ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
31 мая 2018 года Дело А55-30373/2016
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2018 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от публичного акционерного общества "Самаранефтегеофизика" – до перерыва ФИО1, доверенность от 28.10.2016г., ФИО2, доверенность от 28.10.2016г., после перерыва ФИО1, доверенность от 28.10.2016г.,
от Администрации городского округа Самара – не явился, извещен,
от Департамента управления имуществом г.о. Самара – до и после перерыва ФИО3, доверенность от 28.12.2017г.,
от Министерства имущественных отношений Самарской области – не явился, извещен,
от Департамента градостроительства г.о. Самара – не явился, извещен,
от АО «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ» – не явился, извещен,
от Управления Росреестра по Самарской области – не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании, 28 – 30 мая 2018 года объявлялся перерыв, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Самаранефтегеофизика" на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.07.2017 по делу №А55-30373/2016 (судья Медведев А.А.)
по заявлению публичного акционерного общества "Самаранефтегеофизика",
к Администрации городского округа Самара,
Департаменту управления имуществом г.о. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Министерство имущественных отношений Самарской области,
- Департамент градостроительства г.о. Самара,
- АО «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ»,
- Управление Росреестра по Самарской области,
об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Самаранефтегеофизика" обратилось в суд с заявлением, в котором просило: постановление №1204 от 31.08.2016г. Администрации г.о. Самара об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, 21, площадью 787 кв. м., признать недействительным. Обязать Администрацию городского округа Самара направить Публичному акционерному обществу «Самаранефтегеофизика» договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0520001:882, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, 21 площадью 787 кв.м. с выкупной ценой в размере 101.834,06 руб. (из расчета 2,5% от кадастровой стоимости в размере 4.073.362,47 руб.) предложением его заключения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 июля 2017 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В судебном заседании представители подателя жалобы её доводы поддержали, представив дополнительные пояснения о том, что апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04 апреля 2018 года признаны недействующими Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской думы от 26 апреля 2001 года №61 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0520001:882 к двум территориальным зонам и Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. № 539, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0520001:882.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара против удовлетворения жалобы возражала.
Представители Администрации г.о.Самара (ответчика) и третьих лиц участия в заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ПАО СНГЕО заключен договор № 025819з от 30.06.2006г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на котором располагается находящееся в собственности ПАО СНГЕО административное здание. Свидетельство о государственной регистрации права от 18.03.2002г. на указанное здание прилагается.
08.10.2013г. Публичное акционерное общество «Самаранефтегеофизика» (ПАО СНГЕО) обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с целью заключения договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная площадью 787 кв. м.
02.06.2014г. Министерством имущественных отношений Самарской области вынесен Приказ №1097 о предоставлении в собственность ПАО СНГЕО земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, занимаемый административным зданием (литера А) на основании заявления от 08.10.13г.
Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев обращение, направило в адрес ПАО СНГЕО подписанный со своей стороны договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее Договор).
Согласно представленному Министерством имущественных отношений Самарской области Договору цена земельного участка составляла 1.996.808,67 руб.
ПАО СНГЕО не согласилось со стоимостью земельного участка и предоставило в Министерство имущественных отношений Самарской области протокол разногласий к договору, с внесением изменений в 2.1. Договора, а именно: «Цена Участка 203.668 (Двести три тысячи шестьсот шестьдесят восемь) рублей 12 копеек без НДС».
01.10.2014г. Министерство представило ответ №12/17394 на обращение ПАО СНГЕО, в котором сослалось на то, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области №610 от 13.11.2013г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» действующая кадастровая стоимость испрашиваемого участка составляет 7 596 572,59 руб.
На основании постановления Правительства Самарской области № 746 от 11.12.2013г. «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями» Министерством рассчитана цена выкупа спорного земельного участка в размере 5% от кадастровой стоимости земельного участка и составила она 379.828,63 руб.
13.10.2014г. ПАО СНГЕО в Министерство имущественных отношений Самарской области направлен протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка с указанием выкупной цены в размере 101.834,06 руб.
Цена участка определена ПАО СНГЕО на дату подачи заявления о выкупе земельного участка: 08.10.2013г. кадастровая стоимость установлена 21.03.2013г. (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости) в размере 4073362,47 руб.
