ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-897/2022 от 29.06.2022 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

30 июня 2022 года                                                                                Дело А55-897/2022

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена                           29 июня 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено                            30 июня 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А.,

с участием в зале судебного заседания:

от ООО «Самарские таможенные услуги» – до и после перерыва руководитель Косякова О.В.; Постнова О.В., доверенность от 10.06.2022; до перерыва Батаев В.В., доверенность от 10.06.2022,

с участием посредством веб-конференци:

от Приволжской электронной таможни – после перерыва Пилипенко О.В., доверенность от 10.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании, 22 июня 2022 - 29 июня 2022 года объявлялся перерыв, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги»

на решение Арбитражного суда Самарской области  от 26 апреля 2022 года  по делу №А55-897/2022 (судья Мехедова В.В.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги»

к Приволжской электронной таможне

о признании незаконным и отмене постановления,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило о признании незаконными и отмене постановлений Приволжской электронной таможни о назначении административного наказания по делам об административном правонарушении №№10418000-971/2021, 10418000-972/2021, 10418000-973/2021.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2022 года требования заявителя удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконными и отменил оспариваемые постановления о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания по делам об административном правонарушении №№10418000-971/2021, 10418000-972/2021, 10418000-973/2021 в части размера назначенного административного наказания 75 000 руб.

Назначил Обществу с ограниченной ответственностью "Самарские таможенные услуги" административное наказание по делам об административном правонарушении №№10418000-971/2021, 10418000-972/2021, 10418000-973/2021 в виде штрафа в размере 50 000руб.

В остальной части заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Самарское таможенные услуги» просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований полностью, т.е. о признании незаконными и отмене оспариваемых постановлений в полном объеме, в связи с отсутствием, по мнению заявителя, состава административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.

В материалы дела поступил отзыв таможни на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

От таможенного органа поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Суд апелляционной инстанции объявил в судебном заседании перерыв и удовлетворил ходатайство таможни об участии в заседании он-лайн (с использованием системы Веб-конференции).

В судебном заседании представители подателя жалобы доводы в ней изложенные поддержали, просили решение первой инстанции отменить, удовлетворив требования полностью.

Представитель таможни против удовлетворения жалобы возражала.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, таможенным представителем ООО «СТУ», действующего от имени и по поручению декларанта ООО «ДОЛИНА-ФРУТ», на Приволжский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни (Приволжский ЦЭД), в соответствии со ст. 104, 105, 106, 134 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в целях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления поданы таможенные декларации (далее - ДТ) на следующие товары:

- ДТ № 10418010/230420/0109133 - товар № 2 томаты свежие сорт "Юсуповский", урожай 2020г. - 10449кг. предназначены для употребления в пищу». Код по ТН ВЭД ЕАЭС: 0702000002. Производитель: ФХ "ZAVROQ MAJNUNTOLI", товарный знак: не имеется. Мест: 2322. Происхождение:  РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН. Фактурная стоимость: 10449 $. Статистическая стоимость: 11133.96 $. Таможенная стоимость: 805007.68 руб. Вес Нетто: 10449 кг (69.23% брутто). Вес Брутто: 15093 кг.

ДТ № 10418010/150420/0101857 - товар № 2 «томаты свежие сорт "Юсуповский", урожай 2020г. - 9165кг. предназначены для употребления в пищу». Код по ТН ВЭД ЕАЭС: 0702000002. Производитель: ФХ "ZAVROQ MAJNUNTOLI", товарный знак: не имеется. Мест: 1950. Происхождение: Республика Узбекистан. Фактурная стоимость: 9165 $. Статистическая стоимость: 9713.97 $. Таможенная стоимость: 671931.98 руб. Вес Нетто: 9165 кг (82.16% брутто). Вес Брутто: 11155 кг.

