ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-38397/19 от 19.08.2020 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 августа 2020 года                                                                            Дело № А55-38397/2019

г. Самара                                                                                                  

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2020 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,

судей Филипповой Е.Г., Корастелева В.А.,

при ведении протокола секретарем  судебного заседания Яковлевой Е.А.,

 с участием:

от закрытого акционерного общества «Тольяттистройзаказчик» - ФИО1 (доверенность от 30.10.2019),

от Министерства имущественных отношений Самарской области- ФИО2 (доверенность от 06.11.2019),

от Администрации городского округа Тольятти- ФИО3 (доверенность от 17.06.2020),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2020 по делу № А55-38397/2019 (судья Черномырдина Е.В.),

 по заявлению закрытого акционерного общества «Тольяттистройзаказчик», (ОГРН <***> ИНН <***>), Самарская область, г.Тольятти,

к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

третье лицо:

Администрация городского округа Тольятти, Самарская область, г.Тольятти

о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Тольяттистройзаказчик» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее – Министерство) о признании незаконным отказа, выраженного в ответе (исходящий № 12-03/10466 от 09.09.2019), во включении в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, сведений об объекте недвижимого имущества - нежилом здании с кадастровым номером 63:09:0304060:1218, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Баныкина, 21-Б, общей площадью 7 124,2 кв.м., которое принадлежит на праве собственности заявителю. Также заявитель просил обязать Министерство разместить в установленном порядке на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о включении в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2201 от 07.10.2019, сведений об объекте недвижимого имущества - нежилом здании с кадастровым номером 63:09:0304060:1218, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Баныкина, 21-Б, общей площадью 7 124,2 кв.м., которое принадлежит на праве собственности заявителю, по состоянию на дату размещения данного Перечня в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - 31.12.2019, кроме того, обязать Министерство сообщить в письменной форме заявителю о совершении вышеназванных юридических действий.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2020 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и прекратить производство по настоящему делу.

В апелляционной жалобе указывает, что действующее законодательство не содержит норм, в соответствии с которыми уполномоченные на утверждение Перечней органы должны определять вид фактического использования (отсутствие единых критериев подсчета площадей в объекте недвижимости; как устанавливать цели использования помещений в объектах недвижимости и т.д.).

Помещения, используемые заявителем как спа-салон, сауна, хамам, либо офисы, не признаются Самарским областным судом достаточным основанием для включения таких помещений или объектов недвижимости в Перечень.

Независимо от причины невыявления объекта, подлежащего включению в перечень, он подлежит включению только в перечень на очередной налоговый период.

Министерство, в случае удовлетворения требований заявителя, не сможет исполнить требования по внесению в уже утвержденный перечень на 2020 год объекта недвижимости, который на момент его утверждения соответствовал критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.

Приказ Министерства, утверждающий соответствующий Перечень, является нормативным правовым актом. Требования заявителя фактически направлены на внесение изменений в нормативный правовой акт путем включения в Перечень сведений о принадлежащем заявителю здании.

Заявленные требования должны быть рассмотрены в порядке, предусмотренном КАС РФ, в рамках административного дела по оспариванию соответствующего нормативного правового акта (Перечня) ввиду отсутствия в нем объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности. Следовательно, суд первой инстанции должен был прекратить производство по настоящему делу.

В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители заявителя, третьего лица считают решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, заявитель является собственником нежилого здания с кадастровым номером 63:09:0304060:1218, общей площадью 7 124,2 кв.м., находящегося по адресу: <...>. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0304060:673, разрешенное использование земельного участка «гостиничное обслуживание», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 30.08.2018.

05.07.2019 заявитель обратился в Министерство с письмом № 313, в котором просил определить вид фактического использования указанного выше объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером 63:09:0304060:1218 и включить его в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.

По поручению Министерства специалистами ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы» с участием представителя Администрации городского округа Тольятти 07.08.2019 и 08.08.2019 было проведено обследование указанного выше здания на предмет его фактического использования, по результатам которого составлен Акт осмотра недвижимого имущества с указанием площадей использования и фотоматериалов.

Письмом от 09.09.2019 исх. № 12-03/10466 Министерством отказано заявителю во включении указанного нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.

