ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
21 января 2021 года Дело А55-4584/2020
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2021 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Поповой Е.Г. и Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А.,
с участием:
от АО «Предприятие тепловых сетей» – ФИО1, дов. от 13.04.2020,
от Государственной жилищной инспекции Самарской области – не явились,
от акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» – не явились,
от ФИО2 – не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Предприятие тепловых сетей»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 октября 2020 года по делу № А55-4584/2020 (судья Гордеева С.Д.) возбужденное
по заявлению акционерного общества «Предприятие тепловых сетей»
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
с участием в деле в качестве третьих лиц: акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс», ФИО2,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Предприятие тепловых сетей» (далее - заявитель, АО «ПТС», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным вынесенного Государственной жилищной инспекций Самарской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) Предписания № СЖд-84383 от 02.12.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс», ФИО2.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество «Предприятие тепловых сетей» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные АО «Предприятие тепловых сетей» требования.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 18 января 2021 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель АО «Предприятие тепловых сетей» доводы изложенные в апелляционной жалобе поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчика и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Самарской области на основании обращения (вх. № 34277-ц от 07.10.2019) проведена внеплановая документарная проверка по вопросу правомерности начисления платы за отопление (корректировка за 2018 год, выставление среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за 2018 год) собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>.
Внеплановая документарная проверка проведена в рамках осуществления жилищного надзора на территории Самарской области.
По результатам проверки государственной жилищной инспекцией Самарской области 02.12.2019 составлен акт проверки № СЖд-84383 в отношении АО «Предприятие тепловых сетей». По факту выявленного нарушения АО «Предприятие тепловых сетей» было выдано предписание № СЖд-84383 от 02.12.2019 г. в срок до 02.03.2020 г. устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, представить в государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно:
- Произвести перерасчет корректировки платы за отопление за 2018 год, отраженной в платежном документе за май 2019 года, собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> в соответствии с требованиями пункта 42(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Не согласившись с предписанием инспекции, ПАО «Т Плюс» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием выдачи предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
П.п. 2, 3, 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом по адресу: <...> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, который учитывает общее количество тепловой энергии на горячее водоснабжение и отопление. АО «ПТС» стало исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном доме по адресу: <...> с октября 2018 года.
При начислении платы за горячее водоснабжение потребителям коммунальных услуг в доме в 2018 году применялся норматив потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение, утвержденный постановлением Главы городского округа Самара от 18.12.2007г. № 1153 «Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара» в размере 0,0611 Гкал/м.
Площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: <...> составляет 3 930,7 м2.
Начисление платы за отопление потребителям коммунальных услуг в доме в 2018 и 2019 году производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
Отопительный сезон 2017-2018 гг. начало 30.09.2017 г. (Постановление Администрации г.о. Самара от 28.09.2017 г. № 874); окончание 27.04.2018 г. (Постановление Администрации г.о. Самара от 27.04.2018 г. № 326);
Отопительный сезон 2018-2019 гг. начало 01.10.2018 г. (Постановление Администрации г.о. Самара от 26.09.2018 г. № 773); окончание 23.04.2019 г. (Постановление Администрации г.о. Самара от 19.04.2019 г. № 251).
Из анализа тепловых отчетов за октябрь-декабрь 2018 года установлено, что многоквартирным домом по адресу: <...> в период октябрь -декабрь 2018 года потреблено 348,736 Гкал тепловой энергии (октябрь - 57,718 Гкал, ноябрь -106,097 Гкал, декабрь - 184,921 Гкал).
Из анализа тепловых отчетов за октябрь-декабрь 2018 года установлено, что многоквартирным домом по адресу: <...> в период октябрь-декабрь 2018 года потреблено 1 239,257 м3горячей воды (октябрь - 221,054 м3, ноябрь - 442,52806 м3, декабрь - 575,675 м3).
На подогрев 1 239,257 м3теплоносителя затрачено 75,7207 Гкал тепловой энергии (1 239,257 м3х0,0611 Гкал/м3=75,7207 Гкал).