ДТ № 10418010/200420/0105362 - товар № 2 «томаты свежие сорт "Юсуповский", урожай 2020г. - 7646кг. предназначены для употребления в пищу». Код по ТН ВЭД ЕАЭС: 0702000002. Производитель: ФХ "ZAVROQ MAJNUNTOLI", товарный знак: не имеется. Мест: 1699. Происхождение: РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН. Фактурная стоимость: 7646 $. Статистическая стоимость: 8188.64 $. Таможенная стоимость: 565376.59 руб. Вес Нетто: 7646 кг (69.38% брутто). Вес Брутто: 11021 кг.

Товары ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Узбекистана в рамках исполнения обязательств по внешнеторговому контракту № UZ-RF-01 от 11.06.2019.

В качестве документов, подтверждающих соблюдение соответствия указанных товаров техническим регламентам TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением КТС от 09.12.2011 № 880, и TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением КТС от 09.12.2011 № 881, таможенным представителем представлена декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-Ш.ПТ87.В.04434/19 от 30.07.2019.

Для ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС в рамках указанного контракта в целях подтверждения соответствия продукции ООО «ДОЛИНА-ФРУТ» обратилось в испытательную лабораторию Общества с ограниченной ответственностью «Независимый институт экспертизы и сертификации» (аттестат аккредитации №РОСС RU.31112TUI0027) для проведения лабораторных испытаний типового образца продукции на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза (далее - TP ТС) 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». В связи с этим была зарегистрирована и выдана декларация о соответствии, содержащая следующие сведения: номер ЕАЭС N RU Д-иг.ПТ87.В.04434/19 от 30.07.2019 на серийный выпуск товара «овощи свежие: томаты. Маркировка: ФХ «ZAVROQ MAJNUNTOLI», изготовитель ФХ «ZAVROQ MAJNUNTOLI», схема декларирования 1д, сроком действия до 29.07.2020. Основание выдачи декларации - протокол испытаний от 30.07.2019 № И ЛНИЭС-3007-2019/4588.

Образцы для испытаний ввезены по ДТ № 10418010/250719/0191433 для товара «томаты свежие, урожай 2019». Вышеуказанные образцы ввезены в рамках того же, что и проверяемые товары, контракта № UZ-RF-01 от 11.06.2019.

В декларации о соответствии № ЕАЭС N RU Д-иг.ПТ87.В.04434/19 от 30.07.2019 указано «овощи свежие: томаты. Маркировка: ФХ «ZAVROQ MAJNUNTOLI», без указания года урожая.

По мнению административного органа, действие декларации о соответствии № ЕАЭС N RU Д-UZ.I1T87.B.04434/19 от 30.07.2019 не распространяется на плодовоовощную продукцию урожая 2020 года, т.е. не относится к ввезенным и предъявленным при таможенном    декларировании товарам и, следовательно, является недействительной.

В рамках проверочных мероприятий в соответствии с приказом ФТС России от 25 августа 2009 г. № 1560 «Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств» в ответ на запрос Приволжской электронной таможни (исх. № 03-05-16/16173 от 27.11.2020, исх. № 03-05-16/18268 ot31.12.2020) ООО «ДОЛИНА-ФРУТ» письмом от 10.12.2020 № 071-Т и от 07.01.2021 № 02-Т были представлены копия контракта UZ-RF-01; копии ДТ; копия договора № АС-0326-2018/1; копия договора б/н от 07.09.2018; копия декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-ЕК.ПТ87.В.04434/19, протокол исследования, заявка на ДС; протокол исследования, заявка на ДС; копия результата анализа состояния производства на 2019г. и 2020г.; договор ДФ-18/07-2019; копия УПД 201, 651, 335, 669.

Результаты проверки отражены в Акте проверки № 10418000/207/141021/А0171, где указано, что при таможенном декларировании по ДТ №№ 10418010/230420/0109133, 10418010/150420/0101857, 10418010/200420/0105362 в таможенный орган представлен недействительный разрешительный документ на товары «томаты свежие сорт "Юсуповский", урожай 2020 года», а именно декларация о соответствии № ЕАЭС N RU H-UZ.nT87.B.04434/19, не относящаяся к декларируемым товарам, что свидетельствует о несоблюдении установленных запретов и ограничений в части мер технического регулирования.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - TP ТС 021/2011), Типовыми схемами оценки соответствия, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 № 44 (далее - Решение № 44), схема декларирования соответствия 1д определена на продукцию, выпускаемую серийно.

