ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
31 января 2022 года Дело № А55-30681/2020
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
с участием:
от публичного акционерного общества "Т Плюс" - представитель ФИО1 (доверенность от 28.10.2020),
от ООО "Управляющая компания "ЖЭК" - представитель ФИО2 (доверенность от 20.02.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2021 года по делу № А55-30681/2020 (судья Рысаева С.Г.)
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК"
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно Эксплуатационный Комплекс" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения и поставки горячей воды №ТГЭ1810-00652 от 01.09.2020 на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, корпус 2, изложив в редакции публичного акционерного общества "Т Плюс", а именно:
Пункт 3.4 Договора:
«Объем энергетических ресурсов, поставляемых по настоящему договору в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется как разница между объемом общедомового потребления и объемом индивидуального потребления, подлежащим оплате потребителями коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством.
Определение объема общедомового потребления в многоквартирном доме, оборудованным общедомовым прибором учета, осуществляется с использованием таких приборов учета.
Определение объема общедомового потребления в многоквартирном доме, не оборудованным общедомовым прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты общедомового прибора учета или истечения срока его эксплуатации осуществляется в порядке, установленным Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственником жилья либо жилищным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями. В случае непредставления Исполнителем показаний данных приборов учета в сроки, установленные в настоящем договоре, - в порядке, установленном законодательством РФ.»;
Пункт 4.4. Договора:
«Расчет за потребленные энергетические ресурсы производится Исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации в срок до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
Исполнением обязательств по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации ».
Приложение №5 к Договору:
«Порядок осуществления расчетов с использованием автоматизированной системы учета энергетических ресурсов
(РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА)
1. Стороны договорились для целей определения показаний приборов коммерческого учета энергетических ресурсов (далее – ПУЭР), применять «Отчетную ведомость за потребленную тепловую энергию и горячую воду», сформированную Автоматизированной системой учета энергетических ресурсов Теплоснабжающей организации (далее - ФИО3).
Под Автоматизированной системой учета энергетических ресурсов (далее - АСУ ЭР) Теплоснабжающей организации Стороны понимают систему программных и аппаратных средств, предназначенных для автоматизации процесса сбора, обработки и хранения информации о количестве потребленной тепловой энергии, теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения, посредством получения информации с ПУЭР Исполнителя с использованием систем дистанционного сбора и передачи данных.
2. Исполнитель назначает представителя, ответственного за работу ПУЭР, присоединенного в установленном порядке к АСУ ЭР Теплоснабжающей организации, и в течение 10 (десяти) рабочих дней, начиная с даты подключения прибора учета к АСУ ЭР, письменно уведомляет об этом Теплоснабжающую организацию.
Ответственный представитель Исполнителя ежедневно производит контроль передачи и поступления данных с ПУЭР в АСУ ЭР Теплоснабжающей организации с использованием каналообразующего оборудования (устройства считывания, передачи данных о потреблении тепловой энергии и теплоносителя) и сети передачи данных Internet.
В случае обнаружения неисправности каналообразующего оборудования или иной невозможности дистанционной передачи данных, ответственный представитель Исполнителя сообщает об этом (посредством направления письма, факсограммы или телефонограммы) в течение 24 (двадцати четырех) часов в Теплоснабжающую организацию.
3. При возникновении сбоя в передаче данных в АСУ ЭР Теплоснабжающей организации из-за выхода из строя каналообразующего оборудования или повреждений линий (каналов) связи в течение более 15 (пятнадцати) календарных дней подряд в расчётном месяце, для целей определения показаний ПУЭР Исполнитель предоставляет в Теплоснабжающую организацию в предусмотренный договором ресурсоснабжения срок подписанные уполномоченным лицом актуальные показания коммерческих приборов учета. Показания предоставляются в виде ежесуточного журнала и накопительных значений тепловой энергии и массы (объема) теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения, либо Отчетной ведомости с указанием таких значений.
4. При возникновении сбоя в передаче данных в АСУ ЭР Теплоснабжающей организации из-за неработоспособности ПУЭР Исполнителя, Исполнитель и Теплоснабжающая организация составляют Акт о выходе из строя ПУЭР.
