ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-39539/18 от 15.07.2019 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 июля 2019 года                                                                              Дело №А55-39539/2018

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена                15 июля 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено                 17 июля 2019 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,

с участием:

от Администрации г.о. Октябрьск Самарской области – не явился, извещен,

представители других участвующих в деле лиц также не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Октябрьск Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2019 года по делу № А55-39539/2018 (судья Филатов М.В.)

по заявлению администрации городского округа Октябрьск Самарской области,

к администрации Сызранского района Самарской области,

третьи лица:

- Министерство имущественных отношений Самарской области,

- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,

- Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области,

- ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области,

о возложении обязанности зарегистрировать право собственности,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Октябрьск Самарской области обратилась в суд с заявлением, в котором просит обязать администрацию Сызранского района Самарской области зарегистрировать право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества автомобильную дорогу общего пользования – спуск «Первомайский» с кадастровым номером 63:05:0000000:3031.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2019 в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа Октябрьск Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.  Представители в судебное заседание не явились.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о сооружении с кадастровым номером 63:05:0000000:3031, расположенном: Самарская область, г. Октябрьск, спуск «Первомайский», площадью 19123,90 кв.м, вид права – иные права (принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества), регистрационная запись № 63:05:0000000:3031-63/005/2017-1 от 29.08.2017. Данные сведения внесены в ЕГРН 25.12.2014 по заявлению администрации г.о. Октябрьск Самарской области как о ранее учтенном объекте недвижимости на основании представленного технического паспорта дорожно-мостового хозяйства от 05.10.2005 № 59.

Заявление администрации городского округа Октябрьск обосновывается тем, что спорная автодорога находится на территории муниципального района Сызранский и вне границ населенных пунктов. По мнению истца, данные признаки указывают на принадлежность спорной автодороги администрации Сызранского района согласно пункту 10 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В обоснование данной позиции заявитель указал на следующие обстоятельства.

В связи с принятием закона Самарской области от 28.02.2005г. № 65-ГД «Об установлении границ городского округа Октябрьск Самарской области» с момента вступления в силу данного закона автомобильная дорога, соединяющая федеральную трассу М-5 и городской округ Октябрьск Самарской области, а именно спуск «Первомайский» находится в границах Сызранского района Самарской области. Ранее в адрес Администрации Сызранского района Администрацией городского округа Октябрьск направлялись обращения с вопросом оформления права Сызранского района на спорный объект.

Кроме того, Администрацией г.о. Октябрьск в рамках подготовки к решению вопроса по определению правовой принадлежности участка автомобильной дороги - спуск «Первомайский» было организовано совещание с участием представителей руководящего состава муниципального района Сызранский. Вопросы, поставленные на обсуждение, и итоги были отражены в протоколе от 12 января 2017 года. От подписания указанного протокола представители муниципального района Сызранский отказались.

Учитывая то, что данная дорога является подъездной дорогой от федеральной трассы М-5 к городскому округу Октябрьск, используется неограниченным кругом лиц как дорога общегопользования, возникает необходимость в обеспечении ее обслуживания, а также в проведении капитального и текущего ремонтов.

Спуск «Первомайский» с кадастровым номером 63:05:0000000:3031 принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества 29.08.2017.

Между тем, оформление права собственности муниципальных образований на автомобильные дороги общего пользования необходимо для обеспечения осуществления муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, в том числе и по обеспечению безопасности дорожного движения. Нарушение вышеуказанного законодательства создает угрозу жизни и здоровью граждан, затрагивает права и законные интересы пользователей автомобильных дорог.

Государственная  регистрация  является  единственным  доказательством существования права собственности.

Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ через один год после постановки на учет соответствующий исполнительный орган власти или местного самоуправления может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности. Однако, Администрация Сызранского района с 29.08.2018 до настоящего времени не обратилась за признанием права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества автомобильную дорогу общего пользования - спуск «Первомайский» с кадастровым номером 63:05:0000000:3031.

Вместе с тем, заявителем не учтено следующее.

Пункт 10 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ устанавливает то, что не все автомобильные дороги общего и необщего пользования расположенные на территории муниципального района могут быть отнесены к его собственности, а только те, которые не имеют федерального, регионального или межмуниципального, поселенческого значения, т.е. само по себе расположение автодороги на территории муниципального района не свидетельствует об отнесении ее к муниципальной собственности муниципального района.

Пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросу местного значения муниципального района дорожную деятельность вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, т.е. к компетенции муниципального района отнесены дороги между населенными пунктами, расположенными в границах муниципального района.

При этом постановлением Правительства Самарской области от 24.08.2005 года № 85 «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области» рекомендованы конкретные критерии отнесения дорог, расположенных вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, к собственности муниципального района Самарской области. Данные критерии указывают на такие автодороги, которые соединяют населенные пункты поселений района с другими населенными пунктами, в том числе с городскими округами.

Вместе с тем, спорная автодорога к таким не относится, т.к. она соединяет г.о. Октябрьск не с другими населенными пунктами муниципального район Сызранский, а с федеральной автодорогой М5 «Урал».

Кроме того, указанная автомобильная дорога общего пользования спуск «Первомайский» не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения, утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 № 106 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области».

Частью 5 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано, что к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как подтверждается материалами дела, спорная автодорога является подъездной дорогой к г.о. Октябрьск и используется исключительно для нужд этого одного городского округа, т.е. имеет значение только для одного муниципального образования - г.о. Октябрьск.

Кроме того, подтверждением первоначального отнесения спорной автодороги к собственности г.о. Октябрьск являлось постановление Главы г.о. Октябрьск от 22.05.2007 года № 230 «Об утверждении перечня дорог, находящихся в муниципальной собственности», в приложении к которому спорная автодорога числилась под пунктом 207 до внесения в него изменений распоряжением Главы г.о. Октябрьск от 19.05.2009 года № 273-р.

В 2014 году администрация г.о. Октябрьск предприняла ряд действий направленных на оформления своих прав на земельный участок под спорной автодорогой, что подтверждается ее письмом от 02.07.2014 № 2376, письмом и доверенностью КУМИ Сызранского района от 11.07.2014 № 1116, однако до настоящего времени администрацией г.о. Октябрьск работа по окончательному оформлению своих прав на землю под спорной автодорогой до конца не доведена. Обратного суду не представлено.

Более того, подтверждением притязаний администрации г.о. Октябрьск на спорную автодорогу выступило ее постановление от 01.12.2014 № 923, которым утверждены проекты организации дорожного движения на улично-дорожную сеть г.о. Октябрьск, в том числе и спорный Первомайский спуск. Также подтверждением отнесения спорной автодороги к г.о. Октябрьск послужила сама ее постановка на учет в качестве бесхозяйной по территории ее нахождения и заявлению администрации г.о. Октябрьск, а не Сызранского района. Отнесение дороги в части к территории г. Октябрьск также следует из материалов кадастрового учета, а также картой градостроительного зонирования территории городского округа Октябрьск.

С учетом изложенного, а также поскольку часть объекта отнесена к территории города Октябрьск, у заинтересованного лица отсутствуют основания для регистрации права собственности на указанный объект.

На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 апреля 2019 года по делу №А55-39539/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                     А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                                   П.В. Бажан

                                                                                                                              Е.Г. Филиппова