ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-32389/2021 от 02.11.2023 АС Поволжского округа

228/2023-54374(2)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-3130/2023

г. Казань Дело № А55-32389/2021  09 ноября 2023 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Нагимуллина И.Р., 

судей Королёвой Н.Н., Нафиковой Р.А.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных  надлежащим образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «ТрансЛогистик» 

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 18.01.2023 

по делу № А55-32389/2021

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью  «ТрансЛогистик» к Территориальному управлению Федерального  агентства по управлению государственным имуществом в Самарской  области об урегулировании разногласий, возникших при заключении 


договора купли-продажи земельного участка, при участии третьих лиц:  Управления Федеральной службы государственной регистрации реестра и  картографии по Самарской области, Федерального государственного  бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  по Самарской области, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ТрансЛогистик» (далее –  ООО «ТрансЛогистик») обратилось в Арбитражный суд Самарской области  с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального  агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области  (далее – Территориальное управление) об урегулировании разногласий,  возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с  кадастровым номером 63:01:0253005:1058, в котором просило изложить  пункт 2.1 договора в следующей редакции: «Цена выкупа участка  626 520 руб. 20 коп. (без налога (НДС) согласно пункту 2 статьи 146  Налогового кодекса Российской Федерации в редакции статьи 1 Федерального  закона № 109-ФЗ от 20.08.2004) и перечисляется по следующим реквизитам:  Наименование Банка ОТДЕЛЕНИЕ САМАРА БАНКА РОССИИ//УФК по  Самарской области, г. Самара БИК банка получателя: 013601205  (БИК ТОФК); Счет банка получателя № 40102810545370000036 (номер  единого казначейского счета); Счет получателя средств:   № 03100643000000014200 (номер казначейского счета), ТУ Росимущества в  Самарской области, ИНН <***>, КПП 63150001,  КБК 16711406021016000430 (выкуп, пени)». 

Определением суда от 01.02.2022 к участию в деле в качестве третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета  спора привлечены: Управление Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,  ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области. 


Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2022  урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 13 975 кв. м, с кадастровым номером  63:01:0253005:1058, отнесенного к категории земель населенных пунктов,  расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район,  по ул. Земеца и ул. Береговой, между Территориальным управлением и  ООО «ТрансЛогистик», пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: 

«Цена выкупа участка 626 520 руб. 20 коп. (без налога (НДС) согласно  пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции  статьи 1 Федерального закона № 109-ФЗ от 20.08.2004) и перечисляется по  следующим реквизитам: Наименование Банка ОТДЕЛЕНИЕ САМАРА  БАНКА РОССИИ//УФК по Самарской области, г. Самара БИК банка  получателя: 013601205 (БИК ТОФК); Счет банка получателя   № 40102810545370000036 (номер единого казначейского счета); Счет  получателя средств: № 03100643000000014200 (номер казначейского счета),  ТУ Росимущества в Самарской области, ИНН <***>, КПП 63150001,  КБК 16711406021016000430 (выкуп, пени)». 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного суда от 18.01.2023  решение Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2022 изменено,  резолютивная часть изложена в следующей редакции: 

«Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора  купли-продажи земельного участка площадью 13 975 кв. м, с кадастровым  номером 63:01:0253005:1058, отнесенного к категории земель населенных  пунктов, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский  район, по ул. Земеца и ул. Береговой, между Территориальным управлением  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  Самарской области и обществом с ограниченной ответственностью  «ТрансЛогистик», изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции: 

«Цена выкупа участка 25 060 808 руб. 50 коп. (без налога (НДС)  согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в 


редакции статьи 1 Федерального закона № 109-ФЗ от 20.08.2004) и  перечисляется по следующим реквизитам: Наименование Банка ОТДЕЛЕНИЕ  САМАРА БАНКА РОССИИ//УФК по Самарской области, г. Самара,  БИК банка получателя: 013601205 (БИК ТОФК); Счет банка получателя   № 40102810545370000036 (номер единого казначейского счета); Счет  получателя средств: № 03100643000000014200 (номер казначейского счета),  ТУ Росимущества в Самарской области, ИНН 6315856460, КПП 63150001,  КБК 16711406021016000430 (выкуп, пени)». 

