регистрации транспортного средства; регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 принят Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - ТР ТС 018/2011), устанавливающий требования к колесным транспортным средствам независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 18 ТР ТС 018/2011 каждое транспортное средство имеет индивидуальный идентификационный номер. Требования к идентификации выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) установлены приложением 7 к настоящему техническому регламенту.
В силу пункта 12.1 ТР ТС 018/2011 идентификационный номер, нанесенный на транспортное средство, должен соответствовать указанному в регистрационных документах на это транспортное средство.
Согласно ОСТ 37.001.269-96 Стандарт отрасли «Транспортные средства.Маркировка» обязательным элементом маркировки является идентификационный номер транспортного средства (VIN), под которым понимается комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, присваиваемых в целях идентификации. Такой номер индивидуален для каждого транспортного средства, в нем кроме порядкового заводского номера содержится информация о стране-изготовителе, автозаводе, варианте двигателя, годе выпуска, расположении руля, виде привода.
Пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона № 283-ФЗ запрещается совершение регистрационных действий в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства.
В случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, наносится дополнительная маркировка транспортного средства или дополнительная маркировка основного компонента транспортного средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Закона № 283-ФЗ).
Требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2019 № 1653 (далее - Требования № 1653).
Согласно пункту 1 указанных Требований дополнительная маркировка транспортного средства (основного компонента транспортного средства) представляет собой идентификационный номер транспортного средства (основного компонента транспортного средства), дополнительно нанесенный на основной компонент транспортного средства в случаях, установленных Законом № 283-ФЗ.
Нанесение дополнительной маркировки включает указание присвоенного изготовителем транспортного средства идентификационного номера или номера его основного компонента, а также буквенно-цифрового обозначения организации, осуществившей ее нанесение (пункт 3).
По результатам нанесения дополнительной маркировки организацией владельцу транспортного средства выдается свидетельство о нанесении дополнительной маркировки транспортного средства по форме согласно приложению (пункт 8).
В соответствии с пунктом 6 Требований № 1653 для нанесения дополнительной маркировки в организацию, представляются:
а) заявление, с которым владелец транспортного средства обращался в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которое возложены обязанности по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации транспортных средств (далее - подразделение Госавтоинспекции), для совершения регистрационных действий в отношении транспортного средства в случаях, установленных Федеральным законом, либо копию этого заявления, заверенную уполномоченным лицом подразделения Госавтоинспекции. Указанное заявление (либо его копия) представляется с отметками на нем уполномоченного лица подразделения Госавтоинспекции, содержащими сведения:
о наличии оснований для нанесения дополнительной маркировки в соответствии с пунктом 5 настоящих Требований;
об установленном присвоенном изготовителем транспортного средства идентификационном номере транспортного средства;
об идентификационных элементах (пломбах, печатях, бирках), закрепленных должностными лицами подразделений Госавтоинспекции на несъемных частях транспортного средства в местах, защищенных от воздействия внешней среды (пломбы);
б) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий его личность. Уполномоченным представителем владельца транспортного средства дополнительно представляется документ, удостоверяющий его полномочия на представление интересов владельца транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) транспортное средство с наложенными должностными лицами подразделения Госавтоинспекции пломбами.
Как следует из пункта 5 Требований № 1653, нанесение дополнительной маркировки осуществляется в случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, предусмотренном частью 2 статьи 20 Закона № 283-ФЗ.
Согласно пункту 51 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764 (далее - Правила № 1764), внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства осуществляется при изменении содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесении соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство.
Возобновление государственного учета транспортного средства осуществляется путем внесения регистрационным подразделением записи в государственный реестр транспортных средств о возобновлении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении. Возобновление государственного учета транспортного средства может осуществляться одновременно с внесением изменений в регистрационные данные транспортного средства на основании документов, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 62 Правил № 1764).
Возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 59 настоящих Правил, осуществляется после устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации, за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 63 настоящих Правил, с проведением осмотра транспортного средства.
Пунктом 62 Правил № 1764 предусмотрено, что возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил при отсутствии перехода права собственности на него, осуществляется за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, при подаче владельцем транспортного средства или его представителем заявления о совершении регистрационного действия, документа, идентифицирующего транспортное средство, документа об уплате государственной пошлины. документа, удостоверяющего личность обратившегося лица, а в случае обращения не от своего имени - также документа, подтверждающего его полномочия.
Согласно пункту 95 данного Административного регламента основанием для начала административной процедуры нанесения дополнительной маркировки является поступление либо представление владельцем транспортного средства документов, предусмотренных подпунктом 27.4.9 пункта 27 Административного регламента.