В указанном акте должны содержаться описание ПУЭР и его показаний на момент составления акта, сведения о причинах неисправности, дате и времени обнаружения неисправности и т.п. Акт о выходе из строя ПУЭР составляется Теплоснабжающей организацией в присутствии Исполнителя. Отказ Исполнителя от подписания составленного акта, а также отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин такого отказа в указанном акте или в отдельном акте, при этом составленный Акт о выходе из строя ПУЭР считается надлежащим доказательством указанных в нем обстоятельств.
Расчет количества потребленной Исполнителем тепловой энергии и теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения, в случае неработоспособности ПУЭР Исполнителя производится Теплоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, предусмотренном Договором и действующим законодательством.
5. Для расчётов за потреблённые Исполнителем энергетические ресурсы за расчётный месяц, переданные с ПУЭР в АСУ ЭР показания переносятся Теплоснабжающей организацией на бумажный носитель в виде ФИО3.
Величина тепловых потерь в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Исполнителя и невозвращенного теплоносителя определяется в соответствии с условиями договора ресурсоснабжения и вносится Теплоснабжающей организацией в ФИО3.
6. Сформированная Теплоснабжающей организацией ФИО3 подлежит направлению для согласования в адрес Исполнителя факсограммой по номеру: _____ или электронной почтой по адресу: _____.
В случае отсутствия информации в АСУ ЭР Теплоснабжающей организации от ПУЭР Исполнителя по отдельным суткам в течение отчетного месяца, но при наличии показаний всех интеграторов (теплосчетчиков, тепловычислителей и счетчиков массы, объема в составе узла учета Исполнителя) на начало и конец отчетного периода, сформированная ФИО3 принимается как отчетный документ и подлежит направлению на согласование Исполнителю.
При наличии мотивированных замечаний Исполнитель выражает несогласие с величинами потреблённых (отпущенных) в отчетном периоде энергетических ресурсов, указанными в ФИО3, путем направления возражений в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с момента ее получения. В случае не направления Исполнителем в адрес Теплоснабжающей организации в указанные сроки возражений, ФИО3 считается согласованной.
7. Согласованная Сторонами ФИО3 является основанием для проведения расчётов за потребленную Исполнителем тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, в отчетном периоде.
Количество потребленных в отчетном периоде энергетических ресурсов, предусмотренное ФИО3, фиксируется в Акте поданных - принятых тепловой энергии и горячей воды, который в предусмотренные договором ресурсоснабжения сроки вместе платежными документами направляются Исполнителю для подписания.
8. Подписание сторонами Актов поданных - принятых тепловой энергии и горячей воды свидетельствует об отсутствии разногласий в определяемых на основании ФИО3 величинах потреблённых Исполнителем в отчетном периоде энергетических ресурсов.
9. Теплоснабжающая организация без предварительного уведомления Исполнителя вправе привлекать третьих лиц для исполнения своих обязательств, предусмотренных настоящим Приложением.
10. С момента установки оборудования информационно-измерительных систем учета ресурсов на УУТЭ, Исполнитель обеспечивает сохранность установленного оборудования и отсутствие доступа к нему посторонних лиц.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2021 года урегулированы разногласия между публичным акционерным обществом "Т Плюс" и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно Эксплуатационный Комплекс" по договору теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД) №ТГЭ1810-00652 от 01.01.2020 на следующих условиях:
Пункт 3.4 Договора теплоснабжения и поставки горячей воды принят в редакции:
«Объемы энергетических ресурсов, поставляемых по настоящему Договору в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется по нормативам потребления отопления и горячего водоснабжения в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством.»
Пункт 4.4. Договора:
«Расчет за потребленные энергетические ресурсы производится Исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации в срок до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
Исполнением обязательств по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации ».
Приложение №5 к Договору:
«Порядок осуществления расчетов с использованием автоматизированной системы учета энергетических ресурсов
(РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА)
1. Стороны договорились для целей определения показаний приборов коммерческого учета энергетических ресурсов (далее – ПУЭР), применять «Отчетную ведомость за потребленную тепловую энергию и горячую воду», сформированную Автоматизированной системой учета энергетических ресурсов Теплоснабжающей организации (далее - ФИО3).
