ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-31638/15 от 22.08.2016 АС Самарской области


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

29 августа 2016 года                                                                          Дело № А55-31638/2015

г. Самара

Резолютивная часть определения объявлена 22 августа 2016 года

Определение в полном объеме изготовлено 29 августа 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Холодной С.Т., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» – ФИО1(доверенность от 01.02.2016г.);

от Департамента управления имуществом г.о. Самара – извещен, не явился;

от Администрации городского округа Самара – извещен, не явился;

от Министерства имущественных отношений Самарской области – извещен, не явился;

от ГУ МЧС России по Самарской области – извещен, не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2016 года по делу № А55-31638/2015 (судья Медведев А.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комплексное развитие технологий и энергетических систем», (ОГРН <***>), г. Новокуйбышевск,

к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, г. Самара,

к Администрации городского округа Самара, г. Самара,

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

ГУ МЧС России по Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» обратилось в Арбитражный суд  Самарской области с заявлением, в котором, с учетом принятых уточнений, просило:

1. Признать незаконным и нарушающим законные права и интересы ООО «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» в сфере предпринимательской деятельности бездействие Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в том, что заявление ООО «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 184 кв.м с кадастровым номером 63:01:0929001:893, расположенного по адресу <...>, в Советском районе городского округа Самара, с приложенными к нему документами не было рассмотрено по существу и по нему не было принято решение в установленный 30-дневный срок со дня его поступления, а также в том, что ООО «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» не был направлен договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка.

2. Обязать Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара в полном объеме устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» путем подготовки, подписания и направления в 30-дневный срок с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу в адрес ООО «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка площадью 1 184 кв.м с кадастровым номером 63:01:0929001:893, расположенного по адресу <...>, в Советском районе городского округа Самара, по цене 147 597,44 руб. (Сто сорок семь тысяч пятьсот девяносто семь рублей 44 копейки), что составляет 10 процентов кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка на дату подачи заявления о его предоставлении в собственность.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2016г. заявленные требования удовлетворены частично.

Суд решил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в том, что заявление ООО «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 184 кв.м с кадастровым номером 63:01:0929001:893, расположенного по адресу <...>, в Советском районе городского округа Самара, с приложенными к нему документами не было рассмотрено по существу и по нему не было принято решение в установленный 30-дневный срок со дня его поступления, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Не согласившись с выводами суда, Администрация городского округа Самара подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Податель жалобы ссылается на то, что Постановлением Администрации городского округа Самара № 651 от 17.05.2016 «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, проезд Мальцева, д. 7» (далее - Постановление № 651 от 17.05.2016) по результатам рассмотрения заявления ООО «КОРТЭС» о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1 184 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0929001:893, расположенного по адресу: <...> в Советском районе г. Самара, было отказано.

Поэтому, по мнению подателя жалобы, бездействие со стороны Департамента управления имуществом и Администрации городского округа Самара отсутствует.

В судебное заседание представитель Администрации городского округа Самара не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проведено в его отсутствие.

Представитель ООО «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» считает решение суда законным и обоснованным, заявил ходатайство о вынесении судом частного определения в адрес Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО «Комплексное развитие технологий и энергетических систем», оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 26 февраля 2015 г. в Министерство имущественных отношений Самарской области заявителем было подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 184 кв.м с кадастровым номером 63:01:0929001:893, расположенного по адресу <...>, в Советском районе городского округа Самара, с приложением всех необходимых документов, в том числе - кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, регистрационный номер Министерства - 12-1/0327/15 от 26.02.2015 г.

На указанном земельном участке расположено нежилое здание распределительной подстанции № 2 ОГЭ корпус 14 (кадастровый (инвентарный) номер 63:01:0926004:919), принадлежащее Заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 63-АЖ № 364146.

По истечении более чем трех месяцев с даты получения Министерством кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка у заявителя отсутствовали сведения о принятии решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

В ответ за запрос заявителя Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 03.06.2015 г. № 12/7858 сообщило, что заявление заявителя и пакет документов, поданный заявителем в Министерство 08.04.2015 г. переданы в Департамент управления имуществом г.о. Самара (далее по тексту - Департамент) для продолжения работы по оформлению прав на указанный выше земельный участок.

01.07.2015 г. заявитель обратился в Департамент с соответствующим запросом (исх. № 0107/15, вх. № 15-07-07/11654 от 06.07.2015 г.).