Административный орган пришел к выводу, что ООО «СТУ» при таможенном декларировании по ДТ №№ 10418010/230420/0109133, 10418010/150420/0101857, 10418010/200420/0105362 товаров - «томаты свежие сорт "Юсуповский", урожай 2020г. представлена декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-UZ.IIT87.B.04434/19 от 30.07.2019, которая выдана на основании испытания проб и образцов товаров, ввезенных в 2019 году и не распространяется на плодоовощную продукцию урожая 2020 года. Соответственно, декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-иг.ПТ87.В.04434/19 от 30.07.2019 не относится к ввезенным и предъявленным при таможенном декларировании товарам, и, следовательно, является недействительной.

Таможенным органом возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении общества по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

16.12.2021 в отношении общества составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов проверки, 24.12.2021, таможенным органом вынесены постановления №№10418000-971/2021, 10418000-972/2021, 10418000-973/2021 о привлечении ООО «СТУ» к административной ответственности, установленной ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей за каждое административное правонарушение (общая сумма штрафа составила 225 000 рублей).

Общество, не согласившись с постановлениями полагая, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, обратилось в суд с заявлением, в котором просило постановления административного органа признать незаконными и отменить.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (статьи 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ). Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. В отсутствие, а равно при недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

При этом, исходя из положений части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При принятии обжалуемого заявителем в апелляционной порядке решения, суд первой инстанции руководствовался следующими доводами и установленными по делу обстоятельствами.

Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Таким образом, объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, составляют, в том числе противоправные действия, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов.

В соответствии с примечанием 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 названного кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

В соответствии со статей 128 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.

Статьей 400, пунктом 1 статьи 401, пунктом 1 статьи 404 ТК ЕАЭС определено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования; при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами; обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании; обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом; За несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.

ООО «СТУ», как профессиональный участник в сфере таможенного дела, принимая решение о подаче таможенной декларации на товары, несет бремя ответственности за совершение таможенных операций в отношении товаров.

Согласно пункту 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются, в том числе, сведения о товарах и сведения о соблюдении ограничений. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (пункт 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС, одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» TP ТС 021/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, в частности декларация о соответствии.

ООО «СТУ» в данном случае обладало правами и на него были возложены обязанности, установленные правом ЕАЭС для осуществления таможенного декларирования.

В данном случае ООО «СТУ» являясь таможенным представителем и участником таможенных правоотношений, должно было знать положения таможенного законодательства, устанавливающие запреты и ограничения, в т.ч. положения TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Согласно статье 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» документы о соответствии действуют в течение срока годности или срока службы продукции, установленных законодательством Российской Федерации.

Положениями Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 № 44 «О типовых схемах оценки соответствия» установлено, что декларация о соответствии серийно выпускаемой продукции, в том числе по схеме 1Д, распространяется на данную продукцию, изготовленную с даты изготовления отобранных образцов (проб) продукции, прошедших исследования (испытания) и измерения.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 56532-2015 «Оценка соответствия. Рекомендации по принятию декларации о соответствии продукции установленным требованиям» (далее - ГОСТ Р 56532-2015) декларация о соответствии принимается на срок, установленный исходя из ожидаемой продолжительности выпуска данного вида продукции (на серийный выпуск), или из предполагаемого срока реализации декларируемой продукции (для партии).

Из изложенного следует, что сведениями, обеспечивающими идентификацию растительной продукции, является дата сбора урожая.

Судом первой инстанции установлено, что в представленных товаросопроводительных документах содержится информация о дате сбора урожая - 2020г., что свидетельствует о представлении недействительных, в понимании КоАП РФ документов при декларировании.

Общество, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, не изучило законодательство, за предоставлением консультации представители ООО «СТУ» в таможенный орган не обращались.

