ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-5913/16 от 05.09.2016 АС Самарской области


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

12 сентября 2016 года                                                                       Дело № А55-5913/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Холодной С.Т., Бажана П.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,

с участием:

от Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара – ФИО1(доверенность от 13.01.2016 г.);

от Жилищно-строительный кооператив № 42 – ФИО2(доверенность от 03.03.2016 г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2016 года по делу № А55-5913/2016 (судья Медведев А.А.),

по заявлению Жилищно-строительный кооператив № 42, (ОГРН <***>),  г. Самара,

к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, г. Самара,

о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Жилищно-строительный кооператив № 42 (далее – ЖСК №42) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором в соответствии со ст.49 АПК РФ изменив предмет исковых требований, просил:

- признать возврат документов Жилищно-строительному кооперативу №42 о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на установку общедомового прибора учета Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара незаконным;

- обязать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара рассмотреть вопрос о заключении с Жилищно-строительным кооперативом №42 ИНН <***> соглашения на предоставление субсидии из бюджета городского округа Самара  в   соответствии   с  постановлением  администрации   городского   округа   от 17.05.2012г. №449.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2016г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу – удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что суд  первой  инстанции, удовлетворив  заявленные требования, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.

В судебном заседании представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ЖСК №42 считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 25.11.2015г. ЖСК-42 обратилось в Департамент жилищно-коммунального хозяйства с заявлением о предоставлении субсидии на установку общедомового прибора учета с пакетом документов, предусмотренных п. 6 Постановления Администрации г.о. Самара от 17.05.2012г. № 449.

28.12.2015г. ЖСК-42 был получен ответ из Департамента жилищно-коммунального хозяйства, согласно которому пакет документов ЖСК-42 на предоставление субсидии был возвращен.

Согласно ответу Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 23.12.2015г. заявление и пакет документов были возвращены, в связи с тем, что отсутствует выписка из ЕГРЮЛ; договор подряда на установку прибора учета №96-12 от 05.12.2012г. и договор на разработку проектно-сметной документации №93-12 от 05.12.2012г., поскольку первоначально разрабатывается проектно-сметная документации, затем заключается договор на установку прибора учета; в справке о стоимости выполненных работ к договору подряда №96-12 не указан адрес, по которому выполняются работы; Акт выполненных работ на разработку проектно-сметной документации от 26.12.2012г., а проект и смета датированы 2013 годом.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с п. 9 статьи Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Согласно п. 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

В соответствии с п. 1.1 постановления Администрации г.о. Самара №1201 от 29.09.2010г. расходное обязательство, возникающее на основании настоящего постановления, осуществляется городским округом Самара самостоятельно за счет средств бюджета городского округа Самара в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующие цели Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара как главному распорядителю бюджетных средств в соответствии с решением Думы городского округа Самара Самарской области на соответствующий финансовый год.

Постановлением Администрации г.о. Самара от 17.05.2012 г. № 449 был утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам затрат в связи с исполнением мероприятий по установке приборов учета согласно приложению (в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 31 октября 2013 года № 1446).

Постановлением установлено, что расходное обязательство городского округа Самара, возникающее на основании настоящего постановления, исполняется городским округом Самара самостоятельно за счет средств бюджета городского округа Самара в пределах общего объема бюджетных ассигнований в рамках реализации муниципальной программы городского округа Самара "Поэтапный переход на отпуск коммунальных услуг потребителям по приборам учета" на 2011 - 2015 годы, предусмотренных в установленном порядке решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара Самарской области на соответствующий финансовый год Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара как главному распорядителю средств бюджета городского округа Самара на соответствующие цели.