05.02.2015г. в ответ на обращение ПАО СНГЕО от 13.10.2014г. Министерство имущественных отношений Самарской области отказалось подписывать протокол разногласий в редакции ПАО СНГЕО и указало, что Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка составляет 7596572,59 руб., в результате Министерством имущественных отношений Самарской области была рассчитана цена выкупа земельного участка в размере 2,5% от данной кадастровой стоимости земельного участка и составляет 189.914,31 руб.
16.03.2015г. на обращение ПАО СНГЕО об устранении несоответствия в договоре купли-продажи земельного участка, испрашиваемого по заявлению №12-1/2813/13 от Министерства имущественных поступил отказ по причине отсутствия полномочий распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара.
Законом Самарской области от 29.12.2014г. №134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" с 01.03.2015г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2011 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» должно быть осуществлено органами местного самоуправления, а именно: по спорному земельному участку в Администрацию городского округа Самара.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 № 929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями подготовки проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
ПАО СНГЕО неоднократно обращалось (№ 1374/10201 от 26.03.2015г„ №2249/10201 от 08.05.2015г., №3371/10201 от 08.07.2015г., №4497/10201 от 25.08.2015г„ № 1355/10201 от 16.03.2016г.) в Департамент управления имуществом городского округа Самара с просьбой рассмотрения заявления и предоставления проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <...>, занимаемого административным зданием, принадлежащим на праве собственности ПАО СНГЕО.
В ответ на указанные обращения, Администрация г.о. Самара вынесла оспариваемое постановление №1204 от 31.08.2016г., согласно которому ПАО СНГЕО отказано в предоставлении спорного земельного участка в связи с принадлежностью части земельного участка к территории общего пользования. При этом, постановление не содержало ссылок на какие-либо нормативно-правовые акты или иные документы, подтверждающие принадлежность части спорного земельного участка к территории общего пользования.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые посчитал установленными.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу части 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статьей 39.16 Кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Самарской области № 67 от 13.06.2006 года «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 года было наделено министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство).
Во исполнение Закона Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» (далее Закон № 134-ГД) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара с 01.03.2015 отнесено к компетенции органов местного самоуправления городского округа Самара.
В силу статьи 25 Устава городского округа Самара Самарской области, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294 (далее - Устав), уполномоченным органом местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация.
Таким образом, с 01 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от министерства к Администрации.
Согласно подпункту 6 пункта 2 Постановления Администрации № 1 от 11.01.2017 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент наделен полномочиями по подготовке проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов дополнительных соглашений к указанным договорам, проектов соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, проектов распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также проектов распорядительных актов Администрации городского округа Самара об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В Департамент из министерства передан пакет документов по заявлению ПАО СНГЕО № 12-1/2813/13 о предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, д. 21.
В представленном министерством пакете документов договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка, заключенный между министерством и ПАО СНГЕО, отсутствует.
Однако к заявлению ПАО СНГЕО в адрес Департамента приложен проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка, подписанный со стороны министерства.
В рамках рассмотрения заявления ПАО СНГЕО Департаментом был направлен межведомственный запрос в министерство о предоставлении информации о том, заключался ли с ПАО СНГЕО обозначенный договор купли- продажи земельного участка.
В свою очередь министерство на запрос Департамента сообщило, что по состоянию на 01.03.2015 проект договора купли-продажи, выданный 11.02.2015 в качестве оферты, ПАО СНГЕО не подписан, в министерство не представлен, а также акт приема - передачи данного земельного участка министерством не подписывался.
Таким образом, договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка между министерством и заявителем заключен не был.
Согласно статье 28 Устава Департамент градостроительства городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым данным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, в том числе по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД), представляющей собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Согласно выписке из ИСОГД городского округа Самара от 24.11.2015 № 6- МУ-38-Д05-01-01/10916, полученной Департаментом в рамках межведомственного взаимодействия, часть земельного участка, испрашиваемого ПАО СНГЕО, принадлежит территории общего пользования.
