ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-8000/20 от 19.05.2021 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 мая 2021 года                                                                   Дело № А55- 8000/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2021 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

с участием:

от ПАО «Т Плюс» - представитель ФИО1 (доверенность от 26.03.2020),

от общества с ограниченной ответственностью «Коммунресурс» - представитель ФИО2 (доверенность от 09.10.2020),

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу ПАО «Т Плюс» на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 февраля 2021 года по делу № А55- 8000/2020 (судья Коршикова О.В.)

по заявлению акционерного общества «Предприятие тепловых сетей»

к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунресурс»

о взыскании 367 467 руб. 73 коп.,

УСТАНОВИЛ:

АО «ПТС» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ООО «Коммунресурс» задолженности по договору снабжения тепловой энергией №ТГЭ3000-00466 за октябрь-декабрь 2019 года в сумме 367 467 руб. 73 коп., расходов по уплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 февраля 2021 года в иске отказано.

Из материалов дела усматривается, что АО «ПТС» 01.02.2021 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к публичному акционерному обществу «Т Плюс».

В апелляционной жалобе правопреемник  АО «ПТС» - ПАО «Т Плюс» просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что ответчиком не представлены доказательства отсутствия технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета. В жалобе указывает на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что в заявленный период отсутствовала возможность установки приборов учета в спорных домах. Подтверждающих документов о необходимости реконструкций, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем узла, в котором предполагается размещение прибора учета, материалы дела также не содержат.

Общество с ограниченной ответственностью «Коммунресурс» представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ПАО «Т Плюс» доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Коммунресурс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Определением суда судебное заседание отложено с 14.04.2021 на 19.05.2021 на 09 час. 10 мин.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного разбирательства, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 19.05.2021 представитель ПАО «Т Плюс» доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Коммунресурс» в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором теплоснабжения и поставки горячей воды №ТГЭ3000-00466 от 01.10.2019, заключенным между акционерным обществом "Предприятие тепловых сетей" и обществом с ограниченной ответственностью "Коммунресурс", теплоснабжающая организация (истец) обязуется подавать потребителю (ответчику) через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а потребитель обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать режим их потребления в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных договором.

Порядок и условия оплаты урегулированы разделом 4 договора.

В соответствии с п. 4.1 потребитель оплачивает теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии и горячей воды.

Во исполнение условий договора истец за период октябрь 2019 – декабрь 2019 года подал ответчику тепловую энергию и направил комплект платежных документов, подтверждающих отпуск тепловой энергии за каждый месяц спорного периода. Ответчиком не оплачена тепловая энергия в размере 367 467, 73 руб.

Ответчик оплату полученной тепловой энергии за спорный период своевременно и в полном объеме не произвел, претензию от 21.02.2020 не удовлетворил, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Судом установлено, что спорная сумма является повышающим коэффициентом в отношении тех многоквартирных жилых домов, которые не оборудованы общедомовым прибором учета тепловой энергии.

Согласно условиям заключенного договора и положениям Правил № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» повышающий коэффициент не подлежит применению. При этом, обязанность по установке приборов учета лежит на истце, как на ресурсоснабжающей организации.

Судом первой инстанции установлено, что коммунальные ресурсы поставлялись в многоквартирные жилые дома, соответственно правоотношения сторон подпадают под регулирование норм жилищного законодательства, а также Правил № 354 и Правил № 124.

В соответствии с п. 42.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354  «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения  № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(4) и 3(5) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и. четвертого настоящего пункта и подлежит раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в указанном в настоящем абзаце многоквартирном доме, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.

В случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности   пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома такое помещение приравнивается к помещениям, не оборудованными  распределителями.

При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.

При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в случае, если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта.

При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение  отопительного периода объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета. При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно  в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.

Таким образом,  в данной норме указание на применение повышающего коэффициента отсутствует.

В соответствии с п. 1.2 договора №ТГЭ3000-00466 потребитель, является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, указанных в Приложении № 3 к настоящему договору, приобретает тепловую энергию по настоящему договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.

В соответствии с п. 4.8 указанного договора основанием для расчетов по  настоящему договору является акт поданной - принятой тепловой энергии за фактически принятое количество тепловой энергии.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ  оплата энергии производится за фактически  принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.  Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Сторонами при заключении договора определен порядок оплаты за фактически принятый объем без повышающего коэффициента.

