ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-30543/17 от 17.01.2019 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности определения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2019,

постановление в полном объеме изготовлено 23.01.2019

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колодиной Т.И., судей Садило Г.М., Александрова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мулиновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 17.01.2019 апелляционную жалобу временного управляющего должника ФИО1 на определение Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2018 (судья Родионова А.А.) об отказе в удовлетворении заявления временного управляющего ФИО1 об истребовании документов у руководителя должника ФИО2, предъявленного в рамках дела №А55-30543/2017 о несостоятельности (банкротстве) Общества с ограниченной ответственностью «Менеджмент Прожект» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в заседании:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены,

установил:

Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2017 принято заявление ФНС России в лице ИФНС по Ленинскому району г.Самары, возбуждено  производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Общества с ограниченной ответственностью «Менеджмент Прожект».

Определением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2018 заявление ФНС России признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения,  временным управляющим утвержден ФИО1.

Временный управляющий должника обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об истребовании документов, согласно которому он просил:

- Обязать руководителя Общества с ограниченной ответственностью  «Менеджмент Прожект» ФИО2 передать временному управляющему ФИО1 заверенные копии документов, а именно:

1. учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, с соответствующими изменениями, если таковые производились);

2. выписку из ЕГРЮЛ;

3. документы, подтверждающие права ООО «Менеджмент Прожект» на недвижимое имущество, земельный участок, технический паспорт;

4. документы первичного бухгалтерского учета (в т.ч. товарные накладные, акты сдачи-приемки, кассовые документы, расходные и приходные ордера, журналы регистрации приходных и кассовых ордеров и т.д), бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые балансы (форма № 1, 2) с отметкой налоговой инспекции, внебюджетные фонды и органы статистики (расчетные ведомости), с соответствующими отметками о принятии) за последние три года;

5. сведения о системе налогообложения предприятия, заявления (при наличии) на применение ЕНВД и патента. В форме пояснительной записки предоставить сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг), расшифровать (код 2210 баланса) о составе коммерческих расходов с указанием сумм;

6. инвентаризационную книгу;

7. ведомости начисления амортизации основных средств;

8. первичная документы по формированию первоначальной стоимости основных средств (накладные, акты выполненных работ);

9. наличие/отсутствие ККТ;

10. фискальные отчеты и акты формы КМ-1, КМ-2, КМ-3, журнал кассира операциониста по форме КМ-4;

11. документы по учету бланков строгой отчетности.

12. расшифровка расчетов с дебиторами по статье «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

13. расшифровка авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность авансов;

14. расшифровка краткосрочных финансовых вложений;

15. учетную политику и документы, утвердившие ее;

16. последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;

17. расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов и даты возникновения;

18. локальные документы, подтверждающие полномочия руководящих органов;

19. протоколы собраний руководящих органов за период с 01.01.2015г. по настоящее время;

20. приказы и распоряжения директора за период с 01.01.2015г. по настоящее время;

21. ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчеты и заключения аудиторских фирм за последние три года;

22. договоры, соглашения, контракты, заключенные со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности, но не менее чем за три последних года;

23. номера расчетного и иных счетов ООО «Менеджмент Прожект», наименование и реквизиты обслуживающих учреждений банков;

24. документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО «Менеджмент Прожект» денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

25. справку о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (в том числе акт сверки с налоговой инспекцией);

26. лицензии;

27. сертификаты;

28. сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;

29. сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);

30. сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой 3 А55-30543/2017 полиции и проч.;

31. сведения о внутренней структуре ООО «Менеджмент Прожект», перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;

32. сведения о фактической численности работников в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих;

33. сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;

34. наименование и адреса организаций, в которых ООО «Менеджмент Прожект» является учредителем (участником), сведения о доле участия;

35. нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся ООО «Менеджмент Прожект», его функций и видов деятельности;

36. сведения об ООО «Менеджмент Прожект» и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов.

Временный управляющий в своем заявлении также указал, что часть вышеперечисленной информации можно предоставить в форме следующих справок:

1. от ГИБДД о транспортных средствах;

2. от Ростехнадзора об объектах повышенной опасности и самоходных машинах;

3. от БТИ об объектах недвижимости (если регистрация предприятия была до 1998 года);

4. от Комитета по землепользованию Администрации о составе и величине земельных участков на правах аренды и владения (если регистрация предприятия была до 2002 года);

5. от Федеральной регистрационной службы о правах на объекты недвижимости и земельные участки;

6. от Службы судебных приставов об имеющихся на исполнении исполнительных документах;

7. от Инспекции ФНС: справка об открытых счетах, полная выписка из ЕГРЮЛ с указанием участия в других юридических лицах, справка о задолженности по обязательным платежам, справка об имеющейся информации о зарегистрированных правах в качестве плательщика налогов с владельцев транспортных средств, земельного налога, налога на имущество по недвижимости;

8. от банков справки об остатках денежных средств и о движении денежных средств за период 6 месяцев до введения процедуры наблюдения».

Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2018 в удовлетворении заявления временного управляющего должника об истребовании документов отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, временный управляющий должника ФИО1 (далее по тексту - заявитель)  обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2018, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления об обязании руководителя должника передать временному управляющему следующие документы:

1. кассовые документы за период 2015г., 2-4 кварталы 2016г., за 2017г., за 2018г., расходные и приходные ордера, журналы регистрации приходных и кассовых ордеров;

2. сведения о применении, при осуществлении наличных денежных расчётов с пассажирами, бланков строгой отчетности (пассажирских билетов), отчётов с терминалов «NEWPOS 8110» с накопленной информацией о проездах пассажиров;

3. инвентаризационную книгу;

4. документы по учету бланков строгой отчетности;

5. последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости;

6. расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов и даты возникновения;

7. протоколы собраний руководящих органов за период с 01.01.2015г. по настоящее время;

8. приказы и распоряжения директора за период с 01.01.2015г. по настоящее время;

9. документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО "Менеджмент Прожект" денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

10. наименование и адреса организаций, в которых ООО "Менеджмент Прожект" является учредителем (участником), сведения о доле участия – информация не передана временному управляющему.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2018 апелляционная жалоба оставлена без движения. Впоследствии определением от 03.12.2018 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 17.01.2019.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также  публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.  

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылался на то, что документы переданы не в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, и, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд усматривает наличие оснований для отмены в части определения Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2018. При этом суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту -  Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

 В силу пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения; ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего и арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об изменениях в составе имущества должника.

В соответствии с ч. 2 ст. 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества с ограниченной ответственностью «Менеджмент Прожект» (ИНН <***>) по состоянию на 13.09.2018 директором общества и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени данного юридического лица, являлась ФИО2.

Отказывая в удовлетворении заявления временного управляющего, суд первой инстанции исходил того, что истребуемая документация была передана по актам приема-передачи от 04.06.2018, от 18.06.2018.

Однако из материалов дела усматривается, что по указанным актам временному управляющему была передана не вся документация, которая была указана им в заявлении при обращении в Арбитражный суд Самарской области, а именно: не были переданы следующие из истребуемых документы:

- кассовые документы, расходные и приходные ордера, журналы регистрации приходных и кассовых ордеров за последние три года;

- инвентаризационная книга;

- документы по учету бланков строгой отчетности;

- последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости;

- расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов и даты возникновения;

- протоколы собраний руководящих органов за период с 01.01.2015 по настоящее время;

- приказы и распоряжения директора за период с 01.01.2015 по настоящее время;

- документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО "Менеджмент Прожект" денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

- наименования и адреса организаций, в которых ООО "Менеджмент Прожект" является учредителем (участником), сведения о доле участия.

 Таким образом, ввиду передачи руководителем должника документов не в полном объеме, заявление временного управляющего подлежало удовлетворению в части обязания ФИО2 передать вышеуказанные документы, за исключением инвентаризационной книги, поскольку временным управляющим не доказано ведение обществом такой книги, не указан нормативно-правовой акт, обязывающий общество вести такую книгу, тогда как Приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 №49 (в ред. от 08.11.2010) ведение такой книги не предусмотрено. При этом судебной коллегией принято во внимание, что среди истребуемых документов имеются инвентаризационные ведомости и акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Доводы апелляционной жалобы относительно необходимости обязать передать сведения о применении при осуществлении наличных денежных расчётов с пассажирами бланков строгой отчетности (пассажирских билетов), отчётов с терминалов «NEWPOS 8110» с накопленной информацией о проездах пассажиров отклоняются, поскольку такие требования не были заявлены в суде первой инстанции.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости в силу п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмены определения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований временного управляющего об обязании руководителя Общества с ограниченной ответственностью «Менеджмент Прожект» ФИО2 передать временному управляющему ФИО1 следующие документы:

1. кассовые документы, расходные и приходные ордера, журналы регистрации приходных и кассовых ордеров (за последние три года);

2. документы по учету бланков строгой отчетности;

3. последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости;

4. расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов и даты возникновения;

5. протоколы собраний руководящих органов за период с 01.01.2015 по настоящее время;

6. приказы и распоряжения директора за период с 01.01.2015 по настоящее время;

7. документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО "Менеджмент Прожект" денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

8. наименования и адреса организаций, в которых ООО "Менеджмент Прожект" является учредителем (участником), сведения о доле участия

с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении заявления временного управляющего и обязании ФИО2 передать временному управляющему ФИО1 вышеуказанные документы.

В остальной части определение Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2018 следует оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2018 по делу            № А55-30543/2017 отменить в части удовлетворения заявления временного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Менеджмент Прожект» ФИО1 об обязании руководителя Общества с ограниченной ответственностью «Менеджмент Прожект» ФИО2 передать временному управляющему ФИО1 инвентаризационную книгу.

В указанной части принять новый судебный акт.

Отказать в удовлетворении заявления временного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Менеджмент Прожект» ФИО1 об обязании руководителя Общества с ограниченной ответственностью «Менеджмент Прожект» ФИО2 передать временному управляющему ФИО1 инвентаризационную книгу.

 В остальной части определение Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2018 по делу  № А55-30543/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня его принятия с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                      Т.И. Колодина

Судьи                                                                                                    Г.М. Садило

                                                                                                               А.И. Александров