ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
15 сентября 2017 года Дело №А55-3401/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 15 сентября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11.09.2017 в помещении суда апелляционные жалобы Департамента градостроительства городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2017 по делу №А55-3401/2017 (судья Кулешова Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Влана» (ИНН <***>, ОГРН <***>), п.Смышляевка Самарской области, к Департаменту градостроительства городского округа Самара, г.Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества «Самарская компания авиации специального применения» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Самара, Министерства строительства Самарской области, г.Самара, Администрации городского округа Самара, г.Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара,
об оспаривании распоряжения об отказе в проведении аукциона,
в судебном заседании приняли участие:
представитель общества с ограниченной ответственностью «Влана» ФИО1 (доверенность от 14.02.2017),
представитель Департамента градостроительства городского округа Самара (доверенность от 30.12.2016) и Администрации городского округа Самара (доверенность от 30.12.2016) ФИО2,
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
обществ с ограниченной ответственностью «Влана» (далее - ООО «Влана», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) от 20.01.2017 №РД-267 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, а также об обязании Департамента возобновить работу по заявлению ООО «Влана» о предоставлении в аренду путем проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253014:1740 площадью 683 кв.м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для строительства гаражного сооружения», расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, Аэропорт 2, и в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения в законную силу принять решение о проведении аукциона по заявлению общества. Кроме того, ООО «Влана» просило взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 50000 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют открытое акционерное общество «Самарская компания авиации специального применения», Министерство строительства Самарской области, Администрация городского округа Самара (далее - Администрация), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2017 по делу №А55-3401/2017 распоряжение Департамента от 20.01.2017 №РД-267 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253014:1740, площадью 683 кв.м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для строительства гаражного сооружения», расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, Аэропорт 2, государственная собственность на который не разграничена, признано недействительным; на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Влана» путем подготовки и организации по заявлению общества от 03.06.2016 аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка в порядке, установленном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), с принятием решения о проведении аукциона и размещением на официальном сайте в сети Интернет извещения о проведении аукциона в двухмесячный срок с даты вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу. Кроме того, суд первой инстанции взыскал с Департамента в пользу ООО «Влана» судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 руб.
В апелляционных жалобах Департамент, Администрация и ТУ Росимущества в Самарской области просили отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей жалоб, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
ООО «Влана» в отзыве апелляционные жалобы отклонило.
В судебном заседании представитель Администрации и Департамента поддержала апелляционные жалобы по указанным в них основаниям.
Представитель общества просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и ООО «Влана» был заключен договор от 14.12.2015 №30а об аренде земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Указанный договор был заключен во исполнении приказа Министерства строительства Самарской области от 23.09.2015 №321-П «О предоставлении ООО «Влана» в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, Аэропорт 2, для строительства гаражного сооружения».
В свою очередь, данный приказ был вынесен на основании распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.07.2014 №РД-969 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Аэропорт 2 для строительства гаражного сооружения», приказа Министерства строительства Самарской области от 03.10.2014 №400-П «Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании ООО «Влана» места размещения гаражного сооружения на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Аэропорт 2».
Согласно акту о выборе земельного участка, утвержденному упомянутым приказом от 03.10.2014 №400-П, испрашиваемый земельный участок был рекомендован к дальнейшему оформлению.
ООО «Влана» обратилось в Управление Росреестра по Самарской области за государственной регистрацией договора аренды от 14.12.2015 №30а.
Сообщением от 20.02.2016 №63/001/701/2016-25 Управление Росреестра по Самарской области отказало обществу в государственной регистрации договора аренды, сославшись на несоблюдение процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 №639 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах»; документы, подтверждающие предоставление земельного участка путем проведения торгов, то есть с учетом требований данного нормативного правового акта, обществом не представлены.
03.06.2016 ООО «Влана» обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253014:1740, площадью 683 кв.м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для строительства гаражного сооружения», расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Аэропорт 2, путем проведения торгов.
Распоряжением Департамента от 20.01.2017 №РД-267 обществу отказано в проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка со ссылкой на подпункт 7 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, согласно которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если этот земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
С учетом положений статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал это распоряжение недействительным и обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод Департамента о том, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в постоянном пользовании АО «Самарская компания авиации специального применения» и занят федеральной собственностью аэропорта Смышляевка.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 №365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 №639 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах».
