ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-3802/16 от 17.08.2016 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

23 августа 2016 года                                                                                 Дело №А55-3802/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     17 августа 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено      23 августа 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,

с участием:

от Территориального  управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области – Агаркова Л.В.(доверенность от 27.04.216г.),

Александров А.В.(доверенность от 27.04.2016г.), Кандыков О.А.(доверенность от 27.05.2016г.)

от Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области»

Медведев О.В.(доверенность от 29.02.2016г.), Кармышев И.А.(доверенность от 27.11.2015г.), Шатилова В.В.(доверенность от 15.08.2016г.),

от Министерства обороны Российской Федерации, (Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации) – не явился, извещен,

от Управления Федерального казначейства по Самарской области – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального  управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2016 года по делу №А55-3802/2016 (судья Медведев А.А.)

по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области»

к  Территориальному  управлению  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Министерства обороны Российской Федерации, (Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации) 

- Управления Федерального казначейства по Самарской области,

о признании недействительным представления и признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило:

1. Признать Представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области № 1 от 04 февраля 2016 года недействительным.

2. Признать действия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области по определению нарушений, отраженных в акте № 42-02-12/149 11 от 18.12.2015 года, незаконными.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2016 года заявленные требования удовлетворены, а производство в части оспаривания действий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области по определению нарушений, отраженных в акте № 42-02-12/149 П от 18.12.2015 года, прекращено.

В апелляционной жалобе Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2016 года по делу № А55-3802/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В материалы дела поступили отзывы Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» и Министерства обороны Российской Федерации на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители подателя жалобы её доводы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.

Министерство обороны Российской Федерации, (Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации)  и Управление Федерального казначейства по Самарской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 18 Положения о ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», утвержденного Министром обороны Российской Федерации 12.09.2011г., учреждение создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для обеспечения финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта Российской Федерации, а также за границей.

На основании приказа Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 12.10.2015 № 149 «О назначении выездной проверки», в соответствии с разделом 2 Плана контрольных мероприятий на 2015 год ТУ Росфиннадзора в Самарской области в отношении ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области») проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

По результатам проверки составлен Акт выездной проверки от 18.12.2015 № 42-02- 12/149 П.

Как следует из Акта, проведенной выездной ревизией установлены финансовые нарушения на общую сумму 5 622,445 тыс. рублей, которая сложилась из следующих эпизодов:

1. проверкой начисления и выплаты заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 21208, проведенной путем сличения табелей учета рабочего времени с расчетными листами за апрель 2014 года установлено начисление заработной платы психологу батальона Полнуждиной О.Д. за период с 01.04.2014 по 03.04.2014 неотработанное время (находилась в неоплачиваемом отпуске по заявлению) в сумме 1,484 тыс. рублей, чем нарушен п. 4.1.1 Коллективного договора между администрацией и гражданским персоналом Управления финансового обеспечения, нарушены полномочия получателем бюджетных средств, определенные ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части обеспечения результативности использования бюджетных ассигнований с излишне начисленной заработной платы перечислены средства в государственные внебюджетные фонды в сумме 0,448 тыс. рублей;

2. в 2013-2014 годах войсковой частью 21208 и территориальным органом Фонда социального страхования не проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам, не востребована и не возвращена в доход федерального бюджета сумма излишне уплаченных страховых взносов в размере 3 813,760 тыс. рублей, что противоречит п. 4 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Казначейства России от 10.10.2008 №8н;

3. без проведения аттестации рабочих мест по условиям труда за счет средств федерального бюджета произведена оплата за работу с вредными условиями труда гражданским служащим войсковых частей УФО по Самарской области, чем нарушены ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации, п.З, п.4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2011 № 342н, в общей сумме 795,530 тыс. рублей в том числе: за 2013 год 290, 397 тыс. рублей, а также произведены отчисления в государственные внебюджетные фонды на общую сумму за 2013 год 87,700 тыс. рублей, за 2014 год - 320,606 тыс. рублей, а также произведены отчисления в государственные внебюджетные фонды на общую сумму за 2014 год - 98,823 тыс. рублей, что привело к нарушению бюджетных полномочий получателем бюджетных средств, определенных ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения результативности использования бюджетных ассигнований;

