ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-33711/2021 от 18.04.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 апреля 2022 года Дело № А55-33711/2021

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Акционерного общества "Лотереи Москвы"

на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2022 года (резолютивная часть решения от 25.01.2022) по делу № А55-33711/2021 (судья Коршикова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по заявлению Межрайонной ИФНС России №21 по Самарской области

к Акционерному обществу "Лотереи Москвы"

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 14.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №21 по Самарской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности Акционерного общества «Лотереи Москвы» по ч. 5 ст. 14.27 КоАП РФ.

В соответствии с гл. 29 АПК РФ исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2022 года (резолютивная часть решения от 25.01.2022) заявленные требования удовлетворены, Акционерное общество «Лотереи Москвы» привлечено к административной ответственности, установленной частью 5 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено ему административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

В апелляционной жалобе АО «Лотереи Москвы» просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2022 года (резолютивная часть решения от 25.01.2022) по делу № А55-33711/2021 и принять по делу новый судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении АО «Лотереи Москвы» по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Податель жалобы указывает на недоказанность административным органом наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 21 по Самарской области на основании заявления Урапина А.С. от 17.09.2021, поступившее из УФНС России по Самарской области письмом от 12.10.2021 № 26-11/35678 были проведены 13.10.2021 года контрольные мероприятия, в ходе которых установлено, что АО «ЛОТЕРЕИ МОСКВЫ» ИНН 7715215381 осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов в секции «СТОЛОТО», расположенной на «нулевом» этаже в ТРК «Аврора-Молл» (г. Самара ул. Аэродромная, 47А) и было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по части 5 статьи 14.27 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении АО «Лотереи Москвы».

Частью 5 ст. 14.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к местам распространения лотерейных билетов или электронных лотерейных билетов либо установки лотерейных терминалов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12.2 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях" (далее - Закон № 138-ФЗ) лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты не могут распространяться, а лотерейные терминалы не могут устанавливаться в зданиях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные и медицинские организации.

Как следует из материалов дела, 13.10.2021 г. в ходе мероприятий установлено, что в одном здании с пунктом распространения лотерейных билетов «СТОЛОТО», принадлежащем АО «ЛОТЕРЕИ МОСКВЫ», располагаются детские, образовательные и медицинские организации. А именно детским учреждением является ООО «ВЕГА» ИНН 6316192412, оказывающее парикмахерские услуги в детской парикмахерской «Весёлая расчёска» детям с 1 года до 18 лет, ООО «Планета Детства» ИНН 6311181167, оказывающее развлекательные услуги лицам не достигших восемнадцатилетнего возраста в развлекательном парке «Фанки Таун». Медицинским учреждением является ООО «ЛинзМастер» ИНН 7715215381, оказывающее медицинские услуги в салоне оптики и имеющую лицензию № ЛО-78-01-011279 от 18.11.2020, выданную Департаментом здравоохранения г. Москвы. Образовательным учреждением является ООО «Центр охраны труда» (ИНН 6311163986) оказывающее услуги по дополнительному профессиональному образованию и имеющую лицензию на осуществление образовательной деятельности от 24.06.2016 № 6853, выданную Министерством образования и науки Самарской области. ТРК «Аврора-Молл» представляет собой единое здание, без визуального деления на корпуса с беспрепятственным переходом из одной части здания в другое.

Таким образом, АО «ЛОТЕРЕИ МОСКВЫ» была нарушена ст. 12.2 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003г. «О лотереях».

По результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении № 205 от 10.11.2021 г. Лицо, привлекаемое к ответственности, надлежащим образом было извещено о дате и времени составления протокола.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В данном случае факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.14.27 КоАП РФ, подтверждается представленными административным органом в материалы дела доказательствами, а именно: протоколом № 205 от 10.11.2021 г., протоколом осмотра от 14.10.2021 г., протоколом допроса свидетеля от 14.10.2021 г., лицензиями обществ, фотоматериалами, кассовым чеком от 13.10.2021 на сумму 300 рублей.

Пояснениями администратора ООО «Вега» (детская парикмахерская «Весёлая расчёска») следует, что общество более двух лет занимается оказанием парикмахерских услуг для детей от 1 до 18 лет. Пояснениями директора ООО «Планета Детства» ИНН 6311181167), ООО «Планета Детства», расположенное в здании ТРК «Аврора-Молл» по адресу: г. Самара ул. Аэродромная, 47А, оказывает развлекательные услуги детям, не достигшим восемнадцатилетнего возраста под присмотром родителей.

