ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
29 октября 2020 года Дело № А55-6778/2020
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2020 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корнилова А.Б., Корастелева В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июля 2020 года по делу № А55-6778/2020 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению акционерного общества «Самаранефтепродукт» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Самара, к Департаменту градостроительства городского округа Самара (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Самара, о признании незаконным распоряжения № РД-2390 от 10.12.2019,
с участием в судебном заседании:
от Департамента градостроительства городского округа Самара – представителя ФИО1 (доверенность от 04.08.2020),
от акционерного общества «Самаранефтепродукт» - представителя ФИО2 (доверенность от 26.08.2019),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Самаранефтепродукт» (далее – АО «Самаранефтепродукт», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара (далее – Департамент) от 10.12.2019 № РД-2390, в соответствии с которым АО «Самаранефтепродукт» отказано в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Самаранефтепродукт», принять решение о выдаче разрешения на использование земель согласно координатам характерных точек границ территории указанным в заявлении от 27.11.2019 о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения информационного табло (стелы), расположенного вблизи АЗК № 50.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 июля 2020 года по делу № А55-6778/2020 заявленные требования удовлетворены.
Департамент в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Департамента, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
АО «Самаранефтепродукт» в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель АО «Самаранефтепродукт» в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей лиц в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, АО «Самаранефтепродукт» является собственником автомобильного заправочного комплекса № 50 (далее - АЗК № 50), расположенного по адресу: г.Самара, Кировский р-н, Зубчаниновское шоссе, 149 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.03.2005 серии 63-АБ № 477261), а также арендатором земельного участка, необходимого для эксплуатации АЗК № 50, с кадастровым номером 63:0160252002:75 (договор аренды от 22.11.2019 № 028545з сроком с 11.10.2019 на 49 лет).
Заявлением от 27.11.2019 (далее — заявление) о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения информационного табло (стелы), расположенного вблизи АЗК № 50, общество обратилось в Департамент с просьбой о выдаче разрешения на использование земель согласно следующим координатам характерных точек границ территории:
№ точки | Длина линии (м) | X | Y |
1 | 2,41 | 391514.19 | 1384543.28 |
2 | 2,46 | 391515.00 | 1384545.55 |
3 | 2,41 | 391512.68 | 1384546.38 |
4 | 2,46 | 391511.87 | 1384544.11 |
Землю площадью 6 кв.м, предполагается использовать для размещения информационного табло (стелы) в фирменным наименованием, перечнем нефтепродуктов, ценами и иными сведениями.
Департамент распоряжением от 10.12.2019 № РД-2390 (далее - распоряжение) отказал обществу в выдаче разрешения по основанию: предполагаемая цель использования земель под размещение объекта нарушает установленные федеральным законодательством ограничения по использованию земель, имеющих режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.), со ссылкой на подпункт «в» пункта 58 Порядка и условия размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ, и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 № 595. Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, определен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300.
Распоряжение получено АО «Самаранефтепродукт» почтовым отправлением 16.12.2019.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 8 которого предусмотрен такой вид объектов как геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 № 595 (ред. от 01.04.2019) утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области.
В соответствии с п.58 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если:
а) заявителем не представлены (представлены не в полном объеме) документы,
предусмотренные пунктом 55 данного порядка и условий;
б) в заявлении указаны объекты, не предусмотренные в пункте 5 данного порядка и
условий;
в) предполагаемая цель использования земель или земельных участков под размещение объекта нарушает установленные федеральным законодательством ограничения по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.);
г) земельный участок, на территории которого частично или полностью находится
земля или земельный участок, указанный в заявлении или в прилагаемой к заявлению
схеме границ запрашиваемого участка, предоставлен физическому или юридическому
лицу либо в отношении такого земельного участка было принято уполномоченным
органом решение о проведении аукциона о продаже земельного участка или аукциона на
право заключения договора аренды земельного участка;
д) в отношении земельного участка, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении о выдаче разрешения, принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
е) предполагаемое размещение линейного объекта, для целей которого подано
заявление, противоречит утвержденному проекту планировки территории в части отображения в нем линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры;
ж ) в отношении земель или земельного участка заключен договор на размещение
нестационарного торгового объекта либо принято решение о проведении аукциона на право заключения такого договора;
з) заявителем представлены недостоверные сведения.
Решение об отказе в выдаче разрешения должно содержать основание отказа из числа предусмотренных подпунктами «а» - «з» данного пункта.
Суд первой инстанции установил, что Департамент указал как основание для отказа в выдаче обществу разрешения для размещения информационного табло (стелы) расположение предполагаемых к использованию земель площадью 6 кв.м, в границах красных линий, т.е. на территории общего пользования.
Согласно п. 1 ст. 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Информационное табло (стела) в месте нахождения АЗК № 50 предполагалась для указания на ней наименования (фирменного наименования).
Кроме того, на информационном табло (стеле) АО «Самаранефтепродукт» предполагает размещать сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании как закона, так и обычая делового оборота.
По правилам статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, режим работы, а согласно статье 10 данного Закона изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно п. 5.4 Национального стандарта ГОСТ Р 58404-2019 Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации, на территории АЗС и/или при подъезде к ней устанавливаются освещаемые в темное время суток информационные табло (стелы) с указанием марок отпускаемых нефтепродуктов и их цены. На табло (стелах) дополнительно может наноситься информация об оказываемых на АЗС сервисных услугах, проводимых маркетинговых акциях и т.п. Согласно п. 5.3 на зданиях, сооружениях и конструкциях АЗС допускается нанесение фирменных знаков, символов и логотипов, слоганов, элементов рекламы, установка флагштоков с фирменными знаками, символами и т.д. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема.