4. сотрудниками отделения по учету материальных средств ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области», обслуживающим войсковую часть 61207-2 допущены случаи несвоевременного отражения в бюджетном учете операций по списанию материальных ценностей. Так, согласно актам о списании материальных запасов (ф. 0504230), в период с сентября 2012 по декабрь 2012 года по путевым листам израсходовано горюче смазочных материалов в количестве 25365 литров на сумму 814,764 тыс. рублей, а списаны по бюджетному учету в январе 2013, что привело к отражению в бюджетном учете и отчетности недостоверных сведений о количестве и стоимости выданных в текущем году материальных ценностей и об их остатках на начало следующего года, чем нарушены п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункты 4, 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, бюджетные полномочия получателем бюджетных средств, определенные ст. 162 БК РФ в части обеспечения ведения бюджетного учета;

5. установлены нарушения в ведении бухгалтерского учета, в несоблюдении действующего законодательства, приведшие к негативным последствиям всего в сумме 8 346,919 тыс. рублей, в том числе:

-  по бюджетному учету войсковых частей 34244 и 28042 на счете 105.00 «Материальные запасы» числятся материальные ценности, относящиеся к основным средствам, которые подлежат учету на бюджетном счете 101.00 «Основные средства» и бюджетном счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации», а именно:

по учету войсковой части 34244 - на сумму 243,949 тыс. рублей, из них:

- по состоянию на 01.01.2013 на сумму 162,500 тыс. рублей;

- по состоянию на 01.01.2014 на сумму 32,882 тыс. рублей;

- по состоянию на 01.01.2015 на сумму 48,567 тыс. рублей,

по учету войсковой части 28042 - на сумму 245,007 тыс. рублей, из них:

- по состоянию на 01.01.2013 на сумму 73,571 тыс. рублей;

-  по состоянию на 01.01.2014 на сумму 86,249 тыс. рублей;

- по состоянию на 01.01.2015 на сумму 85,187 тыс. рублей, чем нарушены требования Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, пункт 1.12.1 Учетной политики Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», утвержденной приказом руководителя от 09.01.2013 № 01, что привело к формированию недостоверной отчетности на сумму 488,956 тыс. рублей, в том числе :

- по состоянию на 01.01.2013 на сумму 236,071 тыс. рублей;

- по состоянию на 01.01.2014 на сумму 119,131 тыс. рублей;

- по состоянию на 01.01.2015 на сумму 133,754 тыс. рублей, и является нарушением ст. 2, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 38 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов) органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, в результате чего войсковыми частями 28042 и 34244 были нарушены бюджетные полномочия получателем бюджетных средств, определенные ст. 162 Бюджетного кодекса РФ в части ведения бюджетного учета (обеспечения ведения бюджетного учета).

6. сотрудниками отделения по учету материальных средств ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области», обслуживающим войсковую часть 58661-84 допущен случай несвоевременного отражения в бюджетном учете операций по оприходованию материальных ценностей. Так, в 2013 году получено по товарной накладной от 23.08.2013 № 2500210338 от ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» дизельное топливо ЕВРО сорт С, вид 1 (ДТ-3) в количестве 280,226 тонн на сумму 7 857,963 тыс. рублей оприходовано до момента получения Извещения (ф. 0504805) на забалансовый счет 22.2 «Материальные запасы, полученные по централизованному снабжению» по бюджетному учету 01.10.2013, то есть с задержкой на 28 дней, что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 11, п. 375 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, что привело к нарушению бюджетных полномочий получателем бюджетных средств, определенных ст. 162 БК РФ в части обеспечения ведения бюджетного учета.

В соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 68 Правил осуществления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, ТУ Росфиннадзора в Самарской области в адрес ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» внесено Представление от 04.02.2016 № 1, которым руководителю ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» Витушкину Д.Б. требуется в срок до 04.03.2016 рассмотреть информацию об указанных в Представлении от 04.02.2016 № 1 нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и принять меры по устранению причин и условий, способствовавших их совершению.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В статье 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

В силу подпункта 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н (далее - Положение), аналогичное право предоставлено территориальным органам этой службы.

За нарушение бюджетного законодательства руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов вправе применять меры принуждения, в том числе выносить представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (пункт 2 статьи 284 Кодекса).

Территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре (пункт 5.1 Положения).

Согласно пункту 5.14 Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе, проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях-получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации; проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

В силу пунктов 3, 4, 6 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 4 сентября 2007 г. N 75н, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.

Таким образом, в соответствии со статьей 268 Кодекса и Административным регламентом Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в отношении получателей бюджетных средств (статья 152 Кодекса).

Цель ревизий (проверок) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

На основании результатов ревизии (проверки) руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (территориального органа) выносит обязательное к исполнению проверенной организации представление по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 122 Административного регламента).

В статье 281 Кодекса установлено, что под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что Управление уполномочено на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения представления по устранению установленных в ходе проверки нарушений только бюджетного законодательства.

Вместе с тем выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, гражданского законодательства и т.п.) не относится к полномочиям Управления.

Таким образом, орган финансово-бюджетного надзора имеет право в пределах своей компетенции направлять получателю бюджетных средств обязательные к исполнению представления по устранению выявленных нарушений только бюджетного законодательства, влекущих незаконное использование бюджетных средств, но не любых, установленных в ходе проверки нарушений (бухгалтерского учета, гражданского законодательства, правил либо инструкций делопроизводства и других).

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 марта 2013 г. по делу N А06-4500/2012.

В пункте 1 оспариваемого представления указано, что в апреле 2014 года начислена заработная плата психологу батальона за неотработанное время (находилась в неоплачиваемом отпуске по заявлению) и перечислены средства в государственные внебюджетные фонды с излишне начисленной заработной платы в размере 1 932.00 руб., чем нарушена ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 37 конституции Российской Федерации установлено, что каждый человек имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Полнуждиной О.Д. гражданскому персоналу войсковой части 21208. на основании выписки из приказа командира войсковой части 21208 № 83 от 24.03.2014г. был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на период с 25 марта 2014 года по 3 апреля 2014 года.

Между тем, согласно табелю учета рабочего времени гражданского персонала войсковой части 21208 за апрель 2014 года. Полнуждина О.Д. находилась на рабочем месте с 1 апреля 2014 года по 3 апреля 2014 года, что подтверждает начальник отдела кадров.

На основании табеля учета рабочего времени, заверенного подписью командира войсковой части 21208 и печатью, и был произведен расчет заработной платы Полнуждиной О.Д. с 01.04.2014 г. по 03.04.2014.

Судом первой инстанции проверены табели учета рабочего времени войсковой части 21208 за март и апрель 2014г. и установлено, что и в марте, и в апреле 2014г. в войсковой части работали 4 психолога, включая Полнуждину О.Д. При этом противоречий в учете рабочего времени указанных работников не обнаружено.

Доказательства недостоверности первичных документов учета рабочего времени заинтересованное лицо суду не представило, причину противоречий между табелем за апрель 2014г. и приказом командира войсковой части 21208 № 83 от 24.03.2014г. не выясняло.

Таким образом, переплата заработной платы психологу батальона войсковой части 21208 Полнуждиной О.Д. не установлена, так как она фактически выполняла свои должностные обязанности в период с 01.04.2014г. по 03.04.2015г., о чем свидетельствует табель учета рабочего времени за апрель 2014г. Следовательно, полномочия, определенные ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не нарушены. Полнуждина О.Д. в соответствие со ст.37 Конституции РФ получила вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дискриминации.

В пункте 2 оспариваемого представления указано, что в 2013-2014 годах не востребована и не возвращена в доход федерального бюджета сумма излишне уплаченных страховых взносов в размере 3 813 760.00 руб.. чем нарушены п. 4 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальный образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Казначейства России от 10.10.2008 г. № 8н.