В кассационной жалобе ООО «ТрансЛогистик» отменить постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение  арбитражного суда первой инстанции. 

В обоснование жалобы указывается, что судом апелляционной  инстанции неправильно применен подпункт «б» пункта 4 постановления  Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 № 279 «Об утверждении  Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной  собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного  участка без проведения торгов» (далее – Правила № 279), в соответствии  с которым цена земельного участка определяется в размере 2,5% его  кадастровой стоимости при продаже земельного участка, в отношении  которого снято ограничение оборотоспособности, или земельного участка,  образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято  ограничение оборотоспособности, гражданам, юридическим лицам,  являющимся собственниками расположенных на указанном земельном  участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в  период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым  из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 01.07.2012, в  соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  Арбитражный суд Поволжского округа приходит к следующему. 


Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно  сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером  63:01:0253005:1058, площадью 13 975 кв. м, расположенном по адресу:  Самарская область, г. Самара, Кировский район, по ул. Земеца и ул. Береговой,  относящемся к категории: «земли населенных пунктов», имеющем вид  разрешенного использования: «производственная деятельность» отнесенного к  федеральной собственности расположены объекты недвижимого имущества с  кадастровыми номерами: 63:01:0253005:1003, 63:01:0253005:1006,  63:01:0253005:1001, находящиеся в собственности ООО «ТрансЛогистик». 

Истец обратился в Территориальное управление с заявлением  о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность. 

Территориальное управление, рассмотрев заявление истца,  распоряжением от 20.08.2021 № 63-286-р предоставило в собственность  ООО «ТрансЛогистик» спорный земельный участок. 

Во исполнение распоряжения в адрес ООО «ТрансЛогистик»  ответчиком был направлен проект договора купли-продажи участка,  пунктом 2.1 раздела 2 которого выкупная стоимость участка установлена в  размере 25 060 808 руб. 50 коп. 

Рассмотрев оферту ответчика, ООО «ТрансЛогистик» направило в адрес  Территориального управления протокол разногласий, выразив намерение  о заключении договора при условии установления выкупной стоимости  участка в размере 626 520 руб. 20 коп. (без налога (НДС). 

Территориальное управление, рассмотрев протокол разногласий,  письмом от 28.09.2021 отклонило оферту ООО «ТрансЛогистик», что  послужило основанием обращения ООО «ТрансЛогистик» в арбитражный суд  с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора  купли-продажи земельного участка с кадастровым номером  63:01:0253005:1058. 

Установлено, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми  номерами 63:01:0253005:1003, 63:01:0253005:1006, 63:01:0253005:1001 были 


приобретены истцом по договору купли-продажи у ООО «ЭкспедитТранс»,  которое, в свою очередь, приобрело указанные выше объекты недвижимого  имущества у ОАО «Авиакор-Авиационный завод». 

Ранее все указанные объекты недвижимости перешли в порядке в  приватизации в собственность Государственного Авиационного предприятия  на основании решения от 18.01.1993 № 24 Комитета по управлению  государственным имуществом Самарской области. 

Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0253005:9 был  предоставлен Государственному Авиационному предприятию в постоянное  пользование на основании постановления администрации г. Самары  от 03.12.1992 № 1132 «О предоставлении Государственному Авиационному  предприятию в постоянное пользование фактически занимаемых земельных  участков», что подтверждается свидетельством № 67722, выданным 09.03.1993  Комитетом по земельной реформе г. Самары. 

Границы земельного участка площадью 113,193 га были отведены в  натуре, что подтверждается актом от 12.11.1992 № 5050. 

Позднее, предоставленному Государственному Авиационному  предприятию земельному участку был присвоен кадастровый номер  63:01:0253005:9, при проведении кадастровых работ по уточнению границ и  площади были выявлены защитные сооружения гражданской обороны. 

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером  63:01:0253005:9 являлся ограниченным в обороте. 

