ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-9259/2021 от 18.10.2021 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

22 октября 2021 года                                                                   Дело № А55-9259/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2021 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,

с участием:

от Департамента градостроительства городского округа Самара – представитель ФИО1 (доверенность от 03.08.2021),

от общества с ограниченной ответственностью "МеталлСервисЦентр№1" – представитель ФИО2 (доверенность от 26.01.2021)

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 октября 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2021 года по делу № А55-9259/2021 (судья Кулешова Л.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МеталлСервисЦентр№1"

к Департаменту градостроительства городского округа Самара

о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "МеталлСервисЦентр№1" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента градостроительства городского округа Самара, выраженного в ненадлежащем рассмотрении заявления от 23.12.2020 № Д0501-01/13592 общества с ограниченной ответственностью «Металлсервисцентр №1». В порядке устранения допущенных нарушений прав ООО «Металлсервисцентр №1» просило обязать  Департамент градостроительства городского округа Самара  в течение одного дня с момента вступления судебного акта в законную силу принять решение в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). При этом заявитель указывал на соблюдение установленного порядка для обращения за предоставлением   земельного участка путем проведения аукциона.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2021 года        заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие Департамента градостроительства городского округа Самара, выраженного в ненадлежащем рассмотрении заявления от 23.12.2020 № Д0501-01/13592  общества     с     ограниченной     ответственностью «Металлсервисцентр №1». Возложена обязанность на Департамент градостроительства городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав ООО «Металлсервисцентр №1» путем рассмотрения  заявления ООО «Металлсервисцентр №1» от 23.12.2020 № Д0501-01/13592  в соответствии с действующим законодательством  в месячный срок с момента вступления в законную силу  решения суда.

Взысканы с Департамента градостроительства городского округа Самара в пользу заявителя расходы по госпошлине в размере 3000 руб. 00 коп.

В апелляционной жалобеДепартамент градостроительства городского округа Самара просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции сделаны неверные выводы, повлекшие принятие незаконного судебного акта, а также неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены решения суда в апелляционной порядке. Считает, что суд первой инстанции сделал неверные выводы о том, что спорное заявление подлежало рассмотрению как заявление на оказание муниципальной услуги, поскольку заявление ООО «МеталлСервисЦентр №1» не отвечало требованиям, предъявляемым к заявлению на оказание муниципальной услуги.

Общество с ограниченной ответственностью "МеталлСервисЦентр№1" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представитель общества с ограниченной ответственностью "МеталлСервисЦентр№1" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела ООО "МеталлСервисЦентр № 1" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:01:0245001:33 по адресу <...>,  площадью 33 534 кв.м. с разрешенным использованием - для базы и земельный участок с кадастровым номером 63:01:0245001:1640 по адресу <...>  общей площадью 13 981 кв.м. с   разрешенным  использования   «Склады».

Заявитель обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара   с заявлением, в котором  в порядке пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ просил подготовить необходимые документы и провести аукцион по продаже права аренды земельного участка, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами 63:01:0245001:1640 и 63:01:0245001:33 по адресу: <...> согласно прилагаемому ситуационному плану. Ориентировочной площадью 4 366 кв.м. Цель использования – для размещения складов.

Департамент градостроительства городского округа Самара   письмом от 21.01.2021 № До502-01/13592-О01 разъяснил, что в соответствии с частью 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка.

Также заинтересованное лицо указало, что порядок оказания муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах, а также форма заявления установлены   Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах», утвержденным     постановлением Администрации городского округа Самара 06.03.2017 № 104 (Административный регламент).

В связи с чем заявителю предложено обратиться  в Департамент с соответствующим заявлением, приложив необходимые документы.

В отзыве Департамент указывает, что обращение ООО «Металлсервисцентр №1» рассмотрено в установленном порядке, о чем свидетельствует письмо от 21.01.2021 № До502-01/13592-О01. Поэтому, по мнению заинтересованного лица,  бездействие в данном случае отсутствует.

Между тем, суд первой инстанции верно указал, что данные доводы Департамента не основаны на нормах земельного законодательства и названное письмо не может свидетельствовать об оказании муниципальной услуги. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

В силу пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

Подготовка заинтересованным в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в   границах населенных пунктов;

2) обращение заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;

3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.

4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;

6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;

7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

При этом пунктами 3 и 4 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрено отнесение обязанности по подготовке схемы расположения земельного участка к сфере ответственности того или иного субъекта рассматриваемых правоотношений в зависимости от расположения земельного участка.

В соответствии со статьей 39.12 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Администрации городского округа Самара от 26.07.2011 N 831 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг", постановлением Администрации городского округа Самара от 24.04.2012 N 360 "Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых отраслевыми (функциональными) органами Администрации городского округа Самара, Департаментом управления имуществом городского округа Самара, Департаментом градостроительства городского округа Самара", постановлением администрации городского округа Самара от 06.03.2017 N 104 утвержден административный предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах" (далее Регламент).

Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия  по оказанию данной услуги переданы Департаменту   градостроительства городского округа Самара.

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их  выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, установлены в разделе 3 Регламента.

Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

прием заявления и иных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, при личном обращении заявителя в Департамент;

прием документов при обращении по почте либо в электронной форме;

прием заявления и иных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги на базе МФЦ, работа с документами в МФЦ;

формирование и направление межведомственных запросов;

формирование и направление запросов в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о предоставлении муниципальной услуги или об отказе в ее предоставлении в части принятия решения о проведении аукциона, выдача (направление) заявителю документов;

проведение аукциона, подписание договора купли-продажи или аренды земельного участка по результатам проведения аукциона.

Блок-схема административных процедур приведена в приложении N 5 к Административному регламенту.

