ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-8801/18 от 12.12.2018 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

19 декабря 2018 года                                                                            Дело № А55-8801/2018

г. Самара                                                                                                  

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2018 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,

судей Рогалевой Е.М., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем  судебного заседания Яковлевой Е.А., с участием:

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 17.05.2018),

от Администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещена,

от Департамента градостроительства г.о. Самара- представитель не явился, извещен,

от общества с ограниченной ответственностью  «Феникс»- представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2018 по делу № А55-8801/2018 (судья Медведев А.А.),

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, Самарская область, Волжский район, с.Черноречье,

к Администрации городского округа Самара, г. Самара,

третьи лица: Департамент градостроительства г.о. Самара, г. Самара,

общество с ограниченной ответственностью  «Феникс», г. Самара,

о признании незаконным  и отмене постановления от 12.02.2018 № 71,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации городского округа Самара (далее – администрация) о признании незаконным и отмене постановления № 71 от 12.02.2018.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

В апелляционной жалобе указывает, что заявителю в аренду был предоставлен только один земельный участок с кадастровым номером 63:01:0924005:4, площадью 80 кв.м., с разрешенным видом использования под временный кафе-павильон.

Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0924005:6, площадью 80 кв.м., с разрешенным видом использования под временный кафе-павильон, находился в аренде у ООО «Феникс».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2014 по делу № А55-10918/2014 на ООО «Феникс» возложена обязанность освободить земельный участок площадью 80 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара Советский район, ул. 22 Партсъезда - ул. ФИО4 Коммунаров, с кадастровым номером 63:01:0924005:6, от всякого рода строений и сооружений, которое до настоящего времени не исполнено.

Фактически данным решением Арбитражного суда Самарской области установлено, что часть построек кафе «Рахиб», указанных в обжалуемом постановлении администрации городского округа Самара № 71 от 12.02.2018, принадлежит ООО «Феникс».

Из представленных администрацией документов не удается достоверно установить, какие именно элементы строения располагаются на участке, ранее находящемся в пользовании ФИО3, а какие располагаются на земельном участке, ранее находящемся в пользовании ООО «Феникс», а из документов, представленных администрацией, в том числе усматривается, что на одном из земельных участков располагаются лишь столики для посетителей.

Администрацией при вынесении обжалуемого постановления не доказан факт принадлежности кафе «Рахиб» к недвижимым строениям.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, между заявителем и Министерством имущественных отношений Самарской области был заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым заявителю передан в аренду участок с кадастровым номером 63:01:0924005:0004 по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда - ФИО4 Коммунаров, площадью 80 кв.м., под павильон - кафе.

22.11.2017 в рамках исполнения постановления Администрации городского округа Самара от 30.09.2016 № 1334 «Об утверждении Порядка осуществления сноса самовольных построек на территории городского округа Самара» Департаментом градостроительства городского округа Самара (далее – департамент) проведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда/ФИО5.

В ходе проведенного осмотра было установлено, что по адресу: г. Самара, Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда/ФИО5 расположены земельные участки:

с кадастровым номером 63:01:0924005:6, площадью 80 кв.м., с разрешенным видом использования под временный павильон-кафе;

с кадастровым номером 63:01:0924005:4, площадью 80 кв.м., с разрешенным видом использования: под существующий временный павильон-кафе.

Вышеуказанные земельные участки представляют собой единую огороженную территорию, расположенную вдоль проезжей части улицы 22 Партсъезда в Советском районе г. Самары, на которой размещен 3-х этажный объект капитального строительства, занимаемый кафе «Рахиб». Объект представляет собой единое сооружение, которое используется для ведения предпринимательской деятельности. Перед входом в здание имеется оборудованная территория, по периметру которой размещены столики для посетителей. Доступ в помещение свободный. Установлено, что самовольная постройка возведена на территории общего пользования, земельный участок используется не в соответствии с его целевым назначением. Объект капитального строительства занимает площадь 341,9986 кв.м., что значительно превышает общую площадь земельных участков, предоставленных под размещение временных объектов.

По результатам осмотра департаментом был составлен акт осмотра земельного участка от 22.11.2017 № 3-Сов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорного земельного участка прав собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано.

Проверкой установлено, что спорный объект недвижимости является самовольной постройкой, созданной (возведенной) в городе Самаре на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей на территории общего пользования.

Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия администрацией постановления от 12.02.2018 № 71, согласно которому построенное на вышеуказанной территории кафе подлежит сносу, как самовольная постройка.

Не согласившись с данным постановлением администрации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно- технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со статьей 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Статьей 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Частью 1 статьи 35 ГрК РФ закреплены виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

В свою очередь, пунктом 1 статьи 40 ЗК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования и при наличии полученного в установленном порядке разрешения на строительство (реконструкцию).

В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства каким-либо физическим либо юридическим лицам, в том числе и заявителю, по вышеуказанному адресу не выдавалось.

Земельные участки, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда/ФИО5, с кадастровыми номерами 63:01:0924005:6 и 63:01:0924005:4 имеют разрешенный вид использования: под временный павильон-кафе.

Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, спорный объект капитального строительства расположен в зоне предприятий и складов II-I классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 500 м и более) (ГТК-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61; имеются ограничения в использовании указанного земельного участка в виде охранной зоны инженерных коммуникаций (канализация, ЛЭП), установленные в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9.

