ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-4315/18 от 30.07.2018 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу

на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2018 по делу № А55-4315/2018 (судья Мехедова В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Купаж» (ОГРН 1146324002934, ИНН 6324048620), г. Тольятти,

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу, г. Нижний Новгород,

о признании незаконными постановлений о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Купаж» (далее – заявитель. Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановлений Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу об административных правонарушениях от 23.01.2018 № 10-17/47Ю/2017 и № 10-17/48Ю/2017 по ст. 14.19 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2018 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, административный орган подал апелляционную жалобу, а также дополнение к ней, в которых просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе указывает, что организации, осуществляющие деятельность по производству пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год, не обязаны фиксировать информацию об объемах её производства в ЕГАИС, однако, вышеуказанные организации обязаны фиксировать в ЕГАИС информацию об обороте данной продукции.

Судом первой инстанции неверно применены нормы материального права. Так, Арбитражным судом Самарской области не учтено, что ООО «Купаж» является не только производителем алкогольной продукции с оборудованием производственной мощностью менее 300 тыс. дек. в год, но и является поставщиком произведенной алкогольной продукции.

В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающим в себя программные средства единой государственной автоматизированной информационной системы и программно-аппаратные средства организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей и индивидуальных предпринимателей, представляющие собой комплекс технических устройств и программного обеспечения, и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, организации-производители пива, использующие для производства пива основное технологическое оборудование с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год, в отношении которого Росалкогольрегулированием принято решение о допустимости его использованию без оснащения АСИиУ, и осуществляющие последующие хранение и продажу произведенного пива, обязаны осуществлять с 01.01.2016 учет объемов хранения и поставок произведенного пива с применением технических средств ЕГАИС, которыми оснащается оборудование для учета объема оборота пива.

Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в отношении ООО «Купаж» (ИНН 6324048620) вынесено решение о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пива без оснащения автоматическими  средствами  измерения  и  учета  объема  готовой   продукции  от 22.05.2015 № 10/97.

По мнению административного органа, ООО «Купаж» нарушены;

- статья 26 Закона № 171-ФЗ (в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС);

- пункт 10 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в товарно-транспортной накладной (подпункт 18 пункта 6 Правил функционирования ЕГАИС));

- пункт 5.1.1 Приложения № 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 № 149 (заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции представляется организациями, осуществляющими поставку продукции до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции).

Действия (бездействие) ООО «Купаж» квалифицируются по ст. 14.19 КоАП РФ «Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

ООО «Купаж»  как  производителю  алкогольной  продукции  (пива)  до 01.06.2016 была    представлена    возможность    адаптироваться    к    условиям функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При достаточной степени заботливости и осмотрительности ООО «Купаж» могло установить соответствующий контроль за выполнением требований действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, возложенные на профессиональных участников указанного рынка, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В данном случае ООО «Купаж» не представлены реальные доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Отделом отчетности и анализа в соответствии со служебной запиской № сз4-2576/08-12 от 12.09.2017 проведен сравнительный анализ объемов производства и оборота алкогольной продукции (пива) по данным ЕГАИС и данным деклараций за 1-2 кварталы 2017 года в отношении ООО «Купаж» (ИНН 6324048620, КПП 632401001), адрес осуществления деятельности: Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, д. 54а).

Административным органом в отношении ООО «Купаж» был проверен факт подключения организации к единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС). В ходе проверки и анализа Управлением было установлено, что по данным отчета «Подключение организаций к ЕГАИС-УТМ» ООО «Купаж» к ЕГАИС не подключено.

Также в результате проведенного анализа административным органом было установлено несоответствие объемов оборота пива по данным ЕГАИС и деклараций (поставки и хранение).

В 1 квартале 2017 года, в соответствии с данными декларации по форме № 3 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815, ООО «Купаж» отражает производство пива в объеме 1760 дал.