По правилам пункта 27.4 Административного регламента для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Закона № 283-ФЗ, в том числе: заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий, документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета.
В подпункте 27.4.9 пункта 27.4 Административного регламента к числу таких документов отнесена копия постановления органа, осуществляющего предварительное расследование, с представлением заверенной копии справки об исследовании или заключения экспертизы, содержащих результаты исследований, на основании которых было идентифицировано транспортное средство, - в случае принятия ранее решения об отказе в проведении регистрационного действия по основаниям, предусмотренным подпунктами 92.1 и 92.2 пункта 92 Административного регламента.
Согласно пункту 97 Административного регламента принятие решения о возможности нанесения дополнительной маркировки осуществляется при установлении присвоенного изготовителем транспортного средства идентификационного номера транспортного средства или основного компонента транспортного средства на основании сведений, содержащихся в документах, предусмотренных подпунктом 27.4.9 пункта 27 Административного регламента.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что основанием для подачи в орган регистрационного учета заявления о возобновлении государственного учета транспортного средства с нанесением дополнительной маркировки послужило прекращение государственного учета данного транспортного средства вследствие установленного в ходе проверочных мероприятий факта отсутствия идентификационного номера, наносимого на шасси с правой стороны цистерны и невозможности определения принадлежности таблички с дублирующим обозначением идентификационного номера спорному транспортному средству.
Согласно пункту 91 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является выполнение административных процедур, предусмотренных подпунктами 61.1 (прием заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги) и 61.2 (проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах) пункта 61 Административного регламента.
Как следует из материалов дела, заявление ООО «Самараавтотранс-2000» о возобновлении государственного учета транспортного средства с нанесением дополнительной маркировки (л.д. 27-29) принято к рассмотрению.
Заявление заинтересованным лицом рассмотрено в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Довод административного органа о том, что ООО «Самараавтотранс-2000» в О МВД России по гор. Новокуйбышевску не представлено заявление о совершении регистрационных действий по форме, утвержденной Приложением № 1 Административного регламента, судом первой инстанции изучен и обоснованно отклонен, поскольку согласно пункту 27.1 Административного регламента заявление о совершении регистрационных действий может быть заполнено от руки, машинописным способом, либо посредством электронных печатающих устройств, а также подготовлено в электронной форме с помощью Единого портала. Допускается исключение из заявления отдельных блоков, сведения в которые при проведении заявляемых регистрационных действий не вносятся. Заявление составляется в одном экземпляре и подписывается заявителем или представителем заявителя.
Таким образом, представленное ООО «Самараавтотранс-2000» заявление о возобновлении государственного учета транспортного средства с нанесением дополнительной маркировки содержит все необходимые реквизиты.
В качестве подтверждающих документов для возобновления регистрационного учета путем нанесения дополнительной маркировки ООО «Самараавтотранс-2000» предоставляло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 01.09.2020, акт экспертного исследования №143/2757/9-6 от 07.09.2021, свидетельство о регистрации, ПТС, электронный билет №1592029777, заявление ЕПГУ - 1592029777, уведомление с сайта госуслуги, электронный билет №1617103481, заявление ЕПГУ - 1617103481, платежные поручения №9046 от 03.11.2021 и №9291 от 11.11.2021 ( т.1 л.д.27-29).
Согласно акту экспертного исследования № 143/2756/9-6 (л.д. 12 -161) экспертом были сделаны следующие выводы:
- Идентификационный номер «<***>» представленного на исследование полуприцепа-цистерны ALI RIZA USTA не изменялся.
- Рельефная идентификация маркировка «<***>» является первичной, нанесена заводским способом и изменению содержания не подвергалась. На момент исследования, знаки рельефной маркировки «<***>» разрушены процессом естественной коррозии, эксплуатационных воздействий, в том числе работ по очистке поверхности от коррозии и старых покрытий...
Результаты экспертного исследования предоставлялись Обществом в О МВД России по г. Нововокуйбышевску вместе с заявлением о возобновлении государственного учета.
Кроме того, на протяжении срока эксплуатации спорного транспортного средства на территории Самарской области осуществлялись регистрационные действия с этим транспортным средством, в том числе в ПТС, т.е. ранее спорный полуприцеп идентифицировался регистрирующими органами.
В связи с изложенным вывод заинтересованного лица о невозможности идентификации спорного транспортного средства (невозможности определить первоначальное содержание идентификационного номера ТС) правильно признан судом необоснованным.