Многоквартирным домом по адресу: <...> в период октябрь-декабрь 2018 года на отопление потреблено 273,0153 Гкал тепловой энергии (348,736 Гкал - 75,7207 Гкал=273,0153 Гкал).
Между тем, размер платы, начисленной собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> за тепловую энергию на отопление, потребленную в период октябрь-декабрь 2018 года (согласно информации АО «ПТС»), составил 265 130,49 руб.
Размер платы за тепловую энергию на отопление, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета составил 438 457,111 руб. (273,0153 ФИО3 605,98 руб./Гкал=438 457,111 руб.) Корректировка размера платы по отоплению за период октябрь-декабрь 2018 года для многоквартирного дома по адресу: <...> должна составить 173 326,621 руб. (к доначислению по 44,0956 руб. с 1 м2 общей площади занимаемого потребителем помещения).
Однако корректировка платы по отоплению за 2018 год для собственников помещений в многоквартирном доме, отраженная в платежных документах, выставленных потребителям АО «ПТС» за май 2019 года составила 191 663,81 руб. (к доначислению по 48,7607 руб. с 1 м2 общей площади занимаемого потребителем помещения).
Таким образом, жилищная инспекция пришла к выводу, что корректировка платы за отопление собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> произведена с нарушением требований пункта 42(1) Правил № 354.
Податель жалобы, как и в суде перовой инстанции, ссылается на то, что многоквартирный дом (МКД), расположенный по адресу: <...> перешел на прямые расчеты по услугам отопления и горячего водоснабжения с АО «ПТС» (РСО) с 01.10.2018.
В отсутствие Протокола общего собрания собственников с принятым решением об оплате отопления в отопительный период, в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в указанном МКД рассчитывается равномерно в течение календарного года, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета по формулам 3, 3(1) и 3(4) Приложения № 2, в соответствии с п. 42 (1) Правил № 354, и корректируется Исполнителем в году, следующем за расчетным. Расчетный показатель Vi, применяемый в вышеуказанных формулах Приложения № 2 к Правилам № 354, отражает среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. В расчетном периоде май 2019 г. Исполнителем была проведена годовая корректировка по отоплению за 2018 г. в МКД, оборудованных ОДПУ и рассчитываемых равномерно в течение календарного года, в том числе, по адресу: <...>.
Расчет среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за 2018 год следующий: сумма фактических показаний за период нахождения МКД на прямых договорах в 2018 г. делится на 12 месяцев, далее полученный объем делится на сумму общей площади всех жилых помещений и общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, что по МКД, расположенном по адресу: <...>, составило 0,0126 Гкал:
В связи с отсутствием показаний ОДПУ за 2017 год по указанному МКД, расчет коммунальной услуги «отопление» в 2018 г. производился по нормативу потребления - 0,018 Гкал/м2.
Податель жалобы ссылается на пункт 42(1) указано, в котором указано, что в расчет принимается объем воды, потребленной в помещениях и на ОДН, тогда как про объем по ОДПУ основания для начисления отсутствуют.
Пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации о г 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно п. 42(1) Правил № 354, расчет платы за отопление производится двумя способами:
- способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
- способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к Правилам № 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно: при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год. При этом исполнитель обязан в I квартале года, следующего за расчетным годом, произвести корректировку платы исходя из показаний общедомового прибора учета за предыдущий год в сторону уменьшения или увеличения платы, что о гражается в платежных документах.
В части определения общего объема тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом по показаниям общедомового прибора учета за октябрь 2018 года следует отметить, что при расчете корректировки платы за отопление за 2018 год АО «Предприятие тепловых сетей» включило объем тепловой энергии, поставленной до начала отопительного периода. В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 26.09.2018 г. № 773 отопительный сезон 2018-2019 гг. начался с 01.10.2018 г. Государственная жилищная инспекция Самарской области при расчетах учитывала объем тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом с даты начала отопительного периода - с 01.10.2018 г. (из анализа тепловых отчетов установлено, что многоквартирным домом по адресу: <...> в октябре 2018 года потреблено 57,718 Гкал тепловой энергии). Однако, АО «Предприятие тепловых сетей» при расчетах учитывало объем тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом не с даты начала отопительного периода (01.10.2018г.), а с 20.09.2018г. (по данным ресурсоснабжающей организации многоквартирным домом в октябре 2018 года потреблено 74,2540 Гкал тепловой энергии).