Кроме того, на сайте ФТС России в разделе «Новости ФТС России» 15 августа 2018 года размещен пресс-релиз по итогам совместного совещания представителей Федеральной таможенной службы с Федеральной службой по аккредитации и руководством общественных объединений представителей рынка плодовоовощной продукции (Ассоциация импортеров плодовоовощной продукции АИПП, Ассоциация компаний розничной торговли АКОРТ) по вопросу оценки соответствия свежей продукции растительного происхождения.

Частью 3 ст. 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за представление недействительных документов при таможенном декларировании, если такие документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, в том числе мер технического регулирования.

В силу части 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии с пунктом 32 статьи 2 ТК ЕАЭС, таможенная декларация представляет собой таможенный документ, содержащий сведения, необходимые для выпуска товаров.

В соответствии со статей 128 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.

Таким образом, правонарушение в данном случае считается оконченным в момент регистрации таможенной декларации с указанием в ней сведений о прилагаемых недействительных документах.

Следовательно, действия, связанные с подачей каждой таможенной декларации с недействительными документами, будут являться самостоятельным правонарушением.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно постановлению Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 г. (в редакции постановления Пленума ВАС РФ № 60 от 20.11.2008 г.), при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Выполнение обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которого любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Вступая в таможенные правоотношения ООО «СТУ» должно не только знать о существовании обязанностей отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по выполнению требований таможенного законодательства при таможенном декларировании товара.

В определении Конституционного суда РФ от 23.06.2016 г. N 1195-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб общества с ограниченной ответственностью "Корнет" на нарушение конституционных прав и свобод примечанием 2 к ст. 16.1 и положениями ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ", разъяснено, что положения указанного примечания к КоАП РФ определяют разновидности недействительных документов только для целей главы 16 "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)" (примечание 2 к ст. 16.1 КоАП РФ) и к иным правоотношениям не применяются, а также предусматривают административную ответственность за недостоверное декларирование товаров (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ).

С учетом вышеизложенного, таможенный орган самостоятельно уполномочен решать вопрос о недействительности документов, представленных при таможенном декларировании, несмотря на то, что эти документы не признаны таковыми судом, и привлекать декларантов к административной ответственности в связи с представлением данных документов.

Действие декларации о соответствии № ЕАЭС N RU Д-UZ.I1T87.B.04434/19 от 30.07.2019 не распространяется на плодовоовощную продукцию урожая 2020 года, т.е. не относится к ввезенным и предъявленным при таможенном декларировании товарам и следовательно, является недействительной.

Вышеизложенное, в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.

На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении таможенным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае не имеется оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, допускающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).

В данном случае суд не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия совокупности условий, необходимых для применения указанной нормы, поскольку общество ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения.

Федеральным законом от 23.03.2022 № 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено.

С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, оценив конкретные обстоятельства совершенных обществом административных правонарушений, их характер и степень общественной опасности, отсутствие негативных последствий (обратное не доказано), суд первой инстанции изменил оспариваемые постановления административного органа в части назначения административного наказания и назначил обществу административный штраф по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в размере 50.000 руб.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что в части выводов о снижении размера штрафа, административным органом решение суда первой инстанции не обжалуется.

Доводы жалобы ООО «Самарские таможенные услуги» заключаются в том, что документ, который признан таможенным органом недействительным (Декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-UZ.I1T87.B.04434/19 от 30.07.2019г. на партию товара, ввезенную в 2020 году) в принципе не должен был предоставляться в числе документов, направленных в таможню при декларировании спорных партий товара (плодоовощной продукции).

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности доводов заявителя, в части отсутствия в его действиях состава правонарушения.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.

Согласно пункту 3 той же статьи Кодекса декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной.

Согласно пункту 2 статьи 53 данного Договора продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

Согласно части 1 статьи 22 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, заявителем при оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции, за исключением государственного контроля (надзора), может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и в части ответственности за ее несоответствие требованиям таких технических регламентов.

