ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-34523/19 от 07.04.2021 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

08 апреля 2021 года                                                                             Дело А55-34523/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена                           07 апреля 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено                            08 апреля 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Николаевой С.Ю. и Корастелева В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:

от ПАО "Т Плюс" – ФИО1, доверенность от 13.04.2020,

иные участники, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2020  года по делу № А55-34523/2019 (судья Некрасова Е.Н.), принятое

по исковому заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс»

к обществу с ограниченной ответственностью «УК ЖКХ г.Тольятти»,

с участием третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества «Энергосбыт плюс»,

о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее - ПАО «Т Плюс») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, в котором, с учетом уменьшения цены иска, просило о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «УК ЖКХ г.Тольятти» задолженности по договору теплоснабжения и поставки горячей воды от 24.01.2017 №35378к за июль 2019 года в сумме 11.187 руб. 94 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено акционерное общество «Энергосбыт плюс».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе ПАО «Т Плюс» просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.

В материалы дела поступил отзыв ООО «УК ЖКХ г.Тольятти» на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы, в ней изложенные поддержала, просила решение отменить и удовлетворить заявленные требования.

Представители ответчика и третьего лица участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В ранее состоявшихся судебных заседаниях, представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражала.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ПАО «Т Плюс» (теплоснабжающая организация) и ООО «УК ЖКХ г.Тольятти» (потребитель) заключили договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 24.01.2017 №35378к, по которому теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения (энергетические ресурсы), а потребитель - принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим их потребления.

Цена и порядок расчетов установлены в разделе 4 договора. В соответствии с п.4.1 и 4.4 договора (с учетом протокола урегулирования разногласий) потребитель оплачивает теплоснабжающей организации в соответствии с законодательством РФ стоимость тепловой энергии и стоимость горячей воды. Оплата по договору производится в порядке, предусмотренном ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 №253 (п.7 Приложения №1), если иные сроки оплаты не предусмотрены дополнительными соглашениями сторон к договору. Перечисление денежных средств, полученных в качестве оплаты коммунальных услуг, производится исполнителем на расчетный счет теплоснабжающей организации не реже, чем 1 раз в пять рабочих дней и в последний рабочий день месяца, следующего за расчетным.

Во исполнение договорных обязательств ПАО «Т Плюс» в июле 2019 года поставило потребителю тепловую энергию и теплоноситель и выставило к оплате счет-фактуру от 31.07.2019 №7600535881/7200 на сумму 2.361.951 руб. 35 коп. (т.1, л.д.51).

Поскольку в установленный договором срок потребитель оплату не произвел, ПАО «Т Плюс» направило ему претензию от 19.08.2019 №71100-02-16725 с просьбой погасить задолженность (т.1, л.д.15-16).

ООО «УК ЖКХ г.Тольятти» претензию не исполнило, в связи с чем ПАО «Т Плюс» обратилось в суд с настоящим иском.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ООО «УК ЖКХ г.Тольятти» указывает на то, что стоимость коммунального ресурса за июль 2019 года составила 2.350.783 руб. 41 коп. и она оплачена ответчиком в полном объеме (п/поручение №1756 от 12.11.2019г.).

В силу ст.ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правила, предусмотренные ст.539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п.1 ст.548 ГК РФ).

П.4 ст.421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.422 ГК РФ).

В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пп.10 п.1 ст.4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)). В этом случае в силу прямого указания п.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.

Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон №190-ФЗ) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных данным законом, в порядке, установленном ст.15 данного закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения ст.23.8 данного закона.

Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (ч.1 ст.15 Закона №190-ФЗ).

Частями 1 и 2 ст.13 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ) предусмотрено, что по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.

Согласно п.1.2 договора потребитель (ООО «УК ЖКХ г.Тольятти») является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и жилых домов, указанных в приложении №3 к договору, и приобретает тепловую энергию и горячую воду в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в этих домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.

Исходя из ст.4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу прямого указания п.13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354; далее - Правила №354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом данных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию -исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами -пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжаюших организаций, минуя посредничество управляющей организации. Причем данный подход в равной мере относится как к внутриквартирному потреблению соответствующих коммунальных ресурсов, так и потреблению этих ресурсов на общедомовые нужды (Определение Верховного суда РФ от 08.08.2016 №305 -ЭС16-4138, Определение Верховного суда РФ от 18.08.2016 по делу №А40-39666/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.11.2016 по делу №А55-26590/2015).

Согласно ч.5 ст.9 Закона №190-ФЗ тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

В соответствии с п.87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075) двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

П.88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406) предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

Разделом VII Приложения 2 к Правилам №354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

В соответствии с п.26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi11 - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение (Qi^11) в формуле 24 того же приложения.