Согласно ответу МЧС России от 01.12.2020 № 9631-2-3-6 «Об  отсутствии ЗСГО» был осуществлен осмотр земельного участка с  кадастровым номером 63:01:0253005:1058, в результате осмотра установлено,  что защитные сооружения гражданской обороны на указанном земельном  участке отсутствуют. 

Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером  63:01:0253005:1058 был образован из земельного участка с кадастровым  номером 63:01:0253005:9 путем раздела, с сохранением исходного земельного 


участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9 в измененных границах, на  основании распоряжения от 04.09.2019 № 348-р «О предварительном  согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного  по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, по ул. Земеца и  ул. Береговой». 

В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее – ГК РФ) при переходе права собственности на  недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу  оно приобретает право пользования соответствующим земельным участков на  тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник  недвижимости. 

Согласно пункту 1 статьи 552 ГК РФ по договору продажи здания,  сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей  права на такую недвижимость передаются права на земельный участок,  занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. Таким  образом, с момента возникновения права собственности заявителя на здание к  нему перешло соответствующее право на земельный участок, занятый этими  зданиями, в данном случае это право постоянного (бессрочного) пользования. 

На основании пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской  Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим  федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных  участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица,  являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких  земельных участках. 

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса  Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа  земельных участков, на которых расположены здания, сооружения,  собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях,  предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. 


Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с  настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно  для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати  дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона  обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий  известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об  отклонении протокола разногласий. 

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о  результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая  протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при  заключении договора, на рассмотрение суда. 

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора,  на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по  соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись  разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1  статьи 446 ГК РФ). 

Между сторонами возник спор относительно определения выкупной  цены земельного участка, которую должен выплатить истец по договору  купли-продажи, заключенному с ответчиком. 

Согласно пункту 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской  Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка,  находящегося в государственной или муниципальной собственности, без  проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено  федеральными законами, определяется в порядке, установленном:  1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков,  находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков,  находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных  участков, государственная собственность на которые не разграничена; 


3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков,  находящихся в муниципальной собственности. 

Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0253005:1058  принадлежит на праве собственности Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ до 01.07.2012 был  установлен льготный порядок определения цены при приобретении земельных  участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,  коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям,  являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках  зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были  отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том  числе в случае, если на таких земельных участках возведены или  реконструированы здания, строения, сооружения, либо если эти здания,  строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо  разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или  муниципальной собственности зданий, строений, сооружений. 

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их  цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20%  кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с  численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% кадастровой  стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. 

Согласно правовой позиции, сформированной в пункте 21 Обзора  судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019),  утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации  24.04.2019, критериями применения льготных цен при выкупе указанных в  пункте 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ земельных участков является факт  нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений,  принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были  отчуждены из государственной или муниципальной собственности, а также 


обращение собственника указанного недвижимого имущества с надлежащим  заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012. 

При этом право на льготное приобретение земельного участка имеет  любой собственник указанных объектов недвижимости независимо от того,  приобрел ли он недвижимость при приватизации или в результате  последующих сделок (пункт 9 Обзора судебной практики Верховного Суда  Российской Федерации № 3 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации 19.10.2016). 

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил  из того, что прежний собственник объектов недвижимости –  ООО «ЭкспедитТранс», обращался с заявлением о выкупе земельного участка  26.06.2012, т.е. до 01.07.2012, защитные сооружения гражданской обороны на  указанном земельном участке отсутствуют, в связи с чем истец вправе  воспользоваться льготным выкупом земельного участка по цене,  составляющей 2,5% кадастровой стоимости земельного участка. 

Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с указанными выводами  суда первой инстанции, указал следующее. 

В соответствии с вышеприведенной позицией Верховного Суда  Российской Федерации для приобретения земельного участка по льготной  цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ, необходимо  установить факт своевременного (до 01.07.2012) обращения такого  собственника указанного недвижимого имущества с надлежащим заявлением  о выкупе земельного участка. 

