ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-38068/19 от 19.05.2020 АС Самарской области


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                              апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда, принятого в порядке упрощенного производства и не вступившего в законную силу

19 мая 2020 года                                                                                      Дело №А55-38068/2019 г. Самара

  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Буртасовой О.И.,

   рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества «Транснефть-Приволга» на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу №А55-38068/2019 (судья Богданов Р.М.),

   по иску областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновская область» (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Ульяновск

   к акционерному обществу «Транснефть-Приволга» (ИНН <***>, ОГРН <***>) г.Самара,

   о взыскании 8 182 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее - истец), обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Акционерного общества «Транснефть-Приволга» (далее - ответчик), о взыскании  8182 руб. в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам.

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2020 года, принятым путем подписания судьей его резолютивной части по делу  № А55-38068/2019 исковое заявление удовлетворено, с ответчика в пользу истца взыскано 8182 руб. в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам.

            Мотивированное решение изготовлено судом 27 февраля 2020 г.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился  с  апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан отменить, отказать в удовлетворении требований истца  в полном объеме.

  В качестве доводов апелляционной  жалобы ее заявитель  ссылается  на  неполное выяснение судом обстоятельств,          имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.

  По утверждению ответчика, материалы дела не содержат доказательств установления факта причинения вреда автомобильным дорогам.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу:www.11aas.arbitr.ruв соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии жалобы к производству и необходимости предоставления отзыва в установленный судом срок, а также о том, что постановление будет принято судьей единолично без вызова сторон и без

проведения судебного заседания в двухмесячный срок со дня поступления жалобы в суд апелляционной инстанции путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru.

            В отзыве на апелляционную жалобу  истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без

осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.

            Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главной 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения истца, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу,  в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

   Как следует из материалов дела, 10.01.2017 на стационарном пункте весового контроля «ПРАВЫЙ БЕРЕГ» областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», расположенном на автомобильной дороге «Казань-Ульяновск» - «Ульяновск-Самара» км 3+762, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) проезда тяжеловесного транспортного средства - Камаз, государственного регистрационного номера в ПТС нет (транзитный номер не выдается), принадлежащим на праве собственности Акционерному обществу «Транснефть-Приволга», под управлением водителя-перегонщика ФИО1, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: от а/д А151 Цивильск-Ульяновск - рзд. Лаишевский - до а/д Р241 Казань-Буинск-Ульяновск - «Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара» (мостовой переход через р. Волга) от г. Ульяновск - Мирный - Чердаклы - Мулловка - на участке обхода г. Димитровграда - Нижняя Якушка - Высокий Колок - а/д «Ульяновск-Димитровград-Самара» - до гр. Самарской области (пройденное расстояние 139,664 км (1,39664 сот. км. -для формулы)), с превышением предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства, указанных в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 (далее - Правила перевозки грузов).

   Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.

   Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с применением весового оборудования - весов ВА-15С-2М, 1 пл. № 1916/1, 2 пл. № 1916/2 поверенных 27.05.2016г., свидетельство № 035255/13-16.

   По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен Акт № 1 от 10.01.2017 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее - Акт), согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.

   Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок определения размера такого вреда установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее - Правила возмещения вреда).

   Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

   Распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.11.2011 № 835-пр создано областное государственное казённое учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» путём переименования, которому переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, проходящими по территории Ульяновской области.

   Включенные в Перечень автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 № 431-П (далее - Постановление № 431-П) и закреплены на праве оперативного управления за ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области".

   В соответствии с п. 2.3.3. Устав ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" к основным целям деятельности относится обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них.

   Для достижения указанных целей ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет следующие виды деятельности:

-обеспечивает взвешивание транспортных средств (п. 2.4.25 Устава);

-производит расчет вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами и взимание платы за возмещение вреда с владельцев или пользователей указанных транспортных средств (п. 2.4.27 Устава).

   Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее -Постановление № 272) ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет расчет, начисление и взимание возмещения вреда, на основании Актов о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и/или нагрузке на ось.

   Согласно п. 17 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Постановлением № 272.

   В соответствии с п. 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

   Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет: 3,4 -1,32 метра.