Таким образом, в силу Правил №354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.

Указанный порядок не противоречит положениям жилищного законодательства, предусматривающим определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающим применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi11 и Qi0^ служит для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Изложенная правовая позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (Определения от 15.08.2017 №305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 №305-ЭС17- 15601), содержится в п.27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №5 (утв.Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).

Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления (постановленное Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2020 по делу №А55-24711/2019).

Образовавшаяся разница в рамках осуществления ПАО «Т Плюс» и ООО «УК ЖКХ г.Тольятти» взаимных расчетов в части определения размера тепловой энергии, используемой на подогрев воды, является ничем иным как непринятыми объемами.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на то, что ПАО «Т Плюс» вопреки требованиям ст.65 АПК РФ расчет ответчика не опровергло допустимыми и достаточными доказательствами.

Доводы ПАО «Т Плюс» о недопустимости расчета объемов коммунальных ресурсов, используемых для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме, по нормативам (Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 №121 «Об установлении нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, о внесении изменений в отдельные приказы министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и признании утратившими силу отдельных приказов министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области»), отличным от нормативов для индивидуального потребления (Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 №119 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях»), судом первой инстанции были отклонены.

Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено несоответствие выводов в нем изложенных, обстоятельствам дела, что в силу п.3) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.

Доводы, как истца, так и ответчика о причинах разногласий в оплате за потребленную тепловую энергию заключаются в том, что ответчиком не признаются объемы коммунального ресурса, потребляемого на содержание общего имущества в многоквартирных домах.

Стороны не имеют разногласий по порядку определения объемов коммунального ресурса, потребляемого собственниками в жилых и нежилых помещениях ни по суммам, ни по объемам. Ответчик признает в этой части акты выставляемые истцом и оплачивает их. Такая позиция указана в частности в отзыве ООО «УК ЖКХ г.Тольятти» от 01 апреля 2021 года.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию регулируются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 (далее также - Правила № 306).

В силу п. 24 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС.

Так, приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 г. № 119, на который ссылается истец, установлены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (Гкал на 1 куб.м).

Одновременно, приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 г. № 121, на который ссылается ответчик, установлены нормативы:

потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (куб.м., в месяц на 1 кв.м., общей площади помещений ОДИ);

потребления тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Гкал в месяц на подогрев 1 куб.м., воды на 1 кв.м.).

Разделом VII Приложения 2 к Правилам № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

В соответствии с п. 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23.

Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение.

Согласно п. 27 Приложения № 2 к Правилам № 354, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24.

При расчете объема тепловой энергии, не подлежит применению норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества, установленный приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 г. № 121, поскольку в формуле 24 Привил № 354, предусмотрено применение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, единица измерения которого - Гкал на 1 куб.м, как установлено приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 г. № 119.

Согласно п. 2 Правил № 306 норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг. Указанный норматив применяется исключительно в случаях, установленных Правилами № 354.

Пункт 27 (формула 24) Правил № 354 не предполагает применение норматива расхода тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества в МКД.

При определении объема (количества) тепловой энергии, использованной на подогрев воды для начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, в случае установления двухкомпонентных тарифов, используется утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, при исчислении задолженности по оплате тепловой энергии, образовавшейся за ответчиком в спорный период, не подлежит применению норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, имеющего единицу измерения - Гкал на 1 куб.м на 1 кв.м площади мест общего пользования, а подлежит применению норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который определяется согласно п. 27 (формула 24) Правил № 354.

Правовая позиция, сформированная ВС РФ при рассмотрении дел и изложенная в определении от 15.08.2017 г. № 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 г. № 305-ЭС17-15601, в п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 5 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 27.12.2017 г., определении ВС РФ от 25.04.2018 г. № 305-ЭС17-22548 по делу № А41-19007/2017 исходит из того, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома.

При этом, не указано, что объем теплоносителя, измеряемый в м.куб. не должен приниматься к расчету, который показал общедомовой прибор учета.

Более того, в соответствии с п. 42 Правил № 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с п. 43 Правил.

В данном случае, между сторонами заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды для целей оказания коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды.

Как было указано выше, разногласия сторон возникли в определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды и в объеме теплоносителя (м.куб.) для целей оказания коммунальных услуг на ГВС.

Позиция истца заключается в применении норматива расхода на подогрев, установленного приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 г. № 119 (Гкал 1 куб.м) независимо от того, на какие нужды расходуется тепловая энергия - индивидуальное потребление ГВС или потребление на ГВС в целях содержания мест общего пользования. А позиция ответчика - в применении Приказа министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 г. № 121.