Согласно п. 6 Постановления Администрации г.о. Самара от 17.05.2012г. № 449 в целях получения субсидии получатели субсидий предоставляют в Департамент жилищно-коммунального хозяйства в срок до 10 декабря соответствующего финансового года следующие документы:

- заявление о предоставлении субсидии;

- выписку из единого государственного реестра юридических лиц;

- заверенную в установленном законом порядке копию договора управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

- копии учредительных документов получателя субсидий, заверенные нотариально либо налоговым органом;

- заверенную в установленном законом порядке копию решения о назначении единоличного исполнительного органа (для управляющих организаций) либо копию -протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома о назначении председателя правления (для товариществ собственников жилья, жилищно­строительных и иных потребительских кооперативов) или о непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений;

- заверенные в установленном законом порядке копию о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- копию паспорта физического лица;

- заверенную в установленном законом порядке копию договора подряда на выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных услуг с обязательным приложением сметы и ведомости объемов работ как неотъемлемой части договора;

- заверенную в установленном порядке копию проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с выданными поставщиками ресурсов техническими условиями, согласованной поставщиками соответствующих ресурсов, включающей мероприятия по установке оборудования, позволяющего производить дистанционную передачу данных с узла учета с помощью беспроводной связи;

- заверенную в установленном законом порядке копию договора подряда на выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации на установку коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных услуг;

- заверенные копии актов выполненных работ по договору подряда на подготовку проектно-сметной документации на установку коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных услуг на многоквартирный дом;

- заверенные копии актов выполненных работ по договору подряда на установку коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных услуг на многоквартирный дом (формы № КС-2, № КС-3);

- банковские реквизиты получателя субсидий;

- заверенную в установленном законом порядке копию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, на котором принято решение об установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных услуг, а также копию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о включении вновь установленного коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных услуг в перечень общего имущества многоквартирного дома;

- положительное заключение организации, осуществляющей строительный контроль по поручению получателя субсидии; исполнительную документацию в соответствии с требованиями СНиП (сертификаты качества на используемые материалы, график производства работ, акт на скрытые работы (в случае наличия скрытых работ);

- акт ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных услуг, согласованный с энергоснабжающей организацией.

В соответствии с п. 10 Постановления Администрации г.о. Самара от 17.05.2012г. № 449, Департамент жилищно-коммунального хозяйства в течение 12 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении субсидий и документов, предоставленных получателем субсидий, принимает решение о заключении соглашения о предоставлении субсидий с получателем субсидий либо об отказе в заключении такого соглашения.

Судом верно отмечено в решении, что предоставление заявителем необходимого пакета документов подтверждается списком прилагаемых к заявлению документов.

Судом правильно указано на то, что ЖСК №42 были представлены сведения о конкретном юридическом лице по форме, выдаваемой налоговым органом на период подачи заявления, таким образом требования о предоставлении ЕГРЮ были выполнены.

Проектно-сметная документация №93-12 от 05.12.2012г. была разработана первоначально в день обращения ЖСК №42 и согласована с заказчиком, в тот же день подрядчик подготовил проектно-сметную документацию и согласовал с ЖСК № 42.

Данный факт также подтверждается нумерацией договоров подряда, сначала идет договор на разработку проектно-сметной документации №93-12 05.12.2012г. впоследствии договор подряда на установку прибора учета №96-12 от 05.12.2012г.

В ответе указано, что в справке о стоимости выполненных работ к договору подряда №96-12 не указан адрес, по которому выполняются работы.

Судом верно отмечено в решении, что данный довод не может служить основанием для возврата документов и отказа в предоставлении субсидии, в связи с тем, что в справке указан заказчик, а именно ЖСК №42, а так же работы, которые проводились.

В ответе указано, что акт выполненных работ на разработку проектно-сметной документации от 26.12.2012г., а проект и смета датированы 2013 годом.

ЖСК №42 был составлен акт выполненных работ на разработку проектно-сметной документации 26.12.2012г., в связи с тем, что акт был составлен в конце года, в связи с данными обстоятельствами проект и смета были составлены в 2013 году.