На основании пункта 31 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118, изготовители и (или) продавцы автомобильного бензина и (или) дизельного топлива обязаны указывать в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, в том числе на топливораздаточном оборудовании, наименование продукции, марку и класс автомобильного бензина или дизельного топлива, а также в кассовых чеках - класс этого бензина или дизельного топлива.
Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог и информирование водителей о приближении к автозаправочной станции путем установления стелы со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, который соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Следовательно, размещение стелы АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса (дорожный знак 7.3 «Автозаправочная станция») о приближении к АЗС (ближайшей по ходу движения автомобиля), является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов.
Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что отказ Департамента в выдаче разрешения нарушает право АО «Самаранефтепродукт» осуществлять предпринимательскую деятельность с соблюдением норм Национального стандарта ГОСТ Р 58404-2019 Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации, Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118, и правовыми обычаями хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной продаже автомобильных бензинов и дизельного топлива, сопутствующих товаров и услуг. Отсутствие информационного табло (стелы) не позволит соблюсти требования об информировании автомобилистов о наличии автозаправочной станции, довести до потенциальных покупателей сведения о реализуемых нефтепродуктах, а, следовательно, не позволит АО «Самаранефтепродукт» полноценно осуществлять реализацию нефтепродуктов, т.е. осуществлять предпринимательскую деятельность.
Довод апелляционной жалобы о невозможности выдать разрешение в связи с нахождением предполагаемого к использованию участка в размере 6 кв.м. в границах территории общего пользования, суд апелляционной инстанции отклоняет ввиду следующего.
Единственным ограничением, которое Департамент указал в оспариваемом распоряжении, является нахождение участка в пределах красных линий, т.е. отнесение его к «Землям общего пользования».
С учетом норм действующего законодательства, а, именно: частями 1 и 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ, определяющим виды земель особо охраняемых территорий, статье 27 Земельного кодекса РФ, устанавливающей случаи ограничения оборотоспособности участков, статье 105 Земельного кодекса РФ, устанавливающей виды зон с особыми условиями использования территорий, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вид использования «Земли общего пользования» не входит ни в один из видов земель, которые относятся к землям особо охраняемых территорий.
Довод апелляционной жалобы о полной невозможности выдачи разрешений использования части земель общего пользования, был предметом исследования суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалы дела представлен Градостроительный план земельного участка под АЗК № 50 АО «Самаранефтепродукт» № RU63301000-0030, подготовленный 22.02.2019 Департаментом градостроительства г.о. Самара, в котором указано, что документация по планировке территории не утверждена, проект планировки территории, в границах которой расположен участок под АЗК № 50, не утвержден.
Верховный Суд Российской Федерации в Апелляционном Определении от 20.02.2019 № 46-АПГ18-48 указал, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
В материалах дела имеется схема с обозначением размещения автозаправочной станции и информационного табло (стелы) около нее. Из схемы следует, что нахождение стелы между АЗС и проезжей частью улицы Заводское шоссе, не препятствует пользованию неограниченному кругу лиц (как это предусмотрено для мест общего пользования), и не перегораживает движение.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что служебной запиской от 03.12.2019 № Д05-10-01/6188 Управления информационного обеспечения градостроительной деятельности участок относится к землям населенных пунктов и не расположен в границах лесов Самарского лесопарка, не расположен в границах противопожарной защиты лесов, действие градостроительного регламента не распространяется. Кроме того, представленным письмом Управления Росреестра по Самарской области от 07.12.2019 № 12188 подтверждается, что права на указанный земельный участок никому не предоставлены.
Также письмом Департамента экономического развития, инвестиций и торговли от 06.12.2019 № 1-02/2-04-015841 подтверждается, что земельный участок не включен в схему как место для размещения нестационарных торговых объектов, решение об аукционе либо договор на размещение нестационарного торгового объекта отсутствуют. Данные доказательства свидетельствуют об отсутствии нарушений прав третьих лиц в случае выдачи АО «Самаранефтепродукт» разрешения.
Согласно копии ответа от 23.12.2019 № 1 -03/2-10/15314 Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара определяет размещение информационный табло (стел) около автозаправочных станций как обычай делового оборота и не считает представление информации участникам дорожного движения о наличии объектов сервиса противоречащим Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Более того, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара указывает на соответствие такого обычая статье 13 указанного Закона. Также позиция Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара состоит в том, что информационные табло (стелы) входят в перечень объектов, которые могут размещаться согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что довод Департамента о запрете установки в границах полосы отвода автомобильной дороги щитов и указателей, не относится к предмету спора по настоящему делу, т.к. планируемое к размещению около АЗС информационное табло (стела) не находится в полосе отвода автодороги, и нахождение в полосе не было основанием для выдачи оспариваемого отказа АО «Самаранефтепродукт».
Ссылка в апелляционной жалобе на судебные акты по иным делам судом апелляционной инстанции отклоняется. Принятие судебных актов по другим спорам не свидетельствует о преюдициальном значении этих судебных актов применительно к рассматриваемому спору. Арбитражный суд при рассмотрении дела не связан выводами судов о правовой квалификации рассматриваемых спорных отношений и толковании правовых норм.
В связи с изложенным, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ Департамента в предоставлении обществу разрешения на использование земельного участка для размещения стелы АЗС противоречит закону и нарушает права и интересы АО «Самаранефтепродукт».
При таких обстоятельствах, требования АО «Самаранефтепродукт» судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Несогласие Департамента с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июля 2020 года по делу № А55-6778/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий | О.А. Лихоманенко |
Судьи | А.Б. Корнилов В.А. Корастелев |