ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-4544/20 от 16.06.2021 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  16 июня 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено   18 июня 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Корастелева В.А.,

судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 марта 2021 года по делу №А55-4544/2020 (судья Рагуля Ю.Н.),

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Главы городского округа Самара

2) Администрации городского округа Самара

3) Акционерного общества «Металлист-Самара»

4) Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 88 городского округа Самара

5) Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара

6) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 295» городского округа Самара

о признании недействительным отказа,

в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области № 22587 от 21.11.2019 об отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0916007:2, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Садсовхозный, 4а и обязании филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 63:01:0916007:2, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Садсовхозный, 4а.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении в полном объеме заявленных требований Департамента, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным, принятым с при неправильном применении норм материального права.

Податель жалобы отмечает, что в сведениях ЕГРН содержатся сведения о двух земельных участках, в отношении которых собственники объектов недвижимости, перечисленных в постановлении №1300, не обладают какими-либо вещными правами.

В апелляционной жалобе указывает на то, что нахождение на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0916007:2 линейных сооружений - газопроводов не препятствует его снятию с кадастрового участка, учитывая его дублирующий характер.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как указывает Департамент, муниципальному образованию городского округа Самара на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:01:0916007:1, площадью 5222,00 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Брусчатый, 1а, с видом разрешенного использования «Детский сад №295», что подтверждается записью о государственной регистрации права собственности от 17.06.2019 № 63:01:0916007:1-63/001 /2019-2 (л.д.45-47 т.1).

Граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, а его площадь декларирована и подлежит уточнению при межевании.

Кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади указанного муниципального земельного участка были проведены. В результате обработки геодезических данных, а также в результате выгрузки сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в программу ГИС Ингео кадастровым инженером ФИО1 выявлено, что смежный земельный участок, сформированный под территорией детского сада № 88, имеет в сведениях ЕГРН два земельных участка:

- с кадастровым номером 63:01:0916007:2 (разрешенное использование «детский сад №88»), площадью 3129 кв.м (декларированная), расположенный по адресу: Российская Федерация, Самарская обл., г. Самара, Советский район, пер. Садсовхозный, № 4 а. Государственный кадастровый учет данного земельного участка осуществлен на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования от 25.01.1993 № 62254;

- с кадастровым номером 63:01:0916007:533 (разрешенное использование «занимаемый детским садом №88»), площадью 4373 кв.м (уточненная), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, переулок Карякина, 4А, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию городскому округу Самара (запись о государственной регистрации права от 20.06.2012 №63-63-01/130/2012-028) и предоставленный МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 88» городского округа Самара в постоянное (бессрочное) пользование. Государственный кадастровый учет данного земельного участка осуществлен на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования от 29.08.1995 № 203539.

При этом границы земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0916007:2 и 63:01:0916007:533 имеют схожую конфигурацию, однако границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0916007:2 смещены относительно фактических границ и накладываются на фактические границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0916007:1, что в свою очередь препятствует проведению кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади последнего.

06.11.2019 Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0916007:2 в рамках применения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), приложив при этом копию пояснительной записки кадастрового инженера ФИО1 от 10.10.2019 г.

В ответ на данное заявление Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области направил в адрес Департамента письмо от 22.11.2019 г. № 22587, в котором указал на невозможность снятия земельного участка с кадастровым номером 63:01:0916007:2 с кадастрового учета, мотивировав положениями Закона о регистрации, Порядком ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 16.12.2015 № 943. Орган кадастрового учета указал, что статус сведений в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером63:01:0916007:2 сохраняется «актуальный» и не подлежит снятию с государственного кадастрового учета, поскольку в его границах расположен объект капитального строительства с зарегистрированным в установленном порядке правом.

Кроме того, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области указал, что двойной кадастровый учет земельных участков не подтвержден, поскольку в части данных об адресе, площади, правообладателе и документах послуживших основанием для внесения в ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 63:01:0916007:2 и 63:01:0916007:533 различны.

Департамент считает, что фактически данное письмо филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 22.11.2019 г. № 22587 является решением об отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0916007:2, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Садсовхозный, 4а. При этом, считая указанный отказ незаконным и нарушающим законные права и интересы Департамента, заявитель обратился в арбитражный суд за разрешением данного спора.

При принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном этим Кодексом.

Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 указанной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.