В ходе рассмотрения дела установлено и Департаментом не оспаривается, что заявление ООО «Металлсервисцентр №1» от 23.12.2020 № Д0501-01/13592 было подано заявителем и принято Департаментом, что свидетельствует о начале предоставления муниципальной услуги в соответствии с п. 3.1  Регламента.  

Согласно п. 2.4 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:

1) решение о проведении аукциона в случае, если в Департамент или МФЦ обратился гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка на аукционе, с заявлением о проведении аукциона;

2) решение об отказе в проведении аукциона в случае, если в Департамент или МФЦ обратился гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка на аукционе, с заявлением о проведении аукциона;

3) заключение Главой городского округа Самара или уполномоченным органом (должностным лицом) с победителем аукциона (или иным лицом, с которым в соответствии с пунктами 13, 14, 20 или 25 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации может быть заключен соответствующий договор) договора купли-продажи земельного участка или договора аренды земельного участка.

В данном случае по результатам рассмотрения заявления ООО «Металлсервисцентр №1» от 23.12.2020 № Д0501-01/13592  ни одно из указанных решений Департаментом не принято, следовательно, принятое обращение заявителя, явившееся началом выполнения муниципальной услуги,  в установленном порядке не рассмотрено, муниципальная услуга   не оказана.

В связи с чем суд первой инстанции верно признал доводы заявителя о бездействии Департамента при оказании муниципальной услуги обоснованными и доказанными.

Суд первой инстанции верно указал, что возражения заинтересованного лица о наличии противоречий в предмете заявленных требований не основаны на нормах процессуального законодательства и фактических обстоятельствах дела.

Как указано ранее, имеющаяся в материалах дела совокупность доказательств подтверждают принятие Департаментом обращения заявителя как  начало предоставления муниципальной услуги в соответствии с п. 3.1 соответствующего Регламента. Однако доказательств оказания данной услуги в ходе рассмотрения дела Департаментом не представлено. Содержание письма  от 21.01.2021 № До502-01/13592-О01 не соответствует требованиям п. 2.4 Регламента, потому не может быть принято как доказательство надлежащего рассмотрения заявления от 23.12.2020 № Д0501-01/13592.

Как верно указано судом первой инстанции, формулировка предмета заявленных требований позволяет с достаточной и необходимой степенью определенности сделать вывод о надлежащем способе защиты права, избранном заявителем.   Данный вывод согласуется с судебной практикой по делам данной категории, нашедшей свое выражение, в частности, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2020 г. по делу N А46-8791/2019 др.

Суд первой инстанции верно указал, что доводы Департамента о несоответствии заявления установленной форме и указание на необходимость повторного обращения в Департамент  не могут свидетельствовать о надлежащем рассмотрении  заявления от 23.12.2020 № Д0501-01/13592 общества с ограниченной ответственностью «Металлсервисцентр №1».

Действующий Регламент оказания муниципальной услуги не предусматривает возможность возврата или оставления заявления без рассмотрения, если оно не соответствует установленной форме.

Более того, в данном случае Департамент, рекомендовавший заявителю обратиться повторно с заявлением о предоставлении земельного участка, не возвратил заявление с приложенным ситуационным планом заявителю.

Ссылки Департамента на рассмотрение заявления в порядке, установленном п. 1 ст. 12 Федерального Закона   "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", не опровергают выводы суда о наличии оспариваемого бездействия, выразившегося в неоказании муниципальной услуги.

Названная норма является общей и определяет сроки рассмотрения обращений, не предоставляя административному органу или должностному лицу оставлять обращение без рассмотрения.  Напротив, в соответствии с пунктом 3 статьи 5, частями 3 и 6 статьи 8, частью 1 статьи 9 и пунктами 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Бездействие Департамента градостроительства городского округа Самара, выраженного в ненадлежащем рассмотрении заявления от 23.12.2020 № Д0501-01/13592     общества  с ограниченной ответственностью «Металлсервисцентр №1» судом первой инстанции верно признано незаконным. Возложена обязанность на Департамент градостроительства городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав ООО «Металлсервисцентр №1» путем рассмотрения  заявления ООО «Металлсервисцентр №1» от 23.12.2020 № Д0501-01/13592  в соответствии с действующим законодательством  в месячный срок с момента вступления в законную силу  решения суда.   При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что фактически муниципальная процедура оказана не была и при таких обстоятельствах суд не вправе подменять административный орган.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты по следующим основаниям. В соответствии со статьей 39.12 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Администрации городского округа Самара от 26.07.2011 N 831 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг", постановлением Администрации городского округа Самара от 24.04.2012 N 360 "Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых отраслевыми (функциональными) органами Администрации городского округа Самара, Департаментом управления имуществом городского округа Самара, Департаментом градостроительства городского округа Самара", постановлением администрации     городского    округа    Самара    от    06.03.2017    N     104     утвержден административный Регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах" (далее Регламент).

Состав административных процедур установлен в разделе 3 Регламента. Ответ Департамента от 21.01.2021 № Д0501-01/13592-0-1 не содержит ответа (предусмотренного Регламентом) на запрашиваемое заявителем действие, а по сути, содержит лишь информацию в виде консультации для заявителя, что образование земельного участка для проведения аукциона осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, таким образом, необходимо разработать и утвердить документацию по планировке территории.

Следовательно, доводы о бездействии Департамента при оказании муниципальной услуги являются обоснованными и доказанными, т.к. имеющаяся в материалах дела совокупность доказательств подтверждают принятие Департаментом обращения заявителя как начало предоставления муниципальной услуги в соответствии с п. 3.1 соответствующего Регламента. Однако доказательств оказания данной услуги в ходе рассмотрения дела Департаментом не представлено.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

          Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2021 года по делу №А55-9259/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                          Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                         В.А. Корастелев

                                                                                                                    И.С. Драгоценнова