Исходя из изложенного, суд пришел к верному выводу о несоответствии закону отказа О МВД России по г. Новокуйбышевску в регистрации транспортного средства полуприцепа-цистерны ALI RIZA USTA, государственный регистрационный номер <***>, о нарушении прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ суд правомерно обязал О МВД России по г. Новокуйбышевску в десятидневный срок по вступлении решения суда в законную силу произвести постановку на учет полуприцепа-цистерны ALI RIZA USTA, государственный регистрационный номер <***> с нанесением дополнительной маркировки.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом.
Основанием для подачи в орган регистрационного учета заявления от ООО «Самараавтотранс-2000» о возобновлении государственного учета транспортного средства с нанесением дополнительной маркировки послужило прекращение государственного учета данного транспортного средства вследствие установленного в ходе проверочных мероприятий факта отсутствия идентификационного номера, наносимого на шасси с правой стороны цистерны. Согласно пункту 91 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является выполнение административных процедур, предусмотренных подпунктами 61.1 (прием заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги) и 61.2 (проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах) пункта 61 Административного регламента.
Заявление ООО «Самараавтотранс-2000» о возобновлении государственного учета транспортного средства с нанесением дополнительной маркировки было принято к рассмотрению. Однако, как следует из отзыва на заявление и пояснений О МВД России по г. Новокуйбышевску, данное заявление рассмотрено в порядке Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Довод подателя жалобы о том, что ООО «Самараавтотранс-2000» в О МВД России по г. Новокуйбышевску не представлено заявление о совершении регистрационных действий по форме, утвержденной Приложением №1 Административного регламента, признается несостоятельным апелляционным судом, так как согласно пункту 27.1 Административного регламента заявление о совершении регистрационных действий может быть заполнено от руки, машинописным способом, либо посредством электронных печатающих устройств, а также подготовлено в электронной форме с помощью Единого портала (Госуслуг). Допускается исключение из заявления отдельных блоков, сведения в которые при проведении заявляемых регистрационных действий не вносятся. Заявление составляется в одном экземпляре и подписывается заявителем или представителем заявителя. Заявление ООО «Самараавтотранс-2000» о возобновлении государственного учета транспортного средства с нанесением дополнительной маркировки содержит все необходимые реквизиты.
Ссылка заинтересованного лица в жалобе на то, что принятие решения о возможности нанесения дополнительной маркировки на транспортное средство оформляется путем проставления отметки в копии ранее поданного заявления о совершении регистрационного действия о наличии оснований для нанесения дополнительной маркировки транспортного средства, в связи с этим заявитель должен обратиться с первоначальным заявлением от 02.07.2020, подданным ООО «Самарская Лизинговая Компания», для принятия решения о нанесении дополнительной маркировки в соответствии с п. 97. Административного регламента утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 № 950, так как принятие решения о возможности нанесении дополнительной маркировки осуществляется при установлении присвоенного изготовителем транспортного средства идентификационного номера транспортного средства или основного компонента транспортного средства на основании сведений, содержащихся в документах, предусмотренных подпунктом 27.4.9 пункта 27 Административного регламента, является несостоятельной по следующим основаниям.
Заявление от 02.07.2020 подавалось ООО «Самарская Лизинговая Компания» в связи с заключением между ООО «Самараавтотранс-2000» (продавец) и ООО «Самарская Лизинговая Компания» (покупатель) договора купли-продажи автотранспортного средств от 01.04.2020.
Вместе с тем, как следует из пояснений заявителя и установлено судом, первоначальное заявление от 02.07.2020 подавалось ООО «Самарская Лизинговая Компания» в связи с заключением между ООО «Самараавтотранс-2000» (продавец) и ООО «Самарская Лизинговая Компания» (покупатель) договора купли-продажи автотранспортного средств от 01 апреля 2020г. В настоящее время договор купли-продажи автотранспортного средства от 01.04.2020г. расторгнут. Заявление от 02.07.2020 у ООО «Самараавтотранс-2000» - продавца по договору купли-продажи автотранспортного средств от 02.07.2020 отсутствует.
Учитывая, что государственный учет спорного транспортного средства ALI RIZA USTA, идентификационный номер <***>, зарегистрированного за ООО «Самараавтотранс-2000», прекращен на основании пункта 59 Правил, возобновление государственного учета транспортного средства, осуществляется после устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации, за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, то есть за ООО «Самараавтотранс-2000». При этом представление копии ранее поданного заявления о совершении регистрационного действия о наличии оснований для нанесения дополнительной маркировки транспортного средства в данном случае не требуется.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2022 года по делу № А55-3036/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г.Попова
Судьи С.Ю.Николаева
В.А. Корастелев