ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-32399/2021 от 16.05.2022 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2022 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Николаевой С.Ю., Некрасовой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А.,

с участием:

от заявителя - не явился, извещен,

от ответчика - Завьялова Я.Р., доверенность от 11.01.2022 г. № 16/5-02/42,

от третьего лица - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 марта 2022 года по делу № А55-32399/2021 (судья Степанова И.К.),

по заявлению Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Самарский государственный колледж» (ОГРН 1036300667534 ИНН6317000402), город Самара,

к Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара (ОГРН 1156313092341 ИНН 6317110701), город Самара,

с участием третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» (ОГРН 1116312008340ИНН 6312110828), город Самара,

о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский государственный колледж» (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара (далее - ответчик, администрация), с привлечением в качестве третьего лица ООО «Самарские коммунальные системы», о признании незаконным бездействия по проведению проверки бесхозяйной сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80; подготовке и сформированию пакета документов, предусмотренного п. 2.5 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о. Самара (утв. Постановлением Администрации г.о. Самара от 27.05.2015 г. № 581) в отношении бесхозяйной сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80; направлению пакета документов, предусмотренного п. 2.5 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о. Самара (утв. Постановлением Администрации г.о. Самара от 27.05.2015 г. № 581), подготовленного и сформированного в отношении бесхозяйной сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80, в Департамент управления имуществом г.о. Самара, обязать провести проверку бесхозяйной сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80; подготовить и сформировать пакет документов, предусмотренный п. 2.5 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о. Самара (утв. Постановлением Администрации г.о. Самара от 27.05.2015 г. № 581), в отношении бесхозяйной сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80; направить пакет документов, предусмотренный п. 2.5 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о. Самара (утв. Постановлением Администрации г.о. Самара от 27.05.2015 г. № 581), подготовленный и сформированный в отношении бесхозяйной сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80, в Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Решением суда от 09.03.2022 г. заявление учреждения удовлетворено.

Администрация, не согласившись с указанным судебным актом, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать учреждению в удовлетворении заявленного требования, о чем в судебном заседании просил и представитель администрации.

Учреждение, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей учреждения и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 02.12.2010 г. № 3108 за учреждением (правопреемник ГАПОУ «СГК») на праве оперативного управления было закреплено недвижимое государственное имущество Самарской области, в т.ч. здание учебного корпуса (кадастровый номер 63:01:0816009:511), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80, которое было принято учреждением по акту приёма-передачи имущества в оперативное управление от 02.12.2010 г.

На праве оперативного управления за учреждением было закреплено и передано ему здание учебного корпуса (кадастровый номер 63:01:0502005:0528), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 12, а также инженерные сети, находящиеся по тому же адресу (имеется специальное указание в этих документах). При этом в этих документах отсутствует указание на передачу инженерных сетей, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80, в оперативное управление учреждения.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что инженерные сети, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80, в том числе: сеть водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, в оперативное управление колледжу не передавались и не могли быть переданы, поскольку согласно письму Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.04.2019 г. №12/3933 сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская (местоположение: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80) в реестре имущества Самарской области не числятся и сведениями о правообладателе вышеуказанных объектов министерство не располагает.

Таким образом, инженерные сети, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80, не находятся и не находились на балансе учреждения.

Согласно балансовой справки № 623 от 28.06.2021 г. недвижимое имущество: сеть водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, расположенные по адресу: г. Самара, Самарский р-н, ул. Молодогвардейская, 80, на балансе учреждения не числится.

Согласно представленной Департаментом управления муниципальным имуществом г.о. Самара выписки из реестра муниципального имущества от 26.04.2019 г. № 15-07-06/15035, объект инженерной инфраструктуры: сеть водоотведения (от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская), расположенный по адресу: г. Самара, Самарский р-н, ул. Молодогвардейская, 80, в муниципальную собственность г.о. Самара не передавался, сведения об указанном объекте в реестре муниципального имущества г.о. Самара не учитываются.