   Максимально допустимая нагрузка на ось для автомобильных дорог прошедших по маршруту следования транспортного средства составляет 10 тонн на ось. Следовательно, для расчета берём столбец 4 приложения 2 к Постановлению № 272:

-для одиночной оси с односкатными колесами (первая) применяется допустимая нагрузка 9 тонн;

-для второй и третьей оси, с учётом того, что это группа сближенных осей (односкатные колеса) с расстоянием между сближенными осями от 1,3 до 1,8 метров, применяются показатели допустимой нагрузки для двухосной группы. Сумма масс осей, входящих в группу из 2-х сближенных осей 15 тонн делится на 2 оси. Следовательно, 15 / 2 = 7,500 тонн.

   Согласно Акту ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы:

-по второй оси - фактическая масса - 7,940 тонн, допустимая - 7,500 тонн, превышение -0,440 тонны или 6%),

-по третьей оси - фактическая масса - 7,980 тонн, допустимая - 7,500 тонн, превышение -0,480 тонны или 8%).

   Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению № 431 -П и схеме дорог Ульяновской области.

   Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: от а/д А151 «Цивильск-Ульяновск» - до гр. Самарской области (пройденное расстояние 139,664 км).

   С результатами измерений и Актом № 1 от 10.01.2017 водитель транспортного средства ФИО1 был ознакомлен, акт подписал без возражений и замечаний.

   Порядок, правила и условия движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, устанавливаются и регулируются Законом № 257-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

   ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» осуществляет весовой контроль на основании распоряжения Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 18.06.2012 №103-р «Об осуществлении весового контроля».

   На основании Акта и в соответствии с Правилами возмещения вреда и Правилами перевозки грузов истцом произведён расчёт суммы платы в счёт возмещения вреда которая составила 8 182 руб.

   В качестве соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, письмом в адрес АО «Транснефть-Приволга» была направлена претензия от 24.03.2017 № 381-ю, в которой было предложено в добровольном порядке возместить сумму, в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов.

   Ответчик в добровольном порядке вред не возместил.

   Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

   Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

   В силу пункта 1 статьи 1079 Кодекса юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в частности, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

   Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 N 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Расчет платы за провоз тяжеловесных грузов осуществляется исходя из полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности разрешенного маршрута движения. Учет этих параметров призван максимально индивидуализировать размер платы, с тем чтобы он соответствовал расчетному размеру ущерба и затрат, вплоть до освобождения от нее.

   Соответственно, у истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок

   Причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками заключается в причинении дорожному полотну повреждений (в том числе способствующих разрушению полотна) ввиду нарушения ответчиком требований законодательства о перевозке тяжеловесных грузов (перевозка с превышением предельно допустимой осевой нагрузки и с отсутствием специального разрешения на такую перевозку).

   Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934, в пункте 5 которого отмечено, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик, осуществляя провоз тяжеловесного груза с превышением весовых параметров, обязан возместить компенсацию ущерба, причиненного дороге, рассчитанную как плату за проезд тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой осевой нагрузки, без соответствующего разрешения.

  Доводы апелляционной жалобы о том, что материалы дела не содержат доказательств установления факта причинения вреда автомобильным дорогам, отклоняются как несостоятельные.

Основным доказательством при предъявлении иска о взыскании платы в счет возмещения вреда является акт при осуществлении весового контроля, соответствующий требованиям действующего законодательства, в том числе свидетельствующий о соблюдении процедуры весового контроля.

С учётом заявленных требований, особенностей правового регулирования спорного правоотношения арбитражный суд должен включить в предмет судебного исследования обстоятельства, свидетельствующие о нарушении предельно допустимых весовых параметров при перевозке тяжеловесного груза в период введения временного ограничения движения в весенний период; размер платы, подлежащей взиманию с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период; уровень собственности дороги, на которой имела место транспортировка тяжеловесного груза; обстоятельства, определяющие расчет взыскиваемой платы, в том числе протяженность маршрута, нагрузка на оси, расстояние между осями, наличие специального разрешения для перевозки в установленных законом исключительных случаях тяжеловесных грузов с нагрузками, превышающими установленные.

   Доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области безопасности дорожного движения, либо того, что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

   Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.

   На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.

            Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.

  В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.

  Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 266, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

  Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2020 года по делу № А55-38068/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

  Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.

Судья

О.И Буртасова