Доводы ответчика в отзыве на заявление о том, что налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих, что ООО «Вега» и ООО «Планета Детства» являются детскими организациями, правомерно отклонен ввиду следующего.

Несмотря на то, что определение понятия детских учреждений законодательно не закреплено, учитывая положения п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ, согласно которому ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), суд пришел к верному выводу, что таковыми будут являться любые учреждения (организации), независимо от организационно-правовой формы, деятельность которых направлена на взаимодействие с детьми во всех сферах.

Кроме того, понятие детских учреждений практически отождествляется с понятием социальной инфраструктуры для детей, которая представляет собой систему объектов (здание, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения деятельности детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе и детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Такими учреждениями могут являться и фитнес-центры, детский клуб с детской школой танцев, учреждения, имеющие детские комнаты (игровые залы) с целью временного присмотра за детьми и другие подобные учреждения.

При таких обстоятельствах, как верно отмечено судом, материалами дела подтверждается, что обществом распространялись лотерейные билеты в здании по вышеназванному адресу с нарушением требований п. 1 ст. 12.2 Закона № 138-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.14.27 КоАП РФ, материалами дела доказано событие вменяемого административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Таким образом, общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, указанных выше, и не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 14.27 КоАП РФ.

Как разъяснено в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Исходя из характера предпринимательской деятельности, осуществляемой самостоятельно на свой риск и под свою ответственность, юридическое лицо обязано проявлять необходимую степень осторожности и осмотрительности и не допускать действий, которые могли быть квалифицированы как противоправные.

Следовательно, Общество, распространяя лотерейные билеты, приняло все риски, связанные с осуществлением указанной деятельности.

Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, указанных выше, и не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 14.27 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела доказана вина общества в совершении нарушения, общество является надлежащим субъектом, подлежащим привлечению к административной ответственности за допущенное нарушение.

Исходя из вышеизложенного, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.27 КоАП РФ.

Проверка административным органом проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.

Процедура привлечения к административной ответственности общества, административным органом соблюдена.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.

Суд не находит также оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 № 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Существенная угроза общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению публично-правовых обязанностей.

Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ) не имеется.

Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела не установлено оснований для признания малозначительным совершенного обществом административного правонарушения.

В рассматриваемом случае общество не является субъектом (субъектами) малого и среднего предпринимательства, и в соответствующий реестр не включено.

Судом при рассмотрении настоящего дела, установлено, что общество ранее привлекалось за совершение однородного правонарушения в рамках дел №А55-21293/2021, А55- 29109/2020.

Следовательно, правовых основания для применения обществу в качестве меры наказания в виде предупреждения на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

Указанная правовая подтверждается постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу №А55-24628/2019.

Также у суда отсутствовали основания для снижения штрафа ниже низшего предела, поскольку минимальный размер административного штрафа по ч.5 ст.14.27 КоАП РФ для юридических лиц составляет менее 100000 руб.

При таких обстоятельствах с учетом изложенного суд правомерно посчитал необходимым и достаточным административным наказанием назначение АО "Лотереи Москвы" административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.

Межрайонная ИФНС России №21 по Самарской в заявлении о привлечении к административной ответственности заявило ходатайство о вынесении представления Акционерному обществу "Лотереи Москвы" о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Арбитражный суд рассматривает дела о привлечении к административной ответственности в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, с особенностями, предусмотренными КоАП РФ.

Определениями от 23.11.2021 суд предложил заявителю представить обоснование и доказательства необходимости вынесения представления в адрес лица, привлекаемого к ответственности. Однако данное определение оставлено без исполнения. В связи с чем суд правомерно расценил данное ходатайство как необоснованное и не подлежащее удовлетворению.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и привлечения АО «Лотереи Москвы» к административной ответственности, установленной частью 5 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением ему административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

Вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, наличие в действиях АО "Лотереи Москвы" состава вменяемого правонарушения подтверждено материалами дела. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в виду отсутствия состава административного правонарушения, не имеется.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Уплата государственной пошлины по данной категории споров действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2022 года (резолютивная часть решения от 25.01.2022) по делу № А55-33711/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Е.Г. Попова