Под Автоматизированной системой учета энергетических ресурсов (далее - АСУ ЭР) Теплоснабжающей организации Стороны понимают систему программных и аппаратных средств, предназначенных для автоматизации процесса сбора, обработки и хранения информации о количестве потребленной тепловой энергии, теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения, посредством получения информации с ПУЭР Исполнителя с использованием систем дистанционного сбора и передачи данных.
2. Исполнитель назначает представителя, ответственного за работу ПУЭР, присоединенного в установленном порядке к АСУ ЭР Теплоснабжающей организации, и в течение 10 (десяти) рабочих дней, начиная с даты подключения прибора учета к АСУ ЭР, письменно уведомляет об этом Теплоснабжающую организацию.
Ответственный представитель Исполнителя ежедневно производит контроль передачи и поступления данных с ПУЭР в АСУ ЭР Теплоснабжающей организации с использованием каналообразующего оборудования (устройства считывания, передачи данных о потреблении тепловой энергии и теплоносителя) и сети передачи данных Internet.
В случае обнаружения неисправности каналообразующего оборудования или иной невозможности дистанционной передачи данных, ответственный представитель Исполнителя сообщает об этом (посредством направления письма, факсограммы или телефонограммы) в течение 24 (двадцати четырех) часов в Теплоснабжающую организацию.
3. При возникновении сбоя в передаче данных в АСУ ЭР Теплоснабжающей организации из-за выхода из строя каналообразующего оборудования или повреждений линий (каналов) связи в течение более 15 (пятнадцати) календарных дней подряд в расчётном месяце, для целей определения показаний ПУЭР Исполнитель предоставляет в Теплоснабжающую организацию в предусмотренный договором ресурсоснабжения срок подписанные уполномоченным лицом актуальные показания коммерческих приборов учета. Показания предоставляются в виде ежесуточного журнала и накопительных значений тепловой энергии и массы (объема) теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения, либо Отчетной ведомости с указанием таких значений.
4. При возникновении сбоя в передаче данных в АСУ ЭР Теплоснабжающей организации из-за неработоспособности ПУЭР Исполнителя, Исполнитель и Теплоснабжающая организация составляют Акт о выходе из строя ПУЭР.
В указанном акте должны содержаться описание ПУЭР и его показаний на момент составления акта, сведения о причинах неисправности, дате и времени обнаружения неисправности и т.п. Акт о выходе из строя ПУЭР составляется Теплоснабжающей организацией в присутствии Исполнителя. Отказ Исполнителя от подписания составленного акта, а также отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин такого отказа в указанном акте или в отдельном акте, при этом составленный Акт о выходе из строя ПУЭР считается надлежащим доказательством указанных в нем обстоятельств.
Расчет количества потребленной Исполнителем тепловой энергии и теплоносителя, в том числе как горячей воды на нужды горячего водоснабжения, в случае неработоспособности ПУЭР Исполнителя производится Теплоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, предусмотренном Договором и действующим законодательством.
5. Для расчётов за потреблённые Исполнителем энергетические ресурсы за расчётный месяц, переданные с ПУЭР в АСУ ЭР показания переносятся Теплоснабжающей организацией на бумажный носитель в виде ФИО3.
Величина тепловых потерь в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Исполнителя и невозвращенного теплоносителя определяется в соответствии с условиями договора ресурсоснабжения и вносится Теплоснабжающей организацией в ФИО3.
6. Сформированная Теплоснабжающей организацией ФИО3 подлежит направлению для согласования в адрес Исполнителя факсограммой по номеру: _____ или электронной почтой по адресу: _____.
В случае отсутствия информации в АСУ ЭР Теплоснабжающей организации от ПУЭР Исполнителя по отдельным суткам в течение отчетного месяца, но при наличии показаний всех интеграторов (теплосчетчиков, тепловычислителей и счетчиков массы, объема в составе узла учета Исполнителя) на начало и конец отчетного периода, сформированная ФИО3 принимается как отчетный документ и подлежит направлению на согласование Исполнителю.
