ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-524/20 от 17.08.2020 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

19 августа 2020 года                                                                          Дело А55-524/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена                      17 августа 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено                       19 августа 2020 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Корастелева В.А. и Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью "Энергобытобслуживание" – ФИО1, доверенность от 09.01.2020,

от Управления Федеральной антимонопольной службы России по Самарской области – ФИО2, доверенность от 26.12.2019,

от ФИО3 – лично, паспорт,

от ФИО4 – лично, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергобытобслуживание"

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2020 года по делу № А55-524/2020 (судья Мехедова В.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергобытобслуживание" (ОГРН <***> ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Самарской области,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3 и ФИО4,

о признании незаконным и отмене постановления № 063/04/9.21-791/2019 от 19.12.2019,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Энергобытобслуживание" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы России по Самарской области № 063/04/9.21-791/2019 от 19.12.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО3 и ФИО4.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Энергобытобслуживание" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные ООО "Энергобытобслуживание" требования.

Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 17 августа 2020 года.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Энергобытобслуживание" апелляционную жалобу поддерживал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Самарской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела отзыву.

ФИО3 и ФИО4 с апелляционной жалобой не согласны, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела № 063/04/9.21-791/2019 послужило заявление (вх. 882-гр от 03.09.2019 г.) потерпевших ФИО3 и ФИО4  на действия (бездействие) ООО «Энергобытобслуживание».

24.05.2018г. посредством официального сайта ООО «Энергобытобслуживание» ФИО4 и ФИО5 были направлены в адрес сетевой организации заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

06.06.2019г. ООО «Энергобытобслуживание» направило (исх. № 279 от 06.06.2019 г. и исх. № 278 от 06.06.2019 г.) в адрес потерпевших проект договора № 31/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия № 31/19 и проект договора № 30/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия № 30/19.

В проекте договора № 31/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и проекте договора № 30/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям включены пункты 13- 17, содержащие условия, не соответствующие типовому договору, утвержденному в Приложении N 8 к Правилам технологического присоединения.

ФИО4 и ФИО3 12.07.2019 г. направили в адрес ООО «Энергобытобслуживание» письма (вх.№ 314 и вх.№315 от 12.07.2019 г.) о несогласии с техническими условиями № 31/19 и № 30/19.

05.08.2019 г. ООО «Энергобытобслуживание» направило (исх.№ 370 и исх.№ 369 от 05.08.2019 г.) в адрес потерпевших проект договора № 56/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия № 56\19 и проект договора № 55/9 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия № 55/19 и сообщило, что, ранее направленные проекты договоров № 31/19 и № 30/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия к указанным договорам аннулированы.

Пункты 13- 17 проекта договора № 56/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и проекта договора № 55/9 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям также не соответствуют типовому договору (приложение N 8 к Правилам технологического присоединения).

Потерпевшие обратились с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Самарской области, в котором указывают, что обязанность осуществить монтаж ЛЭП-0,4 до ВРУ 0,4 кВ до земельного участка от опоры № 8/18 ВЛИ-0,4 кВ ф-5 возложена на потребителей.

В технических условиях № 56/19 и № 55/19 отсутствуют: распределение обязанности по выполнению монтажа ЛЭП-0,4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителя, отсутствие указанной обязанности в мероприятиях, выполняемых ООО «Энергобытобслуживание»; распределение обязанности по выполнению монтажа ЛЭП-0,4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителя, отсутствие указанной обязанности в мероприятиях, выполняемых ООО «Энергобытобслуживание».

Таким образом, ООО «Энергобытобслуживание» нарушило пункт 25(1) Правил технологического присоединения, не распределив в технических условиях № 56/19 и № 55/19 мероприятия по выполнению монтажа ЛЭП-0,4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителя, осуществляемые сетевой организацией.

По итогам рассмотрения административного дела №063/04/9.21-791/2019 об административном правонарушении УФАС по Самарской области было принято Постановление от 19.12.2019г. о назначении ООО «Энергобытобслуживание» административного штрафа в размере 50 000руб.

ООО «Энергобытобслуживание» не согласилось с данным постановлением, что послужило основанием для обращения с данным заявлением в арбитражный суд.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.

Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям образует состав административного правонарушения вне зависимости от последствий.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в том числе, в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.

Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электроэнергии для потребителей.

В связи с чем, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электроэнергии.

Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ.

Статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861), определяющие порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (пункт 1 Правил N 861).

В пункте 6 указанных Правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это плату.

Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства от 30.12.2013 N 1314 определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Абзацем 2 пункта 3 Правил N 861 установлено, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицом, указанным в пункте 14 названных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.

Согласно пункту 14 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) место жительства заявителя; в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 Правил N 861; г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

При этом на основании пункта 8 (3) Правил N 861 заявители, указанные в пункте 14 данных Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.

Таким образом, сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей.

Податель жалобы считает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ и ссылается при этом на следующие доводы.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила ТП).

Статьей 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

ООО «Энергобытобслуживание» является субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.

Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению Правил ТП.