По объяснениям учреждения, им были предприняты меры по установлению собственника (владельца) указанного имущества, однако, установить собственника (владельца) данной инженерной сети не удалось.

01.07.2021 г. учреждение обратилось в Администрацию Октябрьского внутригородского района г. Самара с письмом (исх. № 647), в котором просил выполнить вышеуказанные требования законодательства, а именно, в том числе: провести проверку бесхозяйной сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80; подготовить и сформировать пакет документов, предусмотренный п. 2.5 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о. Самара; направить пакет документов, указанный в п. 2 настоящего заявления, в Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Согласно письма № 16/1-01/3679 от 20.09.2021 г. администрация сообщила, что она не выполняет требования п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона Самарской области от 06.07.2015 г. № 74-ГД, а также п.п. 1.3, 2.2, 2.5, 2.6 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о. Самара (утв. постановлением Администрации г.о. Самара от 27.05.2015 г. № 581).

Учреждение считает, что администрация проявляет бездействие в отношении бесхозяйной сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80, и бездействием администрация нарушает требования п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона Самарской области от 06.07.2015 г. № 74-ГД, а также п.п. 1.3, 2.2, 2.5, 2.6 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о. Самара (утв. постановлением Администрации г.о. Самара от 27.05.2015 г. № 581), уклоняется от выполнения своих обязанностей.

Также учреждение ссылается на нарушение администрацией его законных интересов в бесперебойном функционировании системы водоотведения для организации нормального процесса обучения в учебном здании по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80, что и послужило основанием для обращения учреждением в суд с рассматриваемыми требованиями.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных учреждением требований, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В обоснование заявленных требований, администрация, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе ссылается на то, что для обеспечения пропуска сточных вод ООО «Самарские коммунальные системы» эксплуатирует сеть канализационных насосных станций (КНС), которые обеспечивают подачу сточных вод на очистные сооружения, если рельеф местности не позволяет отводить эти воды самотеком.

По информации, предоставленной ООО «Самарские коммунальные системы», согласно акту границ ответственности внутриквартальная бытовая фекально-хозяйственная канализационная линия, посредством которой осуществляется водоотведение от учреждения, находится в эксплуатации и на обслуживании ООО «Самарские коммунальные системы», кроме проходящего под фундаментом здания участка бытовой фекально-хозяйственной канализационной линии от КК-5 до врезки в городскую сеть.

В состав данного участка входит планируемый к передаче участок бытовой фекально-хозяйственной канализационной линии (от стены здания до врезки в городскую сеть канализации).

Планируемый к передаче участок бытовой фекально-хозяйственной канализационной линии считает частью системы водоотведения здания ГАПОУ Самарской области «Самарский государственный колледж», передачу его в муниципальную собственность г.о. Самара с дальнейшей передачей в эксплуатацию ООО «Самарские коммунальные системы», как самостоятельного объекта считает нецелесообразной.

Администрация также ссылается на не представленный акт обследования с указанием технических характеристик планируемых к передаче инженерных коммуникаций ООО «Самарские коммунальные системы».

Ссылаясь на информацию, представленную Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, администрация указывает на то, что на основании п. 4 ст. 45 Устава г.о. Самара Департамент управления имуществом г.о. Самара осуществляет от имени г.о. Самара права собственника в отношении муниципального имущества и в соответствии с законодательством определяет порядок приема-передачи имущества в муниципальную собственность с последующим закреплением за специализированной организации.

Учитывая, что вышеуказанные объекты инженерной инфраструктуры не используются для поставки энергоресурсов на жилищный фонд, а поэтому Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара считает нецелесообразным принятие в муниципальную собственность г.о. Самара бытовую хозяйственно-фекальную канализационную линию от здания до коллектора Д=600х1000мм по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80.

Ссылаясь на п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 (п. 2, 21, 26, 31, 32), администрация указывает на то, что при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница этой ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Однако, доводы учреждения суд правильно посчитал обоснованными, а доводы администрации несостоятельными, и отклонил их, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (ч. 1); бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3).

