ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения,
не вступившего в законную силу
г. Самара Дело № А55-37574/2021
21.09.2022 11АП-12471/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2022
Полный текст постановления изготовлен 21.09.2022
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цветиковым П.А.,
с участием в судебном заседании:
от истца – ФИО1 по доверенности от 25.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сызраньэнергострой" на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2022 по делу № А55-37574/2021 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью "Сызраньэнергострой" (ОГРН <***>, ИНН <***>) об урегулировании разногласий при заключении договора,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сызраньэнергострой" с иском об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении договора №6/45 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Сызраньэнергострой» при станции Кашпир Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2022 разногласия урегулированы следующим образом:
Пункт 17 по тексту договора:
Расстояние, за которое начисляется сбор за подачу - уборку вагонов локомотивом «Перевозчика», принимается 1,14 км в оба конца, из них 0,75 км по путям «Перевозчика».
Пункт 18.2.по тексту договора:
«Владелец» обязуется своевременно и полностью оплачивать «Перевозчику»:
- плату за использование 1,812 км железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего «Перевозчику», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, предусмотренную Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов и определенную, в соответствии с Протоколом заседания правления ОАО «РЖД» от 29 декабря 2020 года №83 по тарифному плану «Безлимитный - Базовый» ежесуточно в размере 378,68 руб., без учета НДС.
Указанная договорная плата определяется в доле, исходя из совместно используемой развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД».
Тарифный план устанавливается на один календарный год, с возможностью последующего продления, а также изменения по согласованию «Сторон» в период действия договора.
По состоянию на 1 января ежегодно договорные ставки и порядок их применения будут пересмотрены, с учетом количества «Пользователей» железнодорожным путем необщего пользования, среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за предшествующий календарный год и изменений в нормативно-правовые документы регулирующие порядок определения платы.
При изменении ставки платы «Перевозчик» направляет «Владельцу» письменное уведомление.
Новая договорная плата применяется с даты, указанной в уведомлении, которое является неотъемлемой частью настоящего договора.
Пункт 21.1.1.по тексту договора:
Для соблюдения требований безопасности движения на железнодорожном пути необщего пользования «Владелец» в кратчайшие сроки обязуется:
- согласно требованиям телеграммы от 29.07.2019 г. №ИСХ.-18355/ЦФТО руководству ООО «Сызраньэнергострой» совместно с уполномоченными представителями ОАО «РЖД» рассмотреть возможность оснащения места примыкания пути необщего пользования устройством, исключающим самопроизвольный выход подвижного состава на пути общего пользования, с последующем внесением изменений в техническую документацию на железнодорожный путь необщего пользования (технический паспорт и инструкцию);
- оборудовать место хранения тормозных башмаков, провести их нумерацию и клеймения согласно установленным нормам;
- нанести негабаритные места согласно инструкции о порядке обслуживания и организации движения;
- расчистить служебный проход;
- установить дополнительное освещение в местах погрузки-выгрузки вагонов;
внести соответствующие изменения в технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования и инструкцию о порядке обслуживания и организации движения в соответствии с техническими документами ОАО «РЖД», в части места примыкания пути ООО «Сызраньэнергострой» к пути неощего пользования №13 станции Кашпир».
Не согласившись с решением суда, общество с ограниченной ответственностью "Сызраньэнергострой" обжаловало его в апелляционном порядке, просит отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, принять условия договора в редакции ответчика.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца возражала против доводов жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленного ответчика.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.07.2021 на основании оферты между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ООО "Сызраньэнергострой" (владелец) №6/45 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Сызраньэнергострой», примыкающего к железнодорожной станции Кашпир Куйбышевской железной дороги - филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Не согласившись с положениями пунктов 17, 18.2, 21.1.1 в редакции истца, ответчик подписал договор с протоколом разногласий от 21.06.2021.
Протокол согласования разногласий сторонами не подписан.
Стороны не пришли к единому мнению, относительно урегулированию разногласий, возникших при заключении договора.
Таким образом, между сторонами возник спор по содержанию пунктов 17, 18.2, 21.1.1 договора, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
При урегулировании разногласий суд перовой инстанции исходил из правомерности условий договора, предложенных истцом.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда в связи со следующим.
Так, условие пункта 17 договора о взыскании сбора за подачу-уборку вагонов локомотивом перевозчика за расстояние 0,75 км по пути «Перевозчика», принятое в редакции истца, является правомерным.
Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – УЖТ РФ) пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 58 УЖТ РФ перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В силу части 3 статьи 58 УЖТ РФ условие договора о подаче и уборке вагонов о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утврежденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017).
Пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим железной дороге, носит самостоятельный характер, и должно оплачиваться наравне с работами локомотива за подачу и уборку вагонов по цене, определенной по правилам пункта 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подача - уборка вагонов осуществляется локомотивом ОАО «РЖД» по железнодорожному пути необщего пользования № 13 (соединительный).
Соединительный путь №13С на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 16.03.2016, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2020 по делу №А55-11077/2019, инструкции о порядке обслуживания и организации движения (утв. 26.09.2019) является подъездным (соединительным) путем необщего пользования ОАО «РЖД».
Согласно пункту 2.7.3 Тарифного руководства N 3 расстояние подачи и уборки вагонов до мест погрузки (выгрузки), выставочных путей организаций в оба конца, развернутая длина железнодорожного подъездного пути определяются по утвержденной технической документации (техническому паспорту железнодорожного подъездного пути, технико-распорядительному акту железнодорожной станции (ТРА), ведомости железнодорожного подъездного пути (приложение к ТРА), по схеме железнодорожного подъездного пути, по схеме железнодорожной станции) или фактическим замером.
Согласно техническому паспорту на железнодорожный путь необщего пользования № 13 (соединительный), утв. 24.09.2019, местом примыкания железнодорожного пути необщего пользования № 13 (соединительный) является стрелочный перевод № 11 к нечетной горловине станции Кашпир (приложение № 5 к исковому заявлению).
Границей железнодорожного пути необщего пользования является: сигнальный знак «граница ж.д. пути необщего пользвания», установленный за хвостом крестовины стрелочного перевода № 11; сигнальный знак «граница подъездного пути ООО «Втортрейд», установленного у стрелочного перевода №6.
В исполненном продольном профиле железнодорожного пути необщего пользования № 13 графически отражены границы пути (л.д. 28, т. 1).
Железнодорожный путь необщего пользования № 13 (соединительный) используется следующими организациями:
АО «Металлоторг» - расстояние, за которое взимается сбор за подачу -уборку вагонов составляет 0,6 км. Доля использования пути необщего пользования составляет 0,05;
ООО «Сызраньэнергострой» - расстояние, за которое взимается сбор за подачу - уборку вагонов составляет 0,75 км. Доля использования пути необщего пользования составляет 0,38;
АО «РН-Транс» расстояние, за которое взимается сбор за подачу -уборку вагонов составляет 2,8 км Доля использования пути необщего пользования составляет 0,10;
ООО «Вторчермет НЛМК Поволжье» расстояние, за которое взимается сбор за подачу - уборку вагонов составляет 3,62 км. Доля использования пути необщего пользования составляет 0,47.
В материалы дела ОАО «РЖД» представлен схематический план железнодорожного пути необщего пользования № 13 (соединительный), из которого усматривается использование пути иными лицами.
Таким образом, как указал истец, сбор за подачу - уборку вагонов взимается в пользу ОАО «РЖД» не только с ответчика, но и с иных организаций.
Сбор за подачу и уборку вагонов, включает в себя плату за работу локомотива, принадлежащего «Перевозчику» по ставкам таблицы №8 (IV группа) Тарифного руководства №3 (по итогам работы за I квартал 2021 года и в рамках договора от 10 марта 2015 года №6/45).
При снижении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов менее 1,5 вагона в сутки, сбор за подачу и уборку вагонов будет взиматься по ставкам таблицы №10 Тарифного руководства №3 по фактической подаче вагонов, а при увеличении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов и превышения 1,5 вагона в сутки, сбор за подачу и уборку вагонов будет взиматься по ставкам таблицы №8 Тарифного руководства №3.
Группа железнодорожного пути необщего пользования определяется исходя из среднесуточного числа поданных и убранных вагонов за календарный квартал и пересматривается «Перевозчиком» в одностороннем порядке с последующим письменным уведомлением «Владельца», которое является неотъемлемой частью договора.
Начисление сбора в текущем календарном квартале производится истцом по среднесуточному количеству поданных и убранных вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, определяемому по итогам работы за предыдущий календарный квартал.
Согласно справке по состоянию на март 2022 г. среднесуточное количество поданных и убранных вагонов составило 1,35 шт./в сутки.
Определением Верховного Суда РФ от 16.08.2021 N 301-ЭС21-12164 по делу N А43-16285/2019 позиция ОАО «РЖД» по аналогичному спору признана законной и обоснованной.
На основании изложенного, доводы ответчика о неправомерности включения расстояния 0,75 км и, как следствие, взимание сбора за подачу-уборку вагонов локомотивом перевозчика является неправомерным.
Доводы ООО «Сызраньэнергострой» о двойном взимании ОАО «РЖД» сбора за одну и ту же операцию документально не подтверждены и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Также обоснованным является предложенное истцом условие пункта 18.2 договора о взыскании ежесуточной платы за использование 1,812 км железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего «Перевозчику».