Согласно данным деклараций по форме № 6 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815, ООО «Купаж» в 1 квартале 2017 года отражает поставку пива в адрес 1 организации и 18 индивидуальных предпринимателей в общем объеме 1760 дал. В системе ЕГАИС ООО «Купаж» вышеуказанные поставки пива не отражает.

Также в ходе анализа Управлением было установлено, что во 2 квартале 2017 года в соответствии с данными декларации по форме № 3 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815, ООО «Купаж» отражает производство пива в объеме 1868 дал.

В соответствии с данными декларации по форме № 6 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 за 2 квартал 2017 года ООО «Купаж» отражает поставку пива в адрес 1 организации и 18 индивидуальных предпринимателей в общем объеме 1868 дал.

В системе ЕГАИС ООО «Купаж» вышеуказанные отгрузки пива также не отражает.

Таким образом, административным органом установлено, что ООО «Купаж» по адресу производства, хранения и поставок: 445045, Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, д. 54А, строение 1, в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 (1 и 2 кварталы 2017 года) не зафиксированы в ЕГАИС сведения об отгрузке пива в общем объеме 3628 дал.

В отношении ООО «Купаж» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 27.10.2017 № 10-17/47Ю/2017 по ст. 14.19 КоАП РФ.

В рамках административного расследования в адрес ООО «Купаж» сопроводительным письмом от 27.10.2017 № у4-13387/10-14 направлено определение об истребовании сведений от 27.10.2017 № 10-17/47Ю/2017.

Между тем ООО «Купаж» не были представлены истребуемые документы (сведения), указанное определение Обществом не исполнено.

Письмами от 11.11.2017, 05.12.2017 № б/н ООО «Купаж» представлены пояснения по делу об административном правонарушении от 27.10.2017 № 10-17/47Ю/2017, из которых следует, что Общество не признает факт допущения вышеуказанных нарушений.

В 3 квартале 2017 года, в соответствии с данными декларации по форме № 3 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815, ООО «Купаж» отражает производство пива в объеме 2085 дал.

Согласно данным деклараций по форме № 6 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815, ООО «Купаж» в 3 квартале 2017 года отражает поставку пива в адрес 1 организации и 18 индивидуальных предпринимателей в общем объеме 2085 дал.

В системе ЕГАИС ООО «Купаж» вышеуказанные отгрузки пива не отражает.

Таким образом, административным органом установлено, что ООО «Купаж» по адресу производства, хранения и поставок: 445045, Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, д. 54А, строение 1, в период с 01.07.2017 по 30.09.2017 (3 квартал 2017 года) не зафиксированы в ЕГАИС сведения об отгрузке пива в общем объеме 2085 дал.

На основании изложенного в отношении ООО «Купаж» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 27.10.2017 № 10-17/48Ю/2017 по ст. 14.19 КоАП РФ.

В рамках административного расследования в адрес ООО «Купаж» сопроводительным письмом от 27.10.2017 № у4-13388/10-14 направлено определение об истребовании сведений от 27.10.2017 № 10-17/48Ю/2017.

ООО «Купаж» не представлены истребуемые документы (сведения), определение Обществом не исполнено.

Письмами от 11.11.2017, 05.12.2017 № б/н ООО «Купаж» представлены пояснения по делу об административном правонарушении от 27.10.2017 № 10-17/48Ю/2017, из которых следует, что организация не признает факт допущения вышеуказанных нарушений.

Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в отношении ООО «Купаж» (ИНН 6324048620) вынесено решение о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пива без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции от 22.05.2015 № Ю/97.

При таких обстоятельствах административный орган пришел к выводу о нарушении ООО «Купаж» следующих норм закона:

- ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС);

- пункт 10 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в товарно-транспортной накладной (подпункт 18 пункта 6 Правил функционирования ЕГАИС));

- пункт 5.1.1 Приложения № 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 № 149 (заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции представляется организациями, осуществляющими поставку продукции до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции).

По результатам проведенной проверки Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу 23.01.2018 были вынесены постановления № 10-17/47Ю/2017 и № 10-17/48Ю/2017 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 КоАП РФ.