Кроме того, земельный участок, занимаемый объектом площадью 341,9986 кв.м., принадлежит к территории общего пользования в соответствии со схемой границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539.

Поскольку земельный участок расположен в зоне ПК-3, то размещение на нем кафе «Рахиб» не соответствует градостроительным регламентам указанной территориальной зоны. Кафе не поименованы в перечне разрешенных видов использования земельных участков в зоне предприятий и складов II - I классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 500 м и более).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений указанной статьи.

В рассматриваемом случае ни физические, ни юридические лица в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении разрешения на вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, занятого кафе «Рахиб», не обращались.

Использование земельного участка под спорный объект самовольного строительства не соответствует зонированию территории городского округа Самара, что нарушает установленные органами местного самоуправления градостроительные регламенты и влечет нарушение публичных прав на развитие территории в соответствии с зонированием, а также нарушает планировочные ограничения, установленные Генеральным планом городского округа Самара.

В установленном законом порядке не были подготовлены градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка относительно значительного увеличения площади застройки земельного участка, уменьшения нормативных отступов от границ земельного участка.

Департаментом был заключен муниципальный контракт от 23.07.2018 № КС-ПИР-0-0-193-18 с ООО «Спектр» на выполнение работ по подготовке инженерно-технического заключения на указанный объект. В ходе выполнения работ по данному контракту специалистами департамента совместно с Администрацией Советского внутригородского района городского округа Самара был осуществлен выезд по указанному адресу. По результатам выезда составлен акт осмотра земельного участка от 24.07.2018 № 3-1-Сов, согласно которому нежилое здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда/ул. ФИО5, строение 4 Б, кафе «Рахиб», имеет все признаки капитального строения. Следовательно, является недвижимым имуществом и подлежит государственному техническому, кадастровому и регистрационному учёту.

Доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства, заявителем в материалы арбитражного дела не представлены. Ходатайство о проведении судебной экспертизы спорного объекта недвижимости в рамках дела не заявлялось.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный объект возведен с существенными нарушениями положений ГрК РФ, норм застройки, в отсутствие разрешения на строительство, для использования в целях предпринимательской деятельности и вопреки целевому назначению земельного участка.

Следовательно, объект капитального строительства - кафе «Рахиб», расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда/ул. ФИО5, строение 4 Б, является самовольной постройкой.

Данное обстоятельство также подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами, согласно которым невозможно демонтировать спорный объект путем разборки его конструкций.

Доводы заявителя о том, что администрацией при вынесении обжалуемого постановления не доказан факт принадлежности кафе «Рахиб» к недвижимым строениям и что обследование строения на предмет его капитальности проводился после вынесения оспариваемого постановления, арбитражным апелляционным судом не принимаются во внимание, поскольку осмотром, проведенным 22.11.2017, было выявлено расположение на земельном участке именно 3-х этажного капитального строения. Возведение такого строения без монтажа и заливки фундамента невозможно. Полученное департаментом инженерно-техническое заключение является подтверждением  данного факта. Кроме того, заявитель не представил ни одного доказательства того, что возведенный объект является временным объектом и не относится к капитальным строениям.

Не принимаются во внимание и доводы заявителя о том, что у него в пользовании находится только один земельный участок с кадастровым номером 63:01:0924005:4, площадью 80 кв.м., что судебными актами по делу № А55-10918/2014 установлено, что часть построек кафе «Рахиб» принадлежит ООО «Феникс» и что из представленных администрацией документов не удается достоверно установить, какие именно элементы строения располагаются на участке, находящемся в пользовании заявителя.

Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости расположен, в том числе, и на земельном участке, переданном в аренду заявителю, а заявитель и ООО «Феникс» являются аффилированными лицами. Следовательно, строительство объекта велось по обоюдному согласию данных лиц (заявителя и ООО «Феникс»).

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в материалы дела не представлено.

Определение конкретных частей спорного объекта, которые располагаются на земельных участках заявителя и ООО «Феникс», не имеет правового значения, поскольку в рассматриваемом случае спор идет относительно единого объекта самовольного строительства, а не в отношении конкретных его частей.

Также отклоняется довод заявителя о том, что согласно проведенному осмотру на одном из земельных участков располагаются лишь столики для посетителей, поскольку заявитель в судебном заседании арбитражного апелляционного суда подтвердил, что спорное строение расположено и на его арендованном участке.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое в рамках настоящего дела постановление администрации принято в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданским кодексом Российской Федерации и постановлением Администрации городского округа Самара от 30.09.2016 № 1334 «Об утверждении Порядка осуществления сноса самовольных построек на территории городского округа Самара».

Указанный объект самовольного строительства создает угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права и законные интересы муниципального образования городской округ Самара и граждан, препятствует рациональному использованию земли, сохранению окружающей природы, планировке, застройке и благоустройству населенного пункта, а также нарушает градостроительные, строительные, пожарные, санитарно-бытовые нормы и правила, что является основанием для его сноса.

Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2018 по делу № А55-8801/2018   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                      Т.С. Засыпкина

Судьи                                                                                                     Е.М. Рогалева

                                                                                                                Е.Г.Филиппова