Таким образом, действующее законодательство не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

Департамент в обоснование своего заявления указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0916007:2, расположенный по адресу: <...>, был предоставлен заводу «Металлист» Куйбышевского машиностроительного производственного объединения в постоянное бессрочное пользование на основании свидетельства от 25.01.1993 № 62254.

В границах данного земельного участка расположены объекты с кадастровыми номерами 63:01:0916007:1120, 63:01:0000000:32959 - объекты инженерной инфраструктуры - газопроводы. Записи о праве собственности в отношении указанных объектов, а также правообладателях земельного участка с кадастровым номером 63:01:0916007:2 в ЕГРН отсутствуют.

Нежилое здание детского сада №88 с кадастровым номером 63:01:0916002:590 (под размещение которого предоставлялся вышеуказанный земельный участок), включено в реестр муниципального имущества на основании постановления администрации города Самара № 280 от 18.02.1994 (л.д.30-31 т.1).

Указанное нежилое здание детского сада №88 передано в муниципальную собственность от АО «Металлист-Самара» в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно которому передаче в муниципальную собственность подлежат все объекты народного образования (пункт 3 приложения № 3),

Таким образом, нежилое здание детского сада № 88 перешло в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.

21.08.2013 муниципальным образованием городской округ Самара зарегистрировано право собственности на нежилое здание детского сада №88, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер.6З-АЛ № 258328 (л.д.16 т.1).

Вместе с тем, Распоряжением Главы города Самара от 25.12.1995 №1387-р переулок Садсовхозный переименован в переулок Карякина Б.И. (л.д.28 т.1).

Согласно выписке из ЕГРН нежилое здание детского сада № 88 расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0916007:533.

Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0916007:533 на основании постановления Главы города Самары от 11.04.1995 № 465 предоставлен в постоянное бессрочное пользование Детскому саду № 88 (л.д.23 т.1).

На основании указанного постановления Отделу образования администрации Советского района выдано свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования №203539 от 29.08.1995 (л.д.38 т.1).

В   соответствии  с  указанными  документами  04.12.2005  земельный  участок, занимаемый нежилым зданием детского сада №88, площадью 4373 кв.м поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 63:01:0916007:533.

20.06.2012 муниципальным образованием городской округ Самара на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0916007:533 зарегистрировано право муниципальной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер. 63-АИ № 067943 (л.д. 39 т.1).

Таким образом, учитывая, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0916007:2, 63:01:0916007:533 имеют одинаковый вид разрешенного использования: занимаемый детским садом №88, а здание детского сада №88 в силу закона является муниципальным, то предыдущий правообладатель права постоянного бессрочного пользования (АО «Металлист») данное право утратил в силу закона.

Данные обстоятельства, по мнению Департамента, свидетельствуют о двойном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 63:01:0916007:2, в связи с чем он подлежит снятию с государственного кадастрового учета в порядке п. 3 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Аналогичные доводы изложены в отзыве 3-го лица - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №295» городского округа Самара (л.д.71-73 т.2).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что в ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:01:0916007:2, расположенном по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Садсовхозный, д. 4а, с декларированной площадью 3129 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - детский сад № 88.

Государственный кадастровый учет данного земельного участка осуществлен 10.06.2003 по заявлению Департамента управления государственным имуществом от 29.05.2003 № 44509 о постановке на кадастровый учет на основании представленных документов: землеустроительного дела, изготовленного ООО «ИЗЫСКАТЕЛЬ», свидетельства о праве постоянного пользования от 25.01.1993г. № 62254, выданного СМПО «Металлист».

В ЕГРН имеются сведения о местоположении границ указанного земельного участка.

Кроме того, орган кадастрового учета указывает, что в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0916007:2 расположены объекты капитального строительства с зарегистрированным в установленном порядке праве:

-  сооружение с кадастровым номером 63:01:0916007:1120 протяженностью 161 м (собственность - Муниципальное образование городской округ Самара),

-  сооружение с кадастровым номером 63:01:0000000:32959 протяженностью 130 м (собственность - Муниципальное образование городской округ Самара).

При этом довод Департамента о том, что нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0916007:2 объектов капитального строительства с зарегистрированными в установленном порядке правами не подтверждается какими-либо документами, суд первой инстанции правильно посчитал несостоятельным.

Под ЕГРН понимается свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений об объектах недвижимости.