Однако в соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ в случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам, но зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно (пуша 6 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Плательщиком страховых взносов заявление о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Вся сумма излишне уплаченных страховых взносов в 2012 г. в размере 3 813.760 тыс. рублей была зачтена в счет платежей страховых взносов за 2013 г., что само по себе не является нарушением вышеперечисленных нормативно - правовых актов, так как этими же актами предусмотрен порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2.5.6. приказа Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н перечислению в доход бюджета на счет №40101 подлежат суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Переплата страховых взносов текущего на тот период 2012 т. в сумме 3 813.760 тыс. рублей не относится к операции возврата дебиторской задолженности прошлых лет.

Пунктом 3 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ на орган контроля за уплатой страховых взносов возложена обязанность сообщить плательщику о факте излишне уплаченных страховых взносов, но до настоящего времени в адрес ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» сообщений не поступало.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что финансовое нарушение отсутствует, т.к. работа по зачету страховых взносов была проведена в установленный законом срок.

В пункте 3 оспариваемого представления указано, что в 2013-2014 годах произведена оплата за работу с вредными условиями труда без проведения аттестации рабочих мест в размере 795 530 руб., чем нарушена ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Однако в проверяемом периоде порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был установлен приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.201 1г. № 342н и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ. признании не действующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и у тратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» были внесены изменения, в том числе в статью 147 Трудового кодекса РФ. из текста которой исключено требование аттестации рабочих мест и условий груда в целях установления доплат за вредные условия труда.

Таким образом, из вышесказанного следует, что для предоставления доплаты за неблагоприятные условия груда не требуется заключения экспертной комиссии либо аттестации рабочих мест.

Аналогичные выводы представлены в постановлении ФАС ВСО от 03.09.2010 г. № А69- 1291/2008.

Кроме того, в Вооруженных Силах РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда, которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала. Положение о системе оплаты труда гражданского персонала и порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала утвержден приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. N 583».

В соответствии с пунктом 16 данного приказа должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, перечисленных в Приложении № 1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала повышаются до проведения специальной оценки условий труда.

Ранее данная выплата производилась в соответствии с пунктом 50 приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583».

Кроме того, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда относится к полномочиям работодателя (МО РФ), а не лица, осуществляющего функции ведения бухгалтерского учёта - ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области». Представления документов об аттестации рабочих мест именно для осуществления начисления заработной платы законом не предусмотрено.

Доказательства отсутствия указанных документов у работодателя (МО РФ) суду не представлены.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанцииправомерно посчитал, что финансовое нарушение отсутствует.

В пункте 4 оспариваемого представления указано, что в январе 2013 года несвоевременно отражены в бюджетном учете операции по списанию материальных ценностей в размере 814 764 руб., чем нарушены п. 2 ст. 264.1. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункты 4.11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н.

Взаимодействие между ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» и войсковой частью 61207-2 осуществляется в соответствии с договором на финансово-экономическое обеспечение и графиком документооборота.

ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» несёт ответственность за учёт и составление отчётности по операциям, осуществляемым в интересах части, а воинская часть несет ответственность за достоверность, полноту сведений, надлежащее оформление документов, соблюдение графика документооборота и своевременное представление первичных учетных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 и часть 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 11 Инструкции № 157н данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются в хронологическом порядке по датам совершения операций, а также дате принятия к учету первичного документа. Записи в регистры бухгалтерского учета осуществляются по мере совершения операций, принятия к бухгалтерскому учету первичного учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа.

В соответствии с Табелем срочных донесений органов военного управления материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ на мирное время, утвержденным приказом заместителя Министра обороны РФ от 2011 г. №40дсп, установлен отчетный период по учету движения горюче смазочных материалов с 21 числа текущего месяца по 20 число последующего месяца.

