ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aac.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
25 сентября 2018 года Дело №А55-8178/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2018 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2018 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью «УК Авиакор-Стандарт» – ФИО1 (доверенность от 01.07.2018),
представителя Государственной жилищной инспекции Самарской области – ФИО2 (доверенность от 07.09.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 сентября 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УК Авиакор-Стандарт»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июня 2018 года по делу №А55-8178/2018 (судья Мехедова В.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК Авиакор-Стандарт» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г.Самара,
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «УК Авиакор-Стандарт» (далее – заявитель, общество, ООО «УК Авиакор-Стандарт») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее – жилищная инспекция) о признании недействительным предписания №РОБР-53308 от 12.02.2018 (л.д.2-3).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2018 по делу №А55-8178/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.76-78).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что предписание №РОБР-55308 от 12.02.2018 не соответствует закону и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица (л.д.84-86).
Жилищная инспекция апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель жилищной инспекции отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе лицензионного контроля по вопросу соблюдения требований по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и выполнению работ и оказанию услуг по управлению многоквартирным домом № 41 мкр. Крутые Ключи г.о. Самара (далее - МКД), проведённого 12.02.2018 в связи с поступившим обращением граждан от 24.01.2018, жилищной инспекцией выявлены нарушения пункта 24 Главы III Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 (далее - Перечень №290).
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки (л.д.21-22), в котором отражено отсутствие очистки придомовой территории от снега и льда, отмостка от подъезда № 2 до подъезда № 3 с торцов дома, а также с тыльной стороны дома не очищена и выдано ООО «УК Авиакор-Стандарт» предписание №РОБР-53308 от 12.02.2018 с требованиями устранить выявленные правонарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, предоставить в государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных правонарушений (л.д.20).
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями, указывая, что у него отсутствуют правовые основания для очистки отмостка дома от снега в зимнее время, поскольку она не относится к придомовой территории. Кроме того, как указывает заявитель, отмостки специально покрывают зимой снегом, чтобы уменьшить теплопотери фундамента дома.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания имущества понимается правовая обязанность субъекта права совершать определенные действия (а равно воздерживаться от совершения некоторых действий), а также нести расходы, обусловленные и связные с обладанием имуществом, пользованием или в некоторых случаях с возможностью распоряжения им.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ и пунктов 10, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
В силу подпункта «г», «ж» пункта 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Из изложенных положений действующего федерального законодательства следует, что возложение Правилами благоустройства на юридических и физических лиц бремени по содержанию жилищного фонда г.о. Самара не противоречит требованиям действующего федерального законодательства. При этом предусмотренная оспариваемым пунктом Правил обязанность физических и юридических лиц по уборке и надлежащему содержанию прилегающих территорий, входит в понятие бремени содержания имущества.
Постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 №404 утверждены Правила благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара.
Правилами определены общие требования к содержанию объектов внешнего благоустройства городских территорий.
В соответствии с пунктом 40 главы 4 раздела 2, пунктами 65, 65.1, главы 5.1 раздела 2, подпунктом 1 пункта 20 главы 3 раздела 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 № 404 (далее - Правила №404), установлено следующее.
Территория, подлежащая уборке собственниками многоквартирного дома самостоятельно или по договору с организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда городского округа Самара, должна быть очищена от снега и наледи до асфальта. При возникновении наледи (гололеда) производится обработка противогололедным материалом (п.40).
Согласно видам и периодичности работ по содержанию и ремонту объектов благоустройства относится уборка территории (мойка, полив, подметание, удаление мусора, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте) ежедневно (п.20).
Согласно главе 5,1., содержание придомовых территорий многоквартирных домов осуществляется в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме в объеме не менее установленного перечнем работ по содержанию жилых домов.
Организация работ по содержанию и благоустройству придомовой территории производится организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда (п.56).
Содержание придомовых территорий производят организации, осуществляющие содержание жилищного фонда (п.64).
Уборка придомовых территорий многоквартирных домов в зимний период включает в себя: тротуары, придомовые территории, внутриквартальные проезды очищаются от снега и наледи до асфальта, посыпаются противогололедными материалами, а также очищаются от мусора (пп. 65, 65.1).
Пункты 40, 65.1 Правил №404 устанавливают необходимость осуществления мероприятий по уборке собственниками многоквартирного дома самостоятельно или по договору с организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда, территорий, подлежащих уборке.
Указанные нормы Правил №404 носят исключительно технический характер, определяя, как именно должна осуществляться зимой уборка территории.
Понятие «придомовая территория» следует рассматривать как территорию, прилегающую к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
Пунктами 3.6.1, 3.6.21 Правил и норм технической эксплуатации жилищной фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170 (далее - ПиН ТЭЖФ) установлено: уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега.
Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.
Согласно пункту 24 Перечня №290, к работам по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года, относятся: сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Отмостка - водонепроницаемое покрытие вокруг здания, а именно: бетонная или асфальтовая полоса, проходящая по периметру здания, с уклоном в направлении от здания и предназначена для защиты фундамента от дождевых вод и паводков.
Так как в понятие отмостки входит обязательность примыкания к цоколю здания, то отмостка относится к придомовой территории и должна убираться от снега и наледи с периодичностью, установленной для придомовой территории.
Согласно Постановлению Госстроя №170 отмостки жилого дома выполняют защитную функцию по предотвращению увлажнения и попадания воды на ограждающие конструкции жилого дома (внешние стены дома).
Данный довод согласуется с пунктом 4.10.2.1 Постановление Госстроя №170, в соответствии с которым организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро - и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло - и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушиваение увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.)
Таким образом, отмостка относится к придомовой территории и должна убираться от снега и наледи с периодичностью, установленной для придомовой территории.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявителем не представлено суду доказательств нарушения оспариваемым предписанием прав общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июня 2018 года по делу №А55-8178/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий В.Е. Кувшинов
Судьи И.С. Драгоценнова
Е.Г. Попова