ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
октября 2022 года Дело №А55-37409/2021
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2022 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.10.2022 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат «ЛАДА» на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2022 по делу №А55-37409/2021 (судья Лукин А.Г.), возбужденному по исковому заявлению акционерного общества «ТЕВИС» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Тольятти Самарской области, к обществу с ограниченной ответственностью мясокомбинат «ЛАДА» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Тольятти Самарской области, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью «Автоград-Водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Тольятти Самарской области,
о понуждении к заключению договора,
в судебном заседании приняли участие:
от АО «ТЕВИС» - ФИО1 (доверенность от 21.01.2022),
от иных лиц - не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «ТЕВИС» (далее - АО «ТЕВИС») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о понуждении общества с ограниченной ответственностью мясокомбината «ЛАДА» (далее - ООО мясокомбинат «ЛАДА») заключить договор о подключении к централизованной системе водоотведения в редакции оферты договора от 02.11.2020 №293/с-20Т, направленной в ООО мясокомбинат «ЛАДА» письмом от 11.11.2020 №14/12081.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Автоград-Водоканал» (далее - ООО «Автоград-Водоканал»).
Решением от 06.04.2022 по делу №А55-37409/2021 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
ООО мясокомбинат «ЛАДА» в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
АО «ТЕВИС» и ООО «Автоград-Водоканал» апелляционную жалобу отклонили по мотивам, изложенным в отзывах на нее.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 производство по делу №А55-37409/2021 было приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Поволжского округа кассационной жалобы по делу №А55-37408/2021.
Определением от 26.09.2022 суд апелляционной инстанции назначил на 19.10.2022 судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу №А55-37409/2021 и по рассмотрению апелляционной жалобы по существу.
В судебном заседании 19.10.2022 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд протокольным определением возобновил производство по делу №А55-37409/2021.
ООО мясокомбинат «ЛАДА» ходатайствовало о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (акты оказанных услуг за январь-июль 2022 года, таблица потребления воды, акт от 07.02.2022 о выявлении порыва трубы в сети водопотребления).
Суд апелляционной инстанции в удовлетворении указанного ходатайства отказал в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ч.2 ст.268 АПК РФ. Невозможность представления доказательств в суд первой инстанции общество не обосновало; кроме того, акты за апрель-июль 2022 года и таблица потребления составлены после принятия обжалуемого решения и, соответственно, не могли быть предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Акт от 07.02.2022 составлен ООО мясокомбинатом «ЛАДА» в одностороннем порядке, без участия представителя АО «ТЕВИС», и сам по себе не является надлежащим доказательством порыва трубы в сети водопотребления.
Представитель АО «ТЕВИС» в судебном заседании апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах и дополнениях к отзыву, заслушав представителя АО «ТЕВИС» в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, АО «ТЕВИС» на основании постановления мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 04.04.2014 №1081-п/1 является гарантирующей организацией в сфере централизованного холодного водоснабжения и водоотведения на территории Автозаводского района г.Тольятти, эксплуатирует сети инженерно-технического обеспечения и осуществляет деятельность по подключению объектов капитального строительства заявителей к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения на основании заключенных договоров о подключении, по водоснабжению и водоотведению на основании заключенных договоров холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Между АО «ТЕВИС» (организация ВКХ) и ООО мясокомбинатом «ЛАДА» (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.06.2016 №2221в, в соответствии с которым организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и очистку.
Абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, и соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативу допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Абонент в соответствии с п.4.3.5 договора обязался соблюдать установленный договором режим потребления холодной (питьевой) воды и режим водоотведения.
Объем гарантированной подачи ресурса по водоснабжению и приема стоков (договорная нагрузка) в отношении двух объектов был определен в договоре в размере 161,3 куб.м/сут.
В ходе исполнения договора АО «ТЕВИС» выявило превышение потребления гарантированного объема холодной воды и сброса стоков (нагрузки) из системы холодного водоснабжения и водоотведения абонента.
АО «ТЕВИС» письмом от 27.06.2019 №37/6659 направило абоненту уведомление (предупреждение) о выявлении факта самовольного подключения и самовольного пользования системой холодного водоснабжения и водоотведением и о необходимости принятия мер по ограничению потребляемого объема до договорного либо обращения в АО «ТЕВИС» с заявлением о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения в связи с необходимостью увеличения подключаемой нагрузки.
В соответствии с п.88 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644; далее – Правила №644) при необходимости увеличения подключаемой нагрузки заявитель обращается в организацию ВКХ с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.
Деятельность по подключению включает в себя не только действия по строительству сетей инженерно-технического обеспечения существующих сетей гарантирующей организации до подключаемого объекта (врезка в сети), но и действия, направленные на обеспечение технической возможности подключения в целях увеличения пропускной способности уже существующих сетей путем их реконструкции, модернизации (увеличение мощности).