Следовательно, списание с учета горюче смазочных материалов войсковой части 61207-2 в январе 2013 г. на основании актов на списание горюче смазочных материалов (№ 7. 8. 9 и 10) утвержденных командиром части 20.01.2013г. отражено правильно, так как списано топливо, израсходованное в соответствии с путевыми листами за период с 20.12.2012 г. по 20.01.2013г.

Также в актах на списание горюче смазочных материалов (№ 1. 2, 3. 4. 5 и 6) отражено топливо, израсходованное по путевым листам в период передислокации данной воинской части из г. Ульяновск в г. Сызрань с 25 ноября по 25 декабря 2012 г.

Так как договор на финансово-экономическое обеспечение с данной частью заключен 1 января 2013 г., соответственно и документы заинтересованным лицом приняты к учету с даты ее зачисления на финансовое обеспечение. Все расчеты по обеспечению горюче смазочными материалами воинской части 61207-2 в ФКУ «УФО МО РФ по Ульяновской области» завершены до 1 декабря 2012 г.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что финансовое нарушение отсутствует.

В пункте 5 оспариваемого представления указано, что в 2013-2014 годах на счете 105.00 «Материальные запасы» числятся материальные ценности, относящиеся к основным средствам, которые подлежат учету на бюджетном счете 101.00 «Основные средства» в размере 8 346 919.00 руб., чем нарушены п. 2 ст. 264.1. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете», пункты 4.11 Инструкции по применению Единою плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н.

По состоянию на 01.01.2013 г. в войсковой части 34244 по счету аналитического учета 105 «Материальные запасы» числились материальные ценности на сумму 6,56 тыс. рублей, а именно: «Лопата пехотная» в количестве 3 ед. на сумму 0.493 тыс. рублей. «Лопата саперная» в количестве 43 ед. на сумму 5,344 тыс. рублей. «Топор плотницкий» в количестве 6 ед. на сумму 0.723 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2014 г. в войсковой части 34244 по счету аналитического учета 105 «Материальные запасы» числились материальные ценности на сумму 32,870 тыс. рублей, а именно: «Лопата пехотная» в количестве 18 ел. на сумму 2.650 тыс. рублей. «Лопата саперная» в количестве 43 ед. на сумму 5.344 тыс. рублей. «Топор плотницкий» в количестве 6 ед. на сумму 0.723 тыс. рублей. «Киркомотыга» 1 ед. на сумму 0.750 тыс. рублей, «Киркомотыга тяжелая» в количестве 5 ед. на сумму 1,036 тыс. рублей, «Лом обыкновенный (206) в количестве 5 ед. на сумму 1,030 тыс. рублей, «Лом обыкновенный (234) в количестве 2 ед. на сумму 0.468 тыс. рублей. «Лом обыкновенный (строительный)» в количестве 13 ед. на сумму 4.646 тыс. рублей. «Лопата саперная (156)» в количестве 23 ед. на сумму 3.588 тыс. рублей. «Лопата саперная (223.81)» в количестве 1 ед. на сумму 0.224 тыс. рублей. «Лопата саперная (99)» в количестве 76 ед. на сумму 7.524 тыс. рублей, «Пила поперечная» в количестве 9 ед. на сумму 1.350 тыс. рублей. «Пила поперечная (251)» в количестве 1 ед. на сумму 0,251 тыс. рублей. «Топор плотницкий (127)» в количестве 23 ед. на сумму 2.921 тыс. рублей. «Топор плотницкий (182.39)» в количестве 2 ед. на сумму 0,365 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2015 г. в войсковой части 34244 по счету аналитического учета 105 «Материальные запасы» числились материальные ценности на сумму 11.743 тыс. рублей, а именно: «Киркомотыга тяжелая» в количестве 1 ед. на сумму 0.207 тыс. рублей. «Лом обыкновенный» в количестве 1 ед. на сумму 0.206 тыс. рублей, «Лопата саперная» в количестве 7 ед. на сумму 0,092 тыс. рублей, «Пила поперечная» в количестве 2 ед. на сумму 0,300 тыс. рублей. «Топор плотницкий» в количестве 4 ед. на сумму 0.508 тыс. рублей. «Киркомотыга тяжелая» в количестве 1 ед. на сумму 0,207 тыс. рублей, «Лом обыкновенный» в количестве 1 ед. на сумму 0,206 тыс. рублей, «Лопата пехотная» в количестве 18 ед. на сумму 2.650 тыс. рублей. «Лопата саперная» в количестве 43 ед. на сумму 5.344 тыс. рублей. «Пила поперечная» в количестве 2 ед. на сумму 0.300 тыс. рублей. «Топор плотницкий» в количестве 6 ед. на сумму 0.723 тыс. рублей.