В соответствии с приложением № 4 к Муниципальной программе городского округа Самара «Поэтапный переход на отпуск коммунальных услуг потребителям по приборам учета» на 2011 - 2015 годы. Жилой дом № 231 по ул. Ново-Вокзальной в г. Самара был отнесен к обязательному оснащению приборов учета.

ЖСК № 42 полностью исполнило обязательство и оснастило жилой дом № 231 по ул. Ново-Вокзальной в г. Самара.

С учетом изложенного судом верно отмечено в решении, что ЖСК № 42 полностью выполнило свои обязательства, а так же представило все необходимые для получения субсидии документы, перечисленные в п. 6 . Постановления Администрации г.о. Самара от 17.05.2012г. № 449.

С учетом указанных обстоятельств судом сделан правильный вывод о том, что возврат Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара документов ЖСК-42 о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на установку общедомового прибора учета по адресу: <...>, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные ЖСК №42 требования.

Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.

Податель жалобы указывает, что судом не принят довод Департамента ГХиЭ о том, что муниципальная программа городского округа Самара «Поэтапный переход на отпуск коммунальных услуг потребителям по приборам учета» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Администрации городского округа Самара от 29.09.2010 №1201 (далее - Программа), была ограничена сроком действия до 31.12.2015 года. Именно в рамках указанной Программы установлено расходное обязательство по предоставлению Департаментом ГХиЭ субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения указанным лицам затрат в связи с исполнением мероприятий по установке приборов учета».

Однако ЖСК-42 подало документы о предоставлении субсидии 25.11.2015г., то есть во время действия постановления Администрации г.о. Самара №1201 от 29.09.2010г. сроки подачи документов пропущены не были.

Податель жалобы указывает, что судом не дана оценка доводу Департамента ГХиЭ, о том, что оспариваемое письмо от 23.12.2016 года было подготовлено в целях информирования о выявленных несоответствиях в представленном ЖСК-42 пакете документов.

Однако согласно ответу Департамента городского хозяйства и экологии от 23.12.2015г. ЖСК-42 был возвращен пакет документов, в котором отсутствовала информация, что ЖСК-42 должен исправить несоответствия. Кроме того, ответ Департамента городского хозяйства и экологии г.о. Самара датирован 23.12.2015г., направлен был 27.12.2015г., а получен ЖСК-42 28.12.2015г.

В соответствии с п. 10 Постановления Администрации г.о. Самара от 17.05.2012г. № 449, Департамент жилищно-коммунального хозяйства в течение 12 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении субсидий и документов, предоставленных получателем субсидий, принимает решение о заключении соглашения о предоставлении субсидий с получателем субсидий либо об отказе в заключении такого соглашения.

Ответ датирован 23.12.2015г., а срок подачи документов был ограничен сроком до 31.12.2015г.

Департамент городского хозяйства и экологии в своей жалобе указывает, что предоставление субсидии заявителю является правом, а не обязанностью Департамента, а обращение с заявлением о предоставлении субсидии не свидетельствует о безусловной ее выдаче заявителю.

Однако в соответствии с приложением №4 к Муниципальной программе городского округа Самара «Поэтапный переход на отпуск коммунальных услуг потребителям по приборам учета» на 2011 - 2015 годы. Жилой дом № 231 по ул. Ново-Вокзальной в г. Самара был отнесен к обязательному оснащению приборов учета.

ЖСК № 42 полностью исполнило обязательство и оснастило жилой дом № 231 по ул. Ново-Вокзальной в г. Самара.

Кроме того, ЖСК-42 воспользовалось своим правом на получение субсидии и подало надлежащий пакет документов, что было доказано в суде первой инстанции.

Суд данному доводу дал надлежащую оценку данному доводу, арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к правильному выводу о том, что возврат Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара документов ЖСК-42 о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на установку общедомового прибора учета по адресу: <...>, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2016 года по делу №А55-5913/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                               С.Т. Холодная

                                                                                                                          П.В. Бажан