Сетевая организация должна проявлять надлежащую заботу по отношению к заявителям, установленную ее статусом субъекта естественной монополии, профессионального участника товарного рынка по передаче электрической энергии.

Как следует из материалов дела, ООО «Энергобытобслуживание» нарушены:

- абзац 7 пункта 15 Правил ТП путем направления в адрес потерпевших проектов договоров № 31/19 и № 30/9 об осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, не соответствующих приложению N 8 к Правилам ТП, и путем направления в адрес потерпевших проектов договоров № 56/19 и № 55/9 об осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, не соответствующих приложению N 8 к Правилам ТП;

- пункт 25(1) Правил ТП путем нераспределения в технических условиях № 56/19 и № 55/19 мероприятия по выполнению монтажа ЛЭП-0,4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителя, осуществляемые сетевой организацией и по установке сетевой организацией прибора учета в соответствии с пунктом 144 Основных положений на границе балансовой принадлежности.

Таким образом, ООО «Энергобытобслуживание» совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении императивных норм Правил ТП.

ООО «Энергобытобслуживание» приводит довод о том, что в данном случае должны быть применены нормы права, предусмотренные ст. 422 и ст. 432 ГК РФ, указанный довод отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 421 и статьей 422 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, в таком случае договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно частям 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным частями 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Таким образом, в случае утверждения типовых договоров, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, стороны должны ими руководствоваться.

Статьей 26 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии с абзацем 7 пункта 15 Правил ТП, в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 8 и направляется заявителю - физическому лицу.

Приложением N 8 к Правилам ТП утвержден типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Следовательно, форма договора, направляемая сетевой организацией заявителю, должна полностью соответствовать форме, содержащейся в приложении № 8 Правил ТП.

Податель жалобы считает, что не нарушил пункт 25(1) Правил технологического присоединения.

Как следует из материалов дела, потерпевшие в заявлении (вх. №882-гр от 03.09.2019 г.) указывают, что в редакции технических условий № 56/19 и № 55/19 обязанность осуществить монтаж ЛЭП-0,4 до ВРУ 0,4 кВ до земельного участка от опоры № 8/18 ВЛИ- 0,4 кВ ф-5 возложена на них как потребителей.

В технических условиях № 56/19 и № 55/19 отсутствуют: распределение обязанности по выполнению монтажа ЛЭП-0,4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителя, отсутствие указанной обязанности в мероприятиях, выполняемых ООО «Энергобытобслуживание»; распределение обязанности по выполнению монтажа ЛЭП-0,4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителя, отсутствие указанной обязанности в мероприятиях, выполняемых ООО «Энергобытобслуживание».

Подпунктом г) пункта 25(1) Правил ТП установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Подпункт г) пункта 25 Правил ТП является императивной нормой, а, следовательно, сетевая организация обязана распределить обязанностей между сторонами по исполнению технических условий.

Редакция технических условий № 56/19 и № 55/19 не позволяет определить, кем осуществляется монтаж ЛЭП-0,4 кВ. Технические условия № 56/19 и № 55/19 не содержат условий, что мероприятия по монтажу ЛЭП-0,4 кВ до ВРУ-0,4 кВ земельного участка осуществляются в пределах границ участка заявителя.

Из редакции технических условий № 56/19 и № 55/19 следует, что ООО «Энергобытобслуживание» возлагает на потерпевших обязанность по монтажу ЛЭП-0,4 кВ за пределами границ земельных участков, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства потребителей.

Сетевая организация считает, что потерпевшие могли понять, что монтаж ЛЭП-0,4 кВ осуществляется обществом, исходя из смысла договора.

ООО «Энергобытобслуживание» является субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, должно знать о нормативном регулировании указанных правоотношений и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.

ФИО3 и ФИО4 не являются профессиональными участниками товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.

Следовательно, сетевая организация должна была проявить надлежащую заботу по отношению к заявителям, установленную ее статусом субъекта естественной монополии, профессионального участника товарного рынка по передаче электрической энергии.

Таким образом, включение в технические условия № 56/19 и № 55/19 условия об обязанностях заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка противоречит Правилам технологическ ого присоединения, а, следовательно, ООО «Энергобытобслуживание» нарушило пункт 25(1) Правил технологического присоединения.

Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд считает, что обществом нарушен порядок технологического присоединения к электрическим сетям, при этом доказательства каких-либо объективных препятствий для соблюдения требований законодательства в материалах дела отсутствуют, в действиях общества усматривается объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований закона в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Таким образом, общество не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично - правовых обязанностей.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Оснований для применения малозначительности статьи 2.9 КоАП РФ, а также оснований для снижения размера штрафа на основании статьи 4.1 Кодекса у апелляционного суда не имеется, поскольку обстоятельства совершения обществом административного правонарушения не имеют свойства исключительности.

Штраф назначен ниже низшего предела.

Избранная мера административного наказания установлена административным органом в соответствии с требованием действующего законодательства, размер штрафа определен верно.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2020 года по делу №А55-524/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                               В.А. Корастелев

                                                                                                                          Е.Г. Попова