Полагая постановления о привлечении к административной ответственности незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте в виде наложения штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Административный орган, применив ст. 4.1.1. КоАП РФ, назначил Обществу наказание в виде предупреждения.

В соответствии с абзацем 21 п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.

Согласно п. 2.1 ст. 8 Закона № 171-ФЗ требования об оснащении техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) основного технологического оборудования, указанного в абзацах первом, втором и восемнадцатом настоящего пункта, и оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не распространяются, в том числе на производство пива с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год (подпункт 8 пункта 2.1).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Общество осуществляет производство и оптовую продажу исключительно пива, с использованием технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу п. 2.1 ст. 8 Закона № 171-ФЗ у Общества не возникает обязанности по оснащению техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота пива в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) основного технологического оборудования, указанного в абзацах первом, втором и восемнадцатом настоящего пункта.

Таким образом, Обществом не могли быть нарушены требования постановления Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Приложения 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов».

Как правильно указал суд первой инстанции, Обществом не мог быть нарушен порядок фиксации и передачи информации в ЕГАИС об обороте пива, поскольку в силу п. 2.1 ст. 8 Закона № 171-ФЗ у Общества не возникает обязанности по оснащению технологического оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота пива в ЕГАИС.

При этом судом первой инстанции учтено, что ни оспариваемые постановления, ни протоколы об административных правонарушениях не содержат сведений о каких-либо нарушениях Обществом установленных правил учета и оборота производимого им пива.

С учетом изложенного административный орган в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявил нарушения заявителем установленного порядка учета пива при его производстве и обороте.

Объектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.19 КоАП РФ, является установленный порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе наличие события административного правонарушения.

Оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные по делу доказательства, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о недоказанности события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.19 КоАП РФ.

Отсутствие события административного правонарушения является самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным в силу ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае у административного органа отсутствовали основания для привлечения Общества к административной ответственности.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 18.01.2018 по делу № А55-9226/2017.

При этом суд первой инстанции принял во внимание, что в рамках указанного дела участвовали те же лица при аналогичных обстоятельствах дела, где заявителем оспаривалось постановление административного органа, принятое по результатам проверки за период 3 квартал 2016 года, в то время как в рамках настоящего дела оспариваются постановления, принятые административным органом по результатам проверки деятельности предприятия - 1, 2, 3 кварталы 2017 года.

Таким образом, заявленные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

В дополнении к апелляционной жалобе административный орган указывает, что судом не учтено, что ООО «Купаж» является не только производителем алкогольной продукции с оборудованием производственной мощностью менее 300 тыс. дек. в год, но и является поставщиком произведенной алкогольной продукции.

ООО «Купаж» не использует данную продукцию для собственных нужд или для розничной продажи, а осуществляет реализацию произведенной алкогольной продукции в адрес организаций, осуществляющих розничную продажу данной алкогольной продукции, и в таком случае в соответствии с абзацем 17 п. 2 ст. 8 Закона № 171-ФЗ такие организации обязаны иметь программно-аппаратные средства, которые обеспечивают прием и передачу информации об обороте такой продукции в ЕГАИС в целях последующей ее розничной продажи.

Данный довод подлежит отклонению как не соответствующий действующему законодательству.

Как указывает заявитель, он занимается только производством пива, которое поставляет получателям, торгующим в розницу. Заявитель не закупает для переработки или для продажи, а только поставляет продукцию собственного производства. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - это производство такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли..», т.е. нет смысла производить, если нет реализации продукции, тем более не может быть реализации, если продукция не произведена. У производителей чего либо оборот - это производство и реализация продукции собственного производства, а в торговле (розничной или оптовой) - это закуп и реализация и т.д.

Вид деятельности «производство пива» подразумевает и реализацию продукции собственного производства как единое целое.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2018 по делу № А55-4315/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                   Т.С. Засыпкина