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона Самарской области от 06.07.2015 г. № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов г.о. Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» (далее - Закон № 74-ГД), органы местного самоуправления внутригородских районов г.о. Самара обязаны выявлять бесхозяйные сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, не переданные в установленном порядке в муниципальную собственность, и осуществлять подготовку документов для организации учета данного имущества органами государственной власти и органами местного самоуправления г.о. Самара.

Согласно Порядку выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о. Самара (утв. постановлением Администрации г.о. Самара от 27.05.2015 г. № 581) (далее - Порядок), выявление бесхозяйного имущества на территории г.о. Самара осуществляется Администрацией г.о. Самара в лице своих территориальных органов (администраций соответствующих районов) по собственной инициативе, а также на основании сведений, поступивших из заявлений и обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (п. 1.3); при поступлении сведений о выявленном объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного (далее - объект), администрация соответствующего района в течение 10 дней со дня поступления данных сведений осуществляет их проверку (п. 2.2); по результатам проверки администрация соответствующего района в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления сведений, указанных в п. 2.2 настоящего Порядка, подготавливает и формирует пакет документов, содержащий: акт обследования объекта; документы, подтверждающие совершение действий по установлению собственника объекта; технический план и (или) кадастровый паспорт объекта; справку из органа технической инвентаризации о принадлежности объекта; выписки из реестров соответственно федерального имущества, имущества Самарской области, муниципального имущества в отношении объекта; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта и документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данный объект ими не были зарегистрированы; адресную справку, выданную уполномоченным органом; заявление собственника об отказе от права собственности на объект (в случае, если собственник имущества известен и отказался от него) (п. 2.5); пакет документов в отношении объекта в течение 3 рабочих дней со дня его формирования администрация соответствующего района направляет в Департамент управления имуществом г.о. Самара (п. 2.6).

Таким образом, судом сделан правильный вывод, что администрация обязана, как того требует Порядок, проверить бесхозяйные сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80, а также подготовить, сформировать и направить пакет документов в порядке, предусмотренном п. 2.5 Порядка.

В рассматриваемом случае суд сделал правильный вывод, что администрация, руководствуясь исключительно принципами нецелесообразности, и не проводя проверки, бездействует.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в ст. 71 АПК РФ, и установив бесхозяйные сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, суд пришел к правильному выводу о несоответствии закону бездействия администрации по проведению проверки бесхозяйной сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80; по подготовке, сформированию и направлению пакета документов в порядке, предусмотренном п. 2.5 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о. Самара (утв. постановлением Администрации г.о. Самара от 27.05.2015 г. № 581) в отношении указанной бесхозяйной сети водоотведения.

Поскольку судом установлено нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым бездействием администрации, то в соответствии с нормами закона суд обоснованно обязал администрацию провести проверку бесхозяйной сети водоотведения от здания до коллектора Д=600х1100 мм по ул. Молодогвардейская, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80, подготовить, сформировать и направить пакет документов в порядке, предусмотренном п. 2.5 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара (утв. постановлением Администрации г.о. Самара от 27.05.2015 № 581), в отношении указанной бесхозяйной сети водоотведения.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВС РФ от 24.03.2022 г. №306-ЭС22-2049 по делу № А55-26269/2020.

Судебные расходы судом правильно распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, и отнесены на ответчика в размере 3 000 руб.

С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных учреждением требований.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Ссылка администрации на правовую позицию, изложенную в постановлении ВАС РФ от 02.07.2013 г. № 1150/13, является необоснованной, поскольку она была изложена в рамках рассмотрения другого дела с иными основаниями и требованиями, отличными от настоящего рассматриваемого дела.

В рассматриваемом деле отсутствуют какие-либо правопритязания третьих лиц на спорное бесхозяйное имущество.

Таким образом, спорные объекты имеют все признаки бесхозяйного имущества, а именно: отсутствие государственной регистрации права собственности на него и отсутствие на него правопритязаний.

Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 марта 2022 года  по делу №А55-32399/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       П.В. Бажан

Судьи                                                                                                                     С.Ю. Николаева

                                                                                                                                Е.Н. Некрасова