ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2021 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ИП ФИО1
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2021 года по делу №А55-35727/2020 (судья Кулешова Л.В.)
по заявлению Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области
к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
ИП ФИО1
о признании незаконным ненормативного акта,
в судебное заседание явились:
от Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – ФИО2, доверенность от 02.07.2021,
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - ответчик) с заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 24.02.2016 № 971 «Об утверждении схемы расположения земельного участка» и обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области отменить распоряжение администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 24.02.2016 № 971 «Об утверждении схемы расположения земельного участка» в срок, не превышающий 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
При этом заявитель указал, что оспариваемое распоряжение Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 24.02.2016 № 971 противоречит генеральному плану сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области и приводит к невозможности использования дороги, подъездных путей к дому на ул. Мира, участок 1, д. 2, а также проезда остальных жильцов к своим домам и проезда специальной техники. Кроме того, оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы сельского поселения Васильевка, которые выражаются в невозможности исполнения вопросов местного значения поселения, а именно владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, в связи с тем, что доступ к водопроводным сетям ограничен, а также установлены ограничения в организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ИП ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы отмечает, что заявление Администрации с.п. Васильевка м.р. Ставропольский было направлено в суд со значительным пропуском срока исковой давности, а арбитражный суд сделал неверный вывод в части периода, когда этот срок начал течь. При этом наличие короновирусных ограничений не может являться надлежащим основанием для восстановления пропущенного срока.
Податель жалобы считает, что избранный способ защиты не восстановит (в случае их нарушения) прав заявителя.
От Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 10 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав представителя Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 24 февраля 2016 года Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области было вынесено распоряжение № 971 «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
Указанным распоряжением утверждены границы образуемого земельного участка с кадастровым номером 63:32:1405009:5082, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Васильевка, <...> участок 63, площадью 329 кв.м. (т. 1 л.д. 13).
Заявитель считает, что распоряжение Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 24.02.2016 № 971 противоречит генеральному плану сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области и приводит к невозможности использования дороги, подъездных путей к дому на ул. Мира, участок 1, д. 2, а также проезда остальных жильцов к своим домам и проезда специальной техники. Кроме того, оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы сельского поселения Васильевка, которые выражаются в невозможности исполнения вопросов местного значения поселения, а именно владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, в связи с тем, что доступ к водопроводным сетям ограничен, а также установлены ограничения в организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Материалами дела установлено, что распоряжением Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 07.10.2015 г. № 230 на основании обращения ФИО3 спорному земельному участку, как предполагаемому к выделению, был присвоен почтовый адрес: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Васильевка, <...> участок 63 (т. 1 л.д. 15).
При этом расположение земельного участка с номером № 63 предполагалось с учетом материалов инвентаризации сельского поселения Васильевка от 1999 года и Генерального плана сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного решением собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 16.12.2013 № 104, чтобы не создавать препятствия жителям села и иным лицам в беспрепятственном пользовании землями общего пользования и объектами коммунальной инфраструктуры, в том числе имеющегося прохода параллельно улице Мира и централизованного водопровода ( т 1 л.д. 39, 49-56).
Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области 24 февраля 2016 года было вынесено распоряжение № 971 «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
Указанным распоряжением утверждены границы, координаты образуемого земельного, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Васильевка, <...> участок 63, площадью 329 кв.м. (т. 1 л.д. 13,14).
Согласно ч. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4,6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, а также образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Суд первой инстанции верно указал на подтвержденность материалами дела доводов заявителя о том, что в нарушение названных требований земельного законодательства образованный оспариваемым распоряжением земельный участок полностью преграждает проезд к жилой застройке поселения Васильевка и исключает доступ к сетям водоснабжения и водоотведения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции исследованы материалы кадастрового дела, согласно которым при составлении межевого плана кадастровым инженером были использованы кадастровый план территории, схема от 07.10.2015 главы администрации сельского поселения Васильевка, распоряжение администрации сельского поселения Васильевка о присвоении адреса от 07.10.2015, распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка № 971 от 24.02.2016 администрации муниципального района Ставропольский (диск. Т. 2 л.д. 32).
При этом на схеме главы администрации сельского поселения Васильевка участок №63 не граничит с другими земельными участками, с одной стороны расположена улица 3 -1 проезд, с другой улица Мира. (копия т. 1 л.д. 39).
Судом первой инстанции верно учтено, что на схеме, являющейся приложением к распоряжению администрации муниципального района Ставропольский от 24.02.2-16 № 971, образуемый земельный участок расположен на дороге, обозначенной на схеме администрации сельского поселения Васильевка как улица Мира, граничит с соседним участком, распложенным по ул. 3-й проезд. (копия т. 1 л.д.14). На схеме геодезических построений образуемый земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером 63:32:1405009:5022.
Судом первой инстанции определено при этом, что при установлении границ и определении координат образуемого участка Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области не приняты во внимание материалы инвентаризации земель сельского поселения Васильевка от 09.12.1999, генеральный план сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного решением собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 16.12.2013 № 104.
Следствием указанных нарушений явилось невозможность использования неограниченным кругом лиц проезжей дорогой, обеспечивающей доступ к жилым домам, возникновение угрозы причинения ущерба здоровью и имуществу жителям села Васильевка в связи с созданием препятствий для проезда машин скорой помощи, МЧС и т.д. Кроме того, под участком проходит трубопровод холодного водоснабжения, который обеспечивает потребности жителей села.