Таким образом, заинтересованным лицом правомерно учтено, что потребители не должны оплачивать предоставление коммунальной услуги, которую они не заказывали у исполнителя ввиду не начавшегося отопительного периода.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.04.2019 г. по делу № А42-10234/2018, постановление 13 Арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 г. по делу № А42-10234/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.10.2019 г. по делу № А42-10234/2018, определение Верховного суда Российской Федерации от 12.02.2020 г. № 307-ЭС19-27709).
В части определения объема тепловой энергии на подогрев горячей воды, участвующего в расчетах следует учесть, что при расчете корректировки платы за отопление за 2018 гол АО «Предприятие тепловых сетей» использует фактически начисленный к оплате потребителям многоквартирного дома объем теплоносителя (м3 холодной воды, предназначенной для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению).
Доказательств обратного заявителем в ходе рассмотрения дела не представлено.
Судом первой инстанции установлено, что Государственной жилищной инспекцией Самарской области при расчетах учтен объем теплоносителя, потребленный многоквартирным домом в соответствии с показаниями общедомового прибора учета (в соответствии с тепловыми отчетами) исходя из требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, где сказано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также части 1 и 2 статьи 13 Федерального Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, где сказано, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Применение приборов учета признается в качестве приоритетного способа определения фактически принятого количества энергии, поскольку расчетные способы определения объема энергоресурсов не позволяют достигать степени точности, доступной для способов, определенных по приборам учета.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено установление двухкомпоьентных тарифов на горячую воду с использованием компонента на теплоноситель (м3) и компонента на тепловую энергию (Гкал).
Теплоноситель - это пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.
Тепловая энергия - это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
В соответствии с пунктами 38 и 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Кроме того, в соответствии с частями 9.1 и 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
- исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Исходя из вышеизложенного, объем горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома, должен определяться исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, а объем горячей воды, начисленной к оплате собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома не может превышать объем, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (все объемы воды, начисленные сверх показаний общедомового прибора учета или все недоначисленные объемы воды будут перераспределены на потребителей в виде платы за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
В части нарушения экономических интересов АО «Предприятие тепловых сетей» судом первой инстанции отмечено верно, что в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
- выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
При проведении проверки ГЖИ Самарской области руководствовалось требованиями Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 г. № 150 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области».
Каких-либо нарушений прав и законных интересов заявителя проведенной проверкой не установлено.
В рамках настоящего дела АО «ПТС» не представило доказательства корректировки платы за отопление в полном объеме.
Содержащиеся в оспариваемом предписании требования об осуществлении обществом корректировки и перерасчета платы за отопление за соответствующие периоды предъявлено инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий и направлено на устранение выявленного в ходе проверки нарушения лицензионных требований.
Заявитель, по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах у Государственной жилищной инспекции Самарской области имелись правовые и фактические основания для выдачи оспариваемого предписания.
Таким образом, предписание выдано АО «ПТС» правомерно, не выходит за рамки полномочий заявителя, его права не нарушает и соответствует законодательству.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришел к выводу о том, При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал верный вывод, что оспариваемое заявителем предписание Государственной жилищной инспекцией Самарской области № СЖд-84383 от 02.12.2019 является законным и обоснованным, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда согласуются со сложившейся правоприменительной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2020 N 301 -ЭС20-13074 по делу N А17-6944/2019, Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2020 N 301-ЭС20-12047 по делу N А43-22078/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2020 N Ф06-62438/2020 по делу N А55-27444/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2020 N Ф06-62598/2020 по делу N А55-27446/2019).
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании п. п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п. п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7.647 руб., излишне уплаченную платежным поручением № 12587 от 16 сентября 2019 года.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 октября 2020 года по делу №А55-4584/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить АО «Предприятие тепловых сетей» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7.647 (семь тысяч шестьсот сорок семь) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № 12587 от 16 сентября 2019 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов
Судьи Е.Г. Попова
Е.Н. Некрасова