Основанием для отказа во включении указанного нежилого здания в соответствующий Перечень послужил вывод Министерства о том, что менее 20 % от общей площади здания используется под офисные помещения, под объекты общественного питания, под объекты бытового обслуживания, то есть вид фактического использования данного нежилого здания не соответствует признакам нежилых помещений, установленных статей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется по кадастровой стоимости.

Не согласившись с данным решением Министерства, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Статьей 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Так, в соответствии с пунктом 1 указанной статьи налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В пункте 4.1 статьи 378.2 НК РФ указано, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 10 статьи 378.2 НК РФ).

Статьей 1.1 Закона Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее – Порядок).

Пунктом 2 Порядка установлено, что вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется министерством имущественных отношений Самарской области (далее - уполномоченный орган) с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Для осуществления своих полномочий, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, уполномоченный орган вправе привлекать подведомственные ему организации.

В соответствии с пунктом 3 Порядка для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются: сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН); документы технического учета (инвентаризации); акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.

По мнению Министерства, спорное здание заявителя не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, и, соответственно, не подлежит включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако в рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и Министерством не опровергнуто надлежащими доказательствами, что нежилое здание с кадастровым номером 63:09:030406061218 используется в качестве гостиницы. При этом здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0304060:673, вид разрешенного использования которого указан как «гостиничное обслуживание». Данный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-4. В силу статьи 37 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24.12.2008 № 1059, к основному виду разрешенного использования данного земельного участка и объекта капитального строительства относится использование под офисные помещения, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания, что соответствует подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с актом осмотра объекта недвижимого имущества (раздел 2) от 07-08 августа 2019 года для размещения офисных помещений, помещений общественного питания, помещений для бытового обслуживания в указанном здании используется более 20 % от общей площади, а именно: под офисные помещения используется 201,7 кв.м. (пункты 1, 3 Акта), под объекты общественного питания - 756,7 кв.м. (пункты 4, 13, 14 Акта), под объекты бытового обслуживания - 922,9 кв.м. (пункты 5, 6, 7, 8 Акта), что превышает 20 % от общей площади здания.

Также из материалов дела следует, что заявителем заключены долгосрочные договоры аренды нежилых помещений с арендаторами, фактически осуществляющими виды коммерческой деятельности по соответствующим назначениям использования в спорном объекте недвижимости.

В частности, по договору аренды нежилого помещения № 287/1 от 03.09.2018 заявитель сдает в аренду ООО «Вершина» помещения общей площадью 1 308,7 кв.м., которые используются для размещения ресторана (объекты общественного питания) (л.д. 51-52). По договору аренды нежилого помещения № 286/2-01 от 03.09.2018 заявитель сдает в аренду ООО «Альпен Спа» помещения общей площадью 1 563,3 кв.м., которые используются непосредственно для размещения спа-салона, сауны, оздоровительных услуг (объекты бытового обслуживания) (л.д. 44-45).

То есть в соответствии с заключенными договорами аренды под офисы, рестораны и бытовое обслуживание фактически используются помещения в размере, составляющем 40,3 % от общей площади здания.

В материалах настоящего дела также имеется акт осмотра объекта недвижимого имущества от 09.01.2020, составленный кадастровым инженером, из которого следует, что объект осмотра фактически используется в целях:

1) размещения объекта общественного питания; процентное отношение площади таких фактически используемых помещений к общей площади здания составляет 21,2 % от общей площади здания;

2) размещения объекта бытового обслуживания; процентное отношение площади таких фактически используемых помещений составляет 25,4 % от общей площади здания;

3) размещение гостиницы; процентное отношение площади таких фактически используемых помещений составляет 53,4 % от общей площади здания.

Из данного акта осмотра объекта недвижимого имущества от 09.01.2020 также следует, что в здании оказываются услуги населению (гражданам) в сфере бытового обслуживания (Спа-салон «Альпен СПА»), в сфере общественного питания (ресторан «Вершина»), а также гостиничные услуги (гостиница «Альпен Парк»). В здании имеются отдельные входы/выходы в помещения спа-салона, ресторана и гостиницы.

Следовательно, фактически используемая площадь под объекты общественного питания и объекты бытового обслуживания в здании составляет 46,6 % от общей площади здания.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером 63:09:0304060:1218 соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ и подлежит включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Довод Министерства о том, что действующее законодательство не содержит норм, в соответствии с которыми уполномоченные на утверждение Перечней органы должны определять вид фактического использования (отсутствие единых критериев подсчета площадей в объекте недвижимости; как устанавливать цели использования помещений в объектах недвижимости и т.д.), арбитражным апелляционным судом признается несостоятельным, поскольку в силу пунктов 1 и 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402, данный Порядок разработан в соответствии со статьей 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - объекты недвижимости), используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). При этом определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества возложено именно на Министерство.