При наличии мотивированных замечаний Исполнитель выражает несогласие с величинами потреблённых (отпущенных) в отчетном периоде энергетических ресурсов, указанными в ФИО3, путем направления возражений в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с момента ее получения. В случае не направления Исполнителем в адрес Теплоснабжающей организации в указанные сроки возражений, ФИО3 считается согласованной.
7. Согласованная Сторонами ФИО3 является основанием для проведения расчётов за потребленную Исполнителем тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, в отчетном периоде.
Количество потребленных в отчетном периоде энергетических ресурсов, предусмотренное ФИО3, фиксируется в Акте поданных - принятых тепловой энергии и горячей воды, который в предусмотренные договором ресурсоснабжения сроки вместе платежными документами направляются Исполнителю для подписания.
8. Подписание сторонами Актов поданных - принятых тепловой энергии и горячей воды свидетельствует об отсутствии разногласий в определяемых на основании ФИО3 величинах потреблённых Исполнителем в отчетном периоде энергетических ресурсов.
9. Теплоснабжающая организация без предварительного уведомления Исполнителя вправе привлекать третьих лиц для исполнения своих обязательств, предусмотренных настоящим Приложением.
10. С момента установки оборудования информационно-измерительных систем учета ресурсов на УУТЭ, Исполнитель обеспечивает сохранность установленного оборудования и отсутствие доступа к нему посторонних лиц.
Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно Эксплуатационный Комплекс" в пользу Публичного акционерного общества "Т Плюс" госпошлина в сумме 6000 руб.
Возвращена публичному акционерному обществу "Т Плюс" из федерального бюджета госпошлина в сумме 267 руб. и выдана справка на её возврат.
В апелляционной жалобе публичное акционерное общество "Т Плюс" просит решение суда первой инстанции отменить в части урегулирования пункта 3.4 договора, принять по делу новый судебный акт, в остальной части указанное решение оставить без изменения. Считает, что выводы суда относительно редакции п.3.4 договора и определения объемов энергетических ресурсов, которые должны определяться по нормативам потребления отопления и горячего водоснабжения в МКД противоречат нормам действующего законодательства РФ.
ООО "Управляющая компания "ЖЭК" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель ООО "Управляющая компания "ЖЭК" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что осуществляет теплоснабжение и поставку горячей воды ответчику, в объеме, потребляемом при содержании общества имущества МКД, расположенным по адресу: <...>, корпус 2.
В адрес ответчика истец 10.02.2020 направил оферту договора теплоснабжения и поставки горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД.
25.02.2020 Ответчиком был направлен в адрес ПАО «Т плюс» (вх.№02397 от 10.03.2020) протокол разногласий к указанному договору.
11.03.2020 в адрес ответчика ПАО «Т плюс» был направлен протокол согласования разногласий к протоколу разногласий.
18.03.2020 Ответчиком в адрес ПАО «Т плюс» было направлено письмо с несогласованным с их стороны протоколом согласования разногласий от 10.03.2020.
21.09.2020 ПАО «Т плюс» в адрес ООО «Управляющая компания «Жилищно Эксплуатационный Комплекс» был повторно направлен протокол согласования разногласий по договору, с указанием, что договор считается не заключенным до момента урегулирования разногласий.
02.10.2020 Ответчиком возвращен (вх.71100-02-11314 от 02.10.2020) в ПАО «Т Плюс» повторно направленный протокол согласования разногласий к Договору №ТГЭ1810-00652 от 01.01.2020 с предложением урегулировать разногласия к договору, обратившись в Арбитражный суд Самарской области.
В результате между сторонами возникли разногласия: по учету потребленных ресурсов - п. 3.4 Договора; по порядку внесения платы за энергетические ресурсы - п.4.4 Договора; по порядку осуществления расчетов с использованием автоматизированной системы учеты энергетических ресурсов – Приложение №5 Договора.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 426 и статье 445 Кодекса, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Гражданский кодекс Российской Федерации не решает вопрос о том, вправе ли сторона по договору, для которой заключение договора обязательно, передать разногласия по договору на рассмотрение суда, однако если они были переданы, а контрагент представил в суд свои предложения по условиям договора, то в этом случае суд должен исходить из того, что спор передан на его рассмотрение по соглашению сторон.
Правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190- ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьями 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 124 от 14.02.2012.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 2 ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом и иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21(1) Правил № 124, пунктами 40, 44, 45 Правил № 354.
Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных данными Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Исходя из положений пунктов 42, 43 Правил № 354, размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. При этом у потребителей коммунальных услуг имеется обязанность при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю. В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил № 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее – МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Правил № 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В силу прямого указания пункта 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Согласно части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года № 1075 (далее – Основы ценообразования), органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункт 88 Основ ценообразования).
В спорных правоотношениях в целях расчетов между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг подлежит применению двухкомпонентный тариф на горячую воду, установленный регулирующим органом.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Q п i - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qодн i ) в формуле 24 того же приложения.
В силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Изложенный порядок не противоречит Правилам № 124, а также пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Аналогичная позиция изложена в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 года № 305-ЭС17- 8232.
Исходя из п. 27 (формула 24) приложения № 2 к Правилам № 354 при определении объема (количества) тепловой энергии, использованной на подогрев воды, для начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, в случае установления двухкомпонентных тарифов, используется утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Данный норматив установлен Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 № 119.
Определение объема общедомового потребления в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, осуществляется с использованием таких приборов учета.
Определение объема потребления в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, а также выхода из строя, утраты общедомового прибора учета или истечения срока его эксплуатации осуществляется в порядке, установленном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями. В случае непредставления Исполнителем показаний данных приборов учета в сроки, установленные в настоящем договоре - в порядке, установленном действующим законодательством РФ».
Из материалов дела следует, что МКД расположенное по адресу: <...> произведены работы по капитальному ремонту, в результате капитального ремонта осуществлено изменение схемы теплоснабжения объекта с открытой схемы на закрытую (через теплообменник) с 12.02.21.
Собственники помещений в данном МКД производят оплату за горячую воду по двухкомпонентному тарифу, при этом тариф на теплоэнергию установлен в виде норматива потребления. У собственников помещений отсутствуют индивидуальные приборы учета теплоэнергии как на ГВС, так и на отопление, соответственно, отсутствует возможность определить индивидуальное потребление коммунального ресурса - теплоэнергии, который был потреблен собственниками помещений МКД.
Отдельного общедомового прибора учета теплоэнергии на подогрев холодной воды в МКД также нет.
Соответственно, определить объем коммунального ресурса иным образом, кроме как через установленный норматив, невозможно, что подтверждают, в том числе платежные документы, которые ответчик выставляет истцу по оплате ОДН по данному дому: выставляется ежемесячно один и тот же ОДН.
Из актов поданной – принятой тепловой энергии и счетов – фактур (л.д. 97-108) следует, что теплоэнергия на подогрев выставляется в размере установленного норматива.
Коммунальный ресурс изготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных услуг в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающей организации.
Собственники получают коммунальный ресурс на содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в размере установленного норматива на потребление отдельной коммунальной услуги на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что п.3.4 договора подлежит принятию в редакции ответчика:
«Объемы энергетических ресурсов, поставляемых по настоящему Договору в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется по нормативам потребления отопления и горячего водоснабжения в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством.»
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон порядок расчетов за энергию определяется законом и иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку тепловая энергия приобретается ответчиком в связи с предоставлением коммунальных услуг гражданам, то к отношениям сторон также подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией и товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительством РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктом 25 Указанных Правил №124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми заключены договоры поставки коммунальных ресурсов, в соответствии с Требованиями к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 (ред. от 13.07.2019) «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что порядок оплаты до 15–го числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем соответствует действующему законодательству, регулирующему отношения теплоснабжающей организации и управляющей компании.
Пункт 4.4 договора подлежит принятию в редакции истца:
«Расчет за потребленные энергетические ресурсы производится Исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации в срок до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем. Исполнением обязательств по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации».