Перечисленные материальные ценности подлежат учету на бюджетном счете 105.00 «Материальные запасы», поскольку согласно приказу Министра обороны РФ от 15.02.2002 г. № 55дсп «Об утверждении Руководства о порядке эксплуатации и ремонта инженерной техники и инженерного имущества в Вооруженных Силах РФ на мирное время» перечисленные наименования относятся к шанцевому инструменту без определенного срока службы.

Согласно п. 99 приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 г. №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления. органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» специальный инструмент относится к материальным запасам.

По состоянию на 01.01.2013 г. в войсковой части 28042 по счету аналитического учета 105 «Материальные запасы» числились материальные ценности, а именно: «Топор плотницкий» в количестве 30 ед. на сумму 3.645 тыс. руб.. «Лом обыкновенный» в количестве 14 ед. на сумму 2.265 тыс. руб.. «Умывальник» в количестве 2 ед. на сумму 0.083 тыс. руб., «Электроконфорка 0.17» в количестве 1 ед. на сумму 1.957 тыс. руб.. «Лопата пехотная» в количестве 240 ед. па сумму 34.505 тыс. рублей. «Лопата саперная» в количестве 169 ед. на сумму 26.742 тыс. рублей. «Топор плотницкий» в количестве 44 ед. на сумму 4,195 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2014 г. в войсковой части 28042 по счету аналитического учета 105 «Материальные запасы» числились материальные ценности, а именно: «Топор плотницкий» в количестве 199 ед. на сумму 19,764 тыс. руб.. «Лом обыкновенный» в количестве 19 ед. на сумму 3,294 тыс. руб., «Умывальник» в количестве 2 ед. на сумму 0.083 тыс. руб., «Электроконфорка 0.17» в количестве 1 ед. на сумму 1.957 тыс. руб., «Лопата пехотная» в количестве 225 ед. на сумму 32.350 тыс. рублей. «Лопата саперная» в количестве 169 ед. па сумму 26.742 тыс. рублей. «Молоток 0.5 кг 7850-0103» в количестве 1 ед. на сумму 0.015 тыс. руб., «Киркомотыга тяжелая» в количестве 9 ед. на сумму 1,865 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2015 г. в войсковой части 28042 по счету аналитического учета 105 «Материальные запасы» числились материальные ценности, а именно: «Киркомотыга тяжелая» в количестве 9 ед. на сумму 1.864 тыс. руб.. «Лом обыкновенный» в количестве 19 ед. на сумму 3,294 тыс. руб., «Лопата саперная» в количестве 165 ед. на сумму 26.107 тыс. руб.. «Лопата пехотная» в количестве 229 ед. на сумму 33,983 тыс. руб.. «Топор плотницкий» в количестве 199 ед. на сумму 19.760 тыс. рублей.».

Перечисленные материальные ценности подлежат учету на бюджетном счете 105.00 «Материальные запасы», поскольку согласно пп. 4 п.18 приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления. органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» оборудование для санитарно-технической системы (умывальник) относится к строительным материалам и учитывается на счете 105.00 «Материальные запасы».

Согласно пп. 6 п. 18 приказа Министерства финансов РФ от 01.112.2010 г № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления. органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в объектах производственного и хозяйственного инвентаря (электроконфорка 0.17) относится к прочим материалам и учитывается на счете 105.00 «Материальные запасы».