Необоснованным является и довод Министерства о том, что помещения, используемые под спа-салон, сауну, хамам, либо офисы, не должны включаться в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку противоречит Распоряжению Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р, которым утверждены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам. Так, к бытовым услугам отнесены коды 96.02 (Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты) и 96.04 (Деятельность физкультурно-оздоровительная, которая включает в себя деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельность саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения и т.п).

Кроме того, Министерство при подсчете площадей, налогообложение которых производится исходя из кадастровой стоимости, учитывало площади, используемые под салон красоты, спа-салон, сауну, хамам.

Также Министерство считает, что приказ, утверждающий соответствующий Перечень на очередной год, является нормативным правовым актом, что требования заявителя фактически направлены на внесение изменений в нормативный правовой акт путем включения в Перечень сведений о принадлежащем заявителю здании и что производство по настоящему делу следует прекратить.

Однако данный довод заявлялся Министерством в суде первой инстанции и судом ему дана надлежащая оценка.

Как правильно указал суд первой инстанции, заявителем в рамках настоящего дела оспаривается отказ Министерства, изложенный в ответе № 12-03/10466 от 09.09.2019, а не сам Перечень на 2020 год, утвержденный приказом министерства № 2201. Приказ Министерства также в рамках настоящего дела не оспаривается.

Таким образом, в рамках настоящего дела заявителем оспаривается решение органа, осуществляющего публичные полномочия, вынесенное по результатам рассмотрения обращения конкретного лица. Данное решение Министерства не затрагивает права и законные интересы неограниченного круга лиц, а касается непосредственно заявителя.

Следовательно, оснований для прекращения производства по делу в рассматриваемой ситуации не имеется.

Оспариваемым отказом затрагиваются права и законные интересы заявителя, поскольку в результате отказа министерства во включении здания с кадастровым номером 63:09:0304060:1218 в Перечень на 2020 год заявитель по итогам 2020 отчетного года обязан начислить и уплатить в бюджет налог на имущество организаций в размере значительно большем, чем размер уплаты налога в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, т.е. исходя из налоговой базы в размере кадастровой стоимости здания.

Ссылка заявителя на судебные акты, вынесенные по делу № А55-11738/2016, является необоснованной, поскольку обстоятельства по настоящему спору отличаются от обстоятельств по указанному делу.

Следовательно, при указанных обстоятельствах у Министерства отсутствовали основания для отказа во включении спорного объекта заявителя в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на очередной 2020 год.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное требование о признании незаконным отказа Министерства.

Заявителем в качестве способа восстановления нарушенного права было заявлено требование об обязании Министерства разместить в установленном порядке на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о включении спорного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, а также об обязании Министерства сообщить в письменной форме заявителю о совершении вышеназванных юридических действий.

Руководствуясь частью 5 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя указанными способами.

Довод Министерства о том, что в случае удовлетворения требований заявителя, оно не сможет исполнить требования по внесению в уже утвержденный перечень на 2020 год объекта недвижимости, который на момент его утверждения соответствовал критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, и что требования заявителя фактически направлены на внесение изменений в нормативный правовой акт, арбитражным апелляционным судом признается несостоятельным, поскольку не основан на нормах права. Министерство не указало закон либо иной нормативный правовой акт, которым запрещается дополнять утвержденные перечни объектов на очередной год объектами, соответствовавшими критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.

Кроме того, в рассматриваемом случае заявитель обратился в министерство с соответствующим требованием о включении принадлежащего ему объекта в Перечень на 2020 год до принятия Министерством приказа № 2201 от 07.10.2019, которым был утвержден Перечень объектов недвижимости, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год.

Незаконный отказ Министерства во включении спорного объекта в Перечень на 2020 год не должен являться основанием для лишения заявителя права на включение этого объекта в этот Перечень и лишения его права исчислять налог в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 375 НК РФ.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2020 по делу № А55-38397/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                      Т.С. Засыпкина

Судьи                                                                                                     Е.Г. Филиппова

                                                                                                                В.А. Корастелев