В соответствии с Гражданским кодексом РФ Договор энергоснабжения представляет собой соглашение, в силу которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК).
Кроме того, договор энергоснабжения заключается при наличии у абонента энергопринимающего необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. При этом энергопринимающее устройство должно отвечать установленным техническим требованиям (п. 1 ст. 539 ГК)
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
В силу частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктами 9, 10 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1043 (далее - Правила № 1034) предусмотрено, что теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя, в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений. И в случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель в порядке и на условиях, которые определяются договором.
Уклонение, отказ потребителя в доступе представителя истца к приборам учета и теплопотребляющим установкам полностью противоречит положениям пунктов 110-112 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которыми предусмотрена обязанность потребителя тепловой энергии обеспечить беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающих организаций к приборам учета и теплопотребляющим установкам, после предварительного оповещения для: проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми потребителем показаниями; проведения поверок, ремонта, технического и метрологического обслуживания. Так в случае отказа в доступе к приборам учета и теплопотребляющим установкам потребитель оплачивает стоимость потребленной тепловой энергии и теплоносителя с применением повышающего коэффициента, установленного органами государственного регулирования цен (тарифов), в случае если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Подпунктом "ж" пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила № 124) предусмотрено, что в договоре ресурсоснабжения должна быть предусмотрена обязанность исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам. При этом расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов, на исполнителя коммунальных услуг должна быть возложена обязанность предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к названным системам и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
Кроме того, Приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", автоматизация расчетов за потребляемые энергетические ресурсы, внедрение систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов относятся к мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда. Указанные меры определены, в том числе и положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что редакция ПАО «Т Плюс» Приложения №5 к спорному договору соответствует п. 33 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 и не нарушает прав Ответчика.
Ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования истца о необходимости урегулирования п.3.4 договора на иных условиях основаны на неверном применении норм материального права и повторяют доводы, указанные ранее в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено, что 01.01.2020 фактически сложившиеся между сторонами отношения по выставлению платы (счетов) соответствуют предложенным формулировкам ответчика.
В соответствии с актом обследования от 01.03.2021 на МКД с 12.01.2021 полностью функционирует закрытая система горячего водоснабжения.
В соответствии с техническими условиями № 910 от 10.07.2019 истцом при проведении капитального ремонта согласована именно закрытая схема теплоснабжения.
В соответствии с абз.5 п. 38 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Истец поставщиком коммунального ресурса по холодной воде не является, соответственно, при закрытой схеме водоснабжения вправе взимать только плату за тепловую энергию.
При этом объем тепловой энергии, рассчитанный на оплату горячей воды, потребленной на содержание общего имущества МКД, устанавливается в размере норматива, так как отдельный индивидуальный прибор учета теплоэнергии, потребленной на содержание общего имущества, отсутствует, также отсутствует отдельный общедомовой прибор учета теплоэнергии на подогрев. Соответственно, определить разницу между общедомовым и индивидуальными приборами учета невозможно.
В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по ГВС (при отсутствии централизованного ГВС) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (теплового пункта), при расчете размера платы применяются тарифы на использованные при производстве ГВС коммунальные ресурсы (тепловая энергия, холодная вода) в соответствии с п. 54 Правил № 354.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть коммунального ресурса осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию-исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами -пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации (позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 № 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 № 305-ЭС 17-15601).
Кроме того, данная позиция нашла отражение в Постановлении арбитражного суда Поволжского округа № Ф06-61650/2020 по делу № А55-20825/2019 от 19 июня 2020 года, а также в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа № Ф06-9336/2021 об урегулировании разногласий между теми же лицами, в отношении соседнего многоквартирного дома по адресу: <...>.
Кроме того, со стороны истца в адрес ответчика 15.01.2022 года поступили корректировочные счета-фактуры, в соответствии с которыми истец списывает всю задолженность, предъявляемую ответчику за 2020 год, рассчитанную по условиям п. 3.4 договора в редакции истца, что свидетельствует, что истец фактически признает решение суда верным и исполняет его.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2021 года по делу №А55-30681/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Сергеева
Судьи В.А. Корастелев
Е.Г. Попова