ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решенияарбитражного суда
26 декабря 2018 года Дело № А55-7084/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бросовой Н.В.,
судей Балашевой В.Т., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ягудиным Р.У., при участии:
от Администрации городского округа Тольятти – представитель ФИО1 по доверенности от 20.07.2018г.,
от открытого акционерного общества «Тевис» – представитель ФИО2 по доверенности от 21.03.2018г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале №3, апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 октября 2018 года по делу № А55-7084/2018 (судья Шехмаметьева Е.В.), по иску открытого акционерного общества «Тевис» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Самарская область, г. Тольятти, к Администрации городского округа Тольятти (ОГРН <***>, ИНН <***>), Самарская область, г. Тольятти, о взыскании убытков, с участием третьего лица: Министерства строительства Самарской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Тевис» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Тольятти о взыскании 843 147 руб. 90 коп. убытков, причиненных ввиду неисполнения ответчиком обязанности по постановке на учет и определению организации, ответственной за эксплуатацию бесхозяйного участка тепловой сети.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено Министерства строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 октября 2018 года взыскано с Администрации городского округа Тольятти за счет казны муниципального образования городской округ Тольятти в пользу Открытого акционерного общества «Тевис» 843 147 руб. 90 коп. убытков, а также 19 683 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с выводами суда, Администрация городского округа Тольятти подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что правового бездействия со стороны администрации городского округа Тольятти не было, и, с момента выявления бесхозного имущества (тепловой сети) были приняты своевременные меры по постановке её, как бесхозный объект на учет и передача в последующем теплосетевой организации.
По мнению заявителя жалобы ОАО «Тевис» использует спорный участок сети для передачи тепловой энергии потребителю, поэтому и имеет экономический интерес в пользовании участком сети.
Кроме того, податель жалобы указывает, что Акт разграничения балансовой принадлежности не является правоустанавливающим документом, в связи с чем, подписание такого акта одной из сторон договора теплоснабжения в отсутствии юридического факта наличия у неё тепловых сетей в собственности или на ином законном основании, само по себе не создает для такой стороны обязанности по оплате теплопотерь, возникающих в данных тепловых сетях.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Тольятти поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ОАО «Тевис» с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представитель Министерства строительства Самарской области не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проведено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 02 октября 2018 года по делу №А55-7084/2018, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.08.2013 Администрацией г. о. Тольятти (в 2013 году - Мэрия г, о. Тольятти) выдано разрешение № RU 63302000-273 на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - ледового дворца спорта «Лада - Арена», расположенного по адресу <...>.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.10.2013 г. № 2081 государственное имущество в составе: ледовый дворец спорта (основная арена), тренировочный каток, лит. ААЗ, площадью 34107,9 кв. м по адресу: <...>; нежилое здание площадью 6564,8 кв. м, по адресу <...>; нежилое здание площадью 192,5 кв. м по адресу: <...> - Г передано в оперативное управление Государственному автономному учреждению Самарской области «Региональный центр спортивной подготовки «Арена» (ГАУ СО «РЦСП «Арена»).
В период с февраля по декабрь 2015 года ОАО «Тевис» предъявило к оплате ГАУ СО «РЦСП «Арена» тепловые потери в объеме 645 Гкал на сумму 834 147 руб. 90 коп., образовавшиеся на участке тепловой сети от УТ 1 (НО 18)-Ут.2-Ут.З-КПНС (участок тепловой сети от магистральных сетей ОАО «ТЕВИС» до границы земельного участка ледового дворца спорта).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2017 по делу № А55-8488/2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 с ОАО «Тевис» в пользу ГАУ СО «РЦСП «Арена» взыскано неосновательное обогащение в виде необоснованно предъявленных к оплате потерь тепловой энергии за период с февраля 2015 по декабрь 2015 года в сумме 834 147 руб. 90 коп. в связи с установлением факта отсутствия собственника спорного участка сети, признанием его бесхозяйным имуществом.