Согласно приказу Министра обороны РФ от 15.02.2002 г. № 55дсп «Об утверждении Руководства о порядке эксплуатации и ремонта инженерной техники и инженерного имущества в Вооруженных Силах РФ на мирное время» перечисленные наименования (лопата саперная, лопата пехотная, топор плотницкий, киркомотыга тяжелая, молоток, лом обыкновенный) относятся к шанцевому инструменту без определенною срока службы.

Согласно п. 99 приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов). органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» специальный инструмент относится к материальным запасам.

В соответствии с частью 2 статьи 1 и частью 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ. бухгалтерская (финансовая) отчетность составлена на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, следовательно отчетность составлена в 2013-2014 гг. достоверно.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал, что финансовое нарушение отсутствует.

В пункте 6 оспариваемого представления указано, что в августе-октябре 2013 года несвоевременно отражены в бюджетном учете операции по оприходованию материальных ценностей в размере 7 857 963.00 руб.. чем нарушены ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 11, п. 375 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н.

Как указано в разделе № 10 акта, в 2013 году получено по товарной накладной от 23.08.2013 №2500210338 от ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» дизельное топливо ЕВРО сорт С, вид 1 (Д Г-3) в количестве 280.226 тонн на сумму 7 857.963 тыс. рублей оприходовано до момента получения Извещения (ф. 0504805) на забалансовый счет 22.2 «Материальные запасы, полученные по централизованному снабжению» по бюджетному учету 01.10.2013. то есть с задержкой на 28 дней, что привело к нарушению бюджетных полномочий получателем бюджетных средств, определенных ст. 162 БК РФ в части обеспечения ведения бюджетного учета.

Первичные учетные документы (товарной накладной от 23.08.2013 г. № 2500210338)) на получение дизельного топлива в ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» поступили 01.10.2013 г., что подтверждается реестром передачи документов № 2 от 01.10.2013 г.

В соответствии с пунктом 11 Инструкции № 157н, пункта 22 приказа Министра обороны РФ от 2010 г. № 300дсп «Об утверждении Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах РФ» данные первичных учетных документов систематизируются в хронологическом порядке по датам совершения операций, а также дате принятия к учету первичного документа.

Записи в регистры бухгалтерского учета осуществляются по мере совершения операций принятия к бухгалтерскому учету первичного учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа. Срок принятия к учету первичного документа в данном случае нарушен не был, так как был отражен в день поступления его в ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области», т.е. поступление самих материальных ценностей и отражение их в учете произошло в один отчетный период, то и представления недостоверных сведений в бюджетной отчетности не допущено.

Кроме того, в отношении оспариваемого представления суд первой инстанции обоснованно посчитал, что включение в представление рекомендаций, выводов о целесообразности тех или иных действий проверяемых объектов, предложений по рассмотрению тех или иных вопросов, возможности информирования посредством вынесения представления действующим законодательством не предусмотрена.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт.

Заинтересованным лицом в нарушение указанной нормы не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого представления, не приведены надлежащие доказательства в обоснование своих доводов, в связи с чем суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что представление носит предположительный характер и является необоснованным.

Оспариваемое представление напрямую нарушает экономические интересы заявителя, как участника бюджетного процесса, поскольку незаконно ставит в вину неэффективное расходование бюджетных средств, а также ненадлежащее исполнение полномочий, и необоснованно предписывает совершение финансово-хозяйственных и иных действий.

Суд первой инстанции правомерно посчитал, что производство по арбитражному делу № А55-3802/2016 в части оспаривания действий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области по определению нарушений, отраженных в акте № 42-02-12/149 П от 18.12.2015 года, следует прекратить, поскольку акт проверки не имеет властно-распорядительного характера.

На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены, а производство в части оспаривания действий по определению нарушений, отраженных в акте № 42-02-12/149 П от 18.12.2015 года, правомерно прекращено.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2016 года  по  делу     №А55-3802/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                                     Е.М. Рогалева

                                                                                                                                С.Т. Холодная