ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-6239/19 от 05.08.2019 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

08 августа 2019 года                                                                              Дело №А55-6239/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена                 05 августа 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено                  08 августа 2019 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,

с участием:

от ИП ФИО1 – ФИО2, доверенность от 07.08.2018г.,

другие представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2019 по делу №А55-6239/2019 (судья Степанова И.К.)

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1,

к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, ООО «Фармтэк»,

о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по отказу в проведении государственной регистрации договора аренды № 9 от 03.09.2018,  выраженных в уведомлении № 63/001/470/2018-3380 от 18.12.2018, и просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации договора аренды № 9 от 03.09.2018 части нежилого помещения, общей площадью 451,9  кв.м., этаж №1, этаж №2,  мансарда № 3, с кадастровым номером № 63:01:0816011:949, расположенного по адресу: 443099, Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, дом 90, угол ул. Ленинградская, дом 40.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2019 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя ФИО1, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.  Представители в судебное заседание не явились.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, предприниматель (арендодатель) и ООО "Фармтэк" (арендатор) заключили договор аренды недвижимого имущества №9 от 03.09.2018.

По условиям договора аренды, арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду часть нежилого помещения (далее - помещение) общей площадью 451,9 (Четыреста пятьдесят одна целая девять десятых) кв.м., этаж №1, этаж №2, мансарда № 3, с кадастровым номером № 63:01:0816011:949, расположенного по адресу: 443099, Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, дом 90, угол ул. Ленинградская, дом, 40 для использования в целях сдачи в субаренду (приложением № 2).  План помещения – кадастровый паспорт (приложение № 3).

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) содержит записи о праве собственности предпринимателя на нежилое помещение, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, дом 90, угол ул. Ленинградская, дом 40,

Предприниматель обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – управление, заинтересованное лицо) о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды.

Согласно уведомлению № 63/001/470/2018-3380 от 18.12.2018г. управлением  отказано в государственной регистрации вышеуказанного договора аренды по следующим основаниям.

Согласно пункту 9 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ) лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также документ,  подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица, если иное не установлено федеральным законом. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, учредительные документы такого юридического лица. Заявитель вправе представить учредительные документы юридического лица, или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов по собственной инициативе.

Управление указывает на то, что учредительные документы ООО «Фармтэк» в управление не поступали и в архиве управления отсутствуют.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ  государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.  Ведение  Единого  государственного  реестра  недвижимости  с  01.01.2017  осуществляется в соответствии  с Порядком ведения Единого государственного реестра, недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943(далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 43 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке, здании, сооружении, помещении указываются сведения о части объекта  недвижимости, в том числе, учетный номер части объекта недвижимости. Согласно пункту  8 Порядка сведениям о каждой части объекта недвижимости при внесении в кадастр недвижимости присваивается учетный номер, который состоит из кадастрового номера объекта недвижимости и через знак "/" порядкового номера такой части.

Согласно пункту 95 Порядка при проведении государственной регистрации в записи об ограничении (обременении) ЕГРН в обязательном порядке вносятся сведения о предмете аренды, а именно данные об арендуемом объекте недвижимости или его части с указанием учетного номера такой части.

Управление считает, что для проведения государственной регистрации аренды на часть объекта недвижимости необходим ее учет в кадастре недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 44 Закона № 218-ФЗ  если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона №  218-ФЗ, основанием для осуществления государственного кадастрового учета части здания или сооружения является технический план такой части.

Управление указывает на то, что передаваемая в аренду часть объекта по указанному выше адресу, площадью: 451,9 кв.м., не поставлена на кадастровый учет и учетный номер отсутствует.

Не согласившим с данным отказом, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований предприниматель указывает на то, что сторонами договора аренды составлено приложение N 2 к договору аренды, содержащее план и указание на месторасположение передаваемой в аренду части нежилых помещений. Имеющееся в договоре аренды текстуальное и графическое описание объекта аренды является вполне достаточным для идентификации объекта аренды.  Данный план не был принят регистрирующим органом во внимание со ссылкой на то, что законодателем установлен конкретный способ индивидуализации передаваемой в аренду части объекта недвижимости, который и должен был быть применен в анализируемом случае. Предприниматель считает, что в ЕГРН содержатся необходимые для осуществления государственного кадастрового учета части здания сведения о передаваемой в аренду части здания, так как право собственности истца на здание было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Заявитель обращает внимание на то, что нормами ранее действовавшего Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"  не была предусмотрена обязанность собственника или арендатора при подаче на регистрацию договора аренды части здания, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе подавать заявление и технический план на проведение кадастрового учета части объекта, передаваемой в аренду. Ссылаясь  на материалы судебной практики (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2016 по делу N А65-29593/2015), заявитель указывает на то, что действующее законодательство не исключает возможности государственной регистрации договора аренды части помещения без постановки на государственный учет этой части.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 5 статьи 44 Закона N 218-ФЗ  если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.

В силу части 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ  со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения). Учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности. Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.

В таком случае кадастровый учет части объекта недвижимого имущества, не являющейся самостоятельным объектом гражданских прав, осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав. Для осуществления кадастрового учета для таких целей не требуется как соответствующего заявления лица, обратившегося за регистрационными действиями, так и, в частности, технического паспорта, содержащего характеристики выделенной части помещения.

Нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, дом 90, угол ул. Ленинградская, дом 40, поставлено на государственный кадастровый учет, право собственности на него зарегистрировано за предпринимателем, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи регистрации.

Таким образом, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся необходимые сведения для осуществления государственного кадастрового учета части здания, передаваемой в аренду.

Из содержания представленных на государственную регистрацию документов следует, что стороны согласовали подлежащее передаче в аренду имущество посредством текстуального описания и графического отображения границ и площади нежилых помещений, сдаваемых в аренду.

Договор аренды №9 от 03.09.2018 содержит подробное текстуальное и графическое описание объекта аренды, в приложениях к договору стороны подтвердили полную идентификацию передаваемых в аренду нежилых помещений и соответствие их месторасположения указанному в приложении плану.

Поскольку нежилое здание с кадастровым номером № 63:01:0816011:949 поставлено на кадастровый учет, учитывая, что в управление были представлены план здания с выделением границ передаваемых в аренду помещений, которые являются неотъемлемой частью договора, а также принимая во внимание, что у сторон отсутствуют разногласия относительно предмета договора аренды, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у управления не было законных оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды №9 от 03.09.2018, что  нарушает права и законные интересы заявителя.

Аналогичная позиция подтверждается материалами судебной практики:  определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2018 N 305-ЭС18-8780, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2018 по делу N А03-15185/2017, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.12.2017 по делу N А24-1588/2017, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.06.2018 по делу N А43-24860/2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по делу №А55-19035/2018.

Управлением не учтено, что кадастровый паспорт на принадлежащий арендодателю на праве собственности объект недвижимости имеется в службе государственной регистрации и находится в соответствующем деле правоустанавливающих документов.

Суд первой инстанции правомерно посчитал, что ссылка управления на непредставление заявителем и отсутствие учредительных документов ООО «Фармтэк» является несостоятельной, т.к. орган регистрации прав  самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, учредительные документы такого юридического лица (пункт 9 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Самарской области от 14 июня 2019 года по делу №А55-6239/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                  А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                                П.В. Бажан

                                                                                                                          О.А. Лихоманенко