Вместе с тем, в силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил №354, учитывая, что ответчик как исполнитель коммунальных услуг выступает в имущественном обороте в интересах жильцов, его обязательства не могут быть большими, чем при заключении прямых договоров потребителей-граждан с ресурсоснабжающей организацией. Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение от 22.12.2015 г. №З04-ЭС15-16147 по делу № A27-16534/2014).

Общество обращалось в адрес АО «ПТС» с заявлением о проведении обследования многоквартирных домов на наличие технической возможности по установке общедомовых приборов учета, в случае возможности установки просило  направить в его адрес договор на установку общедомового прибора учета.

Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 №149 Утвержден порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 2 утвержденного порядка настоящий порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются  расчеты за энергетические ресурсы (далее - прибор учета).

В соответствии с п. 3 порядка договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник. В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п. 10 порядка на основании документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета.

О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра.

В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра.

В соответствии, с п. 11 порядка при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении  заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.

При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.

АО «ПТС», как организация, которая осуществляла снабжение тепловой энергией была обязана в соответствии с ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 №149, на основании письма и документов, представленных ответчиком, направить в адрес ответчика договор на установку приборов учета, а также технические условия на установку, что не было сделано, однако с сентября 2018 истцом расчеты производились с применением повышающего коэффициента за отсутствие в многоквартирных домах коллективных приборов учета.

Ответчиком было произведено обследование многоквартирных домов на наличие возможности установления общедомовых приборов учета.

27.09.2019 в адрес АО «ПТС» было направлено письмо с приложением, в котором указаны дома, в которых нет технической возможности установить приборы учета, данные сведения были переданы ООО «Коммунресурс».

В соответствии с подпунктом "е" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3-х месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора.

Таким образом, по многоквартирным домам, по которым истец производит начисление повышающего коэффициента, отсутствует техническая возможность установить общедомовые приборы учета отопления и ГВС.

Согласно пункту 22 Правил № 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета,  с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Критерии и форма акта установления наличия (отсутствия) технической возможности приборов учета определены   приказом Минрегионразвития России от 29.12.11 № 627 (приказ № 627).

Согласно пункту 2 Приказа № 627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие, хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка Прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем внутриквартирного оборудования).

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить   соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в   соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений  и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе, из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Многоквартирные жилые дома, на которые истцом производится начисление повышающего коэффициента были построены в  1960-1980 годах.

Инженерные сети в указанных многоквартирных домах находятся в изношенном состоянии, что подтверждается актами обследования указанных многоквартирных домов с участием представителя АО «ПТС».

Согласно ВСН 58-(р) продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) стояков и магистральных трубопроводов составляет 15-20 лет.

С момента постройки указанных выше жилых домов капитальный ремонт их инженерных систем не производился. Отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов без проведения ремонта (реконструкции) внутридомовых инженерных сетей подтверждается актами обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.

Кроме того, в многоквартирных домах, обслуживание которых осуществляет ответчик (ранее осуществляло ООО «Жилуниверсал»), вертикальная разводка системы отопления, что подтверждается электронным паспортом, размещенным в системе ГИС ЖКХ.

В соответствии с п. 81 Правилами № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»   критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с п. 3  Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 № 627  «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической  возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»  техническая  возможность установки в помещении многоквартирного дома (за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых   инженерных систем отопления.

Таким образом, в отношении спорных многоквартирных жилых домов имеет место наличие критерия об отсутствии технической возможности установки прибора учета по подпункту «а» пункта 2 и п. 3 Критериев № 627, а именно: установка прибора учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем и невозможность установки приборов учета в многоквартирных домах с вертикальной разводкой.

Изложенная позиция отражена также в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 N 11АП-4588/2020 по делу N А55-11310/2019.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит ошибочными по следующим основаниям.

В соответствии с предоставленным истцом расчетом суммы задолженности в материалы дела сумма в размере 367 467,73руб руб. является повышающим коэффициентом.

ООО «Коммунресурс» были предоставлены следующие документы в обоснование и подтверждение позиции о невозможности установить приборы учета, как в период проведения обследования, так и в заявленный истцом период.