Необходимость соблюдения баланса пропускной способности централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории Автозаводского района г.Тольятти и объема потребления ресурса подключенных к централизованной системе объектов обусловлена отсутствием резерва мощности в централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения на территории Автозаводского района г.о.Тольятти, что подтверждается официальной отчетностью.
Информация об отсутствии резерва мощности и резерва пропускной способности магистральных сетей в централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения на территории Автозаводского района г.о.Тольятти публикуется АО «ТЕВИС» в соответствии со стандартами раскрытия информации на официальном сайте организации (tevis.ru/connect_water), в ФГИС «ЕИАС».
АО «ТЕВИС», как гарантирующая организация, обязано обеспечивать качественную поставку ресурса на ранее подключенные к централизованной системе водоснабжения и водоотведения объекты, при этом обязано принимать меры по выявлению фактов потребления недобросовестными абонентами ресурса в объеме, превышающем объем, гарантированный ранее заключенными договорами (в целях предупреждения снижения качества (объема) ресурса поставляемого ранее подключенным объектам).
ООО мясокомбинат «ЛАДА» каких-либо мер по ограничению, снижению потребления объема ресурса до договорного не предприняло.
При этом, ООО мясокомбинат «ЛАДА» направило в адрес АО «ТЕВИС» заявление от 05.07.2019 №0071, полученное адресатом 08.07.2019 (вх.№6285), на увеличение в связи с наращиванием объема производства подключаемой договорной нагрузки по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.06.2016 №2221в до 210 куб.м/сут., то есть с увеличением на 48,7 куб.м/сут., с распределением по точкам подключения: ООО мясокомбинат «ЛАДА»: ул.Вокзальная, 17 - 204 куб.м/сут.; АБК, ул.Вокзальная, 17 - 6 куб.м/сут.
По результатам рассмотрения данного заявления с заявленной дополнительной нагрузкой 48,7 куб.м/сут. (что более 10 куб.м/сут.), руководствуясь Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.09.2017 №299, АО «ТЕВИС» обратилось в Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области с заявлением об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО «ТЕВИС» объектов ООО мясокомбината «ЛАДА».
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 20.10.2020 №324 установлен индивидуальный размер платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства ООО мясокомбината «ЛАДА».
АО «ТЕВИС» направило в ООО мясокомбинат «ЛАДА» проект договора о подключении от 02.11.2020 №293/с-20Т, который получен адресатом 19.11.2020, однако не подписан; мотивированный отказ от подписания договора не заявлен. Между тем абонент продолжил потребление ресурса в завышенном по сравнению с договорным объеме.
Изложенное послужило основанием для обращения АО «ТЕВИС» с исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются нормами Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ), Правил №644, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (утв.Приказом ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э).
В соответствии с п.1-3 ст.18 Закона №416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Законом и Правилами №644.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном данным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу ч.13 ст.18 Закона №416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
На основании ч.15 ст.18 Закона №416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п.88 Правил №644 (здесь и далее в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде) заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение пяти рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию ВКХ, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию ВКХ с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию ВКХ с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.
В п.90 Правил №644 указано, что для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию ВКХ, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя, его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект (за исключением случаев направления заявления о подключении в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве), данные об общей подключаемой нагрузке.
Согласно п.91 Правил №644 организация ВКХ в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в п.90 данных Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений.
Организация ВКХ определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.
В силу п.94 Правил №644 в случае представления сведений и документов, указанных в п.90 данных Правил, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций ВКХ мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация ВКХ в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в п.90 данных Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
В соответствии с п.101 Правил №644 при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности (пропускной способности и сечения сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
При этом полномочия по установлению платы за подключение возложены на орган тарифного регулирования субъекта Российской Федерации.
На территории Самарской области в соответствии с п.7.2 Положения о Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области (утв.Постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 №582) установление платы за подключение к системам водоснабжения и водоотведения относится к предмету ведения и полномочиям Департамента.
В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки превышает предельный уровень нагрузки, то в соответствии с Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.09.2017 №299 «Об установлении для городского округа Тольятти предельного уровня нагрузки, при котором плата за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается индивидуально» для заявителя, обратившегося за подключением с нагрузкой 10 куб.м в сутки и более, тарифы на подключение устанавливаются органом регулирования тарифов индивидуально.
Материалами дела подтверждается и ООО мясокомбинатом «ЛАДА» не опровергнуто, что в ходе потребления ресурса абонентом допущено превышение предельного размера нагрузки более чем на 10 куб.м/сут.
