ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-44/20 от 09.06.2020 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

09 июня 2020 года.                                                                                   Дело № А55-44/2020

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Яр-Групп» на резолютивную часть решения Арбитражного суда Самарской области от 10 марта 2020 года (мотивированное решение от 31 марта 2020 года) по делу № А55-44/2020 , рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Яр-Групп» (ОГРН <***> ИНН <***>), Россия 443070, г. Самара, Самарская область, ул. Загородная д. 1,

к ИФНС России по Железнодорожному району <...>, г. Самара, Самарская область, ул. Мориса Тореза д. 7,

о признании незаконным и отмене постановления № 76 и представления № 12-10/22020 от 17 декабря 2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Яр-Групп» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к ИФНС России по Железнодорожному району города Самары о признании незаконным и отмене постановления № 76 от 17.12.2019 г. о назначении административного наказания и представления № 12-10/22020 от 17.12.2019 г.

Резолютивной частью решения суда от 10.03.2020 г. (мотивированное решение от 31.03.2020 г.) в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой и уточнением к ней, в которых просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Инспекция, апелляционную жалобу отклонила, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекцией  проведены контрольные мероприятия по соблюдению требований Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на основании письма УФНС России по Самарской области от 29.10.2019 г. № 26-15/10762дсп., из которого следует, что имеются факты не использования Личного кабинета ООО «Управляющая Компания Яр-Групп» на портале Росфинмониторинга.

По данному факту в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении № 84 от 12.12.2019 г. по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов проверки 17.12.2019 г. инспекцией принято постановление № 76 о назначении обществу административного наказания, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения.

Одновременно, в целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, инспекцией в адрес общества было направлено представление от 17.12.2019 г. № 12-10/22020 .

Не согласившись с постановлением и представлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.

Частью 1 ст. 15.27 КоАП установлена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

В силу ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), в целях данного Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Пунктами 8 - 10 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Федеральный закон № 138-ФЗ) установлено следующее:

- проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

- оператор лотереи - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с Федеральным законом № 138-ФЗ;

- распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию,

выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Таким образом, из системного толкования вышеизложенных норм права, следует, что в деятельности по проведению лотерей участвуют операторы и распространители лотерей.

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ), установлена обязанность, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным существом, совершаемым их клиентами.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 7 Закона № 115 -ФЗ установлена обязанность не реже чем 1 раз в 3 месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.

Порядок представления информации в уполномоченный орган регулируется Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами, или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 г. № 209 (далее - Положение № 209).

Согласно п.п. «а», «г» п. 3 Положения № 209:

- организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абз. 2 - 8 п.п. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ;

- информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

При этом, вышеуказанная информация в соответствии с п.п. «а», «г» п. 4 Положения № 209 представляется в Росфинмониторинг организациями и индивидуальными предпринимателями в следующие сроки:

- информация, указанная в п.п. «а» п. 3 Положения № 209, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции;

- информация, указанная в п.п. «г» п. 3 Положения № 209, - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

Согласно ст. 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами, относятся в частности организации, организующие и проводящие лотереи.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-Ф3 «О лотереях» проведение лотереи - это оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов.

Согласно информации, поступившей из Росфинмониторинга (письмо от 11.10.2019 г. № 04703, 04/22858-дсп), доведенной письмом УФНС России по Самарской области от 29.10.2019 г., установлены факты не использования Личного кабинета ООО «УК «ЯР-Групп» (ИНН <***>).

Таким образом, налоговым органом установлено неисполнение ООО «УК «ЯР-Групп» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля в соответствии с установленными требованиями.

С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что факт совершения обществом административного правонарушения, установленного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в частности протоколом допроса главного бухгалтера ООО «Управляющая Компания Яр-Групп» от 06.11.2019 г.; договором на оказание услуг по распространению лотерей с АО «ТК «Центр» от 02.10.2018 г. № ИА1018-63-7108, договором с ООО «ОТР 2000» от 02.10.2018 г. № 43/2018, объяснениями законного представителя ООО «УК «ЯР-Групп» ФИО1

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом № 115 -ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством РФ. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного органа (Федеральной службы по финансовому мониторингу), актуальным на дату совершения операций.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 г. № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» (далее Правила) доведение информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.

Пунктом 20 Правил установлено, что информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абз. 1 п. 15 и п. 16 и 17 Правил, размещается на официальном сайте (www.fedsrm.ru).

В соответствии с абз. 1 и 2 п. 21 Правил Федеральная служба по финансовому мониторингу доводит перечень до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами ст. 5 Федерального закона № 115 -ФЗ путем обеспечения доступа к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте (www.fedsfm.ruy).

Принимая во внимание вышеизложенное, организации в целях выполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля обязаны пользоваться перечнем, размещенным в сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного органа (Федеральной службы по финансовому мониторингу), актуальным на дату совершения операций с денежными средствами.

При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд признает выводы суда о законности оспариваемых постановления № 76 от 17.12.2019 г. по делу об административном правонарушении и представления № 12-10/22020 от 17.12.2019 г. правильными, и основанными на нормах действующего законодательства, а также представленных в материалы дела доказательствах.

При этом, необходимо отметить, что суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, руководствовался в том числе правоприменительной практикой по аналогичным спорам, нашедшей свое отражение в определении ВС РФ от 14.02.2019 г. №307-АД18-20632 по делу № А21-3379/2018.

С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.

Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Резолютивную часть решения Арбитражного суда Самарской области от 10 марта 2020 года (мотивированное решение от 31 марта 2020 года) по делу № А55-44/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.

Судья                                                                                                                              П.В. Бажан