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
ОАО «РЖД» в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути, что соответствует принципу безубыточности деятельности организаций железнодорожного транспорта.
Отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов РЖД на содержание инфраструктурной составляющей и является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.
С 1 января 2021 года договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», определяется в соответствии с Протоколом заседания правлении ОАО «РЖД» от 29 декабря 2020 г. № 83 (приложения № 5, № 5.1 к протоколу) и взыскивается по одному из выбранных клиентом тарифных планов - безлимитный и локомотивный.
Безлимитный - базовый - взимание платы ежесуточно, независимо от выхода локомотива за длину пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», по ставкам, установленным за 1 км в сутки в размере 3375,0 руб.
Локомотивный - взимание платы за каждый выход локомотива в зависимости от длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД».
Взимание платы при отсутствии в течение календарного месяца фактической работы по подаче и уборке вагонов производится по ставке за выход локомотива один раз в месяц.
Локомотивный тариф включает в себя следующие тарифные планы:
Локомотивный - начальный в размере 8101 руб. за каждый выход локомотива - применяется в отношении клиентов, у которых по договорам на подачу и уборку вагонов и на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования число поданных и убранных вагонов составляет до 1,5 вагонов в сутки включительно.
Локомотивный - продвинутый в размере 6264 руб. за каждый выход локомотива - применяется в отношении клиентов, у которых по договорам на подачу и уборку вагонов и на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования число поданных и убранных вагонов составляет свыше 1,5 до 5 вагонов в сутки включительно.
При определении ставок истцом использовался метод поэлементного проектирования затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД».
Метод поэлементного проектирования затрат предусматривает проведение оценки динамики изменения затрат на очередной период осуществления деятельности по каждому элементу затрат на основе данных о расходах за последний отчетный финансовый год, где в качестве инфляционных показателей используются:
индекс потребительских цен, прогнозируемый на текущий и очередной периоды осуществления деятельности (в среднем за год);
индекс цен в промышленности, прогнозируемый на текущий и очередной периоды осуществления деятельности.
Указанный Метод использовался истцом при определении стоимостной основы среднесетевой ставки платы в части расходов, связанных с амортизацией, содержанием, эксплуатацией и обслуживанием путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», а также расходов, связанных с амортизацией, содержанием, эксплуатацией, обслуживанием и капитальным ремонтом земляного полотна, искусственных сооружений, путевых машин (технических средств) и механизмов, задействованных в процессе эксплуатации путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», с учетом налога на имущество.
При проектировании затрат данные о расходах за отчетный период сформированы на основании методологии, предусмотренной Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23Л0.2018 № 373, на статьях расходов, приведенных в актуальной на отчетный период версии Классификатора статей расходов ОАО «РЖД».
В связи с изложенным отсутствует необходимость доказывать расходы на содержание конкретного железнодорожного пути необщего пользования, так как ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования являются среднесетевыми, при исчислении которых учитываются, в том числе, расходы, связанные с эксплуатацией, содержанием, обслуживанием и текущим ремонтом всех путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД».
По итогам работы годового периода 2020 г. среднесуточное количество поданных и убранных вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО «Сызраньэнергострой» по станции Кашпир составило 1, 58 вагона.
В связи с чем, ОАО «РЖД» предложило ООО «Сызраньэнергострой» выбрать один из тарифных планов (письмо от 09.06.2021 №9149/КБШ ТЦФТО).
По безлимитному - базовому тарифу плата составит 378,68 руб./сут (без учета НДС), а по локомотивному - продвинутому 702,82 руб. (без учета НДС) за каждый выход локомотива.
Однако, ООО «Сызраньэнергострой» не выразило своего согласия ни с одним из предложенных тарифов.
Доказательств того, что предложенная ОАО «РЖД» редакция спорных пунктов договора грубо нарушает баланс интересов сторон договора, материалы дела не содержат.
Доказательств чрезмерности и неразумности предложенной ОАО «РЖД» платы за использование железнодорожного пути необщего пользования ООО «Сызраньэнергострой» не представлено.
По пункту 21.1.1 каких-либо мотивированных возражений ответчиком при рассмотрении дела не представлено, в то время как необходимость регулирования указанным пунктом положений направлено на соблюдение правил безопасности движения поездов и охраны труда работников ОАО «РЖД» при выполнении ими своих должностных обязанностей на территории железнодорожных путей необщего пользования.
В апелляционной жалобе также не приведено доводов несогласия с установленной судом редакцией пункта 21.1.1 договора.
В целом доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2022 по делу № А55-37574/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий О.В. Барковская
Судьи О.И. Буртасова
В.А. Морозов