08.06.2018 управляющая компания, которая осуществляла управление общим имуществом многоквартирных домов в 2018 г., обратилась в адрес АО «ПТС» с заявлением о проведении обследования многоквартирных домов на наличие технической возможности по установке общедомовых приборов учета, в случае возможности установки о направлении в адрес управляющей компании договора на установку общедомового прибора учета.

Как верно указано судом первой инстанции, АО «ПТС», как организация, которая осуществляют снабжение тепловой энергией обязана, как организация обязанная устанавливать приборы учета, в соответствии с ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149, на основании письма и документов представленных управляющей компанией, выявить техническую возможность на установку приборов учета на ОДН и направить в адрес управляющей компании, при наличии технической возможности, договор на установку приборов учета, а также технические условия на установку.

АО «ПТС» по настоящее время никаких действий предпринято не было, однако с сентября 2018 г. АО «ПТС» начало выставлять повышающий коэффициент за отсутствие в многоквартирных домах коллективных приборов учета, в установке которых организация, которая осуществляют снабжение тепловой энергией, в случае обращения отказать не может.

Управляющей компанией было произведено обследование многоквартирных домов, на наличие возможности установить общедомовые приборы учета. 27.09.2019 г. в адрес АО «ПТС» было направлено письмо с приложением, в котором указаны дома, в которых нет технической возможности установить приборы учета.

Акты предыдущей управляющей компанией были составлены в присутствии представителя АО «ПТС», председателя многоквартирного дома.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 22 Правил № 124 - при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки.

Таким образом, в многоквартирных домах, в которых АО «ПТС» производит начисление повышающего коэффициента, отсутствует техническая возможность установить общедомовые приборы учета отопления и ГВС.

ООО «Жилуниверсал» (прежней управляющей компанией) было проведено обследование фактического состояния инженерных сетей и оборудования дома. Многоквартирные жилые дома, на которые истцом производится начисление повышающего коэффициента были построены в: 60-80гг.

Инженерные сети в указанных многоквартирных домах находятся в сильно изношенном состоянии, что подтверждается актами обследования указанных многоквартирных домов с участием представителя АО «ПТС».

Кроме того, в многоквартирных домах, обслуживание которых осуществляет ООО «Жилуниверсал», вертикальная разводка системы отопления, что подтверждается электронным паспортом размещенным в системе ГИС ЖКХ.

В соответствии с п. 81 "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" - Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с п. 3. Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" - Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 (в отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 49, ст. 7061, N 50, ст. 7344, 7359, N 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется) настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Данная правовая позиция, по невозможности установки общедомового прибора учета в многоквартирных домах с вертикальной разводкой, изложена в Решении Верховного Суда РФ от 24.06.2013 N АКПИ13-540 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627».

Таким образом, в отношении спорных многоквартирных жилых домов имеет место наличие критерия об отсутствии технической возможности установки прибора учета по подпункту «а» пункта 2 и п. 3 Критериев № 627, а именно: установка прибора учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем и невозможность установки приборов учета в многоквартирных домах с вертикальной разводкой.

В материалы дела в суд первой инстанции ООО «Коммунресурс» в подтверждение позиции отсутствия технической возможности были представлены комиссионные акты, и распечатки о характеристиках многоквартирных домов с ГИС ЖКХ, также были предоставлены решения, в которых предметом спора выступали те же самые многоквартирные дома и были предоставлены те же самые акты (А55-27700/2019, А55-11310/2019).

Суд апелляционной инстанции отмечает, что акты, предоставленные ПАО «Т Плюс» суду апелляционной инстанции, в суд первой инстанции по делу А55-8000/2020 не предоставлялись, в апелляционной жалобе ссылки на данные акты нет.

При этом, в актах, составленных истцом и предоставленных в суд первой инстанции, имеются возражения представителя управляющей компании об отсутствии технической возможности установления приборов учета.

Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание ссылка ПАО «Т Плюс» на решения по делам №№А55-1731/2019, А55-38370/2018, А55-36116/2018, поскольку данные решения были приняты судом до проведенного предыдущей управляющей компанией обследования многоквартирных домов на возможность установления приборов учета, при рассмотрении данных дел акты об отсутствии технической возможности установить приборы учета исследованы не были.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 февраля 2021 года по делу №А55-8000/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                      Е.Г. Попова

                                                                                                                 И.С. Драгоценнова