Согласно части 2 статьи 22 ТР ТС 021/2011 заявитель обязан обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Согласно пункту 3 статьи 23 ТР ТС 021/2011 декларирование соответствия пищевой продукции осуществляется по одной из схем декларирования, установленных настоящим техническим регламентом, по выбору заявителя, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ТР ТС 021/2011 схема 3д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов пищевой продукции; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 10 Типовых схем оценки соответствия, утвержденных решением Совета Евразийской Экономической комиссии от 18.04.2018 N 44, к продукции серийного производства относится продукция, изготавливаемая по одной и той же технической документации с использованием единого технологического процесса и выпускаемая в обращение на таможенной территории Союза в виде последовательного ряда единиц продукции или периодически повторяющихся партий продукции.

Согласно Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621, схема декларирования соответствия 3д применяется для пищевой продукции, выпускаемой серийно, и применяется с привлечением третьей стороны - аккредитованной испытательной лаборатории. При этом производственный контроль осуществляет изготовитель, заявителем может выступать изготовитель государства - члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" действие декларации о соответствии прекращается с момента внесения сведений о признании декларации о соответствии недействительной в реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, включающий в себя, в том числе национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза.

Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Признавая незаконным оспариваемое постановление таможни, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в действиях общества отсутствует событие вмененного административного правонарушения, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-UZ.I1T87.B.04434/19 от 30.07.2019г.  является надлежащим документом при таможенном оформлении рассматриваемого товара по ДТ. Выпуска отдельной декларации на каждую поставку товара в данном случае не требуется.

Аналогичные выводы (о возможности предоставления декларации соответствия на плодоовощную продукцию предыдущего года урожая) находят отражение в судебной практике. Например в постановлениях АС Московского округа 20.06.2022 N Ф05-8513/2022 по делу N А41-62160/2021, от 03.06.2022 N Ф05-7477/2022 по делу N А41-62157/2021 и др.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает позицию самого же таможенного органа, изложенную в письме ФТС «О рассмотрении обращения» от 15.04.2022 года. Согласно которой, плодоовощная  продукция, выпускаемая в обращение на таможенной территории ЕАЭС, является объектом TP ТС'021/2011.

Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) осуществляется до выпуска ее в обращение.

С учетом того, что в соответствии с правом ЕАЭС под выпуском иностранной продукции в обращение понимается ее ввоз на таможенную территорию ЕАЭС в ходе коммерческой' деятельности, оценка соответствия продукции должна быть осуществлена до ввоза.

Согласно статье 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Соблюдение запретов и ограничений, включающих в том числе меры технического регулирования, подтверждается в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической комиссией или законодательством государств - членов ЕАЭС в соответствии с Договором о ЕАЭС, путем представления соответствующих документов и (или) сведений (пункт 2 статьи 7 ТК ЕАЭС).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 № 130 утвержден Порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС (далее - Порядок ввоза).

В настоящее время в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и не предназначенных для распространения на территориях иных государств - членов ЕАЭС, Порядок ввоза применяется с учетом особенностей, установленных приложением № 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».

В соответствии с указанными актами, подтверждение таможенным органам соблюдения мер технического регулирования осуществляется только в отношении следующих категорий товаров:

- товары, включенные в перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (Таможенного союза), в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии (далее - Перечни);

- товары, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования в части проведения оценки соответствия.

Таким образом, учитывая, что Перечень к TP ТС 021/2011 на сегодняшний день не утвержден, обязанность подтверждения таможенным органам соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой плодоовощной продукции у участников внешнеэкономической деятельности отсутствует.

Таким образом, представления документа, признанного таможенным органом подложным вообще не требовалось.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Поскольку в рассматриваемом случае, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных ООО «Самарские таможенные услуги» требований полностью. Оспариваемые постановления о привлечении общества к административной ответственности следует признать незаконными и отменить.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области  от 26 апреля 2022 года  по делу №А55-897/2022 отменить. Принять новый судебный акт.

Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконными и отменить, принятые Приволжской электронной таможней постановления о привлечении ООО «Самарские таможенные услуги» к административной ответственности №№10418000-971/2021, 10418000-972/2021, 10418000-973/2021 от 24 декабря 2021 года.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                               Е.Н. Некрасова

                                                                                                                          О.П. Сорокина