Пунктом 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты), а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ случай, если указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка, является основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка.
31.08.2016 Администрацией городского округа Самара было принято постановление № 1204 «Об отказе публичному акционерному обществу «Самаранефтегеофизика» в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинском район, улица Спортивная», в связи с тем, что земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Таким образом, основанием для отказа являются пункт 6 статьи 39.16, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности согласно пункту 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» распоряжением Департамента от 11.11.2011 г. № Д05-01-06/93 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности городского округа Самара.
Согласно указанным нормативным актам информационная система обеспечения градостроительной деятельности является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - ИСОГД), указанный земельный участок расположен в двух территориальных зонах по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61. Часть земельного участка расположена в зоне деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района (Ц-1) и часть земельного участка находится в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3).
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Суд первой инстанции посчитал установленным, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий улицы Спортивной.
Пунктом 11.4 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» предусмотрено, что улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно- планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, обозначаются красными линиями.
Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, что предусмотрено пунктом «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ.
В силу указанной нормы Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
Как установлено в пункте 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.
В части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 6 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III «Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию», содержащий сведения, предусмотренные частью «в» пункта 4 статьи 56 Градостроительного Кодекса РФ, состоит из общей и специальной части. Специальная часть раздела III содержит, в том числе и ссылки на подраздел, содержащий актуализированные карты (схемы), раздела «Геодезические и картографические материалы».
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Действующим документом территориального планирования на территории городского округа Самара является Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539.
Границы улицы Спортивной предусмотрены действующим Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.08 № 539, а также ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
Выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара подтверждает, что спорный земельный участок находится в границах красных линий улицы Спортивной.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ).
Суд первой инстанции признал, что предоставленные Департаментом сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара являются надлежащим доказательством правомерного отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно Методическим рекомендациям по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 № 244, градостроительные ограничения - ряд требований, ограничивающих градостроительную деятельность в конкретном территориальном образовании.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, оспариваемое постановление Администрации городского округа Самара было принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено несоответствие выводов в нем изложенных, обстоятельствам дела, что в силу п.3) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
Как было указано выше, в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции сослался на то, что спорный земельный участок находится в границах красных линий улицы Спортивной, что в силу пункта 12 статьи 85 Земельного Кодекса РФ, предусматривает невозможность его приватизации (земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации).
По ходатайству заявителя, производство по настоящему делу было приостановлено до рассмотрения Самарским областным судом дела №3а-828/2017, возбужденного по заявлению ПАО «Самаранефтегеофизика» к Думе городского округа Самара. Требования заявителя, в этом деле, заключались в просьбе признать недействующим Генеральный план г.о.Самара в части установления красных линий на земельном участке, на котором расположено здание принадлежащее ПАО «Самаранефтегеофизика», о выкупе которого заявлено требование в деле А55-30373/2016.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2018г. Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. № 61. в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0520001:882 к двум территориальным зонам - зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3) и общественно-деловой зоне в границах исторической части города (Ц-1). и Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. № 539, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0520001:882 признаны не действующими с момента вступления в силу настоящего определения.
Указанные нормативные правовые акты признаны недействующими, как нарушающие права и законные интересы ПАО СНГЕО и противоречащие положениям ГрК РФ, ЗК РФ, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30, а также Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150.
В соответствии с положениями ч.3 ст.69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 предусмотрено, что согласно ч.2 ст. 13, ч.ч. 4. 5 ст. 195 АПК РФ нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествовавший такому решению период.
Таким образом, следует признать установленным, что испрашиваемый заявителем земельный участок, расположенный под принадлежащим ему на праве собственности нежилым зданием, не относится к земельным участкам общего пользования и не находится в границах красных линий.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также заключение кадастрового инженера ФИО4 (т.3 л.д.83, 84), согласно которому граница земельного участка с кадастровым номером 63:01:0520001:882 проходит непосредственно по фасаду здания принадлежащего ПАО «Самаранефтегеофизика», а координаты этого здания совпадают с координатами испрашиваемого участка, постановление №1204 от 31.08.2016г. Администрации городского округа Самара об отказе в предоставлении в собственность земельного участка следует признать недействительным.