В обжалуемом решении правильно указано на то, что согласно данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 63:32:1405009:5082 граничит с участком с кадастровым номером последние цифры: 5022, с другой стороны находится улица 3-й проезд и через участок проходит дорога с выездом на ул. Мира ( т 1 л.д. 76).
Впоследствии 14 августа 2017 года между Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области и ФИО1, по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:32:1405009:5082, площадью 329 кв.м., категория Земли населенных пунктов был заключен договор аренды с победителем аукциона ФИО1.
22 июля 2020 года отделом строительства и реконструкции управления строительства и ЖКХ Администрации муниципального района Ставропольский было выдано разрешение на строительство от 22.07.2020 № 63522304-37-2020 ФИО1, с учетом выполнения работ по переносу сетей водоснабжения и водоотведения (т. 1 л.д. 61 -66).
01 августа 2020 года ФИО1 выполнил работы по строительству на вышеуказанном земельном участке, а именно, залил фундамент под здание размером 108,6 кв.м.
13 августа 2020 года ФИО1 зарегистрировал право собственности на незавершенный объект недвижимости, площадью 108,6 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Васильевка, <...> участок 63, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.08.2020 года (т.1 л.д. 67).
В администрацию сельского поселения Васильевка 06.08.2020 поступило коллективное обращение граждан о том, что земельный участок выделен прямо на проезжей части улицы, что создает препятствия для проезда жителей к своим домам, в метре от строящегося объекта недвижимости расположен пожарный гидрант, к которому из близости строения не может подъехать пожарная машина, под объектом незавершенного строительства расположена централизованная водопроводная труба объект незавершенного строительства полностью преграждает проезд к жилой застройке поселения Васильевка и исключает доступ к сетям водоснабжения и водоотведения, с приложением фотоматериалов. (т. 1 л.д. 70-83).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что совокупность представленных в материалы дела доказательств, свидетельствует о том, что распоряжение Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 24.02.2016 № 971 «Об утверждении схемы расположения земельного участка» принято с нарушением требований земельного законодательства, Генерального плана сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного решением собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 16.12.2013 № 104 и нарушает права и законные интересы заявителя, как органа местного самоуправления, а также жителей сельского поселения Васильевка.
В ходе рассмотрения дела заявителем было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, установленного ст. 198 АПК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Таким образом, установленный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Администраций сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области было заявлено ходатайство о восстановлении срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В обоснование ходатайства о восстановлении срока, заявитель указал, что в соответствии с соглашением № 3 от 11.12.2014 Администраций сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» переданы части полномочий администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, в том числе по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности ( т. 1 л.д.20-48).
О принятии оспариваемого постановления и формирования спорного земельного участка в определенных границах, не соответствующих границам, определенным в схеме от 07.10.2015 главы администрации сельского поселения Васильевка к распоряжению администрации сельского поселения Васильевка о присвоении адреса от 07.10.2015, заявителю стало известно из жалоб граждан и в ходе процедуры установления публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок с кадастровым номером 63:32:1405009:5082, который установлен постановлением от 07 августа 2020 года № 67.
16 декабря 2020 года администрацией сельского поселения Васильевка было направлено заявление в Арбитражный суд Самарской области о признании недействительным ненормативного правового акта - распоряжения администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 24 февраля 2016 № 971 «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
В обжалуемом решении верно отмечено, что срок подачи заявления был пропущен администрацией сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области по не зависящим от администрации причинам.
Пунктом 1 Постановления Губернатора Самарской области от 16.03.2020 №39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» введен на территории Самарской области для органов управления и сил территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций режим повышенной готовности. Постановлением Главы муниципального района Ставропольский Самарской области от 19.03.2020 №996 «О мерах, направленных на предупреждение завоза и распространения короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» с внесенными изменениями Постановлением от 06.05.2020 № 1330 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 19.03.2020 №996 «О мерах, направленных на предупреждение завоза и распространения короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» ограничено проведение на территории муниципального района Ставропольский Самарской области массовых мероприятий до особого распоряжения.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что работа сотрудников администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, в силу изложенного, по настоящее время ограничена, что с учетом всех обстоятельств дела повлекло правомерный вывод суда первой инстанции о возможности восстановления процессуального срока (т. 2 л.д. 22-24).
Принимая во внимание указанное выше и незначительный период пропуска срока, суд первой инстанции по праву посчитал, что причины пропуска срока, указанные в ходатайстве, следует расценить как уважительные и обоснованно восстановил пропущенный заявителем срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
С учетом изложенного выше суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о том, что избранный способ защиты не восстановит (в случае их нарушения) прав заявителя, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку суд на основании норм действующего законодательства пришел к правильному выводу, что заявителем избран надлежащий способ защиты нарушенного права, верно восстановил пропущенный срок подачи заявления, приняв по существу спора законное и обоснованной решение.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность либо опровергли бы выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
РешениеАрбитражного суда Самарской области от 10 июня 2021 года по делу №А55-35727/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий В.А. Корастелев
Судьи И.С. Драгоценнова
Е.Г. Попова