Согласно ответу Департамента от 21.09.2015 г. № 15-07-10/42305 (т.е. спустя почти два месяца) рассмотрение вопроса о предоставлении ООО «КОРТЭС» испрашиваемого земельного участка будет возможно после получения Департаментом ответов на межведомственные запросы и составления акта осмотра/обследования указанного земельного участка на предмет фактического расположения на нем объектов недвижимости. О дате и времени обследования обещали уведомить дополнительно.

В адрес заявителя не поступали ни уведомление о времени обследования, ни решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

ООО «КОРТЭС» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 были возложены на Министерство.

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентирован ст. 36 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент принятия решения о предоставлении.

Актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, являлся Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, действовавший на момент принятия решения об отказе, утратившим в силу в соответствии с Постановлением Правительства от 18.03.2015 №124.

26.02.2015 был принят Закон Самарской области № 11-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» и статью 5.1 Закона Самарской области «О земле».

Согласно указанному закону полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара с 01.03.2015, осуществляются органами местного самоуправления городского округа Самара.

В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.

Таким образом, с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Самара, перешли к органам местного самоуправления городского округа Самара.

Заявление ООО «КОРТЭС» и пакет документов, поданный Заявителем в Министерство 08.04.2015 г., переданы в Департамент управления имуществом г.о. Самара для продолжения работы по оформлению прав на указанный выше земельный участок.

Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статья 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, осуществляется без проведения торгов.

В соответствии с ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

При этом уполномоченный орган вправе направлять соответствующие запросы, однако реализация указанного полномочия не изменяет срок рассмотрения уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка, установленный п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 постановления Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 № 929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара» руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по организации подготовки проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли- продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, в случаях предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.

Судом учтено, что в судебное заседание 07.06.2016г. заинтересованными лицами было представлено Постановление Администрация городского округа Самара № 651 от 17.05.2016 «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, проезд Мальцева, д.7».

Судом правильно указано в решении, что вынесение заинтересованным лицом решения по результатам рассмотрения заявления ООО «КОРТЭС» о предоставлении в собственность за плату земельного участка не препятствует рассмотрению по существу настоящего спора, поскольку на момент обращения заявителя в суд указанный ненормативный правовой акт отсутствовал.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2, под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами, в данном случае - Земельным кодексом Российской Федерации). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного и Верховного судов Российской Федерации, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 01.07.1996 г. (пункт 6), основанием для признания действий органа государственной власти незаконными является обязательное и одновременное наличие двух условий: во-первых, соответствующие действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту; во-вторых, такие действия должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Судом верно отмечено в решении, что указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии бездействия со стороны Администрации г.о.Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара с учетом распределения их полномочий, выразившееся в том, что заявление ООО «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 184 кв.м с кадастровым номером 63:01:0929001:893, расположенного по адресу <...>, в Советском районе городского округа Самара, с приложенными к нему документами не было рассмотрено по существу и по нему не было принято решение в установленный 30-дневный срок со дня его поступления. После истечения срока, установленного ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, действия заинтересованных лиц по рассмотрению заявления являются явно несвоевременными, в результате чего в течение длительного времени заявитель был лишен возможности получения ответа на своё заявление.

Судом правильно указано на то, что порядок и срок рассмотрения заявления лица о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется федеральным законом - Земельным кодексом РФ и орган местного самоуправления при осуществлении своих полномочий обязан руководствоваться нормами федерального законодательства, в том числе императивными нормами, предусматривающими сроки рассмотрения заявления.

С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что бездействие Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара нарушает требование статьи 39.17 ЗК РФ и создает препятствия к реализации исключительного права ООО «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» на приобретение в собственность земельного участка (статья 39.20 ЗК РФ) и вовлечению в гражданский оборот объектов капитального строительства и занимаемого ими земельного участка, как единого имущественного комплекса.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

ООО «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» в апелляционный суд подало ходатайство о вынесении в отношении Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара частного определения об устранении допущенных ими нарушений законодательства. Обсудив данное ходатайство, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных ч.1 ст. 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения, поскольку указанные в нем обстоятельства не требуют применения к Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара мер воздействия в виде вынесения судом частного определения.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

В удовлетворении заявления ООО «Комплексное развитие технологий и энергетических систем» о вынесении частного определения отказать.

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2016 года по делу № А55-31638/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                               С.Т. Холодная

                                                                                                                          А.Б. Корнилов