Также ответчик расчетным методом, не предусмотренным действующим законодательством производит расчет объема тепловой энергии и теплоносителя на содержание места общего пользования, а именно умножает площадь мест общего пользования на отдельно установленный норматив расхода воды, измеряемый в единицах Гкал на 1 м.куб. на 1 кв.м., установленный приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области № 121 от 16.05.2017 г. и не применяет расчет по формуле № 24 Правил № 354, а также не использует в расчетах норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 г. № 119 (измеряется в единицах: Гкал на 1 куб.м.).

Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, стороны при определении объемов тепловой энергии на подогрев воды, в том числе в целях содержания общедомового имущества в расчетах с потребителем должны применять Приказ министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 г. № 119.

Так, в силу п. 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, норматив потребления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя: из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении; из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС.

В п. 24(1) Приложения 1 к Правилам № 306 приведена формула № 23.1 расчета норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС (Гкал на 1 куб.м.), при применении расчетного метода.

Наличие дополнительной формулы расчета норматива расхода тепловой энергии, используемой, на подогрев воды исключительно в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила № 306 не содержат.

При этом, предусмотренная Правилами № 306 форма для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества (таблица 2 приложения № 2) также не предполагает установления отдельного (дополнительного) норматива на подогрев (рассчитанного исходя из кв.м площади общего имущества).

В указанной форме в кубических метрах в месяц на кв. метр общей площади измеряется только норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД и ничего не говорится о нормативе расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД.

Аналогичный вывод сделан в постановлениях АС Поволжского округа от 08 декабря 2020г. по делу № А55-30829/2019, от 26 марта 2021 года по делу А55-4820/2020 (споры рассматривались между теми же сторонами, в рамках того же самого договора энергоснабжения №35378к).

Также из правоприменительной позиции, приведенной в Постановлениях АС Поволжского округа от 19.11.2020г. по делу № А55-37487/2019, от 08.12.2020 № А55-30829/2019 следует, что согласно пункту 27 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения, предоставляемую на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется по формуле 24:

Piодн = Viодн x Tхв +Qiодн x Tт/э, в которой

Qiодн - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется как произведение Viодн и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Разногласия сторон в настоящем деле сводятся к тому, как определять объем ресурса и какой из утвержденных в Самарской области нормативов следует применять - норматив расхода г/кал на подогрев кубометра воды, установленный приказом от 16.05.2017 N 119 (позиция истца), или норматив потребления тепловой энергии, используемой на подогрев воды, установленный от 16.05.2017 N 121 в единицах измерения Гкал в месяц на подогрев 1 куб. м воды на 1 кв. м (позиция ответчика).

Как следует из самой вышеприведенной формулы, законодатель исходит из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, учитывая, что горячая вода поставляется в многоквартирные дома, в приведенной схеме горячего водоснабжения, как единый коммунальный ресурс в целях предоставления единой коммунальной услуги - ГВС, вне зависимости от места ее потребления - в индивидуальных жилых помещениях, или в помещениях, относящихся к общему имуществу.

С указанной точки зрения, применение норматива расхода в целях содержания только общего имущества не имеет нормативно-правового обоснования.

В пункте 24.1 Приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, приведена формула N 23.1 расчета спорного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги на ГВС, а именно в единицах измерения Гкал на куб. м.

Изложенное следует и из таблицы 2 Приложения № 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, а также из пункта 26 раздела VII Приложения 2 к Правилам № 354.

Таким образом, применение отдельного норматива потребления – а не норматива расхода - для целей ОДН Правилами № 306, а также пунктом 27 Приложения № 2 к Правилам № 354 не предусмотрено.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе являются правомерными, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене, с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении заявленных требований.

Из расчета ПАО «Т Плюс» следует, что сумма задолженности составляет 11.167 руб. 94 коп., однако в заявлении об уточнении размера исковых требований истец указал задолженность в сумме 11.187 руб. 94 коп. (т.1, л.д.74-75). Предъявление к взысканию задолженности в сумме 20 руб. (11 187,94 - 11 167,94) истец не обосновал, документы, подтверждающие эту задолженность, не представил, соответственно в этой части в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Первоначальные исковые требования составляли сумму 2.361.951 руб. 35 коп. Уменьшение цены иска до суммы 11.187 руб. 94 коп. имело место после оплаты большей части задолженности ответчиком (п/поручение №1756 от 12.11.2019г.) в то время, когда настоящее дело уже рассматривалось в суде первой инстанции.

С учетом изложенного, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение как искового заявления, так и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на ответчика по делу.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2020  года по делу №А55-34523/2019 отменить. Принять новый судебный акт.

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с  общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ г. Тольятти" в пользу публичного акционерного общества «Т-Плюс» 11.167 руб. 94 коп. – задолженность за поставленную тепловую энергию, а также 37.810 руб. – возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                               С.Ю. Николаева

                                                                                                                          В.А. Корастелев