Указанные обстоятельства послужили основание для обращения ОАО «Тевис» в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Как указал истец, ввиду неисполнения Администрацией городского округа Тольятти обязанности по постановке на учет и определению организации, ответственной за эксплуатацию бесхозяйного участка тепловой сети от УТ 1 (НО 18)-Ут.2-Ут.З-КПНС ОАО «Тевис» не имело возможности включить расходы по эксплуатации и содержанию указанного бесхозяйного участка тепловой сети в тариф, в связи с чем понесло убытки в виде стоимости предъявленных ГАО СО РЦСП «Арена» и впоследствии взысканных с ОАО «Тевис» тепловых потерь в размере 834 147 руб. 90 коп.
Возражая относительно заявленных истцом требований, ответчик пояснил, что строительство ледового дворца спорта «Лада-Арена» осуществлялось министерством строительства Самарской области на основании разрешения на строительство от 17.05.2013 № 63302000-475. Строительство наружных сетей осуществлялось вместе с основным объектом подрядной организацией по заказу Министерства строительства Самарской области. От указанных лиц заявлений о передаче указанных сетей в муниципальную собственность, либо об отказе содержать вновь построенные внеплощадочные сети не поступало.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно - правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с п. 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на усеет таких вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Буквальное толкование действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения теплоснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе объекты теплосетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установлено законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами теплосетевого хозяйства.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой (Определением Верховного Суда РФ от 15.08.2016 № 304-ЭС16-5823, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.02.2016 по делу №А70-5822/2014; Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2014 по делу № А33-4465/2013, Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 17.05.2018 №Ф03-1695/2018, Постановлением АС поволжского округа от 25.11.2014 по делу №А57-17658/2013; Постановлением АС Уральского округа от 14.08.2017 № Ф09-3071/2017).
В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
На основании п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в пределах поселения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 85 Закона № 131-ФЗ и ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации теплоснабжения абонентов.
Согласно пунктам 1,2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как следует из положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Правомерность предъявления теплоснабжающими организациями требований о взыскании убытков в виде стоимости потерь тепловой энергии в бесхозяйных сетях к администрациям муниципальным образований в случае неправомерного бездействия, выразившегося в неисполнении муниципалитетом обязанности по выявлению бесхозяйных тепловых сетей и определению эксплуатирующих организаций подтверждена судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.02.2016 г. по делу № А70-5822/2014, Постановление Арбитражного суда волго-Вятского округа от 28.03.2016 г. по делу № А82-18861/2014).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Довод Администрации г.о. Тольятти об отсутствии обязанности по выявлению бесхозяйных участков тепловых сетей отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В силу положений пунктов 4, 8 части 1 статьи 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Буквальное толкование и анализ указанных выше норм действующего законодательства позволяет прийти к выводу о том, что орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения теплоснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе объекты теплосетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами теплосетевого хозяйства.
Действующим законодательством в сфере теплоснабжения не установлена обязанность ресурсоснабжающей организации по проведению каких - либо мероприятий по выявлению бесхозяйных участков тепловых сетей. Проведение подобного рода мероприятий является правом, а не обязанностью ресурсоснабжающей организации.
Отсутствие заявления ресурсоснабжающей организации о постановке на учет участка тепловой сети не может являться основанием для освобождения Администрации г.о. Тольятти от обязанности по проведению мероприятий по выявлению и поставке на учет бесхозяйных участков тепловых сетей.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает необоснованным довод ответчика об отсутствии у него обязанности по выявлению бесхозяйных объектов теплосетевого хозяйства на территории г.о. Тольятти.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Через указанный участок тепловой сети ОАО «ТЕВИС» осуществляло снабжение тепловой энергией абонента ГАУ СО РЦСП «Арена» на основании заключенного договора № 565т от 25.03.2015 г.
Как следует из постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 20.04.2018 г. по делу № А55-8488/2017 спорный участок тепловых сетей (Ут1 (Н018) - Ут2 - УиЗ -КНПС) не состоит на балансе ГАУ СО РЦСП «Арена», право собственности на него не зарегистрировано.