В ходе реагирования на заявление ООО мясокомбината «ЛАДА» о заключении договора о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения объектов ООО мясокомбината «ЛАДА» и АБК по ул.Вокзальной, 17 с заявленной дополнительной нагрузкой 48,7 куб.м/сут. АО ТЕВИС» 14.08.2020 обратилось с заявлением в Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО «ТЕВИС» объектов заявителя (увеличение нагрузки потребления).
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 20.10.2020 №324 установлен индивидуальный размер платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства ООО мясокомбината «ЛАДА» и АБК на условиях запрашиваемой нагрузки.
Во исполнение п.104 Правил №644 организация ВКХ направила заявителю проект договора от 02.11.2020 о подключении (технологическом присоединении) с перечисленными условиями подключения (технологического присоединения).
Форма договора судом первой инстанции признана соответствующей установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» типовой форме договора.
Согласно п.105 Правил №644 проект договора о подключении (технологическом присоединении) должен быть подписан заявителем в течение 30 дней после его получения от организации ВКХ.
ООО мясокомбинат «ЛАДА» в установленный срок договор о подключении не подписало, а также не направило в адрес АО «ТЕВИС» мотивированный отказ от подписания договора, при этом продолжило осуществлять потребление ресурса в объеме, превышающем гарантированный по договору от 01.06.2016 №2221в.
Признавая ООО мясокомбинат «ЛАДА» обязанным соблюсти предусмотренную законом процедуру и заключить договор, суд первой инстанции установил факт увеличения, превышения на постоянной основе объемов потребления ресурса со стороны абонента, и учел, что правила о заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) являются императивными нормами и обязательны к исполнению сторонами; подключение, а также использование не предусмотренной договором нагрузки без наличия договора о подключении не является правомерным.
При этом, действующим законодательством не предусмотрен порядок подключения, в том числе увеличения подключаемой нагрузки, без заключения соответствующего договора о подключении.
Исходя из системного толкования п.86 и 88 Правил №644, заключение договора на подключение объекта капитального строительства к системам водоотведения необходимо не только при первоначальном подключении объекта к соответствующей системе, но и при необходимости увеличения подключаемой нагрузки.
Само по себе то обстоятельство, что пропускная способность труб объектов абонента позволяла осуществлять водоотведение в необходимом ему увеличенном объеме, не свидетельствует о том, что такое потребление с увеличением нагрузки допустимо в рамках договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.06.2016 №2221в без заключения договора о подключении с целью санкционированного увеличения необходимой мощности.
Доводы ООО мясокомбината «ЛАДА» о неподтверждении факта увеличения им нагрузки, а также о том, что объем водоотведения снизился до договорного, опровергаются материалами дела.
Более того, как верно указал суд первой инстанции, балансирование абонента на грани предельного потребления является недопустимым режимом функционирования. ООО мясокомбинат «ЛАДА» не одно подключено к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, работа на грани или с превышением предельной нагрузки негативно сказывается на остальных абонентах, поскольку система рассчитана на определенную нагрузку. Заключение рассматриваемого договора позволит снять излишнюю нагрузку с системы в целом.
При этом следует отметить, что, несмотря на свои возражения, ООО мясокомбинат «ЛАДА» заявку об увеличении подключаемой нагрузки не отозвало.
Довод ООО мясокомбината «ЛАДА» о том, что его заявка подлежала аннулированию на основании п.105 Правил №644, согласно которому в случае ненаправления заявителем в организацию ВКХ подписанного проекта договора о подключении (технологическом присоединении) либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (технологическом присоединении) заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении (технологическом присоединении), подлежит отклонению.
Аннулирование заявки на основании приведенной нормы производится организацией ВКХ в случае отсутствия обстоятельств, препятствующих такому аннулированию, тогда как в рассматриваемом случае АО «ТЕВИС» доказало значительное превышение абонентом договорных нагрузок.
Возражения ООО мясокомбината «ЛАДА» относительно определения стоимости подключения дополнительной нагрузки являются несостоятельными.
Установленный Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области индивидуальный размер платы за подключение рассчитан с учетом необходимости обеспечения дополнительной нагрузкой в объеме 48,7 куб.м/сут. Приказ Департамента от 20.10.2020 №324 в установленном законом порядке не оспаривался и недействительным не признавался.
Оснований для признания в рамках настоящего дела определенных к несению ООО мясокомбинатом «ЛАДА» затрат на выполнение работ по переподключению объектов капитального строительства экономически необоснованными и неправомерно учтенными Департаментом при определении индивидуального размера платы за подключение, не имеется.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, руководствуясь ст.426, 432, 438, 445 ГК РФ, п.13, 38, 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования АО «ТЕВИС».
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2022 по делу №А55-37408/2021 с участием тех же лиц.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО мясокомбинат «ЛАДА».
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06 апреля 2022 года по делу №А55-37409/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Н. Некрасова |
Судьи | А.Б. Корнилов О.П. Сорокина |