ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-101905/2021 от 04.08.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 августа 2022 года

Дело №

А56-101905/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Толкунова В.М., рассмотрев 04.08.2022 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу акционерного общества «Группа Компаний «Омега» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу № А56-101905/2021,

у с т а н о в и л:

 Акционерное общество «Группа Компаний «Омега», адрес: 195067,                            Санкт-Петербург, Екатерининский пр-т, д. 21, лит. А, пом. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города                              Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр-т, д. 36, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Инспекция),  от 01.10.2021 № 4940 о назначении административного наказания по делу об административном  правонарушении                     № 72155 от 17.09.2021, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по пунктам 3, 4 статьи 14 Закона                             Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 273-70) в виде штрафа в размере 90 000 руб.                                  

 Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с               главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                   (далее - АПК РФ).

 Решением суда первой инстанции от 18.01.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.04.2022, оспариваемое постановление изменено в части размера наказания, штраф снижен до 55 000 руб.                 В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

 В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, указывая, что деятельность по устройству остановочных пунктов на основании государственного контракта является дорожной деятельностью, на нее                                    не распространяются нормы законодательства о благоустройстве, поскольку                  улично-дорожная сеть (автомобильные дороги) не является объектом или элементом благоустройства по смыслу статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015                             № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» и Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства                  Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила № 961). Протокол осмотра территории от 10.09.2021 должен быть исключен из доказательств, поскольку в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон                № 294-ФЗ) осмотр проводился без вызова проверяемого лица. В протоколе осмотра  от 17.09.2021 отсутствует фиксация правонарушения, поскольку обмер объекта не был осуществлен, акт контрольного обмера площади не составлен, следовательно, отсутствуют доказательства административного правонарушения.

 В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.

Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

 Между тем таких оснований в настоящем случае не имеется.

 Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.09.2021 специалистами Инспекции выявлено, что Обществом по адресу: Санкт-Петербург, Малая Бухарестская ул., юго-восточнее д. 15, лит. А совершены административные правонарушения, выразившиеся: в отсутствии временного ограждения при производстве самовольных  работ (по устройству остановочного пункта городского пассажирского транспорта), соответствующего требованиям, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в  части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875 (далее - Правила № 875), а именно: ведутся работы по снятию части газона; зона ограждения ограждена; осуществляется складирование строительных материалов (песочно-гравийная смесь); зона складирования не ограждена; на проезжей части установлены водоналивные ограждения, установлены временные дорожные знаки; а также в неисполнении обязанности по обеспечению безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве самовольных работ.

  Выявленные нарушения зафиксированы в протоколах осмотра от 10.09.2021, 17.09.2021 (повторно, при участии представителя Общества) с приложением схемы осмотра и фототаблицы.

 Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протоколов об административных правонарушениях № 72155 и № 72156 от 17.09.2021, в соответствии с которыми действия Общества квалифицированы по пунктам 3, 4 статьи 14 Закона № 273-70. Определением Инспекции от 01.10.2021 дела № 72155 и № 72156  объединены в одно производство. Постановлением Инспекции           от 01.10.2021 № 4940 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 72155 от 17.09.2021 Общество признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 14 Закона № 273-70, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 90 000 руб.

Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь диспозицией пунктов 3 и 4 статьи 14 Закона № 273-70, положениями Правил № 875, Приложения № 5 к Правилам № 961, посчитав вину Общества доказанной, пришли к выводу о законности оспоренного постановления Инспекции. Исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не установлено, однако суды сочли возможным снизить размер назначенного штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) до 55 000 руб.

 Оценка доказательств произведена судами согласно требованиям статей 65-71 АПК РФ, статей 26.2, 26.11 КоАП РФ.

 Доводы Общества о том, что протоколы осмотра от 10.09.2021 и 17.09.2021                  не являются доказательствами, так как получены с нарушением требований Закона            № 294-ФЗ, отклонены судами, поскольку вмененное нарушение выявлено Инспекцией в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственно при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом, как установлено судами, все процессуальные действия велись с применением средств видео- и фотофиксации, которые в дальнейшем были получены Обществом.

 Довод Общества относительно обмеров и  площади производства работ в рассматриваемом случае также подлежит отклонению, поскольку площадь указанных зон не влияет на квалификацию вмененного правонарушения.

 Правила № 875 касаются правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга               (пункт 1.1 названных Правил). В пункте 1.2 Правил № 875 указаны случаи, на которые действие названных Правил не распространяется (при производстве земляных работ на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, предоставленных для целей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства). Иных оснований для неприменения к возникшим правоотношениям Правил № 875 (кроме как предусмотренных в пункте 1.2), законодательство Санкт-Петербурга                                не предусматривает.

 Названные Правила обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих (планирующих) производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга в его административных границах (пункт 1.3 Правил № 875).

 Таким образом, Общество при производстве работ по устройству остановочного пункта городского пассажирского транспорта обязано было соблюдать требования Правил № 875.

 В силу указанного обжалуемые судебные акты являются правильными. Оснований для их пересмотра, указанных в части 3  статьи 288.2 АПК РФ, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

 решение Арбитражного суда города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда                 от 06.04.2022 по делу  № А56-101905/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Группа Компаний «Омега» - без удовлетворения. 

Судья

В.М. Толкунов