ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-34436/19 от 17.09.2020 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

23 сентября 2020 года                                                                            Дело № А55-34436/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2020 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,

судей Засыпкиной Т.С., Корастелева В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020 по делу № А55-34436/2019 (судья  Степанова И.К.), принятое по заявлению администрации городского округа Тольятти к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Нижне-Волжского БВУ Федерального агентства водных ресурсов, Министерства природных ресурсов экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, о признании решения недействительным,

с участием в судебном заседании:

от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – представителя ФИО1 (доверенность от 09.01.2020 № 5),

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Тольятти (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – Министерство), изложенного в письме от 30.07.2019 № 27-050-2/17878, об обязании Министерства в месячный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть обращение Администрации об исключении из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества, установленных приказом Рослесхоза от 18.12.2017 № 734 «Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ, признании утратившим силу отдельного положения приказа Рослесхоза от 30.12.2008 № 435», водных объектов общей площадью 90 га.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Нижне-Волжское БВУ Федерального агентства водных ресурсов, Министерство природных ресурсов экологии Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020 по делу № А55-34436/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Администрация в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Администрации, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

В обоснование апелляционной жалобы Администрация ссылается на нарушение Министерством п. 2.3 приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», согласно которому, основанием для внесения документированной информации в Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра также являются уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные уведомления органа регистрации прав, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Администрация указывает на основание обращения к Министерству за исключением водных объектов из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества, которым является факт невозможности внесения сведений о них в ЕГРН. По мнению Администрации, данное основание предусмотрено вышеуказанным порядком для исключения сведений из государственного лесного реестра.

Министерство в возражениях апелляционную жалобу отклонило.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в возражениях на апелляционную жалобу.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав представителя Министерства в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, письмом от 30.07.2019 № 27-050-2/17878 Министерство, рассмотрев обращение Администрации об исключении из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества сведений о водных объектах общей площадью 90 га, в связи с невозможностью внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, указало на невозможность принять решение о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра в части исключения из площади Тольяттинского лесничества водных объектов общей площадью 90 га, поскольку это повлечет за собой нарушение норм действующего законодательства.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы Министерства о том, что согласно сведений, внесенных в государственный лесной реестр на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2017 № 734 «Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ, признании утратившим силу отдельного положения приказа Рослесхоза от 30.12.2008 № 435», площадь земель населенных пунктов городского округа Тольятти, занятых городскими лесами Тольяттинского лесничества составляет 7979 га.

Частью 6 статьи 105 Лесного Кодекса Российской Федерации изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496, от 14.12.2017 № 671, от 15.01.2019 №10 утвержден перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

Документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, в том числе являются: решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений, решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждения или изменения схем территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях), лесоустроительная документация, судебные акты.

Таким образом, по мнению Министерства, внесение изменений в государственный лесной реестр возможно исключительно по вышеуказанным основаниям.

Не согласившись с решением Министерства, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Администрации.

Суд первой инстанции установил, что основанием обращения к заинтересованному лицу за исключением водных объектов из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества Администрация указывает на невозможность внесения сведений о них в ЕГРН. В материалы дела Администрацией представлены сведения о внесении в реестр водных объектов следующих водных объектов: озер Восьмерка, код 11010000511199000000180, Грязное, код 11010000511199000000130, Казинское, код 11010000511199000000170, Новое, код 11010000511199000000160, Пляжное, код 11010000511199000000200, Рыбное, код 11010000511199000000150, Скрытое, код 11010000511199000000140, Чистое, код 11010000511199000000190, принадлежность к географической единице 11.01.00 - Волга от верховий Куйбышевского водохранилища до впадения в Каспийское море; заключения о статусе водных объектов, составленные ООО «Экостандарт «Технические решения». Исходя из сведений о водных объектах площадь 90 га, указанная в обращении Администрации об исключении из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества водных объектов, значительно превышает площадь, содержащуюся в указанных сведениях о них.

Согласно письму Нижне-Волжского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от 21.04.2020 № АЕ-8-837/04, сведения о водных объектах - о вышеуказанных озерах внесены в государственный водный реестр.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (в ред. Приказов Минприроды России от 14.12.2017 № 671, от 15.01.2019 № 10).

Согласно указанному приказу, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты: Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3). Формы актов являются приложением к приказу.

Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются не позднее месяца с момента поступления первичной документации, перечень которой утвержден приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496, и форм ведения государственного лесного реестра, утвержденных приказом Минприроды России от 06.10.2016 № 514.

Согласно Письму Рослесхоза от 27.02.2015 № ПК-06-54/1869 Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (форма 1, п. 3.1 приказа) составляется при поступлении первичных документов, подтверждающих проведение лесоустройства на территории лесничества (участкового лесничества) или лесного участка.

Остальная информация является производной от материалов лесоустройства и направлена на изменение первоначально внесенной информации, поэтому при поступлении иных первичных документов составляется Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (форма 2, п. 3.2 приказа).

К акту прикладываются подлинники первичных документов и впоследствии акты группируются по участковым лесничествам и видам первичной документации. На основании п.п. 12, 13 Приказа Минприроды России от 15.01.2019 № 10 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», утвержденные приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496», изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:

- выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;

- обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 данного Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.

Уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 данного Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 4.6. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.

Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Как верно отмечено судом первой инстанции, Администрация не представила в материалы дела доказательств соблюдения указанной процедуры.  

Суд апелляционной инстанции также не установил нарушения Министерством п.2.3 приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, формы и порядка подготовки документов.

Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст.71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Апелляционная жалоба рассмотрена судом без взимания государственной пошлины, ввиду того, что стороны в силу положений ст. 333.37 НК РФ освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2020 года по делу № А55-34436/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                    

О.А. Лихоманенко

Судьи 

Т.С. Засыпкина

В.А. Корастелев