ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-3722/17 от 03.07.2017 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

июля 2017 года                                                                                     Дело №А55-3722/2017

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семушкина В.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оптик Лайн» на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2017 по делу №А55-3722/2017 (судья Гордеева С.Д.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, г.Самара, к обществу с ограниченной ответственностью «Оптик Лайн» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Самарская область, Ставропольский район, с.Подстепки,

о привлечении к административной ответственности,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Оптик Лайн» (далее - ООО «Оптик Лайн», общество) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 18.04.2017 по делу №А55-3722/2017, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Самарской области привлек общество к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

ООО «Оптик Лайн» в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.

Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в возражениях на нее.

 В соответствии с ч.1 ст.272.1 АПК РФ дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, административный орган установил факт нарушения ООО «Оптик Лайн» требований п.1 и 5 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее - Закон №126-ФЗ), пп.«а» п.26 Правил оказания телематических услуг связи (утв.Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 №575; далее - Правила №575) и п.5 лицензионных требований лицензии от 15.12.2015 №136786, в связи с чем составил протокол от 14.02.2017 №АП-63/3/201 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление административного органа, обоснованно исходил из следующего.

ООО «Оптик Лайн» (оператор связи) осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг связи на основании лицензии от 15.12.2015 №136786 (срок действия - до 15.12.2020).

В целях оказании услуг связи ООО «Оптик Лайн» в соответствии с п.4 лицензионных требований и п.4 главы 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии (утв.Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87), обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю, в том числе:

а)   доступ к сети связи лицензиата;

б)   доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети «Интернет»;

в)   прием и передачу телематических электронных сообщений.

Согласно п.5 ст.46 Закона №126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ), а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных ст.ст.15.1-15.4 Закона №149-ФЗ требований.

Ч.1 ст.15.1 Закона №149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

Реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения Реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (далее - Правила №1101), п.13 которых предусмотрено, что перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.

В течение суток с момента включения в Реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» (п.10 ст.15.1 Закона №149-ФЗ).

Согласно п.3 ст.15.3 Закона №149-ФЗ после получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Авторизация для использования указанного web-сервиса осуществляется с применением квалифицированной электронной подписи, выданной любым удостоверяющим центром, из числа аккредитованных Минкомсвязи России.

С 30.11.2012 ООО «Оптик Лайн» авторизовано для использования указанного web-сервиса, следовательно, обязано осуществлять ежедневную выгрузку информации из Реестра в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном п.13 Правил №1101.

ООО «Оптик Лайн» не получает сведения на web-сервисе Единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что подтверждается выпиской из Реестра ЕИС с запросами по дням для ООО «Оптик Лайн».

В ходе проведения 05.02.2017 проверки блокировки запрещенного ресурса в сети «Интернет» филиал ФГУП «Радиочастотный центр Центрального федерального округа» в Приволжском федеральном округе выявил, что на сети связи ООО «Оптик Лайн» не произведено ограничение доступа к информации, распространение которой на территории РФ запрещено. Проверка блокировки запрещенного ресурса проводилась с использованием программного технического средства контроля, имеющего сертификат соответствия (регистрационный номер ОС-1-СУ-0496, срок действия - с 05.10.2016 до 05.10.2019).

Перечень информационных ресурсов, доступ к которым не был ограничен во время мониторинга, приведен в протоколе мониторинга от 06.02.2017 №63/234.

В силу п.1 ст.46 Закона №126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно пп.«а» п.26 Правил №575 оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данными Правилами, лицензией и договором.

П.5 лицензионных требований на ООО «Оптик Лайн» также возложена обязанность оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Оптик Лайн» указанная обязанность в данном случае не исполнена.

Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований, за нарушение которых ч.3 ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, общество не представило.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и наличии вины общества в его совершении.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не дал оценку несоответствию указанного в протоколе от 14.02.2017 №АП-63/3/201 об административном правонарушении «программного агента «Ревизор», использованного Управлением для мониторинга сети электросвязи оператора, и «аппаратно-программного Агента АС «Ревизор», на который представлен сертификат соответствия, суд апелляционной инстанции отклоняет.

В протоколе от 14.02.2017 №АП-63/3/201 об административном правонарушении указание на «программный агент «Ревизор» отсутствует.

Из протокола от 14.02.2017 №АП-63/3/201 об административном правонарушении и акта мониторинга филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ПФО от 06.02.2017 №63/23 следует, что  мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проведен с использованием оборудования: автоматизированная система контроля за соблюдением операторами связи требований, установленных ст.ст.15.1-15.6 Закона №149-ФЗ (АС «Ревизор», сертификат соответствия ОС-1-СУ-0496, срок действия - с 05.10.2016 до 05.10.2019), результаты которого фиксируются в актах и протоколах мониторинга, являются показаниями специальных технических средств и в силу ст.26.2 КоАП РФ могут использоваться как доказательства по делу об административном правонарушении.

Материалами дела подтверждается, что протокол составлен уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, наказание назначено судом первой инстанции в виде предупреждения, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2017 года по делу №А55-3722/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                      В.С. Семушкин