В статье 39.11 ЗК РФ установлены требования к подготовке и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 постановления Администрации от 11.01.2017 №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по принятию решений о проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, решений об отказе в проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, в том числе в электронной форме, и их проведению возложены на Департамент.
При рассмотрении настоящего дела Департамент не представил доказательств нахождения земельного участка площадью 683 кв.м с кадастровым номером 63:01:0253014:1740 в пользовании иных лиц.
Ссылку Департамента на свидетельство от 28.07.1997 №209033 о праве постоянного пользования АО «Самарская компания авиации специального применения» земельным участком с местонахождением: Аэропорт-2 (т. 1, л.д. 112) суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку в этом свидетельстве указан участок площадью 216,29 га, тогда как площадь спорного земельного участка составляет 683 кв.м; при этом к свидетельству не приложены схема или план земельного участка.
Суд первой инстанции также учел, что 26.11.2004 АО «Самарская компания авиации специального применения» исключено из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией и, таким образом, данная организация не может быть владельцем каких-либо объектов недвижимости.
Кроме того, распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.07.2014 №РД-969 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Аэропорт 2 для строительства гаражного сооружения» и приказом Министерства строительства Самарской области от 03.10.2014 №400-П «Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании ООО «Влана» места размещения гаражного сооружения на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Аэропорт 2» утверждены акт о выборе земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Из схемы расположения поставленного на кадастровый учет земельного участка площадью 683 кв.м с кадастровым номером 63:01:0253014:1740 усматривается, что данный участок расположен автономно рядом с дорогой без наложения его границ на иные земельные участки.
Как установлено судом первой инстанции, земельный участок, на котором расположен аэродром, имеет кадастровый номер 63:01:00000:27278, его площадь составляет 3193617 кв.м и он не пересекает границы земельного участка площадью 683 кв.м с кадастровым номером 63:01:0253014:1740.
При рассмотрении настоящего дела не представлено доказательств наличия ограничений в использовании земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253014:1740, в том числе обременений, сервитутов и арестов, а также доказательств нахождения данного земельного участка в собственности, владении или пользовании каких-либо лиц. Согласно уведомлению от 07.06.2016 №63/01/01/2016-35945, представленному Управлением Росреестра по Самарской области (т. 1, л.д. 153), в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правопритязаниях на этот земельный участок.
Довод Департамента о том, что проведение торгов возможно только после расторжения договора аренды от 14.12.2015 №30а и возврата земельного участка арендодателю суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку указанный договор аренды не прошел государственную регистрацию, а в соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены третьим лицам; в частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (пункт 1 статьи 621 ГК РФ), к отношениям пользователя и третьего лица, приобретшего на основании договора переданную в пользование недвижимую вещь, не применяется пункт 1 статьи 617 ГК РФ.
Таким образом, договор аренды от 14.12.2015 №30а, не прошедший государственную регистрацию, не может каким-либо образом препятствовать организации и проведению торгов по продаже права аренды в отношении указанного земельного участка, поскольку земельный участок с кадастровым номером 63:01:0253014:1740 не может считаться предоставленным в соответствии с публичной процедурой, предусмотренной земельным законодательством.
Если по результатам торгов право аренды будет приобретено третьим лицом, его права не будут нарушены ввиду непротивопоставимости прав ООО «Влана» третьим лицам.
Положения подпункта 7 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, на которые Департамент сослался в оспариваемом распоряжении, направлены на защиту правообладателя земельного участка от повторного предоставления этого земельного участка третьим лицам на торгах и, соответственно, не могут быть применены в рассматриваемом случае.
С учетом положений статей 106, 110 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дел», суд первой инстанции, исходя из критериев разумности, соразмерности и экономности судебных расходов, правомерно взыскал с Департамента в пользу ООО «Влана» документально подтвержденные судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 руб.
Департамент не представил надлежащих доказательств чрезмерности расходов на оплату услуг представителя в указанной сумме.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции установил, что доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не основаны на законе, и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2017 года по делу №А55-3401/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С. Семушкин
Судьи
А.А. Юдкин
И.С. Драгоценнова