Как следует из части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.

Суд первой инстанции верно принял во внимание, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0916007:2 и 63:01:0916007:533 были поставлены на кадастровый учет до вступления в законную силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон № 221-ФЗ, Закон о кадастре) и Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона № 221-ФЗ, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

Более того, в материалы дела поступил отзыв 3-го лица - МБДОУ «Детский сад №88» г.о. Самара, из которого следует, что снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0916007:2 приведет к нарушению прав МБДОУ.

Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН (часть 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ).

Порядок действий Управления Росреестра по Самарской области при снятии с кадастрового учета таких земельных участков определен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 №943.

Приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 №943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" установлен Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости установлен (далее - Порядок).

Согласно пункту 181 Порядка в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01 марта 2008 года, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:

1) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или ЕГРП сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус "архивная";

2) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРП сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений о том, что, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении занятого объектом недвижимости земельного участка, такой земельный участок будет снят с учета. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется "актуальный";

3) при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 01 марта 2008 года, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРП сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус "архивная".

Судом первой инстанции верно указано на то, что земельные участки, сведения о правообладателях которых отсутствуют в ЕГРН, могут быть сняты с учета только при отсутствии сведений о наличии на этих земельных участках объектов недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2018 № 306-КГ18-12430).

Таким образом, нахождение спорных земельных участков на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о спорных земельных участков из государственного кадастра недвижимости не является само по себе основанием для снятия их с государственного кадастрового учета.

С учетом изложенных выше обстоятельств, принимая во внимание положения ч.3 ст.70 Закона № 218-ФЗ и пп.2 п.181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития от 16.12.2015 № 943, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что статус сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0916007:2 сохраняется «актуальный» и не подлежит снятию с государственного кадастрового учета.

Также суд первой инстанции верно отметил следующее.

Положениями Закона о государственном кадастре был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.

Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

Кроме того, суд первой инстанции верно указал на то, что необходимость исключения двойного кадастрового учета, на которую ссылается заявитель, также не указана в качестве основания для удовлетворения требований заявителя.

Более того, в связи с тем, что сведения, содержащиеся в ЕГРН в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0916007:2 и 63:01:0916007:533 в части адреса, площади, правообладателя и документов, послуживших основанием для внесения в ЕГРН сведений об указанных земельных участках различны, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что двойной кадастровый учет не подтвержден.

Также на недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

В обжалуемом решении верно отмечено, что если отсутствуют установленные в законе основания для снятия земельных участков с кадастрового учета, суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что приведенные заявителем обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленном на кадастровый учет земельном участке.

Суд первой инстанции верно счёл, что требование Департамента об обязании регистрирующего органа снять с кадастрового учета спорный земельный участок, который фактически не прекращает своего существования, не преобразован, противоречит правовым положениям части 3 статьи 6, статьи 41 ЗК РФ, принципам осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

С учетом положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что осуществление кадастрового учета, включая решение вопросов об устранении недостоверных сведений ЕГРН в части адреса, площади, правообладателя и других, входят в компетенцию Управления Росреестра, в связи с чем правомерно отказал Департаменту в удовлетворении заявленных к Управлению Росреестра Самарской области и филиалу ФГУП ФКП Росреестра по Самарской области требований.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.

Суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые по делу обстоятельства и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению к данным обстоятельствам.

Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судом незаконного решения.

Довод подателя жалобы о том, что в сведениях ЕГРН содержатся сведения о двух земельных участках, в отношении которых собственники объектов недвижимости, перечисленных в постановлении №1300, не обладают какими-либо вещными правами, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данный довод не имеет значения для правильного рассмотрения данного дела, поскольку земельные участки, сведения о правообладателях которых отсутствуют в ЕГРН, могут быть сняты с учета только при отсутствии сведений о наличии на этих земельных участках объектов недвижимости.

В данном случае земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0916007:2, 63:01:0916007:533 имеют одинаковый вид разрешенного использования: занимаемый детским садом №88, а здание детского сада №88 является объектом недвижимости.

Другие аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность либо опровергли бы выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

С учетом изложенных выше обстоятельств судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, которое следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

РешениеАрбитражного суда Самарской области от 15 марта 2021 года по делу №А55-4544/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            В.А. Корастелев

Судьи                                                                                                           Н.В. Сергеева

                                                                                                                      Е.Г. Попова