Из представленных в материалы дела документов следует, что указанный участок тепловых сетей в 2015 году отсутствовал не балансе ОАО «ТЕВИС». Указанный факт подтверждается актом на границу балансовой принадлежности тепловых сетей № 26581-т/б от 03.12.2014 г. (приложение № 7 к исковому заявлению), выпиской из экспертного заключения на расчеты нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям ОАО «ТЕВИС» на 2015 год (приложение № 1 к письменным пояснениям по делу от 17.07.2018).
Согласно письма Министерства имущественных отношений Самарской области от 03.04.2015 г. № 12/4958 (приложение № 1 к ходатайству о приобщении документов от 31.08.2018) внеплощадочные сети теплоснабжения, расположенные по адресу <...> не числятся в реестре имущества Самарской области и министерство не располагает правоустанавливающими документами, позволяющими их включить в реестр имущества Самарской области с последующей регистрацией в установленном порядке права собственности.
Аналогичная информация содержится в письме прокуратуры исх. № ИСЖнп-12947-2016/7-443-2016 от 18.03.2016 г. (приложение № 2 к ходатайству о приобщении документов от 31.08.2018)
Кроме того, Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 15.09.2016 г. № 2959-п/1 ОАО «ТЕВИС» определено в качестве теплосетевой организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных сетей теплоснабжения, согласно Приложению № 1 до момента признания на них права муниципальной собственности.
Согласно приложению № 1 к настоящему постановлению участок тепловой сети по адресу <...> (УТЦН018) - Ут2 - УиЗ - КНПС) входит в перечень бесхозяйных тепловых сетей, переданных на обслуживание ОАО «ТЕВИС» указанным постановлением.
Совокупность вышеуказанных фактов позволяет сделать вывод о наличии признаков бесхозяйного имущества у вышеназванного участка тепловых сетей.
При условии своевременного установления администрацией г.о. Тольятти факта бесхозяйности участка тепловой сети от Ут1 (Н018) - Ут2 - УиЗ - КНПС и определении ОАО «ТЕВИС» в качестве теплосетевой организации уполномоченной содержать указанный участок сети, ОАО «ТЕВИС» имело бы возможность обратиться в орган тарифного регулирования Самарской области с заявлением о включении размера технологических потерь, возникающих при передаче тепловой энергии по указанному участку сети в состав тарифа на 2015 год, что исключило бы возможность возникновения убытков на стороне ОАО «ТЕВИС».
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов (далее - ПП РФ № 1075).
Перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, установлен п. 16 ПП РФ № 1075, в том числе:
- копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату (пп. «б»);
- данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период (пп. «г»)
Таким образом, при подаче заявления об установлении тарифов на следующий период регулирования, регулируемая организация предоставляет документы, касательно лишь предшествующего периода регулирования.
Предъявляемые ко взысканию убытки возникли на стороне ОАО «ТЕВИС» в календарный период февраль 2015 - декабрь 2015 года.
Принимая во внимая, что спорный участок сети передан на обслуживание ОАО «ТЕВИС» лишь в сентябре 2016 года, истец был лишен возможности учесть сумму образовавшихся убытков в размере 834 147,90 руб. при установлении тарифов на следующие периоды регулирования.
Кроме того, положения ПП РФ № 1075, а также методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения от 13.06.2013 г. № 760-э не дают право регулируемой организации учитывать размер понесенных убытков при подаче заявления об установлении тарифов на следующие периоды регулирования.
Из вышесказанного следует, что несвоевременное исполнение администрацией г.о. Тольятти своей обязанности по выявлению бесхозяйного участка тепловой сети (УТ1(Н018) - Ут2 - УиЗ - КНПС) и определению ОАО «ТЕВИС» в качестве теплосетевой организации, ответственной за содержание и эксплуатацию указанного участка сети, привело к возникновению в период февраль 2015 - декабрь 2015 на стороне ОАО «ТЕВИС» убытков при осуществлении деятельности по поставке тепловой энергии абоненту ГАО СО РЦСП «АРЕНА».
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя. Вместе с тем, податель жалобы в силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 октября 2018 года по делу №А55-7084/2018оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи В.Т. Балашева
В.А. Морозов