Вступившими в законную силу судебными актами по делу   № А55-27163/2012 установлено, что ООО «Крона», ОАО «Авиакор- авиационный завод», ЗАО «МИГ», ООО «ЭкспедитТранс» 26.06.2012  обратились в Территориальное управление с заявлением о разделе земельного  участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9, по адресу: Самарская  область, г. Самара, Кировский район, ул. Псковской и ул. Береговой. 


По результатам рассмотрения названного обращения Территориальное  управление приняло решения от 30.10.2012 № 14/1060, 13.11.2012 № 14/1063  об отказе в разделе указанного земельного участка и предоставлении  земельных участков в собственность заявителей, изложенных в письмах,  поскольку заявителями не представлены документы, предусмотренные  пунктами 1, 7 приказа Министерства экономического развития Российской  Федерации от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении Перечня документов,  необходимых для приобретения прав на земельный участок», в  законодательстве отсутствует обязанность принимать решения о разделе  земельного участка, а также отсутствует поручение Федерального агентства по  управлению государственным имуществом о принятии решения о разделе  земельного участка. 

Суд апелляционной инстанции также указал, что в ходе рассмотрения  дела № А55-27163/2012 судами установлено, что при обращении в  ТУ Росимущества заявителями не были соблюдены требования статей 11.2,  11.3, 11.9, 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 271,  552 ГК РФ, в том числе в части площади земельного участка, необходимой для  эксплуатации зданий, принадлежащих на праве собственности каждому из  заявителей, а также соблюдения требований межевания границ земельного  участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9. 

Таким образом, заявителями не были в полной мере совершены  действия, с которыми закон связывает обязанность органа, осуществляющего  публичные полномочия предоставить им земельные участки. 

Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что согласно выписке  из ЕГРН от 28.05.2020 № 99/2020/330750477 спорный земельный участок с  кадастровым номером 63:01:0253005:1058 образован путем раздела из  земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9 только  04.12.2019, и на момент подачи заявления от 26.06.2012 не существовал как  объект недвижимости. 


В связи с изложенным суд апелляционной инстанции признал, что,  поскольку заявление, датированное 26.06.2012, в отношении земельного  участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9 подано истцом с нарушением  требований земельного законодательства, его нельзя признать надлежащим,  следовательно, оно не сохраняет свое действие после прекращения  соответствующей процедуры (окончена в момент получения ответа  Территориального управления об отказе в разделе указанного земельного  участка и предоставлении земельных участков в собственность), а совершение  истцом последующих действий является инициированием новой процедуры  приобретения в собственность земельного участка, сформированного из  земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9 под  принадлежащими ему объектами. 

С заявлением о выкупе земельного участка собственник обратился  только в 2020 году, положения пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ не  применимы к рассматриваемому случаю. 

С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции  определил выкупную стоимость спорного земельного участка в размере его  кадастровой стоимости в размере 25 060 808 руб. 50 коп. 

При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда  первой инстанции о наличии у истца права на льготное приобретение  земельного участка в силу подпункта «б» пункта 4 Постановления № 279,  указывая, что исходный земельный участок с кадастровым номером  63:01:0253005:9 являлся ограниченным в обороте в связи с нахождением на  нем объектов ЗСГО, и признал решение суда первой инстанции подлежащим  изменению. 

Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

Подпунктом «б» пункта 4 Правил № 279 определена цена в размере 2,5  процента кадастровой стоимости при продаже земельного участка, в  отношении которого снято ограничение оборотоспособности, или земельного  участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении 


которых снято ограничение оборотоспособности, гражданам, юридическим  лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном  участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в  период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым  из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 01 июля 2012 года, в  соответствии с законодательством Российской Федерации. 

В соответствии с действующими в настоящее время положениями  подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации  ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или  муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для  обеспечения обороны и безопасности. 

Как установлено судом первой инстанции, волеизъявление  АО «Авиакор-авиационный завод» и правопредшественника  ООО «ТрансЛогистик» на выкуп спорного земельного участка, в границах  которого расположены принадлежащие им на праве собственности объекты  недвижимого имущества, первоначально выражено в июне 2012 года. 