В качестве способа устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов, заявитель просит обязать ответчика направить проект договора купли продажи земельного участка по цене, составляющей 2,5% от его кадастровой стоимости на момент обращения с заявлением о выкупе, т.е. в размере 101.834,06 руб.
Суд апелляционной инстанции считает указание такого способа устранения нарушений правомерным и руководствуется при этом следующими доводами.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю №2257 от 19.10.1992г. ПО «Куйбышевнефтегеофизика», чьим правопреемником является ПАО СНГЕО (план приватизации имеется в материалах дела), на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен спорный земельный участок.
В соответствии с постановлением Главы г. Самары №3084 от 17.11.2005г. право постоянного (бессрочного) пользования переоформлено на право аренды.
08 октября 2013г. ПАО СНГЕО обратилось с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области с целью заключения договора купли-продажи земельного участка что подтверждается распиской №12-1/2813/13.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области №1097 от 02.06.2014г. спорный земельный участок предоставлен в собственность ПАО СНГЕО.
В соответствии с п.2.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ №137) собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.
С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены п.1 ст.2 ФЗ №137, в случаях, если, в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
Согласно абз.4, 6. 8 п.1 ст.2 ФЗ №137 при приобретении земельных участков юридическими лицами, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, их цена устанавливается субъектами РФ в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, ПАО СНГЕО относится к категории заявителей, определенных в п.1 ст.2 ФЗ №137, имеющих право на выкуп земельного участка по льготной пене. Указанный вывод подтверждается судебной практикой, например, определением ВС РФ от 2 марта 2018 г. N 303-ЭС18-742, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 октября 2017 г. N ФОЗ-4174/2017, определением ВС РФ от 31 марта 2016 г. N 305-КП5-19738. определением ВС РФ от 29 апреля 2016 г. по делу N 305-КП 5-19738.
На момент подачи ПАО СНГЕО заявления в Министерство имущественных отношений Самарской области, кадастровая стоимость земельного участка составляла 4.073.362.47 руб., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка №63-00-102/13-134664 от 25.03.2013г., а также выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости №63-00-102/18-345378 от 17.04.2018г.
В соответствии с п.28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 для предусмотренных законодательством целей, например для определения арендной платы и выкупной пены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Соответственно выкупная цена земельного участка должна определяться из расчета 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка на момент подачи заявления 08.10.2013г.
Таким образом, выкупная стоимость должна быть определена на дату подачи заявления 08.10.2013г. в размере 101.834,06 руб. (4 073 362,47 руб. * 2,5%).
При определении органа, на который следует возложить обязанность по направлению заявителю проекта договора, суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017г. №1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, возложена на руководителя Департамента градостроительства городского округа Самара.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции следует отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение как заявления, так и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на администрацию городского округа Самара, как на орган, чье решение было обжаловано заявителем.
При распределении расходов по уплате государственной пошлины суд апелляционной инстанции учитывает, что при обращении с заявлением в суд первой инстанции, заявитель уплатил госпошлину в размере 6000 руб. (излишне уплачено 3000 руб.), а при обращении с апелляционной жалобой 3000 руб. (излишне уплачено 1500 руб.). Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июля 2017 года по делу №А55-30373/2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным постановление №1204 от 31.08.2016г. Администрации городского округа Самара об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, 21, площадью 787 кв.м.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара устранить допущенные в отношении заявителя нарушения, путем направления публичному акционерному обществу «Самаранефтегеофизика» проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0520001:882, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, 21 площадью 787 кв. м. с выкупной ценой в размере 101834,06 руб. (из расчета 2,5% от кадастровой стоимости в размере 4073362,47 руб.) с предложением его заключения.
Взыскать с Администрации городского округа Самара в пользу публичного акционерного общества "Самаранефтегеофизика" 4500 руб. – возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Выдать публичному акционерному обществу "Самаранефтегеофизика"справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины по чеку-ордеру от 01.09.2017г. в размере 1500 руб.
Выдать публичному акционерному обществу "Самаранефтегеофизика"справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению №14646 от 26.05.2016г. в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов
Судьи В.Е. Кувшинов
Е.Г. Филиппова