ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-362/2022 от 08.06.2022 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

08 июня 2022 года                                                                                 Дело №А55-362/2022

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Буртасовой О.И., без вызова сторон,

            рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2022 года, принятое путем подписания судьей резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 20.04.2022) по делу №А55-362/2022 (судья Шаруева Н.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,

            по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО № ТКО-18475 от 22.04.2020 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 32 013 руб. 84 коп.,

УСТАНОВИЛ:

            Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» (истец), обратилось в арбитражный суд с иском к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ответчик), о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО № ТКО - 18475 от 22.04.2020 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 32 013 руб. 84 коп.

            Определением арбитражного суда от 14.01.2022 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

            Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2022 года, принятым путем подписания судьей резолютивной части, ходатайство общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства оставлено без удовлетворения. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по договору на оказание услуг по обращению с ТКО № ТКО - 18475 от 22.04.2020 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 32013 руб. 84 коп., а так же расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб. 00 коп.

            Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2022 года по делу А55-362/2022 отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

            В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.

            В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылался на то, что является индивидуальным предпринимателем и осуществляет торговлю штучными детскими товарами в магазине «Фортуна» по адресу: Самарская область, Клявлинский район, ст. Клявлино, ул. Кооперативная, д. 70А. Твердые коммунальные отходы (ТКО) от деятельности не образуются. Договор между сторонами по делу на оказание услуг по обращению с ТКО не заключался, никаких услуг с 01.01.2019 по 31.12.2019 по приему ТКО, обеспечению их сбора, транспортированию, обработки, обезвреживанию, захоронению истец фактически не оказывал.

            Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии жалобы к производству и необходимости предоставления отзыва в установленный судом срок 25.05.2022, а также о том, что постановление будет принято судьей единолично без вызова сторон и без проведения судебного заседания в двухмесячный срок со дня поступления жалобы в суд апелляционной инстанции путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru.

            От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции по делу №А55-362/2022 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

            С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.

            Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главной 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам конкурсного отбора и впоследствии на основании заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на всей территории Самарской области от 01.11.2018 истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.

С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется региональным оператором.

Обязанность заключения потребителями с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО и оплаты соответствующих услуг предусмотрена статьями 24.6 и 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156.

Между истцом и ответчиком заключен договор №ТКО - 18475 от 22.04.2020 на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с п. 1 которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ответчик (потребитель) обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в установленном законом порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте регионального оператора и уполномоченного органа исполнительной власти.

   В соответствии с п. 6 договора потребитель обязан ежемесячно в полном объеме оплачивать услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.

   При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.

   В силу ст. 425 Гражданского кодекса Российской федерации условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим до даты заключения типового договора, то есть распространяют свое действие с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю, а именно с 01.01.2019.

   Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).

   В соответствии с п. 12 договора стороны договорились производить учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.

   Истец ссылался на оказание ответчику с 01.01.2019 услуг по приему ТКО ответчика, их сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, захоронению, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО (КГО), расположенного по адресу согласно приложения №1 к договору.

По итогам оказания услуг истцом потребителю были выставлены следующие универсальные передаточные документы: УПД (КУ05-003414 от 19.05.2021).

   В связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате оказанных Региональным оператором услуг по Договору за период с января 2019 года по декабрь 2019 года образовалась задолженность в размере 32 013 руб. 84 коп.

Претензия истца N ЭСР-63412/21 от 13.09.2021 с требованием оплаты образовавшейся задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения.

   В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

   В соответствии с пп."в" п. 8 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в том числе в зданиях, строениях, нежилых помещениях - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, нежилыми помещениями на законных основаниях.

   Согласно п. 8 (4) Постановления Правительства Российской Федерации N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

   В соответствии с п. 8 (8) Постановления Правительства Российской Федерации N 1156 региональным оператором был подготовлен проект договора, который был получен потребителем 22.02.2019.

   Согласно п. 8 (11) Постановления Правительства Российской Федерации N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписант указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).

   Согласно 8 (15) Постановления Правительства Российской Федерации N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.

   Таким образом, договор №ТКО - 18475 от 22.04.2020 считается заключенным на условиях типового договора.

   Суд первой инстанции обосновано исходил из того, что с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов на территории Самарской области осуществляется только региональным оператором в результате присвоения ему статуса единственного регионального оператора на территории Самарской области. Таким образом, с 01.01.2019 истцом производится фактическое исполнение договора, следовательно, к правоотношениям сторон применимо правило ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, что не противоречит действующему законодательству.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 505) расчеты с собственниками ТКО осуществляются в соответствии с пп. "а" п. 5 указанных Правил, который предусматривает коммерческий учет расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ЖО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ЖО, установленных накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

В соответствии с абз. 2 пл. "а" п. 5, п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации N 505, п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", принимая во внимание п. 8.1. "Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области", утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2019 г. N 449 (далее - Постановление Правительства Самарской области N 449), в целях расчетов с собственниками ТКО (потребителями) коммерческий учет ТКО осуществляется Региональным оператором расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО при наличии у потребителя собственной контейнерной площадки, отвечающей требованиям законодательства РФ к организации мест накопления ТКО, расположение которой определено Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, и в отношении которой в реестре мест накопления ТКО муниципального образования однозначно определены и образования ТКО.

   Сведения о наличии у ответчика контейнерной площадки истцу не представлены.

   В случае отсутствия у потребителя собственной контейнерной площадки, отвечающей требованиям законодательства Российской Федерации к организации мест накопления ТКО, расположение которой определено Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, в целях расчетов с собственниками ТКО (потребителями) коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии с абз. 3 пп. "а" п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 505.

   В соответствии с п. 12. договора стороны договорились производить учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ЖО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 505, расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.

   По смыслу пл. 2.1 Постановления Правительства Самарской области N 449, учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность потребителя осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКС) (контейнерных площадках) в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу потребитель не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.

   Кроме того, в случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО), потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах их накопления, включенных в территориальную схему.

   При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку региональным оператором обслуживаются общедоступные контейнерные площадки, а у потребителя имеется обязанность складировать ТКО в местах накопления ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, потребитель имел возможность получать услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к его территории контейнерной площадки, расположенной в месте общего пользования и внесенной в установленном законом порядке в Территориальную схему Самарской области.

   Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на неоказание услуг истцом также подлежат отклонению ввиду следующего.

   Единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1156.

   Ответчиком соответствующие акты за период с января 2019 года по декабрь 2019 года в материалы дела не представлены. Равным образом ответчиком не были представлены доказательства оказания услуг по обращению с ТКО иным лицом способами, отвечающими действующему санитарному законодательству.

   В соответствии с  ч. 1 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

   В силу ч. 1 ст. 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства является прерогативой суда.

   Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором оказания услуг.

   Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги. В силу ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

   На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба не содержит доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, доводы жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.

   В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Самарской области от 10.12.2020 является законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2022 года, принятое путем подписания судьей резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 20.04.2022) по делу №А55-362/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

   По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Судья                                                                                                            О.И. Буртасова