На момент инициирования процедуры выкупа земельных участков в  границах первоначального земельного участка с кадастровым номером  63:01:0253005:9 располагалось ЗСГО, ограничивающее оборотоспособность  этого земельного участка и исключающее возможность его выкупа в 2012 году  на льготных условиях собственниками зданий. 

Между тем в результате последовательных действий истца и  АО «Авиакор-авиационный завод», согласованных с управлением, в 2019 году  произведен раздел ограниченного в обороте земельного участка под  объектами недвижимости, принадлежащими указанным лицам, образован  самостоятельный земельный участок с кадастровым номером  63:01:0253005:1058, а ЗСГО оказалось расположенным в границах земельного  участка с кадастровым номером 63:01:0000000:34264, образованного в  результате раздела исходного земельного участка. 


Раздел земельного участка регламентирован статьей 11.4 Земельного  кодекса Российской Федерации. 

Согласно пункту 1 указанной статьи при разделе земельного участка  образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого  при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование,  за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и  случаев, предусмотренных другими федеральными законами. 

Подпунктом 1 пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса установлено, что  при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько  земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого  осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок  находится в государственной или муниципальной собственности. 

Из изложенного следует, что при разделе земельного участка,  находящегося в государственной собственности, сохраняется кадастровый  номер исходного участка, но изменяются его площадь и границы, при этом  разрешенное использование образованных участков должны соответствовать  разрешенному использованию исходного. 

Раздел земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9  повлек изменение его параметров, при этом произошло распределение  объектов недвижимости по вновь образованным земельным участкам, в  границах которых они расположены, с формированием самостоятельного  земельного участка под ЗСГО. 

Таким образом, при изложенных обстоятельствах имевшееся ранее  ограничение земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9 в  результате его раздела сохранилось лишь в границах земельного участка  с кадастровым номером 63:01:0000000:34264, в связи с чем вновь  образованный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0253005:1058  ввиду отсутствия на нем ЗСГО перестал соответствовать параметрам,  предъявляемым к ограниченным в обороте земельным участкам. 


Согласно ответу МЧС России от 01.12.2020 № 9631-2-3-6 «Об  отсутствии ЗСГО» был осуществлен осмотр земельного участка с  кадастровым номером 63:01:0253005:1058, в результате осмотра установлено,  что защитные сооружения гражданской обороны на указанном земельном  участке отсутствуют. В соответствии с Приказом МЧС России от 15.12.2002   № 583 (ред. от 26.06.2018) «Об утверждении и введении в действие Правил  эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» фактическое  отсутствие ЗСГО по учетному адресу является основанием для их снятия с  учета. 

Поскольку земельный участок с кадастровым номером  63:01:0253005:1058 стал свободным от ЗСГО после осуществления раздела  исходного участка и в отношении которого фактически было снято  ограничение оборотоспособности, вывод суда апелляционной инстанции о  сохранении ограничения оборотоспособности и отсутствии оснований для  применения подпункта «б» пункта 4 Правил № 279 при установленных по  делу обстоятельствах и в соответствии с приведенными нормами  материального права нельзя признать обоснованным. 

Более того, выводы суда апелляционной инстанции о неприменении  льготной цены при продаже спорного участка, по мнению суда, сохраняющего  ограничение в обороте, являются противоречивыми, поскольку признание его  таковым в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской  Федерации препятствовало бы его продаже, и спор об условиях выкупа был  невозможен для рассмотрения судом. 

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к  выводу, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции  принято при существенном нарушении норм материального права, оснований  для изменения решения арбитражного суда первой инстанции у суда  апелляционной инстанции не имелось, постановление арбитражного суда  апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения  арбитражного суда первой инстанции. 


На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 18.01.2023 по делу № А55-32389/2021 отменить, оставить в силе  решение Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2023 по  настоящему делу. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия  и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья И.Р. Нагимуллин

Судьи Н.Н. Королёва 

 Р.А. Нафикова